«Вызывайте мастера»: ждать ли наплыва агрегаторов на российский рынок ремонтных услуг

Рынок ремонтных и строительных услуг в России впечатляет размахом: в 2017 году на нём трудилась почти треть самозанятых граждан страны. Среди самых эффективных источников заказа исполнители отмечают онлайн-площадки. Но если раньше это были доски объявлений и социальные сети, которые предоставляли только рекламное место, то с недавних пор появились маркетплейсы и агрегаторы: они связывают клиентов с мастерами по ремонту, отвечая за сбор и распределение заказов. О том, что происходит в данной отрасли и каковы прогнозы на ближайшее будущее рассказывает сооснователь сервиса готовых ремонтных решений "Тномер" Андрей Мякин.

Различие в модели исполнения: маркетплейсы несут ответственность за финансовую безопасность сделки. Агрегаторы, помимо финансовой безопасности, контролируют и результат работы, а также выдвигают более высокие требования к исполнителям. Мы делаем ставку на третью модель: платформы готовых решений, которые ко всему перечисленному обладает экспертизой для создания собственного продукта. Насколько популярны такие модели за рубежом и каковы перспективы в России?

Начнем с истории маркетплейсов и агрегаторов

Маркетплейсы собирают предложения поставщиков на единой платформе и дают возможность пользователю выбрать между ними. Они не владеют товаром, не предоставляют услугу — просто являются связующим звеном. Иногда предлагают дополнительные услуги: сервис доставки или складские помещения, например. Маркетплейсы следят за качеством обслуживания со стороны партнёров и присваивают рейтинг поставщикам товаров или услуг.

Агрегаторы, в свою очередь, предоставляют услуги от своего имени, не являясь посредником, берут на себя больше ответственности. По набору функций агрегаторы скорее похожи на управляющую компанию, которая предлагают исполнителям работу и контролирует её на каждом этапе. Пример маркетплейса – Яндекс.Маркет, пример агрегатора – Uber.

Маркетплейсы особенно развиты в США: их история начинается с 1995 года, когда появился онлайн-сервис Angie's List, который вырос из списка подрядчиков в городе Колумбус. Его создатели опрашивали местных жителей и публиковали рейтинг исполнителей. В прошлом году HomeAdvisor — другой маркетплейс услуг — приобрел Angie's List. Так на американском рынке появился локальный «гигант» — ANGI Homeservices.

С 2015 года сегмент штурмует Amazon с порталом Amazon Home Services. На платформе пользователи могут найти подрядчика для любой услуги по дому — от уборки и починки ноутбука до строительных и ремонтных работ. В этом году подключился Facebook. У соцсети есть маркетплейс, на котором пользователи могут продавать и покупать товары. С мая появилась возможность заказывать услуги мастеров по ремонту.

В свою очередь, модель агрегаторов в профессиональных услугах в последние годы активно развивается в Индии. Это связано с особенностями местного рынка: по количеству жителей, работающих удалённо, Индия находится на втором месте в мире после США. Именно самозанятые работники активно пользуются агрегаторами. Еще один плюс – агрегаторы помогают упорядочить хаотичный рынок найма, контролируя результат работы и фиксируя стоимость, не позволяя клиентам торговаться, а мастерам – халтурить.

Индустрия, оцениваемая приблизительно в $20 млрд, подогревается инвестициями. По состоянию на 2015 год индийские стартапы-агрегаторы услуг по дому привлекли свыше $25 млн. Пользователи работают с приложениями местных стартапов, такими как UrbanClap, Housejoy, Zimmber и другими. В прошлом году Google запустил маркетплейс агрегаторов — приложение Areo, с помощью которого можно заказать мастера по ремонту. Google предоставляет доступ к заказу у местных стартапов в одном окне.

Агрегаторы ремонтных услуг в России

Согласно исследованию Avito и Data Insight, большая часть заказов на ремонтном рынке России поступает от знакомых и повторных обращений. Онлайн-ресурсы сейчас только на третьем месте и оценить их реальную долю в России сложно. Точно известно, что 11% и 7% опрошенных в исследовании исполнителей предлагают свои услуги на двух крупных маркетплейсах — Ремонтник.ру и Profi.ru. Неясно, как часто через эти сервисы поступают заказы.

История «Яндекс.Мастера» подтверждает недоверие российского пользователя к онлайн-поиску исполнителей — сервис закрылся вскоре после запуска из-за низкого спроса. Руководитель направления Лев Волож в 2015 году рассказал, что большую роль в этом сыграли привычки потребителей — им удобнее работать с мастерами напрямую, а не через компанию-посредника. Лев тогда предположил, что уже через пять лет ситуация может измениться.

Яндекс не сдался — в этом году запускает новый сервис для поиска исполнителей. За три года модель маркетплейсов и агрегаторов стала ближе российским пользователям. Россияне привыкли к сервисам такси, где агрегаторам принадлежит уже почти треть российского рынка. Выручка нелегальных таксистов с 2015 года снизилась на 20%. Существенная часть этой суммы утекла в онлайн.

Ожидается, что то же самое ждет и рынок ремонтных и строительных услуг. Сейчас в зону риска попали строители-частники — к концу 2017 года почти половина опрошенных исполнителей на рынке в России пожаловалась на снижение количества заказов. Но траты россиян на ремонт не снижались. Предполагается, что сейчас происходит принятие моделей маркетплейсов и агрегации.

Ждать ли новых агрегаторов?

Ремонтный рынок в России на конец 2017-го года оценивался (без учета строительства и материалов) в 2,5 трлн рублей. Это 120 млн заказов в год, существенная доля которых приходится на самозанятых исполнителей, которых в стране около 13 млн, или 18% всей рабочей силы страны. Согласно экспертам, доля самозанятых продолжит расти. Траты на ремонт тоже увеличиваются. А значит перспективы роста маркетплейсов и агрегаторов услуг вполне ощутимы.

Конечно, появление новых площадок зависит не только от ёмкости рынка, но и от доступа к инвестициям. В создание биржи услуг Ремонтник.ру в конце 2000-х было вложено $20 тыс, позже привлекались дополнительные инвестиции. В YouDo в первое время вложили $700 тыс, а затем еще $1 млн венчурных инвестиций. Агрегаторы услуг выйдут инвесторам ещё дороже.

Но и это не проблема — тренд на уберизацию заставил фонды привыкнуть к модели агрегаторов, инвесторы охотно финансируют такие стартапы в России. Подтверждение — недавние сделки с агрегатором такси inDriver, который привлек $10 млн, и агрегатором доставки еды Foodfox, в который вложили $5 млн, а после продали Яндексу. Рынок такси и рынок доставки еды растут, как и рынок услуг для дома. Поэтому, есть все основания прогнозировать, что капитал для роста сервисов ремонтных услуг найдется.

Отметим, что в будущем надёжность и качество работы исполнителей будет определяющими факторами при выборе мастеров и агрегаторов. Уже сейчас заказчики хотят ещё до начала работ знать фиксированную сумму ремонта и получить полный комплекс услуг от одного подрядчика. Агрегаторы в этом плане выигрывают у маркетплейсов за счёт более высоких требований к исполнителям. Тем не менее, агрегаторы только транслируют услуги, которые предлагают их исполнители, пусть и с большим контролем, чем маркетплейсы. Например, на Booking можно найти как дешёвую комнату в забытом хостеле, так и огромные двухэтажные аппартаменты на побережье. Выбор предложения, а вместе с ним уровня сервиса и качества, остаётся на стороне клиента.

Но ремонт и строительство — это сложный продукт для простой агрегации, поскольку стоимость одной транзакции значительно выше заказа такси или отеля. Получается, что и агрегаторы не панацея для заказчика, который хочет чувствовать себя защищённым. На российском строительном рынке появляются новые игроки — платформенные решения с ещё более высоким уровнем ответственности как за исполнителей, так и за сам продукт. Именно так мы и поступаем в "Тномере".

Пользователю необходимо не просто предоставить товар или услугу. Для него на первом месте всегда будет результат. И чтобы этого результата добиться, необходимо подходить к каждому ремонтному решению индивидуально, то есть каждый раз создавать новый кластер поставщиков и исполнителей.

Как это происходит?

Естественно, необходимо аттестовывать мастеров, буквально следить за каждым их шагом, пока не убедишься, что он тебя не подведет. То же самое касается и качества материалов. Если есть какие-то нарекания, лучше поискать нового поставщика, чем надеяться на "авось".

Для рынка ремонтных услуг будущее именно за платформами, которые уже провели экспертизу и предлагают оптимальный вариант, неся за него ответственность и предлагая высокий уровень сервиса.

Поэтому мы ожидаем наплыв платформ, а не маркетплейсов или агрегрегаторов. Для потребителей новая эпоха на ремонтном рынке будет означать качественный рост уровня обслуживания, повышение прозрачности, а для добросовестных исполнителей — рост доходов и совершенно новую модель работы, которая, пусть и требует большей ответственности и квалификации, зато гарантирует стабильность.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Лапук Мария

Круто, что ремонты тоже уберизировались

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Не совсем понял как этот Тномер работает. Т.е., он заточен исключительно под заказчиков, исполнителям там места нет?

Ответить
Развернуть ветку
Георгий

Исполнители вроде как они сами.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Понятно. Я то ищу замену Юду, надоело деньги сливать в унитаз.

Ответить
Развернуть ветку
Георгий

В плане ремонта только сарафан или работать в конторе.
У нас в новостройке на одну бригаду очередь уже на 7 квартир. Первую сделали, всем показали - обеспечены работой на год.

Юду помойка для любой сферы деятельности. Там прявят азеры которые носят возят за 50р в час.

Ответить
Развернуть ветку
A.A.

Про контекстную рекламу слыхали эти агрегаторы/маркетплейсеры? И на фиг они нужны, если по клику мышкой клиент сразу переходит к номеру тел. мастера? Никогда рынок ремонтных услуг не уберизируется - кишка тонка посредникам получать здесь свои %. Такси и отели это совсем другое дело.

Ответить
Развернуть ветку
Георгий

Однако Тномер стоит в 1.5 раза дороже проверенной офлайновой бригады.
С ремонтом под ключ (со стадии бетонного короба) и с оплатой за квадратный метр.
Возможно сказывается отсутствие конкуренции.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Ну это то понятно, им надо издержки покрывать, да и вряд ли они хотят как в Юду - работать за еду)

Ответить
Развернуть ветку
Георгий

В юду работают за деньги которые вкладывают обратно в юду )

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Я даже за последний период не смог там заработать что бы обратно вложить на Юду, не то что на еду заработать.)))

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда