«Люди спрашивают, не зашкварно ли тебе работать в “Яндексе”»: Сергей Бережной рассказал, что происходит в компании Статьи редакции
Директор «Яндекса» по взаимодействию с разработчиками поговорил с ведущими подкаста «Мы обречены».
Почему «Яндекс» молчит
Пиар-отдел компании просит сотрудников согласовывать с ним всю внешнюю коммуникацию, потому что многое из того, что они говорят в публичном пространстве, вырывают из контекста и преподносят как позицию всего «Яндекса», объясняет Бережной. Но это большая компания, где у каждого своё мнение.
- У компании много задач, для решения которых требуется много людей. У неё нет возможности проводить «дополнительную сегрегацию». Если бы «Яндекс» сказал, что в компании теперь будут работать только сотрудники определённых взглядов — пришлось бы отсечь существенный пласт людей, говорит Бережной.
О ленте «Новостей»
В марте «Медуза» рассказала о «белом списке» СМИ, новости которых отображаются на главной странице «Яндекса». По словам источников в ИТ-компании, этот список из 15 изданий существует как минимум с 2019 года. В него входят, например, некоторые информагентства, «Коммерсантъ», «Ведомости», РБК и другие издания. Собеседники «Медузы» говорят, что перечень разрешённых СМИ ввели по согласованию с властями.
По словам Бережного, было не совсем так. «Белый список» действительно существует, но не потому, что так решил «Яндекс», а потому что есть закон, который запрещает новостным агрегаторам публиковать материалы неаккредитованных СМИ. Никакой «накрутки, постукивания, подкостыливания» не было.
Почему «Яндекс» не может «гнуть свою линию»
Отношения компании с государством Бережной описал как «натяжённые». «Яндексу», по его словам, приходится идти на уступки во многом не без прений и сопротивления внутри самой компании.
По мнению Бережного, «чуть больше морального права» судить о происходящем с «Яндексом» имеет человек, погружённый в контекст и внутренние дела компании. А призывы «сражаться» звучат от людей, которые немного переоценивают возможности «Яндекса», считает он.
- Если бы «Яндекс» устроил демарш, «всё бы очень быстро закончилось», говорит Бережной. Компания бы перестала существовать в том виде, в котором её сегодня знают: «попилили бы по кускам и разослали бы в мало-мальски приемлемые места».
Об увольнениях украинцев из ИТ-компаний
Про систему бонусов опционами
- Система компенсаций в компании устроена чуть сложнее, чем выдача денег в конвертах каждый месяц, говорит Бережной. Дважды в год «Яндекс» проводит оценку сотрудников, от которой зависят размер премии, опционы, уровень зарплаты. Например, при трудоустройстве выдают «приветственные» бонусы, которые сотруднику нужно вернуть, если он решит уволиться раньше времени — чтобы не возвращать деньги нужно проработать год. Также есть «входные» бонусы, которые выдают во время испытательного срока: его тоже придётся вернуть, если сотрудника не возьмут в компанию.
Сейчас акции «Яндекса» заморожены, поскольку торги ими на Nasdaq не проводятся. Компания поступила так: опционы, которые должны были получить сотрудники в ближайшее время, выдадут деньгами по фиксированному курсу — в районе 77 рублей за доллар. Но есть проблемы с теми акциями, которые уже были получены и не были реализованы.
Руководитель компании рекомендует сотрудникам сразу избавляться от акций.
https://www.youtube.com/watch?v=ODMNrHvyo7Y
логика в том, что у сотрудника всегда относительно много незавестившихся акций и если смотреть на совокупный портфель, включая их, то он получается плохо диверсифицированным — поэтому при первой возможности его стоит ребалансировать
Там не совета диверсифицировать, там совет сразу продавать. Конечно можно пофантазировать, что имелось в виду продать часть, а часть оставить, но это все домыслы. А в цитате как только получили - сразу продавайте.
именно совет сразу продавать всё, что засветилось, и является советом к диверсификации
распишу:
- раз в полгода выдают условно Х акций
- их нельзя сразу продать
- они будут веститься («созревать», станут доступными к продаже) равномерно в течении 4 лет раз в квартал
- соответственно, каждый квартал, когда становится доступна очередная порция, ещё большой хвост остаётся незавестившимся
- это можно воспринимать как такой портфель, где незавестившиеся акции составляют обычно очень большую часть
- соответственно, продажа во время вестинга и перекладывание в какие-то другие инструменты является диверсификацией в этом совокупном портфеле