{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

«Сидя на облаке»: способна ли российская облачная инфраструктура поддержать бизнес

Текущий кризис негативно сказывается на возможности бизнеса масштабироваться ввиду ограничений на поставку оборудования, выдачу новых лицензий на ИТ-продукты и роста стоимости покупки железа. В этих условиях перспективу эксперты видят в развитии отечественной облачной инфраструктуры и переносе на нее критически важных процессов. М.Видео-Эльдорадо начала этот процесс несколько лет назад. Александр Соколовский, директор по информационным технологиям Группы, поделился подробностями перехода на облачную платформу.

От серверов к облакам

За последние два года общие онлайн-продажи М.Видео-Эльдорадо выросли почти втрое, в 2021 они составили 68% оборота компании, количество установок мобильных приложений двух брендов за год выросло в 3,8 раза, достигнув 30 млн. Бурный рост онлайн-операций поддержан не только социальными трендами, такими как распространение смартфонов и перенос туда всех повседневных задач – от шопинга до обучения, но и пандемийными, которые заметно изменили наши повседневные привычки.

Еще в 2019 году Группы работала преимущественно на собственной серверной архитектуре on-premise, функционирующей под управлением лицензируемого иностранного ПО. Экстенсивное наращивание вычислительных мощностей в рамках этого сценария требовало больших инвестиций. К тому же, оно не давало компании дополнительной гибкости для быстрого развития и внедрения новых бизнес-процессов. Тогда было принято решение присмотреться к облачным платформам и постепенно переносить туда разработку, тестирование и функционирование новых продуктов.

На конец 2021 года более 70% розничных операций М.Видео-Эльдорадо поддерживались облачными решениями, и компания планирует продолжить перевод инфраструктуры в облака. А в сегодняшних реалиях российские облачные решения выглядят еще более привлекательно - имея преимущественно облачную локальную инфраструктуру бизнес застрахован от проблем с оборудованием и других последствий ухода крупных зарубежных игроков с российского рынка. Кроме того, работа в облаках подразумевает использование ресурсов «по требованию», то есть, в тех объемах, которые необходимы, что позволяет нам разумно подходить в ИТ-затратам в настоящий момент – в соответствие с потребностями компании.

От капитальных расходов к аренде

Переход в облачные среды дал возможность намного снизить CAPEX и гораздо эффективнее распоряжаться бюджетом. Если прежде 70% ИТ-бюджета М.Видео-Эльдорадо шло на поддержку серверной инфраструктуры, то теперь 85% тратится на создание новых бизнес-инструментов, тестирование многочисленных гипотез и т.д. Сейчас все это выполняется в унифицированной облачной среде с практически неограниченным потенциалом масштабирования. По сути, речь идет о поэтапном переводе практически всех вычислительных задач бизнеса на инфраструктуру, развернутую в дата-центрах российского облачного провайдера.

В облако уже переведены разработка и эксплуатация сайтов и мобильных приложений для клиентов и консультантов обоих брендов. Также мы активно используем сервисы автоматизации контейнерной разработки для создания новых цифровых продуктов, управляемую платформу данных для сбора, хранения, анализа и визуализации информации, сервисы на базе машинного обучения и бессерверные вычисления.

Миграция состояла из нескольких этапов. Первым в облако переехал офис больших данных, так как он больше всего нуждался в наращивании ресурсов для тестирования и обучения моделей. Цена инфраструктуры эластично связана с необходимыми в текущий момент вычислительными ресурсами. Далее на облачную платформу и микросервисную архитектуру перевели весь фронтенд, разработку и тестовые среды. На этих новых принципах был построен и технологический стек мобильной платформы OneRetail, объединяющей розницу, приложение для клиентов, консультантов, сайты.

От ограничений к возможностям

Для себя мы выделили несколько основных преимуществ, которые дает переход на облачные сервисы.

Во-первых, в нынешней ситуации российским компаниям приходится сокращать зависимость от иностранного лицензируемого ПО и иметь возможность развиваться, используя локальные ресурсы, собственную разработку и открытый стек технологий.

Во-вторых, как никогда возросла потребность распределять ресурсы эффективно и фокусно. На своем примере мы увидели, что cloud-based подход позволяет, по меньшей мере, вдвое повысить утилизацию вычислительных ресурсов и на 30% уменьшить время вывода новых сервисов в продуктивную среду.

В-третьих, подготовка облачной инфраструктуры не требует многомесячного согласования, приобретения, интеграции и поддержки новых серверных мощностей – она занимает считанные часы. Важно, что арендованные у провайдера ресурсы, в случае их избыточности, можно в любой момент освободить, тем самым значительно снизив расходы. Или же быстро вернуть их в доступный пул. При этом несмотря на рост цен в силу объективных причин текущий запас ресурсов, который до начала кризиса поддерживали эти провайдеры, позволяет им удовлетворять спрос на свои услуги в ближайшие несколько лет.

Наконец, поддержка новой инфраструктуры осуществляется при прямом участии представителей облачного провайдера, а это значительно снижает нагрузку на ИТ-персонал заказчика и одновременно способствует продуктивному обмену опытом и росту компетенций штатных инженеров и архитекторов.

Как подготовиться к переходу

  • Самое большое вложение, которое необходимо сделать при переходе от традиционной инфраструктурной разработки в облака – это вложение в людские ресурсы. Уровень компетенции и навыков людей, которые могут построить цифровые продукты на основе облачной инфраструктуры, заметно отличается от навыков тех, кто привык работать с инфраструктурой on-premise. Поэтому бизнесу нужно либо переквалифицировать сотрудников, либо искать новые кадры.
  • Второй важный этап – выбор провайдера облачных услуг. К этому решению нужно подходить скрупулезно, взвешивая все «за» и «против». Облачный провайдер станет не просто поставщиком, а долгосрочным стратегическим партнером и должен участвовать в проектирование ваших решений.
  • Обязательно стоит погрузиться во внутренние процессы провайдера – познакомиться с технической командой, посмотреть на применяемые принципы разработки, изучить внутренние процессы платформы и понять, насколько они “совместимы” с вашими задачами. Наконец, отличаются и цены на одинаковую структуру нагрузок на разных облачных платформах.

Когда все эти вопросы будут решены, а решения приняты, можно будет приступить к составлению дорожной карты миграции. Мой совет - начните с самого простого и перенесите тестовые среды и разработку части ваших проектов. Для продуктива это безопасно, а опыт - бесценный.

0
1 комментарий
Накосика Сукасена

Какая еще "российская облачная инфраструктура"? Которая наполовину в AWS, а наполовину в Azure?

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда