Почему «Яндекс.Дзен» умрёт: часть вторая

О перспективах площадки для авторов — стоит ли тратить время на создание канала.

Привет, меня зовут Игорь, я автор Telegram-канала «Digital Доктор». И я думаю, что «Яндекс.Дзен» умрёт. Пару недель назад я написал первую статью под этим заголовком и рассказал о фундаментальных проблемах «Дзена»: как в способах привлечения трафика, так и в неподходящей для авторов уникального контента экосистеме «Дзена».

Поскольку в предыдущем материале я озвучил всего лишь около 5% своих наблюдений, я продолжу делиться своими соображениями об отсутствии потенциала у этой платформы.

Что такое канал в «Дзене» для автора

Когда вы приходите на какую-либо площадку (соцсеть, мессенджер, YouTube или «Дзен»), чтобы запустить на ней свой медиаресурс, то вы в первую очередь задумаетесь об окупаемости инвестиции. «Смогу ли я в будущем заработать на вложении своих сил, денег и времени?» — спрашиваете вы себя. Не важно, индивидуальный вы автор или полноценное СМИ с редакцией.

В 2018 году ваше представительство в любой экосистеме (соцсеть, мессенджер и так далее) — это как запуск отдельного бизнеса, который требует определённых инвестиций, где вы должны планировать некий возврат от вложений. Поскольку канал в «Дзене» имеет все признаки настоящего бизнес-проекта для автора, то мы и будем рассматривать его критерии именно с точки зрения бизнеса.

Вопрос частной собственности

Это крайне скользкий вопрос, который разрушил бизнес очень многих предпринимателей в сфере соцмедиа. Ключевой момент в том, что ни одна платформа не гарантирует вам владение активом в виде базы подписчиков. Они всегда остаются «собственностью» платформы, а автор имеет к ним лишь ограниченный доступ посредством публикации контента.

Условия вашего взаимодействия с подписчиками постоянно меняются. Как показывает практика, чем старше платформа становится, тем больше ограничивает автору доступ к его подписчикам, потихоньку подминая рекламные доходы под себя.

Вспомним ситуацию с пабликами во «ВКонтакте». На заре их появления это был бурно растущий рынок, где топовые игроки умудрялись зарабатывать очень хорошие деньги. Например, сеть пабликов MDK в 2013 году приносила 1,5-2 млн рублей в месяц. Что произошло дальше? «ВКонтакте» ввела «умную» ленту, и все паблики серьёзно потеряли в показах.

Соцсеть в одностороннем порядке откусила кусок активов у всех владельцев пабликов, заменив охват подписчиков, который принадлежал пабликам, на собственную «умную» ленту и встроила в эту самую ленту рекламные блоки. Соцсеть стала зарабатывать больше, а паблики меньше. Не стоит думать, что в случае с «ВКонтакте» это какая-то уникальная история. То же самое провернул Facebook, и в ближайшее время то же самое мы увидим и в Instagram.

Теперь давайте рассмотрим «Дзен» с точки зрения частной собственности авторов. Основа «Дзена» — это та самая «умная» лента, алгоритм работы которой никому не известен. Сегодня вы можете получить 1000 показов на свою статью, а завтра — десять. К слову, об этом говорится даже в справке самого «Дзена». Вы ничего не контролируете и ни на что не влияете. Вам надо просто делать контент и надеяться на то, что Большой Брат вас не обделит.

Вы наверняка парируете мне, что в «Дзене» теперь есть функция подписки, только вот тот же раздел справки нам повествует, что подписчики видят ваши публикации с большей вероятностью, но не гарантированно. Могут и вовсе не увидеть, если «умная» лента так решит.

А теперь задайте себе вопрос: готовы ли вы инвестировать время, силы и деньги в бизнес на таких условиях?

Отсутствие внутренного рынка рекламы

Экосистема «Дзена» не подразумевает существование внутреннего рынка рекламы. Я говорю о ситуации, когда один канал рекламирует другой канал за деньги. Некоторые называют такие рынки вариантами финансовой пирамиды, когда деньги приходят в систему извне, при этом система не даёт реального рекламного трафика и продаж наружу.

То есть финансовые потоки просто курсируют между владельцами каналов, не выходя на реальный рекламный рынок товаров и услуг. По экономической логике в какой-то момент такой пузырь должен лопнуть.

Но, к сожалению, всё не так просто, как кажется некоторым «экспертам». Подобные внутренние рынки позволяют как раз давать бурный рост сообществу. Те, кто пришёл раньше, получают возможность заработка от рекламы каналов новых участников и стабильный поток денег для продолжения развития своего канала.

Безусловно, в этом котле 90% каналов погибнет, не найдя своей бизнес-модели, многие потеряют свои деньги из-за недостаточного опыта в этой индустрии, но оставшиеся 10% найдут способы эффективной рекламы реальных товаров и услуг. Именно эти 10% и станут флагманами платформы и будут привлекать в неё ещё больше трафика.

Смысл в том, что успешная платформа не может перепрыгнуть или упразднить этап внутреннего рынка. Именно он даёт разнообразие несуразного, увлекательного, безобразного, странного, вызывающего контента, который привлекает аудиторию и приучает её к тому, что на платформе всегда можно найти что-то интересное.

Именно в этот барьер сейчас и упёрся «Дзен». Проблема ограниченного доступа к аудитории и алгоритм работы «умной» ленты, не стимулирующий подписку на каналы, полностью уничтожают возможности для развития рынка рекламы других каналов с целью набора подписчиков и просмотров.

Многие авторы запускают свой канал, наполняют его контентом и быстро понимают, что зарабатывать те крохи, которые предлагает «Дзен», им совершенно не интересно, и забрасывают каналы. Сейчас авторы просто не понимают, в какой момент и сколько они могут начать зарабатывать на своём канале в «Дзене».

В подтверждение того, что внутренний рынок рекламы, не контролируемый платформой, необходим, служат истории успеха Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассников», YouTube, Instagram, Telegram. Все они проходили или ещё проходят через эту стадию.

В этих сервисах была применена «умная» лента как инструмент отъёма аудитории у владельцев пабликов. Но суть в том, что она вводилась, когда этот рынок был уже достаточно нагрет и сформирован. В «Дзене» же лента сделана на старте и убивает этот рынок в зачатке.

Сейчас, отправляясь в путь по созданию своего канала в «Дзен», можете ли вы ответить на вопрос, сколько вы потенциально сможете зарабатывать через полгода? Каких KPI (количество подписчиков, среднее число просмотров) вам нужно достичь, чтобы зарабатывать эти деньги? Какие инвестиции понадобятся вам для этого?

Сомневаюсь, что вы сможете найти ответы на эти вопросы.

Дамоклов меч модераторского мнения

«Дзен» за свою недолгую жизнь успел собрать огромный перечень правил того, что нельзя публиковать автором. Причём некоторые из этих категорий имеют крайне расплывчатые границы. Что является кликбейтом, заимствованным, шокирующим контентом, заведомо ложной информацией?

Как следует из правил «Дзена», в случае, если поддержке не понравится какая-то из ваших статей или комментарий подписчика под вашим материалом, то вам могут отключить на этой статье показ рекламных блоков, её показ в ленте или вообще все рекламные блоки и показ всех статей на канале до тех пор, пока вы эту статью не удалите.

Учитывая, что все оценки материалов будут делаться сотрудником из техподдержки, в игру вступает человеческий фактор: например, у модератора могут быть предубеждения на определённые темы.

Так как границы требований по контенту не определены, то по воле случая вас могут начать блокировать в любой момент без видимой причины. Историй авторов «Дзена», которые попали под раздачу от модераторов, на сайте vc.ru огромное множество. Например этот материал.

Задайте себе вопрос: хотите ли вы перманентно доказывать, что вы не верблюд, постоянно находясь под риском потери показов и заработка?

По-прежнему отсутствующие механизмы адекватной монетизации для авторов

В первой статье я подробно разобрал проблему низкоэффективной монетизации каналов через баннеры. В комментариях меня упрекнули в том, что я ни слова не сказал о нововведении «Дзена»: нативной рекламе. Это совсем новая функция, которая сейчас находится в тестировании и доступна крайне ограниченному кругу авторов.

В целом эта «доделка» не внесла просвета в жизнь авторов. Вы не можете публиковать у себя нативы, договорившись напрямую с рекламодателями — только через систему агентств из списка «Яндекса». Которые, как я предполагаю, берут хороший процент за свои услуги, да и «Яндекс», наверное, не остается обделён. В итоге до вас в лучшем случае доходит 50% от этой суммы.

Кроме того, нативные тексты обязательно должны быть помечены тегом «Рекламный пост» или «Партнёрский пост» в самом начале текста. Это сразу сильно ограничивает эффективность натива и желание рекламодателей активно закупаться рекламой по этой схеме.

Кроме того, «Яндекс» прямым текстом говорит в своей справке, что не заинтересован в открутке показов вашей нативной рекламы, поэтому выкупать показы у «Яндекса» вам придётся самостоятельно за счёт своих бонусных баллов за хорошее поведение (если вы много и регулярно пишете статьи, то копите эти самые баллы).

Но самое интересное, что с рекламодателем вы договариваетесь на дочитывания вашей статьи, а не показы в ленте «Дзена». То есть у «Яндекса» вы «покупаете» показы, а рекламодателю должны обеспечить дочитывания. А самое смешное в том, что продвигаемый вами натив должен соответствовать множеству параметров:

  • должны быть соблюдены требования к публикациям «Дзена» и к рекламным материалам;
  • CTR от 3% включительно;
  • дочитывания от 65% и выше;
  • среднее время дочитывания — от одной минуты;
  • «возраст» публикации (на момент окончания кампании) — не более 60 дней.

Если эти правила не соблюдаются, то вам отказывают в возможности продвижения вашей статьи. Большинство авторов не могут обеспечить такие показатели даже для обычных материалов, чего уж говорить про рекламные. Вот тут перед автором и встаёт вопрос: что делать, когда он не смог обеспечить дочитывания рекламодателю? Делать ещё и ещё нативы, пока показатели не будут достигнуты? Возвращать деньги?

Короче говоря, крайне уморительная система. Если вы никогда в жизни не плясали с бубном, то можете поразвлекаться. Остальным крайне не рекомендую ввязываться в этот ад.

Слишком сильная зарегулированность платформы «Дзена»

В «Дзене» на всё есть правила и условия. Множество ограничений и требований. При этом система вам ничего не обещает, но очень хочет всё контролировать, чтобы чего лишнего не дай Бог не случилось, и успешный автор не стал зарабатывать больше 30 тысяч рублей в месяц.

Всё это мне очень напоминает плановую экономическую систему Советского Союза. Все мы знаем, какой итог постиг экономику СССР. Похоже, что «Дзен» стремится повторить этот славный путь.

А вам бы хотелось быть бизнесменом в условиях Советского Союза?

Стоит ли автору пробовать себя в «Дзене»? Только если настроить RSS-ленту со своего сайта и задарма получать трафик от «Яндекса», который никак не может определиться, вовнутрь он всё же работает или вовне (подробнее об этом читайте в моей первой статье). Но чтобы получать трафик от «Дзена», вам нужно делать кликбейт-контент. Так что если у вас есть кликбейт-сайт, то отличным решением для вас будет подключить его по RSS к «Дзену».

Авторам более адекватного контента там делать нечего, если, конечно, они не хотят через год столкнуться с серьёзным разочарованием и писать каминг-ауты, что они потратили своё время, силы и деньги в пустоту.

0
177 комментариев
Написать комментарий...
Stas Klymenko

Думаю очевидно, что многим проще запустить свой сайт и начать зарабатывать на нем, публикуя меньше кликбейта и шлака. У меня именно такой посыл сформировался после прочтения. Но есть категории людей, из той же возрастной категории, которые могут создать канал и публиковать свой контент вместо Пикабу, например, и за это получать ещё и скромное вознаграждение. Если это девушка в декрете, рабочий завода и т.д., для них такой вариант во многих случаях более приемлем.

У меня не особо крупный канал есть (~1к подписчиков), пока на паузе публикаций, но за недельку набирал по 1-2к рублей. При сравнении оказалось что дохода я получаю крайне мало в сравнении с другими тематиками, стоимость кликов в которых в разы выше. Но даже в моем случае это был неплохой при условии, что я тратил около часа времени в день на 1-2 публикации.

Проблема больше заключается в том, что многие приходят в дзен с завшенными ожиданиями. Если рассматривать площадку как источник доп дохода, тогда большинство волнений плавно покидают голову.

По личным наблюдениям, команда дзена пытается двигаться вверх, но эта команда похожа на группу детского сада, которая решила поиграть в бизнес. Все Дзен встречи с ответами на вопросы заканчиваются обещаниями "скоро реализуем", но по факту это скоро тянется слишком долго. Инструментарий для авторов по прежнему скуден.

Из своей же практики могу сказать, что многим рекомендациям дзена следовать не обязательно, чтобы получать трафика (например, тексты на 300+ слов). Даже каналы с кликбейта местами нормально функционируют, ибо алгоритмы не видят кликбейта в заголовке. В то же время, такие каналы могут попросить удалить материалы, после жалобы (по моей инициативе так прикрылись три канала конкурентов с явным кликбейта, ещё 3-4 удаляли материалы. Другая сторона монеты - часто публикации попадают под ограничения даже при отсутствии кликбейта. То есть, как бы не настраивали алгоритм, он продолжает допускать ошибки.

Во многих случаях помогло бы обращение в саппорт, но кому-то отвечают сразу, а кому-то, спустя 3-4 дня или более. Но и здесь все не сладко. Канала отправляют на повторную проверку, и кликбейт проверяется снова тем же алгоритмом, что по моему мнению крайне глупо, да ещё и недельку-другую времени отбирает.

После ведения канала около года, пока могу сделать вывод, что его имеет смысл вести в качестве источника доп. дохода или в случае отсутствия навыков продвижения сайтов. Если горбатиться на нем для развития в качестве основного дохода, вероятно, в результате будет негативное мнение, схожее с мнением ТС.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Любой нормальный контент требует серьезных трудозатрат. Про час в день это шутка какая то. Флагманы любой контентой площадки трятят огромные ресурсы на поиск и генерацию контента и расчитывают на этом адекватно заработать.

Если Дзен будет состоять из рабочих завода, домохозяек в декрете, таксистов, которые тратят на свой канал по часу в день и зарабатывают 2-3к рублей в месяц, станет ли Дзен популярной площадкой?)
Я очень сомневаюсь

Ответить
Развернуть ветку
Stas Klymenko

Конечно не станет, это одна из проблем, в которой крупные игроки находятся в одной тарелке с таксистами и работниками завода.

По поводу часа в день (на самом деле, обычно до двух часов) - мне этого достаточно для подготовки одного материала и его публикации. Мне, как не крупному ресурсу/проекту/компании этого было достаточно для сбора достаток на уровне топовых в нише. Без индивидуальной графики и других фишек.
Вы же упоминаете флагманов рынка. Но нерентабельность ведения канала в дзене для крупных игроков ну очень очевидна. Разве что контент будет кросспоститься с сайта.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Вы как то очень не понятно свои мысли излагаете. Я если честно совершенно ничего не понял из вашего последнего сообщения. Перечитайте сами. Может отредактируете?

Ответить
Развернуть ветку
Stas Klymenko

Перечитал.
Напишу проще - мне хватает двух часов в день на создание одного качественного материала. Мне этого достаточно.

В своем комментарии вы упомянули флагманов рынка. Но контент-планы у одиночного автора и флагманов разные, поэтому и временные затраты разные.

По факту, я не совсем понял, почему вы сравнивает мои временные затраты с затратами ведущих игроков площадки.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Потому, что ведущие игроки привлекают на площадку траф (Как, например, Mash в Telegram) и флагманы как раз и позволяют расти и зарабатывать.

Лучше 100 топовых площадок, чем 10.000 авторских блогов таксистов и домохозяек.

Ответить
Развернуть ветку
Stas Klymenko

Думаю, лучше и те и другие, ибо авторские каналы часто могут делать не хуже флагманов. Если нужны только топовые - можно настроить rss ленту или закладки.

Проверив лечение трафика все верно. Но я всё равно не понимаю, почему вы удивляетесь моим временным затратам на материалы и пытаетесь сравнить их с лидерами площадки. Это ведь разные вещи.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Я не удивляюсь.
Я хочу сказать, что за 2 часа хорошего контента регулярно делать не будешь. Особо из расчета на пару тысяч дохода в месяц. Скорей всего это будет что-то вроде SEO сайта.

"Если нужны только топовые - можно настроить rss ленту или закладки."
Вот это опять не понял.

Ответить
Развернуть ветку
Stas Klymenko

Прямо регулярно может и нет. Иногда тратил больше как на одну публикацию, так и на несколько. Я бы не сказал что это топовый контент, заслуживающий апплодисменты, но на порядок выше бОльшей части конкурентов. Возможно, мне помогает 10-летний опыт работы веб-райтером.

Про топовые и rss имелось в виду, что если хотите читать только топовые площадки - можно настроить индивидуальную (вне дзена) или добавить такие площадки в закладки и читать только их.

P.S. сори, если где-то опечатки. Пишу с телефона, и Т9 периодически вставляет свои неправильные корректировки.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Ну то, что я могу читать топов за пределами Дзена это понятно.
Но мы то про будущее Дзена говорим, которому чтобы выжить нужно иметь эксклюзивный качественных авторов, а не лить траф во вне через RSS оправдывая это тем, что на сайтха все равно стоят блоки РСЯ)

Ответить
Развернуть ветку
Stas Klymenko

Это да, я с этим согласен. Но пока для этого нет условий в дзене. Наверняка до сих пор даже отложенные публикации не реализовали.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Так тому, что в Дзене нет тех или иных условий как раз и посвящены обе моих статьи)))

Ответить
Развернуть ветку
Stas Klymenko

Да, поэтому я выше писал, что много с чем согласен.
У меня вообще было негативное отношение к площадке, когда алгоритмы не давали показы материалам, на которые я рассчитывал, и в то же время продвигали те, которые я писал "на коленке". Но затем начали ограничивать явный кликбейт (в рамках моей ниши, по крайней мере), сделали карму и статистику. Показалось, что начали что-то делать.

Не знаю, как обстоят дела сейчас, но из того, что читал - никаких существенных сдвигов после кармы сделано не было.

К слову, Игорь, вы только один канал вели или несколько?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крысанов
Автор

Да я вообще не вел)
Завел для теста с одной статьей. Чисто фитчи посмотреть.
Мне нужно год вести канал, чтобы увидеть проблемы площадки)

Ответить
Развернуть ветку
Stas Klymenko

Понял) Если бы был канал - ваш пост был бы еще более негативным)

Ответить
Развернуть ветку
174 комментария
Раскрывать всегда