Как с помощью современных инструментов для IT организовать работу онлайн-кружка

В 2019 мы запустили обычный офлайн-кружок, а сейчас для работы мы полноценно используем: Airtable, Asana, Zoom, Miro, Notion, Telegram, What’s App, Sendpulse, Tilda, Integromat, Collabza, и вот как мы к этому пришли.

Я решил открыть кружки по занимательной математике «Математические тропинки» для детей начальной школы в 2019 году. В России сильное олимпиадное движение, и поэтому много кружков по подготовке к олимпиадам, но они в основном рассчитаны на детей средней и старшей школы. В последнее время формат “малого мехмата” начали переносить на детей начальной школы. На таких кружках дети решают всё занятие листочек на одну тему и потом рассказывают задачи преподавателю. Это хороший формат, но он не подходит для детей 9 – 12 лет. Точнее, подходит, но очень маленькому количеству детей, которые получают удовольствие от математических задач. Мне же хотелось сделать занятия для детей, у которых математика не самое главное в их жизни: занятия, развивающие математическое мышление, но подходящие по возрасту и формату разным ученикам.

Начинали мы как очный кружок, но в 2019 году все отправились на карантин, и нам нужно было перестроить систему занятий в онлайн-формат.

Мы начали работу с:

  • База данных учеников и учёт оплат— в таблицах Excel

  • Сайт с информацией о кружке и оплатой занятий — конструктор сайтов Tinkoff

  • Онлайн доска для занятий на кружке — Jamboard.
  • Рассылка новостей и квестов по подписке — Mailchimp.

Весной 2020 года я наткнулся на курс по nocode разработке в ВШЭ от Никиты Наумова, на котором нас познакомили с разными nocode инструментами.

Что такое nocode? Если в двух словах, это сервисы, которые позволяют собирать цифровые продукты начиная от ботов в телеграмме и заканчивая краудфандинговыми платформами из готовых блоков без программирования. Они различаются между собой по сложности. Есть конструктор сайтов Tilda, где просто нужно собирать странички в интернете. А есть Bubble, где к каждой кнопке нужно прописывать алгоритм действий. Это требует понимания основ программирования, но позволяет собирать достаточно сложные сервисы. Для разных задач нужны сервисы разной сложности. Если вам нужен лендинг для семинара или небольшого интернет-магазина, то использование Bubble будет как стрельба из пушки по воробьям.

А вот наш интерактивный детектив-квест по математике «Священный додекаэдр», где участник вводит ответ в специальное окошко на странице и автоматически узнаёт, правильно он решил головоломку или нет, сделан как раз с помощью Bubble.

Страничка, которая проверяет ответ на головоломку в детском онлайн-квесте

Мне нужно было научиться и быстро перестроить процессы в «Математических тропинках», поэтому я учился на нескольких курсах сразу. Например, ещё у Zerocode на курсах по airtable и integromat.

Какие сервисы есть сейчас и сколько мы за них платим.

Airtable (пока что 0$ в месяц) + Integromat (9$ в месяц)

Всю базу учеников и оплат я перенес в Airtable — это инструмент, похожий на Google-таблицы, только на стероидах. Это супер-мощная база данных, которую можно кастомизировать под себя. Сейчас я там храню вообще фактически всё.

Помимо этого, я освоил Integromat — это сервис, который автоматизирует процессы и связывает между собой другие сервисы. Например, с его помощью можно настроить такой сценарий: после оплаты информация передаётся в базу данных и оплатившему человеку приходит письмо с ссылкой на занятие.

У нас была сложная система оплаты. Например, при оплате модуля из 4-х занятий можно было пропустить одно занятие, и оно переносилось. Я настроил автоматизацию этих процессов. Автоматизации выглядели пугающе, но тем не менее всё работало. Основная проблема была в том, что всё равно иногда были сбои, и я мог починить систему только если что-то шло не так. Такая система требовала моего постоянного внимания.

Сейчас наши процессы устроены намного проще по сравнению с тем, что было. Это позволяет исключить нежелательные ошибки и не тратить всё время на их поиск и исправление.

Вот как выглядел алгоритм оплаты в прошлом году.

Тем не менее, в тот момент автоматизации позволяли не нанимать администратора. Напоминания об оплате приходили автоматически. Вопросы, связанные с общением с клиентами, я решал самостоятельно.

Сейчас мы изменили систему оплаты. Теперь сценарий выглядит проще, и ошибки случаются реже.

Sendpulse (4300 р. за пакет из 25000 писем)

От Mailchimp мы решили отказаться. Он был дорогим: нужно было платить за каждого пользователя, даже если он отписался и не получал письма. Мы перешли на Sendpulse — дизайн писем в нём не такой симпатичный, но зато есть удобная автоматизация рассылок и русскоязычная поддержка 24/7. С помощью авторассылок в Sendpulse мы рассылаем наши математические квесты: родители подписываются, и на следующий день к ним начинает приходить цепочка рассылок с заданиями и головоломками, так что не получается перегрузки задачами в один день, и дополнительно у детей появляется интерес и ожидание: “а что там в завтрашнем письме?”

Miro (15$ в месяц)

Осенью 2020 года мы познакомились с Екатериной Бредихиной. Она посмотрела на наши занятия на Jamboard и рассказала про Miro. И показала, какие штуки там можно делать. Я думаю, что тогда я вообще не осознал всю силу этой платформы, но я увидел, что это гораздо удобнее Jamboard. Зимой мы обучили всех наших преподавателей и перевели учеников на Miro. Основной плюс, что там супер-удобно хранить уроки, можно запускать детей прямо на доску и работать вместе с ними в режиме реального времени.

Вначале я проводил обучение детей работе на Miro сам — это было очень тяжело. Обучение было бесплатным, и часто дети не доходили до занятий, а потом не могли сориентироваться на доске во время урока.

Мне это надоело, и я записал автоматизированный видеокурс в формате квеста. Этот курс доступен и сейчас, вы тоже можете его пройти: https://mattrop.ru/miro

Доска Miro вообще оказалась гениальной вещью. Сейчас в ней мы верстаем все документы, раздатки заданий, делаем прототипы сайтов, планируем, рисуем алгоритмы.

Tilda (1000 р. в месяц) + Collabza (390 р. в месяц)

Конструктор сайтов у Tinkoff был довольно ущербным, там было мало возможностей для автоматизаций, и мы перешли на Tilda. Это онлайн-конструктор сайтов, он быстро развивается, и в нём появляются классные фишки. Плюс сейчас мы докрутили Tilda сервисом Collabza. Этот сервис позволяет делать динамические страницы.

Например, мы смогли сделать индивидуальные страницы в личном кабинете, где каждому родителю выводится обратная связь именно по его ребёнку и материалы прошедшего урока. Стандартным функционалом Tilda это сделать невозможно.

Notion (0р)

Так как сервисов много, и в них легко запутаться, нужно хранить всю нужную информацию для каждого преподавателя там, где ему будет удобно и понятно. Мы решили использовать notion. Все нужные ссылки собраны в единую страничку, у каждого преподавателя она своя.

Это удобно организовать в notion, потому что там можно наглядно структурировать и хранить текстовую информацию, делать вкладки, страницы и выпадающие списки.

У нас много каналов общения в Telegram по разным вопросам: SMM, общий канал, отдельный чат с самой важной информацией, отдельные чаты для обсуждения материалов в каждой ступени, проектные чаты, и поэтому мы хотим когда-нибудь перейти на общение в Slack (это мульти-канальный чат, в котором можно организовать общение по разным вопросам в разных группах, но при этом не терять сообщения среди других чатов) . Но мы понимаем, что и так довольно часто вводим новые сервисы, и это будет очень непривычно для преподавателей. Поэтому пока мы просто используем группировку чатов в Telegram по папкам. И очень рады, что преподаватели готовы обучаться новым инструментам и пользуются всеми сервисами, несмотря на то, что они не всегда идеальны.

Для видеосвязи мы используем Zoom (17$ за аккаунт в месяц), но этим сейчас никого не удивишь :)

Проблемы

Иногда в таком разветвлённом функционале случаются баги, и есть ограничения, с которыми нам нужно мириться. Например, личный кабинет корректно отображается при работе с компьютера, а не с телефона. Тем не менее, эти сервисы позволяют сделать взаимодействие с родителями: отправку заданий, напоминания об оплате, обратную связь после занятий — более комфортным.

Miro тоже делает старт занятий более сложным. Чтобы у нас заниматься, ребенку нужно сначала пройти обучение и понять, как пользоваться онлайн-доской.

Но пользы от работы на Miro больше, чем сложностей в его освоении, тем более что дети учатся быстро, а потом больше вовлечены в интерактивное занятие, чем при переписывании задач в тетрадки.

Александр Маркеллов, руководитель кружков занимательной математики «Математические тропинки», клинический психолог, преподаватель математики.

Екатерина Бредихина, директор по развитию кружков «Математические тропинки», ведущий тренер eduScrum Россия, коуч ICF, математик.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Вадим Рудаков

Обожаю математику и людей которые стараются её продвигать в массы.
Желаю вам не останавливаться и совершенствовать свои алгоритмы, упрощая систему и распространяя знания.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Маркеллов
Автор

Спасибо! Будем стараться :)

Ответить
Развернуть ветку
AE

Круто! Молодцы!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Маркеллов
Автор

Спасибо большое!

Ответить
Развернуть ветку
IA F

Посмотрите в сторону планфикс, мне кажется вам понравится.
В связке с телеграм, интегроматом, почтой может будет более комплексно подойти к автоматизации ваших процессов.
Там можно и финансовую составляющую вести, отправлять "письма" сценариями, хранить результаты выполнения заданий, формировать договора и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Маркеллов
Автор

Спасибо, посмотрим!

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Бизнес супер. Вы молодцы удачи Вам.
А вот по реализации посмотрите Битиркс24, он позволит Вам совсем отказаться от всех сервисов, сэкономить кучу денег и времени. Все что Вам нужно там есть, так сказать в одном флаконе.
С таки зоопарком что у Вас сейчас, работать не просто.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Маркеллов
Автор

Спасибо, изучим!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Взял на заметку. Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Маркеллов
Автор

Спасибо! Будем стараться :)

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда