Сервисы United Traders
726

Звуки из-за Firewall: как устроен китайский бизнес онлайн-музыки

В ближайшее время состоится IPO абсолютного лидера китайской онлайновой музыкальной индустрии Tencent Music. Компания успешно монетизирует «Великий китайский firewall», представляя жителям страны свои версии заблокированных мировых сервисов, и показывает доход в сфере, где ни одному из западных аналогов не удалось получить прибыль.

В закладки

Разбираемся, чем, кроме блокировок, китайский рынок онлайн-музыки отличается от мирового.

Социализация, караоке и онлайн-концерты

На первый взгляд, перед нами клон популярного шведского стримингового сервиса Spotify (компании, кстати, обменялись долями: Spotify владеет 9,1% Tencent Music, который в свою очередь владеет 7,5% Spotify), но если копнуть глубже, обнаруживается, что модель бизнеса в Китае серьезно отличается от традиционных европейских и американских сервисов.

Главная фишка Tencent Music — онлайновая социализация в развлекательной форме. Как и у Spotify, пользователи Tencent имеют доступ к прослушиванию музыки в онлайне, но еще они могут общаться в специальных чатах, делиться видео, дарить виртуальные подарки друг другу и звездам, выкладывать свои песни, устраивать онлайновые караоке-вечеринки, даже петь дуэтом со знаменитостями.

Еще одна отличительная черта Tencent Music — живые выступления в интернете. Доступность концертов в Китае намного ниже, чем, например, в США, и это создает почву для альтернативного рынка — стриминга таких мероприятий.

В Китае люди привыкли, что музыка бесплатна; 90% рынка до недавнего времени было занято пиратами. Количество платных подписчиков составляет единицы процентов от клиентской базы, поэтому у Tencent Music нет выбора, кроме как зарабатывать за счет пользовательского контента и в качестве платформы для общения.

Такая модель бизнеса приводит к непривычному для западных музыкальных сервисов распределению выручки. Средний месячный чек платящего онлайн-меломана составляет всего $1,27, а пользователя социальных сервисов и «дополнительных» развлечений — $16,28.

В результате Tencent Music получает 70% выручки от караоке, мерчендайзинга, виртуальных подарков и прочих «сопутствующих товаров», только 30% приходится на «обычные» музыкальные подписки. За счет этого компании удается держать расходы на контент на гораздо более низком уровне, чем у того же Spotify, который тратит 70-80% выручки на выплату роялти, что не позволяет выйти из убыточной зоны.

Название может ассоциироваться с чем-то из хип-хопа, но на самом деле не имеет никакого отношения ни к нему, ни к десятке центов. Оно образовано из двух китайских иероглифов Тенг и Ксун и обозначает нечто вроде «очень быстрая информация».

Под крылом Большого брата

В Китае самое большое количество интернет-пользователей в мире, при этом доступ к самым популярным и знакомым сервисам вроде Facebook, Youtube и Twitter закрыт или ограничен, что освобождает дорогу местным аналогам — их как раз и делает головная компания Tencent.

При этом пользователям просто не нужна куча приложений, которые есть у каждого американца и европейца, потому что почти все необходимое собрано в одном месте — WeChat. Там китайцы буквально живут: общаются посредством сообщений и видеозвонков, работают, платят за любые услуги (пластиковые карты в Китае используются все меньше), переводят деньги друг другу, заказывают такси, бронируют билеты, записываются к врачу и так далее.

Разумеется, WeChat принадлежит Tencent, аудитория Tencent Music завязана на ее огромную базу пользователей. Поскольку база уже есть, можно экономить на маркетинговых расходах (всего $112 млн в первом полугодии при выручке в $1,3 млрд).

Неудивительно, что и Tencent Music занимает практически монопольное положение на рынке — четыре ее продукта не покидают первые строчки рейтинга самых популярных музыкальных приложений в Китае, а компания удерживает более 75% всего китайского музыкального стриминга.

Выручка за 2017 год поднялась на 151%, а в первом полугодии 2018 года на 92%, прибыль выросла более чем в четыре раза, cashflow увеличился на 186%. Tencent Music — единственная в мире прибыльная компания, предоставляющая музыкальный стриминг.

Король плагиата

Великий китайский Firewall, закрывающий рынок Поднебесной от западных соцсетей, позволяет местным разработчикам особо не утруждаться с придумыванием чего-то нового. Tencent — компания, которая добилась самых значительных успехов на ниве копирования. По словам Джека Ма из Alibaba, «проблема Tencent в том, что все их продукты — копии».

Основатель Tencent Хуатенг Ма прямо говорит: «Копировать — не плохо». Из-за этого его называют «королем плагиата». Впрочем, стоит признать, что делает он свое черное дело умело: понимая потребности рынка, Tencent клонирует только ту функциональность, которая будет востребована пользователями.

Догнать и перегнать

По данным Macquare Research,глобальный рынок музыки после 15 лет снижения достиг дна в 2014 году и благодаря стриминговым сервисам вернулся к росту, который продолжается третий год подряд, а в 2017 году составил 8,1%. Рынок музыкального стриминга показал 41% роста в 2017 году — до 176 млн платящих пользователей (+ 64 млн за год). В Китае же рост музыкального рынка составил 35%, 27% из которых пришлись на стриминг.

Кажется, что 800 млн пользователей на четыре сервиса — уже огромная цифра, и потенциала для дальнейшего роста почти нет, но стоит учитывать, что проникновение интернета в Китае составляет около 55%. Это средний уровень в мире, но в развитых странах вроде США, Японии и Германии, он достигает 95%.

Скорость развития технологий в Китае позволяет надеяться, что этот показатель будет активно расти, а Великий китайский firewall никуда не денется, поэтому потенциал в долгосрочной перспективе остается серьезным.

К тому же у компании есть большие внутренние резервы для роста: пока только 3,6% пользователей покупают подписку на музыкальные сервисы и 4,2% — на социальные. У Spotify количество платных подписчиков составляет 83 млн из 180 млн (46%), у Apple Music — 40 млн (все платят).

Что с IPO

Первоначально размещение планировалось в октябре, но было отложено по крайней мере до ноября из-за неспокойной ситуации на рынке. Конкретная биржа пока тоже под вопросом — на фоне разногласий между США и Китаем компания может отказаться от выхода на американские рынки и провести размещение в Гонконге.

В разных источниках сообщалось о том, что планируется привлечь $1-2 млрд. Предположительная оценка капитализации может составить $25-30 млрд.

Компания планирует потратить 40% привлеченных средств на повышение количества и качества контента, 30% на разработки новых продуктов для еще большего вовлечения пользователей платформы, 15% на маркетинг и 15% на возможные приобретения. При этом долгов практически нет, так что на их погашение тратить привлеченные деньги не придется.

#tencent #ipo #китай

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "United Traders", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0438\u0442\u0430\u0439","tencent","ipo"], "comments": 0, "likes": 10, "favorites": 15, "is_advertisement": false, "subsite_label": "services", "id": 50854, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 14 Nov 2018 13:28:50 +0300" }
{ "id": 50854, "author_id": 166404, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/50854\/get","add":"\/comments\/50854\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/50854"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 200396, "possessions": [] }

Комментариев нет 0 комм.

Популярные

По порядку

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }