{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему за границей закрываются сервисы доставки продуктов с основателями из России — основное из материала Forbes

Игорь Демишев, сооснователь UK-based стартапа Jiffy и автор Telegram-канала «Игорь про продукт и бизнес», собрал краткое саммари из статьи Forbes про то, что же все-таки происходит с экспресс-доставкой в мире.

Курьер Buyk, Фото Noam Gala, 

На днях на ряду с другими русскоязычными основателями зарубежных сервисов экспресс-доставки продуктов я дал свои комментарии редакции Forbes про то, что происходит на рынке. Далее выжимка из оригинального материала с авторскими комментариями.

За последнее полугодие за рубежом закрылись сразу несколько сервисов по быстрой доставке продуктов, которые в последние пару лет очень активно развивались, привлекали инвестиции и в целом подавали большие надежды. Среди них есть и основанные россиянами компании: канадский Tiggy, Fridge No More и Buyk, работавшие в Нью-Йорке.

Наш UK-based стартап Jiffy сделал пивот в b2b software компанию и теперь продает готовые решения для ретейлеров, которые хотят развить работу в онлайне. Продолжает работу и дубайский YallaMarket.

Инвестиции в сервисы быстрой доставки с русскими корнями

  • Buyk (США): >$46 млн за год
  • Fridge No More (США): $16,4 млн за 2 года
  • Tiggy (Канада): закрыли посевной раунд >$6
  • Jiffy (Англия): >$36 млн за два года
  • YallaMarket (ОАЭ): $4.5M за 1.5 года

Такой успех эти проекты имели во многом из-за хорошего технологического бекграунда их основателей, некоторые из которых раньше развивали фудтех-проекты на родине. Но, к сожалению, в 2022 году этот тренд сменил вектор.

При этом крупные компании, которые успели набрать «жировую прослойку» в виде инвестиций, имели место для маневра и начали активно резать косты — последовала череда сокращений, закрытий магазинов в определенных районах или даже странах.

Основные причины для закрытия сервисов по экспресс-доставке продуктов на развитых рынках, которые называют их основатели:

  • Венчурная зима и глобальный риск рецессии.
  • Восприятие всех проектов, хоть как-то связанных с Россией, как токсичные.
  • Прошел хайп на сервисы быстрой доставки.
  • Долгий цикл оптимизации операционных расходов в странах с дорогой рабочей силой.

Что будет дальше — мой прогноз

По сути мы видели пик оценок во время эйфории по отношению к рынку быстрой доставки. Затем это сменилось депрессией и падением оценок, в том числе вызванных экономическим и геополитическим кризисом. Я не умаляю вклад объективных факторов, но и та и другая крайность — следствие эмоциональной реакции людей на происходящее.

Если оценивать ситуацию здраво, то в странах с дорогой рабочей силой модель будет трансформироваться с точки зрения баланса стоимости и обещанию клиенту:

  • доставка в более длинные интервалы (30-120 минут)
  • разбавление оффером с расширенным ассортиментом но с более долгой доставкой (~2 часа или в таймслот) — так уже делает «Самокат» в РФ
  • все запустят собственные торговые марки или запартнерятся с известными сетями (это позволит повысить маржу и поможет маркетингу)

Что касается экспресс-доставки за 15 минут, я думаю что на развитых рынках она останется скорее в формате дополнительного предложения e-grocery сервисов. В этом сегменте, к примеру, продолжает работать немецкий стартап GetFaster, запущенный в 2020 году.

Я считаю текущую ситуацию на рынке оздоровлением этой ниши. Такое происходило с WeWork совсем недавно, это циклически происходит в экономике. На более длинном горизонте мы увидим, как ситуация выровняется — выжившие сервисы оптимизируют свою экономику, мультипликаторы и инвестиционная активность выйдут на разумный уровень.

В скором времени я планирую написать материал про то, как мы в Jiffy делаем pivot — от стадии когда мы начали прогнозировать такой исход событий до текущего момента, когда мы делаем первые продажи. Чтобы не пропустить, подписывайся на мой Telegram-канал!

0
31 комментарий
Написать комментарий...
under construction

Почему это не сработает у них, да потому, что там нельзя нанять раба на ГПХ в статусе самозанятости за 2-4 usd/час.
Следовательно, будет экономически невыгодно.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Рявкин

Модель у всех одна.
Вваливаем бабло, доставляем бесплатно, выдавливаем остальных.
Набираем клиентов и как только "подсядут", вкручиваем плату за доставку.

Но еще раньше раздуваем "капитализацию" и выходим в кэш...
Тут главное вовремя выйти )))

Ответить
Развернуть ветку
Andrew F.

еще нехерово можно отгрызть в процессе...все такие движухи они не о результате а о самой движухе

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Рявкин

Именно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кольцов
За последнее полугодие за рубежом закрылись сразу несколько сервисов по быстрой доставке продуктов, которые в последние пару лет очень активно развивались, привлекали инвестиции и в целом подавали большие надежды. Среди них есть и основанные россиянами компании

а остальные с какими корнями были основаны? Будет ли статья про то как основатели не из России терпят неудачу на этом рынке?

Ответить
Развернуть ветку
Igor Demishev
Автор

В целом причины те же самые за минусом русских корней.

Сами по себе русские корни кстати больше помешали ребятам, которые относились к крупным корпорациям которые под санкции попали кмк. Мы и YallaMarket в целом нормально себя чувствуем в плане отсутствия значимой дискриминации.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
P S

В Москве 80-90% курьеров и таксистов — нерусские как раз. Так что успехом они обязаны скорее иммигрантам

Ответить
Развернуть ветку
Hahaha ahhaaha

Вы что реально думаете что эти старперские модели ещё будут работать в будущем?))

В выводах совершенно отсутствует фактор того, о чем в заголовке - основатели из России, да, это не важно?) в развитых странах готовят проекты чтобы запретить вести бизнес предпринимателям с паспортом рф, но нет, это не влияет )

Ответить
Развернуть ветку
Igor Demishev
Автор

Можно получить резиденство страны где у вас бизнес и спокойно работать. Я думаю вряд ли это будут убирать, т.к. по статистике русскоязычные фаундеры довольно большую долю среди основателей бизнесов занимают.

Ответить
Развернуть ветку
Hahaha ahhaaha

Да всем уже плевать что они там дают, это уже вопрос имиджа. Многим просто не дают открыто счёт, и повторяю, не дают регистрировать компании!!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Рявкин

Нам контору в Делавере закрыли по весне... верней выкинули русских из учредителей....

Ответить
Развернуть ветку
Alex Vi

В Варшаве прошлой осенью начали появляться эти экспресс доставки, но в основном все уже закрылись, либо про них ничего не слышно. Самый яркий был немецкий(вроде) Jokr - реклама была на каждом углу, а по итогу их хватило на несколько месяцев.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Igor Demishev
Автор

Это Gorillas, и они пока не закрываются глобально, а скорее режут косты и уходят с не фокусных рынков. То же самое с турецким GetIR и американским GoPuff

Ответить
Развернуть ветку
Sergeant Ding

Да просто проще самому в магазин сходить и всё необходимое купить.

Ответить
Развернуть ветку
Please be patient ihave autism

Пфф, в 3 часа ночи когда есть хочется, а магазины закрыты, и есть круглосуточная доставка очень спасает

Ответить
Развернуть ветку
Sergeant Ding

А меня спасает холодильник.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergeant Ding

Тем и проще, пошёл и купил всё необходимое. Не надо нигде регистрироваться, скачивать программы, оставлять свои персональные данные, ждать курьера, проверять покупки

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Даже в России, юнит экономика в e-grocery с доставкой 15 мин 1-ого заказа «не бьется». Косты последней мили очень высоки.

Сред.смена курьера обходится в среднем 1,8к -2к( иногда 2,5), это должно компенсироваться либо коэффициентом заказ в час (объём заказов) или средним чеком + транспортное плече.

В России есть одно удобство, назовём его «вариант» - налогообложение, которое позволяет «экономить» на налогах операционных затрат -ФОТ.

В европе таких «вариантов» очень и очень мало и приходится изощряться. Мне вот как-то пришлось открывать школу поваров, что бы адаптировать бизнес под фин.модель.

В России, в доставке dark kitchen- стоимость «последней мили» 10- 12% при среднем чеке 1,2 -1,3к и это считается хорошим показателем. Средний чек в dark store колеблется от 850- до 1к ( ранее было 650- 850).
Вот и вся математика. ПМ самая дорогая статья расходов.

К чему это я, тот кто придумает и реализует, исключение последней мили из операционных затрат в этих сегментах бизнеса станет очень богатым.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Gamskiy
доставка в более длинные интервалы (30-120 минут)

Давно пора; хотя бы курьеры не будут создавать риск для жизни своей и других людей, спеша доставить за 15 минут молоко особо забывчивому человеку.

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Viold

Тут речь идет именно о том, чтобы собрать достаточно заказов, чтобы курьер мог отвезти сразу на 2-3 адреса цепочкой, а не тратя время на возвращение в ресторан и поездку опять в тот же район.

Ответить
Развернуть ветку
Stepan Korobeinikov

тут речь про e-grocery, это доставка именно продуктов из дарксторов, курьер вряд ли больше одного заказа увезет из дарка, потому что не сможет унести, редко кто заказывает одно мороженое. Так что юнит - это одна доставка с возвратом в ближайший даркстор. Разве что курьеров снабдят другим транспортом и они будут не в квадратных ранцах возить, а как-то иначе

Ответить
Развернуть ветку
Igor Demishev
Автор

Все верно, возить на автомобилях или электротранспорте небольшом аля гольфкарт

Ответить
Развернуть ветку
Mihail Penkin

Gorillas в Лондоне пока шевелятся

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Т.

Они закрываются

Ответить
Развернуть ветку
Igor Demishev
Автор

Можете сослаться на какой-то материал по этому поводу?

Я пока слышал что они косты режут. Но с их бёрном такой расклад тоже может произойти)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Gleb A.

годный видос, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
28 комментариев
Раскрывать всегда