Наши софт делать не умеют: почему российским сервисам не доверяют и как это исправить

Привет, меня зовут Александр Стихарев, я основатель сервиса для управления проектами Shtab. Рассказываю, что происходит с российскими IT-продуктами и как отечественные разработчики могут развеять стереотип о том, что их сервисы хуже иностранных.

Что мешает российским сервисам быть как иностранные

В последние месяцы на vc.ru регулярно публикуются подборки российских сервисов, авторы которых называют отечественные IT-продукты аналогами зарубежных. В комментариях часто можно встретить вопрос: «А почему я не слышал об этом сервисе раньше?» На это есть две причины.

Неблагоприятная экономическая ситуация

Инвестиции позволяют сервису расти и развиваться до того, как пользователи его заметят. На создание MVP и его доработку нужны ресурсы: профессиональные кадры, время и технологии, получить которые российским стартаперам становится сложнее с каждым месяцем. До событий февраля получить инвестиции российскому сервису было непросто, но возможно: в 2021-ом году объём венчурного рынка России вырос в 6 раз по сравнению с 2020-ым годом.

Сейчас ресурсы российских экосистем ограничиваются, а зарубежным инвесторам чаще всего важно видеть отсутствие связи сервиса с российским рынком.

Недоверие пользователей

Часто сами потребители не верят в отечественный продукт, а если у компании нет продаж и клиентов, то она не будет развиваться. Например, многие российские таск-трекеры существуют не один год, однако первых крупных пользователей они получили только после ухода зарубежных компаний. И дело здесь не в резком улучшении качества сервиса: просто теперь фокус компаний сместился на отечественные продукты, на которые раньше просто не обращали внимание. Потребность в софте у команд была закрыта, и у руководителей не было мотивации искать лучшие альтернативы.

Две причины недоверия российским сервисам

Среди пользователей часто можно услышать мнение о том, что российские IT-продукты не так хороши, как иностранные. Конечно, это утверждение не появилось на пустом месте, и иногда оно обосновано. На это есть несколько причин:

Дефицит ресурсов и кадров

Спрос на IT-специалистов в России растёт с каждым годом: за мидлов и сеньоров компании устраивают настоящие соревнования, кто предложит лучшие условия. А некоторых узкопрофильных специалистов рекрутерам приходится хантить несколько месяцев. Тем не менее предложить зарплату IT-специалистам на уровне международного рынка большинство российских компаний пока не могут: это под силу только большим корпорациям, которые вынужденно поднимают зарплаты своим специалистам. Поэтому многие айтишники переезжают в другие страны, чтобы продолжать работать в международных компаниях и зарабатывать на порядок больше, чем в России.

Дефицит ресурсов связан с блокировкой для российских специалистов доступа к сайтам и сервисам: например, к блогу для разработчиков Google web.dev, а также Analog Devices, NXP Semiconductors, JSFiddle, Docker, Podman, Qt.

Мало уникальных продуктов

Если смотреть на отечественный рынок IT-компаний, то можно выделить три вида игроков. Первые действительно хотят создать новый продукт и стать лучшими в своей нише: например, Яндекс, который стремится быть лидером на рынке беспилотных автомобилей. Однако работа Яндекса похожа на второй тип игроков, которые копируют иностранные решения и адаптируют их к местному рынку. Есть и третий вид компаний: они создают посредственный продукт, чтобы заработать деньги.

Придумать и разработать новый сервис, который будет кардинально отличаться от остальных, представленных на рынке сложно, особенно в России, где IT-рынок гораздо моложе западного.

В России в основном есть представители второго и третьего вида. Поэтому у пользователей возникает стереотип — российские сервисы лишь копируют иностранные, и проще переплатить и пользоваться «оригиналом», чем отечественной разработкой.

Три способа российским сервисам бороться с предвзятым мнением

Компании, которым сейчас нужно выбрать сервис для дальнейшей работы команды, часто высказывают своё скептическое отношение к российским IT-продуктам. Бороться со скепсисом разработчик может несколькими способами: но лучше всеми и сразу.

Способ 1. Выстраивать коммуникацию с пользователями

Вы взаимодействуете со своим сервисом как минимум 8 часов в день, знаете про все его фишки и особенности: дайте и пользователям возможность узнать про них.

Рекламы недостаточно: нужно показать экспертность и завоевать доверие. Сделать это можно с помощью публикаций в СМИ, на UGC-площадках, у блогеров: делитесь полезными статьями, гайдами, кейсами, рассказывайте о своих удачах и неудачах. Контент поможет пользователям познакомиться с вашим сервисом и убедиться в том, что ему можно доверять.

В борьбе с недоверием сервису может помочь успешный опыт существующих клиентов: кейсы и рекомендации работают лучше прямой рекламы. Пользователи за рубежом часто делятся мнением об использовании продукта, поскольку у них развита культура шэринга. В России другая ситуация: чаще всего люди находят удобные сервисы, продукты и не делятся своей находкой. По крайней мере до того, как их спросят о том, чем они привыкли пользоваться.

Например, многие отечественные продукты получили шанс быть замеченными благодаря подборкам аналогов зарубежных сервисов. Авторы добавляли в свои материалы самые активные в медиапространстве проекты, а в комментариях пользователи делились своими находками.

Когда пользователь уже начал пользоваться вашим сервисом, «отключать» его от коммуникации нельзя: продолжайте делиться с ним пользой через рассылки, обучающие вебинары, закрытые каналы с информацией «для своих». Вложения в комьюнити-менеджмент окупятся: из лояльных пользователей, которые просто довольны вашим сервисом, клиенты превратятся в адвокатов бренда и будут защищать ваш продукт в медиа и соцсетях.

Способ 2. Показывать постоянную работу над сервисом

Произвести впечатление на избалованного зарубежными фичами пользователя может только хороший продукт: тот, в котором ошибки выявляются и исправляются за считанные часы. Повысить качество софта помогает QA-тестирование, на котором создателям не стоит экономить. Ошибки случаются у всех, однако качественный сервис отличает скорость их отработки. То, насколько быстро реагирует команда сервиса на баг, увеличивает «жизнь» пользователя в сервисе.

Иногда пользователи сами не знают, что может улучшить сервис: об этом может рассказать их поведение на сайте. Постоянная аналитика поможет сервису наперёд чувствовать тренды и улучшать функционал до того, как кто-то на него пожалуется.

Способ 3. Дать попробовать продукт без риска

Часто сервисы предлагают пробные бесплатные подписки, заставляя пользователей вводить данные банковских карт, чтобы по истечении периода списать оплату тарифа. Готов поспорить, что у многих была ситуация, когда день начинался с неприятных уведомлений от банка о списании подписки, которую вы не планировали оформлять. Можно долго спорить о том, кто в этой ситуации не прав, но факт остаётся: пользователи бояться сложных регистраций на новых для себя сервисах. Дайте пользователям возможность попробовать продукт без последствий: реквизитов банковских карт, SMS, звонков.

Для компании найти сервис, где будет работать команда, сложно и рискованно. Ошибка с выбором может стоить потраченных впустую времени и денег. Компаниям нужны решения, которые будут максимально «безопасными» для работы: встроятся в существующие бизнес-процессы и как минимум ничего не сломают, а как максимум — что-то улучшат. Возьмите на себя часть «боли» клиентов: помогите с внедрением, перенесите данные из других сервисов, обеспечьте постоянную поддержку.

Личное мнение

Весной российские сервисы получили толчок к развитию, когда и иностранные продукты стали недоступны в стране. Теперь отечественным IT-компаниям стоит ежедневно доказывать клиентам, что они не хуже иностранных аналогов.

Считаю, что IT-компаниям стоит менять точку зрения пользователей не словами, а на практике: делать качественные сервисы, доказывать, доказывать и ещё раз доказывать российским пользователям, что отечественные продукты действительно удобные.

Подсказать, как изменить сервис в лучшую сторону помогут сами пользователи: у нас это работает. В отдельную таблицу собираются отзывы тех, кто пользуется или только рассматривает Shtab. Так мы узнали, что чаще всего клиенты хвалят доску задач, а не хватает им мобильного приложения для Android: им, кстати, мы уже занимаемся.

Вместо вывода — подборка

Делюсь своим топом классного российского софта.

RetailCRM — одна из лучших CRM-систем для электронной торговли. В ней можно получать лидов из соцсетей, обрабатывать заказы в одном окне, а также настраивать CRM-маркетинг.

Кому подойдёт: интернет-магазинам

Стоимость: есть бесплатный тариф для тех, у кого меньше 300 заказов в месяц, и платный — 1 500 рублей за пользователя.

Tilda в представлении уже не нуждается. Просто самый удобный конструктор сайтов.

Кому подойдёт: практически любому бизнесу

Стоимость: 1 сайт с минимальным функционалом можно сделать бесплатно. Если нужно больше функций, стоимость будет 500 рублей в месяц. Для компании подойдёт бизнес-тариф: 5 сайтов за 1 000 рублей в месяц.

Юздеск — софт, который помогает оптимизировать работу поддержки. Также с его помощью можно настроить чат на сайте, создать и хранить базу знаний о компании.

Кому подойдёт: бизнесу, которому нужно постоянно общаться со своими клиентами

Стоимость рассчитывается индивидуально.

Yclients помогает компаниям, предоставляющим услуги, автоматизировать запись клиентов, а также финансы, клиентскую базу и аналитику.

Кому подойдёт: компаниям, которые предоставляют B2С-услуги

Стоимость рассчитывается в онлайн-калькуляторе на сайте: она зависит от сферы компании, количества сотрудников и на какой срок вы планируете приобретать Yclients.

Rick.ai — сервис сквозной аналитики, который работает на данных Google Analytics. С его помощью можно оценить рекламные кампании, а также то, как влияет конверсия сайта и воронка продаж на стоимость лида.

Кому подойдёт: компаниям, которые пользуются Google Analytics

Стоимость: от 10 000 рублей в месяц

CallTouch — система сквозной аналитики коллтрекинга и рекламы. Он позволяет оценивать эффективность каналов рекламы, а также контролировать качество работы сотрудников, искать точки роста воронки продаж.

Кому подойдёт: компаниям, которые хотят оптимизировать расходы на маркетинг

Стоимость зависит от количества звонков в сутки, номеров и региона.

Maxma помогает компаниям сделать программу лояльности для клиентов, сегментировать базу, а также настроить рассылки: email, push-уведомления и SMS.

Кому подойдёт: компаниям, которые хотят сделать программу лояльности

Стоимость рассчитывается индивидуально.

Adesk помогает компаниям следить за своим финансовым здоровьем, вовремя замечать нерентабельные проекты и направления, а также избегать кассовых разрывов.

Кому подойдёт: компаниям, которые хотят взять финансы под контроль

Стоимость: от 833 рублей в месяц до 2 499 рублей в месяц за тарифы с разным функционалом.

Albato интегрирует сервисы, которыми пользуется компания. Это позволяет автоматизировать работу сотрудников, которым теперь не нужно несколько раз вносить одну и ту же информацию в разные приложения.

Кому подойдёт: компаниям, которые пользуются сразу несколькими сервисами

Стоимость: от 990 рублей в месяц до 11 990 рублей в месяц за тарифы с разными количеством транзакций и дополнительных подключений.

Livedune — must have сервис для тех, кто работает с блогерами и соцсетями. Он помогает анализировать страницы, автоматически постить записи и фиксировать KPI.

Кому подойдёт: для тех, у кого соцсети — один из главных лидген каналов, и тех, кто работает с блогерами.

Стоимость: от 400 рублей в месяц для блогеров и фрилансеров до 7 920 рублей в месяц для агентств.

Присоединяйтесь к комьюнити Shtab в Telegram и ВКонтакте: здесь много полезного и интересного.

0
91 комментарий
Написать комментарий...
Vyacheslav Rubanyuk

Передаю привет коллегам UX/UI дизайнерам из вашей команды, очень крутые первые 4 экрана вашего сайта: акценты на нужные места, интерактивность и ничего лишнего. Молодцы!

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Stikharev
Автор

Спасибо за оценку, мы вчера даже на рейтингерунета 3 место заняли)

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Rubanyuk

Заслуженно)
На самом деле, я залип на сайте прям с 1-го экрана. И приятно удивился, что процесс просмотра занимает моё внимание без отрыва. Опомнился после 4го экрана, когда удивился, что не мог так долго оторваться.

Я в теме довольно много лет и уже не помню, когда такое было на продуктовых сайтах. Проф деформация сказывается, смотришь на мелочи, недостатки.

Удачная находка показывать интерактив вместо кучи текстов и картинками и кучи CTA.

Анимация карточки при перемещении в Done - тоже клевое решение.

Ответить
Развернуть ветку
88 комментариев
Раскрывать всегда