Почему «Яндекс.Дзен» умрёт

Привет, меня зовут Игорь, я автор Telegram-канала «Digital Доктор». Помимо этого, я уже несколько лет занимаюсь разработкой систем рекомендации контента.

«Яндекс.Дзен» начали активно продвигать примерно полтора года назад — с тех пор я внимательно следил за его развитием, и сейчас у меня сформировалось понимание, что эта система находится в тупике, из которого, похоже, уже не сможет найти выход. Думаю что «Дзен», скорее всего, просто прекратит своё существование, как недавно это сделала Google+.

Откуда взялись такие негативные прогнозы? Попробую их подтвердить в этой статье.

Из чего складывается рекомендательная система

Любая система рекомендации контента всегда состоит из трёх групп заинтересованных пользователей.

  1. Читатели — то есть те, кто приходит в систему, чтобы почитать развлекательный, познавательный, профессиональный, политический и другой тематический контент.
  2. Авторы — это те, кто генерирует контент в экосистеме в расчёте на его монетизацию.
  3. Рекламодатели — эта группа хочет получить доступ к аудитории и прорекламировать свой товар или услугу. Именно они наполняют систему деньгами и дают авторам возможность зарабатывать на своём контенте.

Успешная система рекомендации контента всегда находится в состоянии плавающего равновесия между интересами этих трёх групп пользователей и своих интересов как четвёртой стороны. Перевес любой из сторон приводит к разрушению и стагнации системы.

Чтобы было понятнее, в какой момент система теряет баланс, кратко перечислю параметры идеальной контентной системы для всех её участников.

  • Читатели хотят как можно больше бесплатного высококачественного контента и меньше рекламы. Также крайне важным для читателей является фильтрация рекламы и защита от мошенников, скама и прочих не очень честных рекламодателей. Кроме того, потребители контента не хотят получать назойливые уведомления, чтобы читать материалы только тогда, когда у них есть на это время, либо получать уведомления, но только о крайне важных или полезных для них материалах.
  • Авторы хотят иметь надёжную и прогнозируемую систему заработка на своём контенте с максимальной доходностью. Они хотят получать от системы органическое распространение своего контента пропорционально его качеству: чем лучше контент, тем больше система должна давать ему бесплатного трафика.
  • Рекламодатели. Самая понятная категория — они хотят получать как можно больше клиентов за как можно меньшие деньги.
  • Система хочет продавать внутри себя как можно больше рекламы и отдавать авторам как можно меньший процент её стоимости. При этом получать органический рост читателей, авторов и рекламодателей, чтобы сталкивать последних в аукционных войнах за размещение рекламы, тем самым получать ещё больше денег от её продажи.

В чём слабые места любой системы рекомендации контента и как их пытается решить «Яндекс.Дзен»

Выяснив «хотелки» каждой из сторон, разберём, какие стандартные конфликты и противоречия формирует их столкновение и как их пытается решать «Яндекс.Дзен».

1. Система начинается с лояльных читателей (потребителей контента). Если обратить внимание на все успешные компании, которые зарабатывают на авторах и потребителях контента (Facebook, «ВКонтакте», Instagram, YouTube и так далее), то вы заметите, что система рекомендации контента не была первоисточником набора критической пользовательской базы.

Всё начиналось с хронологических лент и контента самих юзеров для других юзеров — без расчёта на монетизацию, а из чисто социальных побуждений. Уже после на готовую пользовательскую базу приходят авторы, а за ними и рекламодатели. В этот момент в системе начинают генерироваться большие объёмы авторского контента, который как раз уже и требует его рекомендаций и распространения среди пользователей.

К чему я клоню: «Яндекс.Дзен» не нужен пользователям в вакууме. В нём нет фич, кроме статей авторов. При этом он не нужен авторам, если там нет аудитории. Получается замкнутый круг, с которым, к слову, сталкивается любая «чистая» система рекомендации контента.

Как эту проблему решает «Яндекс»? Конечно же, подключает административный ресурс и вставляет блоки «Дзена» на главную поиска, стартовый экран «Яндекс.Браузера», на сайтах крупных партнёров. «Яндекс» использует места, в которых он мог бы разместить баннеры «Яндекс.Директа» под блоки «Дзена».

Какие это имеет последствия? «Дзен» привлекает трафик исключительно через баннерные рекламные блоки. Такие блоки привлекают трафик только в случае, если хорошо стягивают на себя внимание. Что лучше всего стягивает на себя внимание в интернете? Правильно! Это баннеры с кликбейтом. Приняв решение о таком «бесплатном» привлечении трафика в систему, «Яндекс» в одночасье создал самую большую кликбейт-площадку в рунете.

2. Проект не выживет, если будет одновременно работать вовнутрь и вовне. Следствием проблемы номер один стала проблема номер два. Поскольку «Дзен» не имел базы активных пользователей, которым можно было потихоньку предлагать контент авторов, ему срочно нужен был контент для их кликбейт-системы. Где его взять? Начать стримить его от участников «Яндекс.Новостей», у которых этого кликбейта навалом.

«Яндекс» подключает к себе в систему семи главных новостных сайтов России и начинает использовать их контент в своих блоках. Что тут важно отметить? Изначально «Яндекс.Дзен» позиционировался как сервис для тех авторов, у которых нет лицензии СМИ, как некое дополнение к «Яндекс.Новостям». Что в итоге получилось? Кликбейт-сервис всё с теми же «Яндекс.Новостями».

Кроме того, крайне важно отметить тот факт, что эти самые главные российские СМИ подключись в «Дзен» на совершенно драконовских для «Яндекса» условиях: они не публикуют свои статьи внутри «Дзена», а просто стримят их через RSS со своего сайта.

В итоге пользователи перекочёвывают на сайты СМИ через прослойку блоков «Яндекс.Дзена». Какой в этом смысл для «Яндекс.Дзена»? Совершенно непонятно. Просто такая вот кликбейт-благотворительность. Ключевой момент здесь в том, что система рекомендации контента должна всеми силами привлекать аудиторию внутрь себя, а не раздавать свой трафик направо и налево.

Иначе для авторов система так и будет восприниматься как площадка, из которой можно подкачать трафик на свой основной сайт, который и даёт монетизацию. А это значит, что никакого уникального контента «Яндекс.Дзен» никогда не получит.

Обратите внимание, как рос, например, YouTube: инструменты вставки видео на другие сайты и в соцсети давали огромный прирост внешнего трафика. Владельцы YouTube-каналов понимали, что дополнительные просмотры их видео на сторонних площадках дают рост популярности их аккаунту и, как следствие, более частое упоминание в рекомендациях YouTube — и в итоге ещё больше трафика на их каналы и видео.

В случае YouTube у авторов формируется простой паттерн поведения: чем больше я промоутирую YouTube на стороне, тем больше YouTube промоутирует меня. Получается хорошая взаимовыгодная связка, благодаря которой система рекомендации контента начинает расти как на дрожжах.

«Яндекс.Дзен» не так давно пытался переломить эту ситуацию, сделав систему внутренних блогов для авторов. Но мешает проблема кликбейтного трафика и больших медиа, которые не дают возможность авторам, привлекающим в свои блоги на «Яндекс.Дзен» аудиторию извне, получить сопоставимую отдачу от самого «Дзена». Как следствие, эта инициатива у авторов быстро затухает. А условные РИА Новости продолжают выкачивать трафик из «Дзена». Замкнутый круг, который нельзя разорвать.

3. Максимизация заработка авторов уникального контента. Встроенные блоки РСЯ в каналах «Дзена», которые показываются при достижении некоторой отметки по просмотрам статей в неделю, с одной стороны, являются классным инструментом гарантированной монетизации: автору не требуется искать себе рекламодателей на старте развития канала.

Но при этом они же являются и громадным минусом, сильно ограничивая возможности для дальнейшего роста доходов авторов. Причина кроется в формате такой монетизации: блоки РСЯ, встроенные в статьи, это обычные баннеры, которые можно встретить на миллионах сайтов СМИ по всему миру.

Я думаю, не надо рассказывать, что вся отрасль онлайн-журналов и СМИ который год страдает из-за проблем с монетизацией. Никто не может придумать ничего лучше этих баннеров, на которые уже давным-давно у всех сформировалась баннерная слепота.

Кроме того, доход от баннерной рекламы не очень хорошо коррелируется с качеством аудитории, которая эти баннеры видит. Что я имею ввиду? Я одновременно могу быть подписан на канал с «юморесками» и на серьёзный канал про технологии и искусственный интеллект — при этом реклама, которую мне будет показывать «Яндекс», будет основана в первую очередь на моей истории запросов в поиске.

Например, я искал «кухонные краны», и именно их мне будут рекламировать рядом с контентом этих двух принципиально разных каналов. Что это означает? Именно то, от чего страдает вся отрасль современных медиа. Вы будете больше зарабатывать, только кратно увеличивая просмотры ваших страниц.

Безусловно, про искусственный интеллект читает более «качественная» аудитория, которая ищет в поиске автомобили подороже, недвижимость и прочие «жирные» темы. Только вот в деньгах (в случае баннерной рекламы) это даст вам рост в три-четыре раза, а не в 30-40. При этом тема юмора и высоких технологий будет отличаться по потенциальному объёму трафика в сотни, а возможно, даже тысячи раз.

Как следствие, автор понимает, что заработает больше и получит больше органического трафика от рекомендательной системы, если просто будет привлекать больше просмотров — и плевать, что за контент там будет. К чему это приводит? Правильно: к генерации авторами тонн кликбейта!

4. Автор должен монетизировать свой авторитет перед подписчиками. Это условие является решением проблемы номер три. Автор качественного контента может адекватно монетизировать его, только передавая вес своего авторитета вместе с рекламным сообщением в нативном формате. Только тогда реклама будет давать результат на порядок лучше, чем просто баннеры в статьях.

Условный Юрий Дудь берёт за рекламную вставку в своём канале сейчас около 500 тысяч рублей. Разве в пересчёте на показы баннеров 5 миллионам человек (это среднее число просмотров его видео) это стоит таких денег? Безусловно нет — показ в РСЯ стоит гораздо меньше, чем 10 копеек.

Тогда из чего формируется добавленная стоимость такой рекламы? Как раз за счёт авторитета автора. Сюда же можно припомнить бешеные прайсы на рекламу в Instagram-аккаунтах Собчак, Бузовой, и так далее. Прямое нативное размещение у автора канала про высокие технологии будет эффективным, потому что рекламодатель получит чёткий таргетинг своей аудитории и авторитет рекомендации от автора, как следствие, от рекламы будет хороший выхлоп.

Например, в том же канале про искусственный интеллект могут рекламировать вакансии, образовательные курсы по теме, платные программные продукты и так далее. «Яндекс.Дзен» же, в свою очередь, полностью лишает авторов такой возможности, предлагая собирать копейки через монетизацию баннерами.

Тем самым сервис отпугивает любой качественный авторский контент и приглашает на сцену любителей «желтухи», Instagram Виктории Бони и всего того ужаса, что нам предлагает почитать «Яндекс.Дзен», — потому что только сотни тысяч просмотров генерируют для автора хоть какие-то минимальные заработки.

«Яндекс.Дзен» появился как экспериментальный проект, призванный помочь головной компании увеличить свои обороты и прибыль за счёт исключительно внутренних ресурсов — условно бесплатной аудитории и небольшой команды разработчиков. Сформированные условия привлечения трафика в систему и варианты монетизации для авторов превратили «Яндекс.Дзен» в крупнейшую кликбейт-площадку рунета.

Самое интересное, что «Яндекс.Дзен» активно борется с кликбейтом, то есть с собственной сутью. Я бы сравнил это с человеком, который по утрам пробегает 20 километров в стремлении стать олимпийским чемпионом, а по вечерам выкуривает пачку сигарет. Его сердце неизбежно остановится на беговой дорожке, и олимпийским чемпионом он так и не станет.

0
257 комментариев
Написать комментарий...
Aleksandr Raikov

Я бы тут еще добавил довольно очевидную вещь, что сейчас Дзен уперся фактически в свой максимум. Те 12млн MAU про которые они говорят в своих отчетах. Это похоже их предел. Посколько сама по себе площадка не генерирует органического трафика в себя. Также как и органического вовлечения. Просто она всасывает трафик через ресурсы Яндекса по средствам кликбейт контента, отнимает время читателя на бесполезный контент, зарабатывает через РСЯ три копейки и выплевывает этих юзеров обратно в интернет.

Со временем до большинства просто дойдет мысль и сформируется паттерн, что Дзен помойка и надо обходить его за километр. На этом трафик и вовлечение начнут понемногу падать вниз. Это и будет закатом.

Ответить
Развернуть ветку
Алексис Второй

Согласен. Удивительно, что Яндекс решил выпустить свой цифровой Спид-инфо.
Хотя чего удивляться после их методики распространения Яндекс.Браузера и Яндекс.Бара.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Тут стоит добавить, что аудитория дзена это люди 45+, которые смотрят его на рабочем месте.
То есть это такой удобный прожигатель рабочего времени на госслужбе. И инерция такой аудитории очень сильная.
Но и эти люди со временем безусловно поймут, что к чему)

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

Они охватили всех польхователей Яндекс Браузера в наличии, а других нет и придти неоткуда

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Nick Muravyov

Тольконе MAU, а DAU. И не 12, а как минимум 13 https://themedia.center/2018/06/29/yandex-zen-2018-q3/

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Evgeny Morozov

уже как целый год обхожу эту помойку... всё что написали, всё это тоже самое было ровно год назад. Я сомневаюсь что они тебе как-то подробно разъеснят ситуацию. Нам они не хотели подключать сайт, и в тот-же момент они-же парсили контент с нашего сайта в свой Дзен и монетизировали на этих РСЯ - в этой проблемной ситуации они даже не хотели начинать разбираться, хотя я с ними контактировал и они обещали разобраться, их обещания = горохом об стену, они не преследуют интересов чтобы я зарабатывал.
Их сервис отбирает трафик у поиска и передаёт в эти желтушные СМИ свистоперделки всех жанров которые они форсят в топах не давая вариантов простым сайтам. Простые сайты они используют как сателиты - источники контента для своей Дзен ленты.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Нечаев
Со временем до большинства просто дойдет мысль и сформируется паттерн, что Дзен помойка и надо обходить его за километр.

Именно. Кликбейт заголовки блоков Дзен под основным постом - место шоковых тизеров прошлого. За все время существования перешёл 1 раз по ссылке. Механизм для издателя тоже не самый лучший, он просто вынуждает к кликбейту, по крайней мере на начальном этапе для роста рейтинга чтобы можно было подключить в Дзен трансляцию со своего ресурса.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Юрий Синодов

Всё мимо

Дзен не является для Яндекса тем, что вы описываете, логика его создания другая
На каждого розданного Яндекс получает больше одного полученного

Этих двух факторов хватает для того, чтобы всю статью читать не имело никакого смысла, к сожалению.

К искусству декомпозиции необходимо прикладывать ещё знание и понимание того, что именно декомпозируется и как оно работает.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Извините, но я если честно совершенно не понял, что вы хотите сказать.
Ну разве что кроме того, что я идиот. Это я конечно понял.
Но по сути дела то в чем ваш месседж?

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Иван Шевченко

Дело в том, что не правы оба! Де-факто получает только Яндекс, т.к трафик с дзена идет не на сайт издания, а на турбо страницы, де факто опять на Яндекс. Т.е. Яндекс пылесосом собирая трафик с изданий отправляет его СЕБЕ делясь лишь долей от монетизации турбо-страниц (на которых можно устанавливать лишь ЯД) То, что издания видят в своей статистике и им кажется, что их трафик - фейк, это посчитанные турбо-страницы на ЯНДЕКСЕ!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Константин Черкашин

Понятно, что для аудитории по типу здешней - Дзен умер примерно сразу. Но для аудитории по типу аудитории Одноклассников - совсем неочевидна скорая смерть. Да, качественные авторы постепенно замещаются авторами, которые пишут статьи про «сокровища нацистов найдены на обратной стороне луны» и «секретное лекарство генсеков от грыжи». Но он так может много лет деградировать

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Проблема в том, что он сам по себе ни имеет никакой ценности. То есть отключи трафик из я.браузера и поиска и завтра Дзен рухнет до нуля.

Соотвественно он жрет ресурсы Яндекса (трафик) и дает крайне малую добавленную стоимость, при этом нанося серьезные репутационный ущерб.
Такие штуки долго не умирают.
Их закрывают быстро и решительно. Я думаю через 2-3 года это произойдет.

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka

Ещё цензура: https://zona.media/news/2018/10/09/dzen-mbh

Рейтинг блогов ровно из-за этого исчез.

Ответить
Развернуть ветку
Vanya Indigo

Не только, в первую очередь рекомендательный контент - это инструмент манипуляции общественным мнением, что Яндекс неоднократно доказывал своими Яндекс.Новостями.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Oleg Dergilev

Да-да, судя по комментам Дзен вообще либо тренировочный лагерь кремлеботов, либо в психдиспанеры провели интернет во всей России и принудили читать и комментить Дзен.
Вероятно, одна из целей была создать карманный интернет с ложной широтой мнений, но реально играющих на одной стороне, чтобы не ходили по другим платформам

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Игорь Крысанов
Автор

Да. Верно. Но всех минусов не засунуть в статью. Я написал примерно 5% от своих записей в блокноте по Яндекс.Дзен. Если тема будет популярная, то продолжу публикации)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
ivan krapivin

Привет! Меня зовут Иван, я автор телеграм-канала Digital-поминки. Как будем хоронить Дзен?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Гроб в подъезд для начала выставим. Хотя я вроде это уже сделал)

Ответить
Развернуть ветку
Maksim Morozov

Да, много желтухи. Новых качественных ресурсов не увидел, их походу в рунете и нету. Авторов, пишуших специально для дзена, я вообще не видел.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Авторы пишущие для Дзена есть. Просто их блоги микроскопические, а темы крайне узкие. Просто эти люди еще не поняли правил игры и карабкаются изо всех сил, чтобы выбить из Дзена свою копеечку. Но если эти самые правила игры не поменяются, то разочарование к ним придет достаточно быстро и каналы будут заброшены.

Вот пример чувака, который понял, что именно нужно Дзену, при этом, сделал не кликбейт. Но задача это крайне сложная, а заработки с канала я думаю уже начали его разочаровывать.
https://zen.yandex.ru/tsm?clid=300&token=

"Новых качественных ресурсов не увидел, их походу в рунете и нету." - они есть там, где имеется нормальная система монетизации, гарантии частной собственной и инструменты эффективной доставки контента.
Например, Телеграм. Я там подписан на огромное число небольших интересных каналов, где авторы даже при небольшом числе подписчиков могут зарабатывать какие то адекватные деньги.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Козьмин

Откуда им появиться, если нет спроса? Как правило качественный контент потребляют около 20% юзеров, остальным 80% подавай желтуху, интриги, расследования. Следовательно качественным генераторам контента нет смысла и появляться, так как основная понимающая аудитория зачастую сидит по узконаправленным ресурсам (тот же vc).
Уже очень много хороших печатных изданий ушли с рынка из-за снижения интереса, охвата, а какой-нибудь СпидИнфо еще здравствует)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Дмитрий Малахов

Не знаю, я несколько новых авторов нашел.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Витвицкий

Я только в Дзене пишу. Мне нормально

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Krouglov

Спасибо за статью. Отличный анализ ситуации. Внесу свои пять копеек в обсуждение, т.к. являюсь автором канала в Дзен. Канал по истории и каким-то благословенным образом на монетаризацию он вышел. Далеко не сразу. Но не в этом суть. После двух с половиной месяцев, обратил внимание на два момента. 1) Кликбейт неизбежен, если нужно подтолкнуть показы. Как только я стал писать заголовки по духу соотносящиеся с лексиконом командира пионерского отряда на политинформации или 9 мая, то показы сразу взлетели. Это по теме истории. А в целом, если написать "Пошел в туалет, а там такое..." или "Пошел забрать сына из детсада, а там такая нянечка..." то, показов будет море и просмотров тоже. Тематика предпочтений Дзен - это отдельная тема, но личный опыт подсказывает, что немецкие танки в показах побеждают советские... 2) И, наверное, самое важное. В течение всего периода, не оставляет чувство, что сложного алгоритма расчета показов нет. У меня было два случая, когда вижу, что показов как-то совсем мало -- несколько сотен. Я скопировал публикацию Print Friendly и быстро создал её по новой. После обработки у публикации было уже несколько десятков тысяч показов. Что же произошло с алгоритмом?! Второй раз, я уже написал в техподдержку. Мне написала сотрудница, что были ограничения в показах, так как я удалил и опубликовал пост своей же статьи, а алгоритм все уже проиндексировал и считал, что это плагиат, а менять я должен внутри статьи, не удаляя её. Но, на самом деле, её ответ и истинное положение вещей не соотносились. После повторной публикации показы стали расти сразу, еще до того, как мне ответила сотрудница. Да, она ответила оперативно, но не настолько, чтобы повторная публикация уже не успела набрать десятки тысяч показов. Таким образом, можно подумать, что алгоритм здесь не при чем. Техподдержка тем более (Они отвечают готовыми конструкциями в основном). А есть какой-то отдел с людьми или bypass в самом алгоритме, который в непонятных случаях просто допускает возможность лишних показов и в не хилых объемах. А это уже не честно. В целом, даже и не знаю, что делать. Втянулся в тему. Но поднимать тоже самое на сайте, боюсь, что не смогу. РСЯ, гугл.директ -- это все для меня темный лес. И главным плюсом Дзен видел как раз заявленную ориентацию на автора. Типа, ты пиши, а остальное мы сделаем за вас. Но, по факту, не все так просто и однозначно.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Ну если вы хотите заниматься генерацией кликбейта, то безусловно Яндекс все сделает за вас и поможет.
А потом и канал вам заблокирует, когда признает вас автором кликбейта)

Подумайте о Телеграме или Ютубе. Ей богу.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Natasha Bogdanovich

А ваш заголовок к этому материалу - это, конечно, ни в коем случае не кликбейт😂

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Виновен. Каюсь!

Но если бы я писал в стиле Дзена то было бы как то так:

"Инопланетяне излучают пси-волны через Яндекс.Дзен. После трех дней чтения Дзена каждому россиянину сделают лоботомию. А сам сервис улетит на обратную сторону луны!".

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Nick Muravyov

Текст выглядит как заявка на знание внутренней кухни и инсайтов, однако это не так, поэтому большую часть выводов можно просто проигнорировать, ибо они — фейк и вообще не соответствуют действительности. Такую же статью может написать моя бабушка :)

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Где там заявка на знание внутренней кухни?))
Я сразу обозначаю, что являюсь сторонним наблюдателем.
В принципе как и ваша бабушка, если бы она писала статьи на VC.

Правда разница меня и вашей бабушки наверное в том, что я работаю уже много лет с подобными системами, а она нет?)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Steve Evets

Многабукаф, не осилил.
Имхо, будет жить (надеюсь). Дзен генерирует довольно интересную (для меня) подборку статей. Взять и найти всё это самому - было бы долго и нереально, да и на фиг это надо. А так - делать нечего - открыл, читаешь.
Сервис, который отбирает среди большого потока туфты нечто более-менее интересное для тебя - всегда востребован

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Подскажите, пожалуйста, а сколько вам лет?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Steve Evets

Главное, чтобы можно было жаловаться на откровенный говно-контент. Пару раз пробовал - вроде работает, это у меня больше не появлялось

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Вы не забывайте, что все это жрет ресурсы компании, которые могли бы расходованы гораздо эффективнее. Со временем это доходит даже до совсем пробитых ТОП менеджеров из МБА.
Финансовая отчетность с каждым кварталом начинает им на это все прямее намекать)

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Вы описали классическую схему работы кликбейт-прослойки. По типу "Дима Билан умер в автокатастрофе. СМОТРИ СКОРЕЙ"

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Данила Качалов

Как по мне то, он и вправду умрет, но далеко не скоро!
И не такой же у них кликбейт, как вы описываете, по крайней мере я не замечал)

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Серьезно? Вот это мне выдается даже после трехчасовых попыток настройки ленты под новости технологий.

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Сергей Абрамочкин

Согласен с автором, особенно насчёт кликбейтности и косяком с RSS выгрузками. От себя добавлю про двойные стандарты политики модерации Яндекса (например, в отношении той же "кликбейтности"), которые подрывают доверие к сервису со стороны авторов.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Так я об этом в конце и пишу)) Яндекс.Дзен борется с собственностью сутью.

"Сформированные условия привлечения трафика в систему и варианты монетизации для авторов превратили «Яндекс.Дзен» в крупнейшую кликбейт-площадку Рунета. Самое интересное, что «Яндекс.Дзен» активно борется с кликбейтом, то есть с собственной сутью. Я бы сравнил это с человеком, который по утрам пробегает 20 километров в стремлении стать олимпийским чемпионом, а по вечерам выкуривает пачку сигарет. Его сердце неизбежно остановится на беговой дорожке, и олимпийским чемпионом он так и не станет."

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Я же объясняю в статьей, что это не проблема "плохих" авторов. Это проблема правил игры Яндекс.Дзена

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Voloshchuk

"Если обратить внимание на все успешные компании, которые зарабатывают на авторах и потребителях контента (Facebook, «ВКонтакте», Instagram, YouTube и так далее), то вы заметите, что система рекомендации контента не была первоисточником набора критической пользовательской базы.

Всё начиналось с хронологических лент и контента самих юзеров для других юзеров — без расчёта на монетизацию, а из чисто социальных побуждений. "

Автор статьи дальше рунета ни разу не выходил?
Что вы скажете о самом быстрорастущем по выручке в мире агрегаторе новостей Toutiao? (в переводе "Желтые заголовки"). Если и сравнивать Дзен, то с ним, а не перечисленными компаниями - https://blog.ycombinator.com/the-hidden-forces-behind-toutiao-chinas-content-king/

Ну, или c западным Flipboard - https://mobilesyrup.com/2018/10/14/flipboard-great-news-app/

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Синодов

Вообще, включить Youtube в список, где рекомендации не решали - это сильно было
Как щаз помню - сижу я в Ютубе, ленту друзей листаю...

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Facebook, Instagram, YouTube у нас теперь рунетом стали?)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Kolin Torg

Как много букв, я отвечу проще, яндекс дзен умрет - потому, что это никому не нужная говняшка, у него нет вишки, нет нормального маркетинга, нет хайпа, нет ничего, кроме трех сотен человек которые попробовали там что то писать.
Его нужно было развивать, выращивать в уникальный проект, а получилось, что просто решили прокатить на бренде яндекс и не получилось...

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail

Этот проект настолько неудачный, что его вынести из раздела экспериментов в отдельный бизнес

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Sklyarov

Всё верно написано, но автор забыл почему-то, что как раз сейчас внедряется нативная реклама и уже отобраны каналы, которые поучаствуют в тестировании.
А так хороший разбор.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Первый раз про это слышу. Есть какие то пруфы?

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Alexander Makushin

К большому сожалению, спрос рождает предложение. Подавляющее большинство зрителей/читателей Дзена - это женщины старше 35-40 с их специфическими интересами.

Сами создатели на старте Дзена начали заманивать авторов репликами о неплохом заработке. Ребята устремились на новую платформу подзаработать, поняли "особенности" местной аудитории и всё закрутилось по спирали. Сейчас форумы кишат ветками в духе "палю тему" или "как я зарабатываю $1000 на блоге о родах", что еще сильнее усугубляет ситуацию, создавая иллюзию Дзена, как сетевого Клондайка.

Сам делал эксперимент, чтобы оценить площадку: не ленился делать качественный контент в одну группу и кликбейтный рерайт в другую в рамках одной тематики. По показателям просмотров, конечно же, победила вторая. Чтобы получить более-менее приличный отклик на статью ты должен подстраиваться под вкусы и запросы потенциальной публики и создавать банальные заголовки, к примеру. Дзен идеален автору для старта, но дальше ты либо подстраиваешься под читателя, либо долго и планомерно пишешь и пашешь по крупицам собирая интерес и аудиторию. В этом смысле Standalone-блог лучше хотя бы точки зрения SEO.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Старше 45+ скорее)
Ну и не только женщины. Мужчин там тоже полно)
Согласен с тем, что базовая аудитория Дзена это не банкиры, программисты и бизнесмены.
Но в этом и суть грамотного развития экосистемы, чтобы через некоторое время на ядро начать привлекать новые сегменты аудитории, а вместе с ней и авторов подстать)

Вы описываете всю туже проблему. Дзен - это просто труба, которая засасывает офисный планктон 45+, немного монетизирует, а потом выплевывает.
Дзен практически не накапливает аудитории. Что-то там конечно оседает через приложения или просто повторные заходы, но этого крайне мало, чтобы система получила толчок на улучшение контента.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Мария Пчёлкина

Все хоронят Дзен. Все его поливают, чем только под руку попадется. Никто его не советует новичкам. При этом все упорно развивают старые каналы и создают новые. Примерно такую картину постоянно вижу: "Вот в апреле у меня был канал, я вышел на монетизацию, через полгода получаю с него 60 кусков, но вы не делайте канал. Кстати, вот, я уже за 4 месяца 7 новых сделал, но вам не советую".

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

Мощно! Неистово плюсую!
Добавлю еще, что аудитория каналов Дзен настолько по своим половозрастным характеристикам не попадает в ЦА большинства рекламодателей, что те скоро заметят явно низкие показатели кликабельности рекламы в Дзен и еще более низкие переходы с клика в сделку.
Что не добавить Дзену веса как для рекламодателя так и в иерархии прибыльных проектов Яндекса.

Я как яростный критик Дзена,в последних статьях виси (кстати после них заметно траф упал на мои каналы, а техподдержка глумливо молчит...ну хрен с вами) давно ждал тупика, в который зайдет сервис-игрушка для мальчиков и девочек со смузи.
Сейчас общаясь с авторами каналов,у всех одна ситуация - сильно просели показы и доходы, в общем-то многие готовы бросить ведение так как за 2500-5000 рублей в мес. писать ежедневные статьи немного глупо. Правила Дзен им самим тотально игнорирутся, а общение зачастую переходит просто в хамство. Авторы выдавливаются из системы и заменяются паблишерами, которые тупо копипастят в Дзен свои материалы.
В итоге, нет разнообразия тем и взглядов, а условный Сноб я почитаю лучше на сайте а не в Дзене, адрес знаю, там мне еще и статьи получше порекомендуют.
Все это признаки кризиса платформы, который скоро выльется в смену формата или закрытия...перспектив у них не видно.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Вы считаете что Яндекс.Директе кто-то из рекламодателей фильтрует трафик по тому с какой площадки он идет?) Спешу вас огорчить: всем плевать.
Я давно не касался Директа, но в разве там появилась возможность отключить Дзен из показов в РСЯ? Не припомню таких настроек.

То есть Дзен будет падать по оборотам это безусловно и очевидно. Тут не поспоришь.

А насчет ЦА Дзена и их демографических характеристик, то могу сказать, что Директ устроен так хитро, что все это маскируется и рекламодатель чаще всего просто таргетируется по ключам, которые вводил в поисковую строку пользователь. Так что тут ваш аргумент все же мимо.

"Сейчас общаясь с авторами каналов,у всех одна ситуация - сильно просели показы и доходы, в общем-то многие готовы бросить ведение так как за 2500-5000 рублей в мес. писать ежедневные статьи немного глупо"

Такая же ситуация произошла 2 года назад с вебмастерами, которые работыли с РСЯ))) Тоже фатальное падение доходов и отстутсвие каких-либо внятных решений со стороны Яндекса. Но если в случае РСЯ корова была жирная и ее можно было так доить еще пару лет, то в случае с Дзеном это новорожденный теленок, которого разве что на убой отправить да и то много мясо не получишь)

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Red Beard

При каждой установке Яндекс браузера - отключаю Дзен. Не могу смотреть на г.. которое в нём всплывает.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

А зачем тогда ставите Яндекс.Браузер?)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Vladimir Sklyarov

Чувствуется обида автора за то, что он недополучает показов своего канала (поддерживаю, а не критикую!) :)

Но всё же, как оказалось, что вы не знаете про нативную рекламу?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

У меня никогда не было канала на Дзен. Зачем? Я же вижу, что это тупиковая ветвь эволюции.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Цой жив

Скажут "Это был эксперемент" и закроют
В Яндексе отличные команды UI/UX но напрочь отсутсвуют Бизнес-Продукты, которые понимают для ЧЕГО все это делается

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Хе-хе. Истину глаголите.

Хотя с UX в Дзене тоже большие проблемы.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Ну если у вас сайт с кликбейт контентом, то можно)

Ответить
Развернуть ветку
Victor Skvortsov
Условный Юрий Дудь берёт за рекламную вставку в своём канале сейчас около 500 тысяч рублей. Разве в пересчёте на показы баннеров 5 миллионам человек (это среднее число просмотров его видео) это стоит таких денег? Безусловно нет — показ в РСЯ стоит гораздо меньше, чем 10 рублей.

В твоем примере Дудь берет за показ 10 копеек, а не рублей 😀

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Спасибо. Это была опечатка. Пофиксил.
10 рублей за просмотр это уже совсем жирно. Такое помоему только в Телеграме бывает)

Ответить
Развернуть ветку
Харламка

В принципе, эту "аналитику" можно не читать уже после "примерно полтора года назад" с учётом того, что быстро расти он начал с конца 2015.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Ну так не читайте)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Семенов

Да норм у них рекомендации. Сейчас потратил 10 минут поставив дислайки всяким лайфхакам и московским комсомольцам и лента стала заметно лучше. Рекомендации у яндекса сильная сторона.

Я вот могу наоборот поныть о телеге и тех, кто его читает. В какой-то момент был подписан на 20-30 каналов, понял что слишком много шума и в итоге сократил до нуля. Я не хочу читать статью, когда она выходит.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ponomar

А что с лайфхаками-то не так?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Игорь Крысанов
Автор

Вроде как был кликбейт так и остался.
С телеграмом у всех так было. В итоге подпишитесь на 3-4 канала и будете их читать.
Не хотите читать статью когда она выходит? Ну значит не читайте) В чем проблема?) Для таких вещей в Телеграме есть раздел сохраненных сообщений. Обычно, если видишь что материал интересный, но щас нет вомзожности читать, то просто кидаешь туда и оттуда уже смотришь когда удобно.

Ну и опять же. Телеграм это не про дистрибьюцию лонгридов. Это про заметки средней длины, которые можно прочитать за пару минут.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Коля Капелькин

Напоминает статьи и том, почему у телефонов без кнопок нет будущего. В свое время были популярны.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Ваш посыл в том, что смерть Дзена очевидна всем и даже собакам на улице? Или что?
Не очень понял ваш пассаж.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Дмитрий Клюев

Ну не знаю, мною дзен всегда воспринимался как площадка, которая подтягивает по RSS контент с сайтов, формирует ленту и пытается при этом более-менее по интересам тебе это выдавать + как доп фича если у тебя нет сайта, но ты хочешь попробовать себя - делаешь свой блог на дзене. Я им не так часто пользуюсь, но в приложении лента более-менее ничего стала, после того, как я подписался на определенные интересные мне источники и задизлайкал массово кликбейты.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Ключевой вопрос какой профит Яндексу с этого? Если это просто формат вывода трафика из Дзен сразу на сайты СМИ и онлайн изданий?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Михаил Эманно

Гугл точно такой же отстой, во многих отношениях даже хуже Яндекс, а по факту и то что я вижу реально: растут поисковые площадки типа duckduckgo.com и это точно тренд. Ибо беспощадный контекст и большие братья реально задолбали людей.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Не спорю с вами. Это очень перспективная ниша и как мне кажется с уходом в дальнейшем от модели монетизации через рекламу.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Эманно

Очевидно, что Дзен превратился в аналог Лайф. Даже если банить площадки .все равно лезет нечистоты типа 7 дней и прочей желтизны. Тут выше правильно написали: пиши, как в помоечном Медиамаркет и пролучай трафик килограммами. Вот Дзэн вполне успешно и идет по этому пути.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

«Сформированные условия привлечения трафика в систему и варианты монетизации для авторов превратили "Дзен" в крупнейшую кликбейт-площадку рунета».

"Самое интересное, что «Яндекс.Дзен» активно борется с кликбейтом, то есть с собственной сутью. Я бы сравнил это с человеком, который по утрам пробегает 20 километров в стремлении стать олимпийским чемпионом, а по вечерам выкуривает пачку сигарет. Его сердце неизбежно остановится на беговой дорожке, и олимпийским чемпионом он так и не станет."

Об этом собственно и говорю)

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail

Краткое содержание статьи: яндекс сделал конкурента моему проекту, поэтому яндекс.дзен умрет.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Raikov

Действительно совершенно не аргументированный материал)

Ответить
Развернуть ветку
Re-l Mayer

Он умрет только из-за того что очень не удобно писать туда. Я пробовал блог копировать, хватило на 3 записи, потом я подумал а зачем мне этот копипаст вообще нужен. И не стал. Читать когда там будет 1000 записей тоже не удобно. Это бесконечная лента временной информации, а блог это история и в блогах обычно авторы ищут и через 2 года и через 5 лет топики истории на которые ссылаются. а на Зене тупо не найти то, что писалось ранее. потому что мусорка. поэтому даже с спорить смысла нет - он стопудово закроется.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Ну а в Телеграме разве кто-то обращается к постам столетней давности? Или новый подписчик начинает прочитывать все ленту за последний месяц?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Gotsulyak

Читал Дзен пару недель. Устал от помойки статей ни о чем. Он так и не смог понять мои интересы и выдавать ценный контент.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Рыговский

Заблочил яндекс даже на рабочем компе чтобы случайно не захотелось прочитать очередной треш который подсовывают на главной странице крупнейшего в стране поисковика. (!!!)

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Polyakov

крайне минималистичный неудобный интерфейс дзен яндекс. непонятная логика формирования ленты - у меня примешиваются светские новости кот мне ни к чему. и пр

Ответить
Развернуть ветку
Roman Grinin

Тема интересная, но с автором не согласен.

1) Яндекс планомерно прирастает крупными площадками (авто.ру, кинопоиск.ру) и в этом есть смысл.

2) Дзен - созданный с нуля агрегатор весьма приличного качества, который имеет 200М MAU. Да, кликбайтовый, для для плебса, но почему бы нет? Если ему добавить некоторую «предварительную настройку по умолчанию», исходя из вектора интересов пользователя (про который Яндекс конечно знает многое), то на старте вы сразу получите «уютные новости для гиков», а женщина из провинции статьи про «на утро из вас выйдет ком паразитов». И все будут счастливы.

Гугл прирастает монополией в Андроиде, ну и конечно эффект масштаба имеет место.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

200М МАU?
Количество жителей в РФ 140М. Не у всех из них есть интернет. Если я не ошибаюсь только 70% им пользуется.

Хорошо можно еще плюсануть кого то из Беларуси и Казахстана, где доля Яндекса сильно меньше, чем в РФ.

Где вы взяли свои 200М?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Андрей Рудин

нет, если бы Яндекс не ввел бы эти драконовские условия 7000 дочитываний за неделю, может быть было бы больше нормального контента, ну пишешь ты, читают немножко, капает денежка, тебя это мотивирует, пишешь больше и качественней, денежек больше. А сейчас что? Тебе надо что сделать чтобы тебя начали читать? Заниматься кликбейтом, воровать чужие статьи, заниматься переписыванием своими словами, либо какая нибудь накрутка, что тоже чревато. Какой смысл думаешь ты? поэтому да, тоже считаю что Дзен умрет с такими правилами рано или поздно.

Ответить
Развернуть ветку
Aralash TV

а что такое кликбэйт

Ответить
Развернуть ветку
Константин Кирилюк

Привет, меня зовут Кот, я автор дзен-канала «Дзен Кота». Напомню, что зомби наиболее долгоживущие проекты :)

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Voloshin

Дзен - не рекомендательный сервис.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

А что?

Ответить
Развернуть ветку
Xpro Neprazdnuyuschy

На самом деле в статье есть ошибка в изначальном посыле. Кроме авторов, которые хотят зарабатывать статьями, есть и другая категория — авторы, которые хотят быть замеченными, донести свою точку зрения до окружающих. И для них Дзен с его автоматическим подбором аудитории — это спасение, так как позволяет не тратиться на платную раскрутку, не бегать по комментариям у уже раскрученных блоггеров, а делать то, что и должен делать автор — писать, писать и еще раз писать.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Ну ок. Если им подходит, то я рад за них. Только такие авторы обычно про политику, ну или как минимум их манифесты отдают хейтспитчингом. А все это Яндекс ох как не привествует. Как впрочем и любая другая площадка.

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Самохвалов
Ответить
Развернуть ветку
Andrey Gruzdev

Мне интерфейс размещения статей в Яндекс.Дзен показался удобным. Я с интересом открыл свой канал (я начинающий автор по узкой теме - видеоигра). Эта статья меня насторожила, тем более история с Яндекс.Браузером и Яндекс.Баром меня достала - устал истреблять их у себя на компе. Если не Яндекс.Дзен то тогда на каком сервисе размещать статьи?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Нет ответа)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Танцур

super

Ответить
Развернуть ветку
Роман Чернов

Не рентабельно. Могу купить статью 2 килограмма за 40 р. Она будет жить ровно один день в дзене.
При этом получит 10- да пусть хоть 350 дочитываний - и вернет 3-5 рублей.
Где тут прибыль.
Пишете сами? - Но вы тратите свое время (А это тоже деньги) - Просрать 2 часа на статью 3К с картинками - получить 50 дочитываний на выхлопе - полная ХРЕНЬ. Я думаю что дальше будет еще хуже.
И потом яндекс вообще начнет Дзен на первой странице выдачи поиска выдавать как за свои статьи
И это только подталкнет вебмастеров развивать яндексовские канылы - ибо выхода не останется.
Монопорлизация полнейшая
и цена клика скоро станет 0,001 копейка.

Не Терминатора нужно было Саре Коннор боятся кароче

Ответить
Развернуть ветку
Роман Чернов

Любой алгоритм пишется для того что зарабатывать больше денег - и уж ни как не для того чтобы Вы зарабатывали больше. Тем более что армия рабов - вебмастеров растет. Никто не станет рвать задницу что бы вы стали зарабатывать больше.
ИМХО - любое обновление ведет к снижению прибыли конкретного вебмастера

Ответить
Развернуть ветку
Роман Чернов

Мне в техподдержке сказали что не будет никакого дубля если я статью с сайта размещу на канале дзена. (Я надеялся, что типа как соц сеть - там в индекс и поиск не попадает)
А потом я узнаю что оказывается статьи дзена открыты для индексации причем везде то есть ГОША их тоже кушает. Вот официальная статья Яшки https://zen.yandex.ru/media/nasmillion/iandeks-dzen-nachal-indeksirovatsia-indeksaciia-kanalov-iandeks-dzen-5a72e77adcaf8ed82977385c
и кушает как дубли. - Нормально? Почему с таким подходом Гоша не должен считать ваши стать с сайта не считать дублями? Будьте осторожны

Ответить
Развернуть ветку
Роман Чернов

Да и кстати - техподдержка Дзена вообще не рубит в органической выдаче
Ибо это разные департаменты и работают там разные 18 летние красавицы, которые вообще ни в чем не рубят друг о друге и СЕО темболее и органичской выдаче - так что забейте туда писать

Ответить
Развернуть ветку
Maria Masha

Дзен для плебса - это факт, но вопрос авторам без аудитории куда податься? что делать? альтернативы дзену нету.

Ответить
Развернуть ветку
Дима Петров

Монетизированные каналы в Яндекс Дзен всего за 1000 рублей! Подробнее о каналах можно почитать в кворке https://kwork.ru/smm/1954946/monetizirovanniy-kanal-v-yandeks-dzen
Всё честно, без обмана. Работаем только через кворк!

Ответить
Развернуть ветку
Dimitry

Игорь, расскажите о вашем опыте. Какие системы создавали для каких проектов? Честно по-гуглил, ничего не нашел.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Я не могу об этом распространяться по ряду причин.

Скажем так. Постарайтесь судить только мой материал, а не меня самого)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
254 комментария
Раскрывать всегда