{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

5 крупнейших событий на российском рынке экосистем в 2021 году

Несколько лет назад считалось, что наступают последние дни традиционного банкинга — их поглотят экосистемы. Прогнозы не сбылись, а в России экосистемы пошли совсем по другому пути: если за рубежом их строят технологические компании вроде Apple, Amazon Google, Alibaba, то у нас они они формируются в основном вокруг банков.

Тем не менее, отечественные IT-гиганты не дают банкирам расслабиться и тоже работают над своими экосистемами. Что интересно, некоторые предлагают вполне банковские услуги в виде пластиковых карт (как кобрендинговых, так и не очень), а другие, обладая уже полноценную экосистемой, «дооснащают» себя функциями кредитных организаций.

Пути развития экосистем отличаются. Одни идут сложной дорогой и разрабатывают сервисы сами, а другие — покупают готовые решения или следуют по пути партнерства. Первый путь опасен — за время разработки предложение может потерять актуальность и стать ненужным рынку. Второй — сокращает TTM (Time To Market), но бесшовно вписать то или иное приложение в систему будет сложнее.

Я решил вспомнить 5 главных событий года на рынке экосистем и заодно посмотреть, какой из подходов преобладает.

1. Убыток «Сбера» от экосистемы вырос почти в четыре раза

СБЕР

В свое время Сбер заявлял, что хочет войти в тройку лидеров по e-commerce к 2023 году. При этом банк разочаровался в партнерствах и пошел по пути покупки компаний и полной интеграции их в собственную экосистему.

«В наших флагманских бизнесах мы должны владеть активом и иметь возможность полностью интегрировать его», – говорил глава Сбербанка Герман Греф на Дне инвестора в ноябре 2020 года. Такие выводы банк сделал после неудачных партнерств. В частности, коллаборация с Яндексом закончилась «разводом» и разделом активом в июне 2020 года.

Приносит ли такой подход плоды пока не понятно — цифры говорят, что экосистема банка не выходит в плюс. За 9 месяцев 2021 года убыток Сбербанка от нефинансового бизнеса составил 32,2 млрд рублей. Наибольшие потери у электронной коммерции. В этот сегмент входят сервисы доставки продуктов «СберМаркет», «Самокат», сервис доставки еды Delivery Club, агрегатор такси «Ситимобил» и картографический сервис 2ГИС. В сегмент «Развлечения» — онлайн-кинотеатр Okko, музыкальный сервис «Сберзвук», в «Здоровье» — «Сберздоровье», «Сбераптека».

Возможно это лишь временные трудности и экосистема Сбера еще заявит о себе, так что продолжим наблюдать.

2. ЦБ хочет ограничить инвестиции банков в экосистемы

ЦБ РФ

Убытки Сбера и неконтролируемое развитие банками экосистем насторожили Банк России.

«Банки инвестируют средства вкладчиков в новый бизнес, в свою экспансию. Отдачи от этих бизнесов могут быть и меньше, и позднее, чем ожидает банк, который находится в центре экосистемы», – говорила председатель Банка России Эльвира Набиуллина. Она отметила, что это не проблема вкладчика, «насколько будет прибылен онлайн-кинотеатр или даже сеть онлайн-кинотеатров, которой банк владеет».

По словам Набиуллиной, регулятор не хочет запрещать банкам инвестировать в экосистемы, но платить за их развитие должны акционеры, а не вкладчики. Поэтому ЦБ предложил ограничить инвестиции банков в нефинансовый бизнес и ввести понятие иммобилизованных активов (ИА), в которые войдут и экосистемы. Предполагается установить 30%-ный лимит на капитал по таким активам.

Логика ЦБ такая: введение нового регулирования даст банкам возможность развивать новые сервисы и инвестировать в них, если вложения в ИА с определенного уровня будут полностью обеспечены деньгами акционеров. Пока что предложения регулятора находятся на стадии обсуждения, но в следующем году мы с вами можем наблюдать более решительные действия со стороны ЦБ.

3. На рынке российских экосистем запустился «Огонь»

Огонь

Ориентируясь на опыт коллег, на рынке появляются новые игроки, обладающие обширными ресурсами, например, сервис подписки «Огонь». В отличие от других решений, здесь разные компании предлагают товары и услуги через платформу «огня», а подписчики получают их на специальных условиях. Так, Газпромбанк снижает процентную ставку по ипотеке для подписчиков, а онлайн-кинотеатр Premier становится для них бесплатным. Сервис пока работает в тестовом режиме, но к нему уже подключились ivi, Ситилинк, СОГАЗ и сеть аптек «Асна» и др.

Главная особенность платформы в том, что участники — независимые и равноправные партнеры, которые не получают данные о клиентах друг друга. Такая стратегия — антипод Сберу, Яндексу, Mail.ru и любым экосистемам в принципе. Потому что экосистема по своей сути строится на пользовательских данных. И на их базе сервисы внутри экосистемы формируют релевантные предложения.«Огонь» же позволит пользователю самостоятельно сформировать комплект услуг, которые будут входить в подписку. В результате поставщикам будет просто незачем обмениваться данными.

Газпромбанк движется по пути партнерства с крупными игроками, которые знают, что банк не пытается стать ядром экосистемы и не стремится узурпировать всю экономику и клиентский доступ. Суть взаимовыгодного партнерства — во всеобщей экономической выгоде от работы с клиентом. В этой модели каждый из провайдеров услуг является профессионалом в своей области, поэтому он будет предлагать эти услуги лучше, чем банк

Дмитрий Зауэрс, Заместитель председателя правления Газпромбанка

4. IT-империи наносят ответный удар

Дальше всех в создании полноценной экосистемы продвинулся «Яндекс» – компания давно начала создавать сервисы «под себя» и ее продукты хорошо интегрированы в систему. Сегодня экосистема компании насчитывает 87 сервисов. Однако ее слабым местом оставалось отсутствие банка или полноценной платежной системы.

После этого компания решила обратить внимание на более сговорчивые «активы» и в итоге приобрела банк «Акрополь», получив все лицензии кредитной организации, включая и универсальную банковскую. Так как банк был куплен исключительно ради них, перед «Яндексом» теперь стоят задачи по поиску команды и развитию банковской инфраструктуры.

По такому же пути пошел Ozon: в мае 2021 компания купила у Совкомбанка «Оней банк» за 615 млн рублей. Цель — доступ Ozon к банковской лицензии для финансовых продуктов. При этом экосистеме может быть сложнее набрать клиентов на полноценное кредитование, но никто не отменял собственный сервис рассрочки для покупателей, комбинированный с кредитованием продавцов. В целом, Ozon в течение долгого времени оставался чистым маркетплейсом и только в последнее время, почувствовав, куда дует ветер, решил запрыгнуть на подножку экосистемного поезда. Поможет ли приобретение банка улучшить текущую бизнес-модель? Вопрос открытый.

Желание IT-гигантов отнять кусок рынка у банков вполне понятно, но также не стоит забывать о российском Центральном Банке, известном своей жесткой и консервативной политикой. Пока не ясно, как новые игроки будут справляться со всеми тонкостями отчетности и требованиями регулятора. В любом случае случае в следующем году будем с интересом наблюдать за тем, во что выльются эти две покупки и как они повлияют на экосистемы IT-гигантов.

5. На рынке экосистем может появиться мощнейший игрок

Под самый конец 2021 года рынок потрясла новость о продаже Сбербанка своей доли в группе VK (раньше — Mail.ru Group). И не кому-то, а газовому гиганту Газпрому. Речь идет о 36% акций компании «МФ Технологии» (владеет 57,3% от общего числа голосов и 4,8% от общего числа акций в VK). Сумма сделки составила 12,8 млрд руб.

Сбербанк продал акции Газпромбанку, а тот уже на следующий день объявил о передаче холдингу Газпром-Медиа 45% компании. Там заверили, что «VK продолжает сохранять статус независимой компании и развивать собственную цифровую экосистему». Вся это история может стать началом появления на рынке мощнейшего игрока с неограниченными финансовыми возможностями, который сможет составить достойную конкуренцию экосистемам Яндекса или Сберба.

Кроме VK (три крупнейшие российские социальные сети — «ВКонтакте», «Одноклассники» и «Мой мир», почтового сервиса, портала Mail.ru, нескольких мессенджеров, сервиса частных объявлений «Юла», службы доставки Delivery Club) и собственных продуктов Газпром-медиа, в отраслевом портфеле группы уже присутствует 20% “Первого канала”, 21,22% “Национальной медиа группы”, 18% “Рен-ТВ” и 3% “Пятого канала”.

0
1 комментарий
N.Smirnov

В чём именно состоит (или должна состоять) "экосистемность" сбера, яндекса, и тем более газпромбанка? Желание срубить с лохов бабла по максимуму - понятно (и для банков естественно), но самим то лохам это - зачем? Настоящая (природная) экосистема это - про максимальное удобство при минимальных затратах (времени и денег), но сбер и яндекс - явно не про это.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда