{"id":11244,"title":"\u0420\u0430\u0437\u0431\u0438\u0440\u0430\u0435\u043c\u0441\u044f, \u043b\u043e\u043f\u043d\u0435\u0442 \u043b\u0438 \u0440\u044b\u043d\u043e\u043a \u0418\u0422 \r\n ","url":"\/redirect?component=advertising&id=11244&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/353949-razbiraemsya-lopnet-li-rynok-it&placeBit=1&hash=d208029863fe4571a57bd41458f0ed509048b262392aaffae456a4ea928923a5","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как зарабатывают сервисы по аренде вещей

Денис Гордиенко, генеральный директор Bright Mobile, о схемах заработка сервисов по аренде вещей на примере Hyundai.

Сегодня я хочу поговорить о сервисах по подписке. В течение последних полутора лет я неоднократно упоминал подобные стартапы: от сервисов доставки еды до бытовых расходных предметов. Но к написанию этой статьи меня побудил пример Хёндая, который запустил на своём сайте возможность получения авто по подписке.

Когда я стал копаться в технических и юридических тонкостях этого сервиса, мне показалось, что он очень похож на лизинг для юрлиц, но обнаружил ряд отличительных особенностей, о которых я и хочу рассказать. Однако перед этим я поясню, как вообще сейчас обычно осуществляется схема приобретения автомобиля и что такого особенного предлагает Хёндэ.

Машина в кредит: удобно, но дороже

Чаще всего люди покупают автомобиль двумя способами. Первый – за наличку, второй – покупка в кредит, т.е. выплачивают не всю сумму, а, к примеру, 10% от первоначального взноса, а затем вносят равными долями остаток вместе с процентами за услугу. Машина, выходит дороже, но так её можно купить сейчас и пользоваться раньше, чем появится нужная сумма.

Обычно переплата составляет 40% от стоимости кредита: если машина стоит 4 миллиона, а вы вносите первоначальный взнос в размере миллиона, то потом платите ещё четыре. Сейчас ещё в ходу ухищрения с навязыванием страховки жизни, впаривая её в несколько раз выше рыночной стоимости. Вместо средних 20 тысяч в автосалоне берут 70-80 за год. Если кредит на 5 лет, то получаем дополнительный расход в 300-400 тыс.

Чем меньше стоимость автомобиля, тем меньше переплата, но тем больше она в процентном соотношении. Я удивился, когда за нашу отечественную машину стоимостью около миллиона допов накидывают ещё на половину суммы, хотя если посчитать по запчастям, дай бог 7-10% наберётся.

Машина и кредит кредита: платить меньше и дольше

Года четыре назад у банков (вместе с производителями авто) появилась идея делать остаточный платёж, т.е. кредит, по сути, продают два раза. Проблема была в следующем: человек 10% первоначального взноса накапливал, но каждый ежемесячный взнос всё равно был для него слишком большим, и ему эту сумму хотелось уменьшить. Ушлые ребята придумали следующее: они великодушно позволили покупателю платить половину от ежемесячного взноса, но в конце срока он должен будет внести остаточный платёж, например, 1,8 миллиона из примера выше.

По факту получается, что клиент каждый месяц погашает не плату по кредиту + погашение по основной части, а берёт всю сумму за вычетом первоначального взноса в долг и выплачивает только 1,2 млн. из основного долга и комиссию за все три миллиона. Платежи аннуитетные, но с остаточным платежом: выходит, что больше человек платит банку премиальных и меньше – погашает основной платёж.

Для 99% людей к концу срока сумма отатка не накапливается, и банк с пониманием предлагает на неё ещё один кредит. Человек берёт кредит ещё на один срок, чтобы погасить остаток. Либо, опционально, возвращает по этой стоимости автомобиль производителю и меняет его на новый. Эта услуга называется buy-back, предлагаемая как преимущество, а по факту у вас авто просто забирают по демпинговой цене: выгоднее просто на Авито продать, а деньги отдать банку.

Переплата за два таких чудо-кредита выходит за машину в 4 млн от 1,5 до двух миллионов, хотя вам и предлагают платить в два раза меньше каждый месяц.

Без первоначального взноса и без машины: плати за кредит вечно

Третьим этапом в развитии финансовых автопродуктов стало то, что теперь покупатель может даже не платить первоначальный взнос: машиной можно пользоваться сразу. Представляете: просто берёте машину за 4 миллиона, вообще ничего не нужно, платите только по 30-40 тыс в месяц. Садишься – и едешь.

Первоначальный взнос, соответственно, либо переходят к оставшейся сумме, либо клиенту говорят, что он пересядет на новую машину. Хёндай запустил такую штуку – выглядит очень классно. Но это только пока я не посчитал, во сколько всё это обходится на самом деле: переплата уходит уже за два миллиона.

Машину можно и не выкупать, просто платишь за пользование, тогда это всё равно, что аренда квартиры: вроде неплохо, пользуешься, только она не твоя. Из машины тебя, конечно, не выгонят, так и будешь на ней ездить, но по факту эти деньги отдаёшь за пользование: она оформляется на покупателя, сумма может быть погашена, обратный выкуп, все дела, так что это и не классическая аренда автомобиля вовсе.

Но финансово всё обёрнуто таким образом, чтобы клиенту к концу срока было выгодно не выплатить остаточный платёж, а поменять старый Hyundai на новый. Через 3-4 года выходит новый модельный ряд, с клёвым дизайном, новыми фишечками в салоне, какими-то более экономичными движками и т.д.

Клиенту намекают, что вместо того, чтобы разъезжать на старой рухляди, ему лучше взять в кредит новую машину, а старую заберут в счёт погашения нового долга. Вся история повторяется: снова надо погашать премиальные банку, снова машина ещё не является полноценной собственностью. Стоимость погашения примерно равна стоимость автомобиля с учётом его устаревания.

Теперь о том, как подобный подход можете использовать вы

К нам пришёл один из клиентов RTPlatform, который занимается «снабжением офисов»: продаёт технику и расходные материалы к ней. Обычная классическая схема такого бизнеса в том, что сначала компания продаёт в офис технику, а затем зарабатывает на продаже расходников и допов.

Клиент придумал очень классную штуку: ничего покупать не нужно, 40-50 тысяч для владения этой техникой платить тоже не надо (для малого бизнеса эта сумма порой вполне ощутима), можно просто взять её в аренду, и в договоре указывается, что расходники можно брать только у него. Так он привязывает к себе клиента, делает более выгодное предложение и становится единоличным поставщиком допов и материалов.

Он зарабатывает два раза: и на аренде, и на допах. И получает больше клиентов, т.к. теперь им некуда деваться, и брать они расходники должны у него. Сейчас с нашей помощью он часть вопросов автоматизирует, чтобы свои расходные операции снизить ещё сильнее и ещё больше повысить маржу.

Этот абстрактный пример хорошо иллюстрирует похожую на Хёндай идею, только в сфере офисных товаров.

Если в вашем бизнесе предполагаются расходники или допы, используемые с вашим товаром, вы можете смело брать эту идею на вооружение. Возможно, у вас не будет всех этих сложных кредитных историй и вы в качестве примера возьмёте деятельность моего клиента, сдающего в аренду технику – как бы то ни было, это поможет вам заработать больше и привязать к себе больше клиентов.

Больше интересных идей на YouTube.

0
32 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Иван Фейкович

Интересная схема, да... По сути, вечный должник становишься.

Ответить
7
Развернуть ветку
Денис Гордиенко

так и есть

Ответить
2
Развернуть ветку
Dmitry Bugaev

Какой-то сумбур: написать заголовок про подписку на авто, закончить идеей подсадить клиента на расходники, установив оборудование. И ещё рассказать, как это свежо. Так кофе продавали, когда я его еще не пил ввиду юного возраста, а я уже пожилой человек. А подписка на авто однозначно выгоднее покупки, если речь идёт о предпринимателях. Есть нюансы, вот мне, например, нужен фаркоп на авто, чтобы буксировать прицеп, почти все кто даёт подписку, а их, к удивлению автора, помимо хундая, ещё полно (уаз, ленд ровер, ягуар, дженезис, киа, ниссан совместно со сбером, вольво это только те, кого я смотрел, возможно, еще есть), не разрешают ставить дополнительное оборудование. Но, в любом случае, вынуть сейчас из бизнеса 2м, будет равносильно закрыть бизнес, при рентабельности даже в 20% годовых, подписка выгоднее. Покупать б/у авто это лотерея похлеще русского лото, поэтому подписка это весьма удобный инструмент владения новым авто без финансовых потерь, но для тех, у кого деньги работают, для простого обывателя, покупка, на мой взгляд, предпочтительна.

Ответить
3
Развернуть ветку
Artem Shevchenko

Хорошо расписал

Ответить
0
Развернуть ветку
Vadim Karasev

Уважаемый автор. Приведу цифры, математику посчитаете сами:
РРЦ Hyundai Santa Fe в высокой комплектации - 3,5кк
Цена Hyundai Santa Fe в той же комплектации у дилеров от 4,2кк до 5кк (в зависимости от жадности)
Подписка с побегом 30к в год - 0,7кк в год (включает страховку, замену резины, все ТО).

Не могу найти упомянутые 2кк переплаты.

Спасибо.

P.S. Если у вас был положительный опыт быстрой и беспроблемной продажи авто на авито за адекватную цену - могу вам только позавидовать.

Ответить
1
Развернуть ветку
V S

Переплата простая - у тебя в норме через 5-6 лет сантафе стоит 2ляма
При аренде его у тебя нет

Ответить
3
Развернуть ветку
Андрей Николаев

Так через 5-6 лет. Чел в статье говорит, что через 3-4 года втюхивают новую тачку. Вот и считаем, 56к в месяц за 4 года = чуть меньше 2.7 млн. И далее получаешь новую тачку. Либо платишь 4.5 млн за тачку + на будущих ТО и расходниках еще чуть ли не пол ляма, округлим до 5 млн, а если все это дело в кредит, то остается только офигевать, потому как кроме конских процентов вам еще и каску навяжут и страхование жизни. Затем продаешь за 2 ляма, если вам верить. Итого расходы 3 млн, весь геморрой на тебе, против 2.7 млн, где все делают за тебя. И это с условием, что ты за тачку платил наличкой. В противном случае, расходы еще выше, чем 3 млн.

Ответить
0
Развернуть ветку
Vadim Karasev

Но ещё в норме тебе надо заплатить 4,5-5 лямов за машину здесь и сейчас (текущих рублей, настоящих, без инфляции в течение 5 лет). При указанной остаточной стоимости в 2ляма, 2,5 ляма уже испарились. Добавим ТО+ Ремонты + Колеса + страховки по вкусу пусть 0,5ляма. Итого потери за 5лет - 3кк.

Аренда за 5 лет - 3,5к. При этом у вас каждый год - новая машина.

Получается вы можете просто в момент «не покупки» положить 2кк на депозит под 5% годовых и через 5 лет получить те же 2,5 ляма)

Не учитываю изменение покупательной способности 4,5кк сейчас через 5 лет и скорее всего возрастающий в будущем арендный платёж (и то и другое пляшет от инфляции).

Ответить
0
Развернуть ветку
El Negro

Это тариф на год. Где тут 30к Санта фе?

Ответить
0
Развернуть ветку
Jack Morositel

Написано же - с пробегом в 30к в год стоит около 700к/год

Ответить
2
Развернуть ветку
El Negro

30к в год? Я не езжу в офис и получилось ~34к накатать. А 30к/год это вообще не ездить никуда. Хрень какая-то.

Ответить
–1
Развернуть ветку
Vadim Karasev

Верно, 30к в год. За более чем 10 лет за рулем, больше за год не накатывал. Это называется не «хрень». Это называется «сценарий эксплуатации».

Надеюсь, все понимают, что таксисту с пробегом 100к+ в год брать Santa Fe в подписку не очень выгодно)

Ответить
1
Развернуть ветку
El Negro

34к в моём случае это пару раз в год Питер и туда-сюда за продуктами раз в две недели. Обычный, как вы говорите, сценарий эксплуатации. Я не езжу на работу 5/2, у меня нет детей и накатано 34к. Давай, расскажи семье из 4 человек насколько это "выгодно" будет взять авто по подписке. А вишенкой на торте этой подписки отсутствие автомобиля как актива, который можно продать по прошествии 4-5 лет эксплуатации.
Т.е с этой говноподпиской только один сценарий. Пользоваться их сервисом не имея возможности соскочить или поменять на другой сервис/авто.

Ответить
0
Развернуть ветку
Vadim Karasev

Съездил в Краснодарский край и Крым. Съездил в Питер. Покатался по подмосковью. Использую авто для доставки себя в офис и обратно несколько раз в неделю, а так же по любым другим делам. Итого за полгода пробег - 14 000. И я отлично знаю, что 30 000 не накатаю, при этом ни в чем себе не отказывая (средний пробег в год у меня 20-25).

Мне условия - подходят. Для меня это оказалось выгоднее, чем отдать те же 700к переплаты дилеру относительно РРЦ. Ближе к окончанию аренды вернусь к вопросу и снова буду смотреть, что для меня выгоднее.

Если вам они не подходят, это нормально и не означает, что все вокруг не правы и не понимают жизнь)

Рассматривать автомобиль как актив не готов. Уж слишком много рисков (угон, аварии, и т.д.) которые могут превратить этот актив в тыкву.

Ответить
2
Развернуть ветку
Aleksandr Re

Видимо имелось в виду, 30к км/год максимального пробега

Ответить
0
Развернуть ветку
Vadim Karasev

Абсолютно верно. Ещё нюанс. Если проделываешь аренду на 2-й год (и каждый следующий раз) тебе дают новую тачку.

Ответить
0
Развернуть ветку
Ayrat Sultan

Для этого нужен большой капитал

Ответить
1
Развернуть ветку
Денис Гордиенко

Ну если речь об физическом оборудовании, то можно получить на нормальных условиях кредит

Ответить
1
Развернуть ветку
BLVCK SQUARE

Да а потом кредит на кредит..

Ответить
0
Развернуть ветку
Денис Гордиенко

да нет. Тут же важно, чтобы LTV по конкретному продукту был выше, чем стоимость и переплата по кредиту.

Ну или, как вариант, идти по венчурному сценарию

Ответить
1
Развернуть ветку
BLVCK SQUARE

Да я в шутку написал) В целом статья крутая, лайк однозначно!

Ответить
4
Развернуть ветку
Артём Сергеевич

И что, они всё равно обесцениваются быстрее, чем капают проценты :D

Ответить
0
Развернуть ветку
Денис Гордиенко

Ничего, если вы берёте платёж в валюте. А если в рублях, то какая разница обесценивается или нет - доходы точно так же подвержены инфляции.

Ответить
1
Развернуть ветку
Алексей

Очень классная статья!

Но меня всегда поражали кредиты на дорогие авто.
Вы привели пример в авто стоимостью 4 млн. Что, реально кто-то берет кредит на такую тачку?

Ответить
0
Развернуть ветку
Мурад Муртазалиев

Покупал в ноябре машину за наличные. Скидку дали 0,25 процента и очень не хотели брать налик. И в принципе удивились, что без кредита.

Ответить
1
Развернуть ветку
El Negro

Подтверждаю. Дилеры БМВ так вообще говорят прямым текстом "Наличные нам не нужны, берите авто-кредит". Основной заработок салона и менеджера не на продаже авто.

Ответить
1
Развернуть ветку
Ник Мачетин

А что, реально кто-то не понимает, почему нельзя так делать?

Ответить
1
Развернуть ветку
Алексей

Мне всегда казалось что кредиты - для нищих.
Если ты не можешь позволить себе купить тачку за $50к за нал, то нахрена брать ее в кредит?

Я понимаю, кредитный рено сандеро за 11. Но машину премиум класса....

Ответить
0
Развернуть ветку
Philip Poteryahin

Вы же при определенных навыках вас или ваших брокеров можете делать 17-20 годовых на ваших средствах. Кредит может стоить 9-12% если еще не субсидируется производителем) на разницу можно еще сложные проценты заработать. Кредит вполне себе инструмент в умелых руках))

Ответить
2
Развернуть ветку
Sasha Step

В 99% случаев. Луше переплатить, чем засветить такую сумму перед налоговой. НДФЛ в 2 раза выше процента по автокредиту.

Ответить
1
Развернуть ветку
Andrei Andreev

По статистике примерно каждый второй новый авто кредитный.

Ответить
0
Развернуть ветку
Ковтун Максим

Все надо считать с конкретными цифрами.
В тексте есть сравнение с арендой и, видимо, ипотекой. Так аренда выгоднее ипотеки. С машиной может получиться так же.
Для себя рассматривал похожие сервисы, но у меня большие пробеги, пока не подходит под ограничение.

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 32 комментария
Обман "Озона" с акцией "баллы за отзывы" (заблокировали аккаунт с 3000+ баллами)

Несколько месяцев мной старательно делались видеообзоры на купленные товары. За каждый отзыв с видео и фото начислялись разные деньги (100-150 баллов было обычно). А как захотелось использовать эти баллы и были созданы заказы с ними - "Озон" аккаунт заблокировал (объяснять причины и разблокировать отказывается). 46890080-0775 - один из последних…

Доходы Yota от роуминга выросли в 1,6 раз

Ковидные ограничения стали испытанием для мобильных операторов, которые недополучили доход от роуминга в 2020 году. В Yota в 2020 году выручка от роуминга сократилась в два раза по сравнению с 2019 годом.

Хакеры взломали DeFi-платформу Qubit Finance и украли криптовалюту на $80 млн Статьи редакции

Команда проекта предложила вернуть деньги за награду — но им пока не ответили.

Просмотр сетки ордеров
От техподдержки через переводчик до главного канала продаж

Как изменился «AliExpress Россия»: рассказывают «старички» маркетплейса.

Как и почему я переехал в Иннополис: плюсы и минусы

В прошлом году я стал операционным директором офиса компании Promwad в Иннополисе и оказался единственным сотрудником, который исходно жил в этом городе. Остальные приезжали из других городов России. Поэтому мне часто приходилось делиться с новичками своим опытом трех лет жизни и работы в Иннополисе. В итоге я решил собрать свои заметки про плюсы…

Скоро выйдут: сериалы про WeWork, Theranos, Uber и Spotify Статьи редакции

Три из них можно будет посмотреть уже весной 2022 года.

Биржевой стакан в мобильном приложении БКС Мир инвестиций
null