{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Mattermost умер, да здравствует Mattermost: что делать, если мессенджер заблокировал воркспейс

Меня зовут Анатолий Пешков, я технический директор компании Mad Brains. Пару часов назад увидел новость о блокировке мессенджером Mattermost онлайн-школы «Вебиум». С такой же проблемой столкнулась наша компания в июне, об этом я писал на своей странице в Facebook*. По горячим следам поделюсь нашим решением.

Сначала небольшое предисловие

Где-то в середине прошлого года мы пришли к пониманию, что компания растет и, как бы нам ни нравился Slack, терять историю после 10 000 сообщений уже становится неудобно. Вполне логичным решением было бы начать за него платить, но смутила жаба, которая начала душить при подсчете стоимости Slack в этом случае. То есть весь инструментарий нас устраивал и в бесплатном варианте, кроме пресловутой истории. А платить порядка 300к рублей в год чисто за историю уже показалось не совсем целесообразно. Ситуация усугубляется тем, что сумма растет пропорционально команде и зависит от курса доллара.

В целом в IT-сообществе ходили слухи, что не слаком единым живы компании. Поэтому мы провели собственное исследование, так как полноценного разбора вариантов аналогов на тот момент не нашли. Сделали разбор, посмотрели около 50 разных вариантов, многие из них попробовали вживую на тестовых пользователях. В итоге пришли к мнению, что под наши нужды подходило не так много решений, среди них Discord, Rocket Chat, Zoho и Mattermost. Все по расценкам были достаточно адекватные или даже бесплатные, а функционал отличался от слака не сильно.

Достаточно долго принимали решение, но в один прекрасный момент появилась новость о новом тарифе у Mattermost: 10$ в месяц за клауд воркспейс, и это без привязки к количеству пользователей. Все выглядело прекрасно. Да, чуть хуже чем у слака, но и цена в разы меньше, особенно с учетом роста.

Благополучно переехали на Mattermost, не без минорных возражений команды, но куда уж без них, не бывает так, чтоб всем всё нравилось. Пользовались успешно, платили исправно в течение примерно полугода, вплоть до наступления событий-которые-нельзя-называть. Появились проблемы с оплатой, которые решились в течение 2-ух месяцев. Mattermost шел навстречу и позволял пользоваться, просто периодически напоминая об оплате. В дальнейшем оплата была переведена на зарубежную карту и проходила ежемесячно без проблем и задержек.

Что произошло в июне 2022

На почту прилетело сообщение с заголовком «Our limitations due to new United States sanctions», в котором самое страшное из формулировок было «Our understanding is that your organization is located in either Russia or Belarus. Because of this, we must pause interactions with your organization until the sanctions are lifted» и «We must pause on selling, issuing or renewing a Mattermost subscription or license key to your organization».

То есть они написали, что мы якобы в санкционных списках, и нам лучше не пользоваться MM до снятия санкций, так как они не смогут продлить лицензию. Можно было послать аппеляцию, что и было сделано в тот же день. Ответа не последовало.

А вот уже 30-го июня (почти ровно через неделю) вечером (где-то в 19 по Москве) вышли на связь сотрудники с жалобами, что не могут обновить список сообщений, или их выкинуло из воркспейса, и они не могут авторизоваться. Я тут же побежал к компу в надежде найти причину (может, сервер у них лег или еще что-то заблокировали). Но правда оказалась намного неприятнее: на почте лежало письмо с содержанием «Your workspace has now been deleted due to 60 days of inactivity». КАКОГО $#%#@!!!?...

В общем, эти товарищи взяли и просто удалили наш оплаченный воркспейс, без предупреждения и даже до окончания оплаченного периода. Ирония ситуации — в названии сервиса, уж не знаю что для них matter most, но уж точно не надежность и забота о клиентах.

Попытки выйти на официальную техподдержку не увенчались успехом. Был прямой контакт со знакомым сотрудником немецкого офиса, написал ему. Он, к слову, тоже был в шоке и буквально написал «I don't know what is wrong with the US folks» и «That definitely does not read like "hey, in one week's time we are going to delete all your stuff"». Но... ничего не изменилось, помочь он не смог. Нам даже не позволили забрать бекап, просто как в South Park-е «...aaaand it's gone». Вот так, перестраховываясь за свою шкуру, сотрудники ММ просто положили болт на обязательства по предоставляемым услугам.

Решение

Ладно, деваться некуда. Оперативно создали чаты в Telegram (спасибо Дурову и команде, в очередной раз телега спасает ситуацию), оповестили команду и пошли искать пути решения. После такого ножа в спину доверять иностранным сервисам больше не хочется, вера в облачные решения как-то тоже поубавилась.

Было решено как минимум раскатать что-то собственными силами на российских серверах. Решений доступных для быстрой и надежной раскатки, да еще и с привычным функционалом, не так уж много на этом рынке. По этому мы решили, вот тут не смеяться, раскатать на сервере опенсорсную версию Mattermost. Да, решение сомнительной надежности, да и можно было обидеться на них и избегать использование их севиса повсеметно.

Но мы живем в реальном мире, со сложными компромиссными решениями и обидкам тут не место. У этого пути был один большой плюс: вся команда уже привыкла к инфраструктуре и клиенты стояли на телефонах и компьютерах. По этому переезд предполагался легким для команды, просто ввести другой адрес сервера и авторизоваться. Потом, конечно, еще подтребовалось немного донастраивать клиент — выставить аватарку, настройки и прочие мелочи.

В течение 2-ух часов подняли сервер в Yandex.Cloud и раскатали два варианта Mattermost для пробы: через Kubernetes и напрямую по гайдам ММ через докер. Остановились на официальном варианте с докером, так как кубер тоже отъедает ресурсы и в целом излишен для такой задачки. Сложностей не возникло, все хорошо работает и даже сертификаты для https завелись без плясок с бубнами по официальным рекомендациям.

В качестве итога

Да, мы остались на Mattermost, но немного в другом, более надежном и управляемом варианте. Такой вариант дороже как на прямую по финансам (сервер получается дороже, чем ежемесячная подписка в ММ), так и потенциально в поддержке (если что-то сломается, придется тратить человеко-часы команды на восстановление). Но в целом все работает.

Как дополнительный плюс - снизили количество оплат зарубежных сервисов. Ну и самое главное, получили хороший урок: не стоит доверять облачным решениям на 100%. Облако — это просто чужой компьютер, который стоит где-то в другой комнате и управляется другими людьми, не всегда добросовестно соблюдающими обязательства.

Будьте немного параноиками, нынче это полезно.

*Meta, владеющая Facebook, признана экстремистской организацией и запрещена на территории России.

0
66 комментариев
Написать комментарий...
Вася Пражкин
А платить порядка 300к рублей в год чисто за историю уже показалось не совсем целесообразно.

300К - это примерно на 60 человек. А вообще Slack стоит $6.25 в месяц на человека. Заплатить шесть баксов за чела за прекрасный UI Слака или колоться и жрать кактус отвратительного UI Матермоста, чтобы сэкономить три копейки? Ой не там Вы экономите, сударь..

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
63 комментария
Раскрывать всегда