Недвижимость, передержка питомцев, онлайн-образование: как три бизнеса решили проблемы с удаленным подписанием договоров
Договоры с клиентами часто приходится подписывать удаленно, потому что они живут в другом городе, заказали услугу на дом или вообще получают ее через интернет. Но если просто скидывать подписанные сканы на почту или ватсап, могут быть проблемы — клиенты иногда не воспринимают такой договор всерьез и не всегда хотят соблюдать его условия. А в случае проблем в суде сложно будет доказать, кто именно подписал договор, и его могут признать юридически незначимым. Плюс такая схема удлиняет процесс закрытия сделки — клиенту приходится печатать и сканировать договор, он в итоге может просто передумать и вообще ничего не подписать.
Есть альтернатива — простая электронная подпись (ПЭП), созданная через специальный сервис.
Расскажем, как она работает, на примере трех реальных кейсов: компании перенесли весь документооборот с клиентами в сервис LightDoc, упростили заключение сделок и избавились от проблем с несоблюдением условий договоров.
Кратко: что такое простая электронная подпись
Мы уже рассказывали про ПЭП в прошлой статье, но кратко повторим. ПЭП — это привычные нам пароли и коды доступа по СМС или email. Мы пользуемся ПЭП, когда авторизуемся в электронной почте, делаем перевод в приложении банка или забираем посылку на почте. Но можно пользоваться ей и для задач бизнеса — подписывать договоры с подрядчиками, сотрудниками и клиентами.
Простая электронная подпись обладает юридической значимостью и приравнивается к собственноручной подписи — это написано в статье 6 закона 63-ФЗ «Об электронной подписи». Чтобы подпись была 100% безопасной и имела вес в суде, лучше подписывать ей документы в специальных системах документооборота, например LightDoc.
Расскажем, как трем компаниям наш сервис помог сделать документооборот с клиентами юридически значимым.
Агентство недвижимости: сделало договоры более весомыми для клиентов
Тюменское агентство недвижимости с несколькими филиалами активно работает с клиентами из разных городов. Человек может жить в Ханты-Мансийске, а искать квартиру в Тюмени. Или вообще искать через агентство жилье в Сочи. Агентство в этом случае оказывает услуги по поиску и подбору квартир, обычно с постоплатой. С клиентом нужно подписать договор, причем часто онлайн. Таких договоров с удаленными клиентами в день может быть несколько десятков.
Лично бумаги не подпишешь, поэтому приходилось обмениваться подписанными сканами в ватсапе или по электронной почте. Но некоторые клиенты не воспринимали такие договоры всерьез. После оказания услуг они говорили: «Я ничего не подписывал и оплачивать не хочу». Или оплачивали только часть, потому что им казалось, что агентство выполнило не все обязательства. Вопросы наверняка можно было решить в суде, но судиться с каждым затратно и отнимает много времени.
Тогда агентство обратилось к нам, в LightDoc. Мы предложили подписывать договоры с клиентами следующим образом:
- Агентство готовит договор.
- Вносит договор в сервис и подписывает его внутри с помощью ПЭП.
- Высылает клиенту ссылку на подписание договора.
- Клиент проходит по ссылке и регистрируется в сервисе, подтверждая свою личность, — фотографируется с паспортом.
- Клиент подписывает договор со своей стороны. Для него это бесплатно — платит только тот, кто отправил документ.
Подписание со стороны клиента занимает около пяти минут. При этом клиенты агентства недвижимости сразу почувствовали, что договор более значимый, — ведь он проходит через специальную систему и требует подтверждения личности для подписания. В итоге люди стали строже соблюдать условия, а количество отказов от оплаты сильно уменьшилось.
Сейчас агентство подключило к LightDoc все свои филиалы и ежедневно подписывает несколько десятков договоров. А еще помогает клиентам подписывать соглашения между собой. Например, покупатель и продавец квартиры хотят заключить договор задатка — с помощью агентства они могут сделать это через LightDoc, также удаленно. А вот договор купли-продажи так подписать нельзя — договоры с ПЭП не принимает Росреестр. Тут придется или пользоваться УКЭП, или встречаться лично.
Кроме того, агентство теперь может онлайн администрировать все договоры в едином электронном архиве компании: хранить, отслеживать подписанные, быстро формировать типовые документы. И все это стоит не больше 5 000 ₽ в месяц.
Сервис ухода за домашними животными: ускорил процесс удаленного подписания бумаг
Сервис ухода за домашними животными предлагает людям няню для питомцев, пока хозяева в отъезде. Специфика сервиса такова, что в офис клиенты не приезжают — они общаются с сервисом онлайн, дистанционно заключают договор с сервисом, а потом няня приезжает и забирает питомца к себе.
При этом няни — не штатные сотрудники, а самозанятые. Сервис подписывает с ними договоры оказания услуг, причем тоже удаленно.
Раньше все эти удаленные договоры заключали через электронную почту и мессенджеры. Тут клиенты платили нормально, но сама схема была очень неудобной: подписанные сканы договоров лежали в разных местах, а клиенты иногда по несколько дней не могли распечатать, подписать и отсканировать документ — заключение сделки задерживалось либо люди вообще не доходили до подписания договора и оплаты.
Чтобы решить эти неудобства, сервис подключился к LightDoc. Теперь все договоры, как с клиентами, так и с подрядчиками, хранятся в одном месте, а их подписание занимает несколько минут.
Онлайн-школа чешского языка: решила проблемы с оплатой и закрывающими документами
С одной школой чешского языка LightDoc работает уже полгода. Это онлайн-школа — ее ученики находятся в разных городах России и странах мира. С каждым учеником нужно заключать договор на обучение. Раньше это также делали через мессенджеры и постоянно возникали проблемы. Кто-то оплачивал часть денег и не доплачивал остальное. Кто-то прерывал обучение в момент, когда это противоречило условиям договора, и отказывался вносить оплату. Кто-то не подписывал закрывающие документы, а для любого бизнеса это важно.
В итоге школа стала пользоваться сервисом LightDoc для подписания всех договоров и актов, и дело пошло на лад. Ученики стали относиться к документам серьезнее, и проблемы с неоплаченными семестрами решились. Акты тоже стали подписывать — теперь это занимает пять минут и не нужно ничего печатать и сканировать.
Еще через LightDoc школа подписывает договоры с преподавателями-самозанятыми.
Кто еще может использовать ПЭП для работы с клиентами
Практически любой бизнес, у которого есть удаленные клиенты.
Автодилеры. Салон в Москве, клиент из Ярославля хочет купить машину. Можно заключить договор, что салон поставляет конкретную комплектацию, а клиент платит за это предоплату. Тогда все будет зафиксировано — клиент будет по договору обязан купить машину в четко прописанной комплектации и точно заплатит.
Турагентства. Агентство в Москве, а клиент где-нибудь во Владимире покупает путевку с вылетом из Москвы. Если обмениваться договорами в мессенджерах, есть риск, что клиент в последний момент откажется от путевки или вообще не заплатит.
Другие сферы бизнеса. Юристы, дизайнеры интерьеров, организаторы концертов. И даже те, кто общается с клиентом лично, но берут предоплату удаленно, например за изготовление мебели или пошив одежды. Всем, у кого первый контакт с клиентом происходит через интернет, а условия оплаты важно оговаривать заранее, ПЭП поможет упростить обмен документами и избежать конфликтов с клиентами.
У вас появились какие-то вопросы по ПЭП? Задавайте в комментариях — ответим сразу или постараемся осветить сложные моменты в следующих статьях.
Ждем слитые фото с паспортом в даркнете
Добрый день, в настоящее время, онлайн идентификация по паспорту и фото/видео является единственным методом позволяющим достоверно определить личность пользователя. Но в ближайшее время мы добавим возможность использовать сервис "Госуслуги" для удаленной идентификации. В сервисе LightDoc установлен ограниченный режим доступа к персональным данным пользователей в соответствии с законодательством РФ.
А онлайн-школе с клиентами нужен прямо именно договор? Просто у многих онлайн-курсов галочку просто ставишь где-нибудь, платишь и типа все, готово. Или это разные форматы соглашений какие-то?
Все зависит от формата обучения и возможностей организатора обучения. Можно самостоятельно сделать в образовательной платформе систему для оформления договора. Но сделать это правильно в соответствии с законодательством о ПЭП сложно и дорого. Мы предлагаем готовое решение, доступное по стоимости любому бизнесу. Для онлайн-школы заключающей до 100 договоров в месяц затраты не более 2 тысяч рублей. И еще сразу в LightDoc можно осуществлять документооборот с преподавателями-самозанятыми или фрилансерами.
В каких случаях ПЭП может пригодится организаторам концертов? Не очень поняла, они бы с площадкой смогли так подписать договор? Или с билетным агрегатором?
Добрый день, организаторы заключают онлайн договора с исполнителями, с сервисами оказывающими сопутствующие концертным мероприятиям услуги, да и с билетным агрегатором можно подписать договор и акт выполнения услуг.
Классно! А клиенты не рассказывали потом, им помог ваш сервис среди конкурентов преимущество заполучить? Что у них удобный документооборот, клиентов больше стало из-за этого ?
Да, наши клиенты неоднократно рассказывали, что получили возможность делать свою работу эффективнее, не растрачивая время на оформление и пересылку бумаги. Сделка происходит быстрее в несколько раз и отношение клиентов к ее условиям стало более адекватным.
Скриншоты кайф, выглядит очень удобно.
Вы утверждаете, что любой договор может быть якобы подписан через SMS или по ссылке из электронной почты. А как Вы проверяете, что именно владелец номера телефона в данный момент проводит эту операцию? Как Вы решаете задачу первичной верификации, чтобы простая электронная подпись стала юридически значимой в данном формате? Огромное количество "корпоративных" сим-карт, не привязанных к физлицам, email на публичных доменах без верификации. Как это Вы обходите?
Добрый день, мы проводим верификацию пользователей онлайн по селфи с паспортом. При подписании используем двухфакторную проверку.
Представители этого сервиса постоянно утверждают, что заключение договора по электронной почте незаконно, а вот в их сервисе законно.
Это неправда и никаких доказательств этому они привести не могут.
Поэтому имейте ввиду, что дистанционно можно заключить договор по электронной почте, никаких проблем с этим нет.
Добрый день, мы говорим только о соответствии различных видов подписания документов законодательству РФ. Отправка документа по электронной почте не является Электронной подписью и сам документ не является электронным, так как это не соответствует параметрам четко прописанным в законодательстве РФ и международных нормах.
Мы предлагаем компаниям легкий и доступный переход на юридически значимый электронный документооборот без интеграций, внедрения и обучения. Только оплата за отправку документа на подписание и стоимость от 10 рублей за документ. Стоимость перехода на электронный документооборот компании со штатом до 100 сотрудников составит в зависимости от количества документов от 2 до 7 тысяч рублей в месяц !
Мы еще упростили процесс подписания, ускорили верификацию, добавили в функционал LightDoc возможность подписания всеми видами Электронных подписей РФ: УКЭП, УНЭП, ПЭП.