Благотворительность на IT-движке. Как технологии делают донорство крови эффективным
DonorSearch — крупнейшее в России сообщество доноров крови, которое за несколько лет выросло из небольшого паблика в соцсети в современную IT-платформу с рейтингом, полезным медиа и системой внутренних бонусов. О том, как развивался проект и что у него под капотом, рассказал основатель Руслан Шекуров.
Из паблика в крупную IT-платформу
DonorSearch появился в ноябре 2010 года. Изначально это была группа «ВКонтакте», где помогали в поиске доноров крови.
Нынешний вид проект приобрел в конце 2017 — тогда команда получила поддержку от Фонда президентских грантов и направила средства на разработку. В итоге удалось построить онлайн-платформу, которая не только связывает тысячи доноров и центры крови, но и мотивирует население, борется с мифами и страхами.
«Люди отказываются сдавать кровь не потому, что для этого нет удобного сайта и push-уведомлений. Это комплексная проблема: страшилки о вреде донорства, хлипкая мотивация (не сдам я, так кто-нибудь другой), непрозрачная система центров крови (куда, кому, что нужно). Так от одного направления с понятной болью мы пришли к целой системе», — рассказывает Руслан Шекуров.
Сейчас на платформе есть календарь мероприятий, полезные материалы про здоровье и советы от «практиков», бонусная программа для членов комьюнити и сервис для менеджеров центров крови. Последняя фича пока на стадии эксперимента — в будущем сервис должен превратиться в полноценную CRM-систему для коммуникации с донорами. С его помощью можно будет актуализировать потребности центра (проверять, какая группа крови в достатке, а какой не хватает), создавать объявления и анонсировать мероприятия, редактировать данные и видеть список пользователей, планирующих посетить центр.
Ежемесячно в системе DonorSearch регистрируется свыше 3 тысяч человек, а сайт посещают около 30 тысяч.
Проблемы и решения
Главная боль руководства — нерегулярность донаций. Отчасти она связана с большой нагрузкой на пользователя: в отличие от приложений для вызова такси или заказа еды, сдать кровь онлайн не получится.
Чтобы мотивировать людей, команда проекта решила ввести систему внутренних наград.
Сейчас пользователи DonorSearch могут получить подписку на сервисы more.tv и Bookmate, скидки на курсы «Нетологии», покупки на Lamoda, абонемент FitMost и не только.
Что под капотом?
Команда проекта состоит из директора организации (он же отвечает за IT-развитие платформы), руководителя направления медиа и коммуникаций (на нем спецпроекты, соцсети, позиционирование и поддержка доноров), а также менеджера донорских мероприятий.
«IT-часть у нас на аутсорсе: содержать штат из двух разработчиков, аналитика, техлида и дизайнера слишком дорого. Сейчас мы работаем с агентством из Казани, у команды которого большой опыт в разработке социальных IT-проектов», — делится Руслан Шекуров.
Помимо сайта, запустили PWA-приложение — это «карманная» версия ресурса, дублирующая мобильную версию. По сравнению с нативным приложением оно дешевле в разработке и поддержке.
Платформу создавали на базе Open Source-решений — ПО с открытым исходным кодом, которое можно доработать под свои нужды без нарушения авторских прав. За основу взяли фреймворк Django, написанный на Python, и веб-сервер Caddy. SSR на сайте работает через фреймворк Next.js. Эта технология позволяет сайту работать быстрее — код запускается на сервере, а не в браузере пользователя, избавляя устройство от лишней нагрузки. Аналитику специалисты DonorSearch отслеживают через Grafana и Prometheus, а данные пользователей хранят в реляционной базе PostgreSQL.
Сотрудничать с Selectel DonorSearch начал в 2014 году: тогда проект стал победителем Start Fellows — конкурса стартапов, организованного Павлом Дуровым. В качестве приза провайдер IT-инфраструктуры бесплатно предоставил серверы для поддержки сайта, что избавило от необходимости мониторить нагрузку и беспокоиться за трафик.
«Круто, что я вообще этим не занимался: где хостится, что и как», — вспоминает Руслан.
Платформа DonorSearch работает на облачных серверах Selectel. Виртуальная инфраструктура позволяет проекту гибко развиваться — выбирать из большого числа конфигураций и не переплачивать за неиспользуемые мощности, если трафик на сайт снижается. Также сервис ценит возможность создавать приватную сеть в желаемом регионе, добавлять подсети. Это важно для доступности DonorSearch в разных городах России.
Планы на будущее
Команда проекта планирует продолжить развивать институт регулярного и безвозмездного донорства, а также корпоративное донорство. Последнее удобно тем, что в процессе участвуют компании, которые могут помочь организовать своих сотрудников и дать официальный выходной.
Еще в планах подружить проект с нейросетями: сделать так, чтобы система, опираясь на данные пользователей, прогнозировала их поведение — предлагала релевантные бонусы в любимые магазины или показывала друзей, которые тоже зарегистрировались в приложении.
«В идеальном мире мы хотим понимать, сколько новых доноров активируется через год, сколько пришло, сколько убыло и сколько примерно нужно», — резюмирует Руслан.
К величайшему сожалению, ваша статья набрала очень мало просмотров и не получила ни одного комментария, несмотря на все усилия. Это печально ;-( Напишите мне в ДМ, чтобы исправить ситуацию в будущем.
Спасибо за поддержку!