{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Два года с корпоративным мессенджером Slack

Причины выбора, косяки при внедрении и особенности сервиса, облегчающие жизнь.

После предыдущей статьи про наш командный инструментарий на меня обрушился шквал уточняющих вопросов. Вопросы были по делу, причём не только в комментариях: мне писали в личку и даже звонили (знакомые).

Дошло до того, что мне стали предлагать по 15 тысяч рублей в час за консультацию по Skype или вообще приехать и провести корпоративный тренинг-воркшоп. Я, конечно, в глубине души предполагал, что наш опыт может кому-то пригодиться, но всё же не ожидал, что тема окажется такой горячей.

А больше всего вопросов было про Slack. Многие из тех, кто ко мне обращался, до сих пор ведут всю переписку в почте и удивляются, насколько оперативной может быть коммуникация внутри команды и насколько полезна бывает её избыточность (в хорошем смысле слова). Чего уж там: я и сам до поры до времени воспринимал почту как нормальное явление, несмотря на её бесконечные «Fw:Re:Re:Re: Планирование ноябрь 2015».

Сразу оговорка: Slack не идеален. У него есть и плюсы и минусы — просто плюсов, на мой взгляд, значительно больше. Поэтому сейчас для нас это самый оптимальный софт не только для общения, но и для создания полноценной коммуникационной платформы для команды. Про него сегодня расскажу подробнее.

С чего всё началось

Сперва мы в «Банде умников», как все нормальные люди, пользовались почтой, Skype и WhatsApp. Но через некоторое время стали возникать разные вопросы. К примеру, почему в WhatsApp чатик вроде как неформальный, но коллеги туда пишут какие-то вещи по работе: про выставки, отгрузки и так далее? Зачем нам Skype, почему мы обсуждаем некоторые вопросы в нём? Почему нас так бесят круговые переписки на 30 адресатов в почте?

Ответ был на поверхности: мессенджеры — это быстро, а почта — это балласт, подходящий разве что для связи с внешним миром.

Единица смысла в почте — это одно письмо. Единица смысла в мессенджере — короткий диалог. Пока отправляешь письмо и ждёшь ответа, уже можно целиком обсудить вопрос в мессенджере. И на мой взгляд, уже сейчас почта должна стать специализированным инструментом, но никак не универсальным. Использовать её повсеместно — всё равно что забивать гвозди и разогревать еду с помощью утюга: можно, но тупо неудобно.

Использование почты в качестве инструмента внутренней переписки

«А WhatsApp вам чем не нравится?»

Несмотря на все преимущества «бытовых» мессенджеров, всю переписку по работе (здесь и далее — с оговоркой «в нашем случае») невозможно было перевести в тот же чат WhatsApp или Telegram: слишком велико было разнообразие тем и количество обсуждаемых вопросов.

Даже если бы мы создали там несколько под-чатов вроде «Продажи на сайте», ничего хорошего бы не вышло. Ведь если бы в одно и то же время в этом подчате возникло два разных вопроса, у нас бы не было шанса конструктивно их обсудить — все сообщения, касающиеся первого и второго вопросов сыпались бы в одну ленту, превращая её в бессмысленное месиво.

Пример из другой оперы, зато наглядно

А ещё я всю жизнь я использовал почту как таск-менеджер, помечая «письма-дела», чтобы вернуться к ним позже. Далеко не в каждом мессенджере есть на первый взгляд простая возможность добавить входящее сообщение в избранное.

Проблема была и в том, что потребность в быстрой коммуникации развивалась куда быстрее, чем средства её удовлетворения. И если для «бытовой» переписки уже были вполне годные WhatsApp, Viber, Telegram и ещё масса всего, то для рабочей было не так много вариантов: Slack, Google Hangouts, Microsoft Teams, Rocketchat, HipChat — и всё.

Не буду заострять внимание на конкретных аргументах выбора того или иного решения, я просмотрел их все два года назад, и Slack для меня показался наиболее адекватным. При этом я считаю, что дело не в Slack как таковом, а речь про формат — структурированный мессенджер как платформа — это ключевой фактор. А ребята из Slack лучше всех, на мой взгляд, поняли этот формат. Что, кстати, подтверждает их недавняя оценка на рынке.

Поэтому я стал искать какой-то софт для внутренней коммуникации, в которой бы сочетались три самых важных для нас параметра:

  • высокая скорость общения;
  • структура и прозрачность всей информации;
  • простота вхождения в новую среду и использования.

«Так почему выбрали Slack?»

Slack меня покорил именно простотой использования: после быстрого обзора уже стало понятно, что даже новичок сможет начать полноценно работать в нём в день знакомства с программой. В отличие от «бытовых» мессенджеров, в нём сразу было три уровня иерархии: не только чаты и сообщения, но и возможность создания треда к каждому сообщению внутри канала (чата) — отличный способ избежать бардака.

Кроме этого, в большинстве отзывов люди писали о том, что Slack чутко реагирует на запросы в саппорт и быстро исправляет возникающие косяки. Позже я и сам убедился в этом — не успеешь написать о проблеме в поддержку, и уже видишь, что она исправлена после очередного обновления. Даже обидно. Хотя надо признать: их десктопное приложение и мобильное, прям скажем, не отличаются производительностью.

А если очень упрощённо сравнивать все имеющиеся на тот момент инструменты по важным для нас критериям, получилась следующая картинка:

Цены использования специально сильно не касаюсь: хотя бы потому, что Slack можно использовать абсолютно бесплатно (с рядом не слишком страшных ограничений). А дальше всё зависит от размера команды и тарифа. В стандартном тарифном плане месяц использования Slack — $6,67 на одного сотрудника.

«А оно мне надо?»

Вполне возможно, что нет. На мой взгляд, Slack подходит только для определённых видов бизнеса. Навскидку я бы описал их так: это компании с командой от пяти до 100 человек, с горизонтальной (или относительно горизонтальной) структурой и проектным подходом к работе.

Вот три признака того, что Slack вам не нужен:

  1. В вашей компании работает больше ста человек. В этом случае Slack с его ежемесячными платежами будет для вас попросту очень дорогим удовольствием. В такой ситуации гораздо проще развернуть собственный сервис или воспользоваться так называемыми onetimepayment-сервисами: один раз заплатил и пользуешься.
  2. У вас в компании жёсткая вертикальная структура, эдакий «Далласский клуб согласователей», когда любые решения и инициативы последовательно утверждаются руководителями, руководителями руководителей и так далее. В этом случае вам, скорее всего, не нужна никакая прозрачная коммуникация.
  3. Организационная структура вашей компании предполагает жёсткое деление на отделы в вакууме: с другими отделами взаимодействует только руководитель отдела — и только через руководителя другого отдела. Все проекты ведутся только внутри отдела (буквально: внутри одного-двух кабинетов).

Ошибки внедрения

Давать подробную инструкцию, как начать использовать Slack, не вижу большого смысла — там всё предельно понятно. Зато расскажу, где мы накосячили, ведь факапы любят все. У нас в команде мы даже выбираем каждый месяц лучший факап.

1. Не обозначили границу между почтой и Slack

Иными словами, не сразу поняли, что нужно чётко договориться с командой, когда мы используем мессенджер, а когда — почту. В результате ребята зачастую по инерции писали короткие рабочие вопросы в почту или, наоборот, присылали в Slack большие письма, которые предстояло потом пересылать внешним подрядчикам.

Порой доходило до того, что человек задавал вопрос в почту, а ответ получал уже в Slack. Лёгкая шизофрения, да? Очевидно, что в этом случае гораздо проще запутаться. А если спустя месяц нужно будет найти какое-то сообщение, то на это может уйти много времени.

Чуть позже мы сделали то, что нужно было сделать сразу: договорились, что вся внутренняя переписка через Slack, а вся внешняя (или с участием внешних контрагентов) — через почту. Были и исключения: например, мы несколько раз подключали к Slack внешних подрядчиков или фрилансеров, когда предстояла продолжительная и плотная коммуникация: в основном это были дизайнеры или программисты.

2. Не сразу уловили структуру

Тут всё предельно просто: не все ребята сразу начали использовать многоуровневую структуру «канал — тред — комментарии» и общались «плоско»: один человек писал исходное сообщение (с постановкой проблемы) в канал, а следующий писал ещё одно сообщение в тот же канал, вместо того чтобы написать комментарий к исходному сообщению (продолжить ветку, иными словами). Это всё равно, что я бы написал всю эту статью исключительно заголовками.

Сейчас такие ситуации тоже возникают раз в несколько месяцев (чаще с приходом новичков). А раньше — несколько раз в день. Это требовало от меня немногословного, но настойчивого вмешательства. Сейчас оно выглядит точно так же, как два года назад:

3. Начали ставить задачи в личку Slack, минуя Trello

А это уже скверные последствия хорошего сервиса: со временем стало настолько удобно общаться через Slack, что некоторые задачи у ребят пролетали мимо Trello и оставались только в переписке. Ну как, «у ребят». Я, в общем-то, тоже этим грешил.

В результате команда порой была не в курсе происходящего, а это уже противоречило общему принципу прозрачности всех проектов. Раньше уже писал, зачем это надо: двое «в кулуарах» договорились что-то сделать, а у третьего эта задача уже готова на 80%, либо у него есть веские аргументы в пользу того, что делать надо по-другому или вообще не надо делать. Такие ситуации частенько создают лишнюю работу.

Чуть позже мы пришли к следующей схеме: ребята ставят задачи в Trello, после чего пишут об этом в соответствующем канале в Slack. Это вот как раз один из элементов «избыточной коммуникации», которая минимизирует шансы упустить важную информацию из виду.

Кстати, есть возможность интеграции Trello и Slack, и её можно настроить так, чтобы получать уведомления автоматически. Но я рекомендую это делать аккуратно и для особых случаев, иначе Slack задолбает вас уведомлениями.

Разумеется, мы не фиксируем совсем мелкие и быстрые задачи (которые быстрее сделать, чем где-то отмечать) — это уже было бы маразмом и вряд ли принесло кому-то пользу. Хотя дальше расскажу пару хинтов, что можно с такими быстрыми штуками делать и с помощью того же Slack.

4. Не сразу уловили преимущества открытых обсуждений

Похоже на предыдущий пункт, но тут скорее не про постановку задач, а в целом про открытые обсуждения любых вопросов.

Как было в начале

Игорь и Фёдор сидят и «трут» в личке, как бы улучшить конверсию в разделе с корпоративными подарками. Игорь и Фёдор, конечно, молодцы, но в такой схеме команда теряет три крутых бонуса.

  1. Ребята не подозревают о том, что вопрос обсуждается. А если бы они увидели переписку Игоря и Фёдора, то предложили бы десять светлых идей, две из которых Игорь и Фёдор взяли бы в работу и получили бы профит. Но они общаются в личке, поэтому шансов на светлые идеи со стороны у них нет — они могут рассчитывать только на себя.
  2. Новички не получают хорошей практики и не так быстро адаптируются в команде. Представьте, что новичок задаёт какие-то вопросы опытному сотруднику в открытую — сразу просто автоматом возникает эффект дополнительного обучения, потому что другие ребята видят этот диалог.
  3. Если канал хорошо «локализован» по теме, то когда в команду вводится новый коллега — можно просто сказать: «Вася, вот канал, отмотай в начало и прочитай всё там». Такие истории дают просто сумасшедший эффект — новичок видит не просто конечный результат, а процесс: ошибки, преодоления и так далее, он содержательно понимает, почему всё именно так, как есть. Это просто космически ускоряет адаптацию в команде.

Как это происходит сейчас

Игорь пишет в канал #internet_marketing: «Команда, пёс-вопрос: есть идеи, как нам повысить конверсию в разделе с корпоративными подарками? Вот отчёт за ноябрь, там все показатели». К концу дня тред ломится от комментариев, а у Игоря почва для размышлений плодородная, как берега Нила.

Марина за сутки собрала 200 идей для названия новой игры

Внимание: такая схема категорически неприемлема, если у вас в команде работают специалисты с большой буквы «П», которым всегда «виднее, чем этим вот всем, пусть не лезут со всеми своими этими». В этом случае открытая коммуникация не будет помогать, а будет лишь ранить их чувство собственной важности.

Радости использования

Не стоит думать, что Slack — это какой-то особенный софт, превращающий любую рабочую коммуникацию в волшебную страну с феями, единорогами и абсолютным взаимопониманием в команде. Сам по себе он не делает переписку простой, структурной или понятной. Пример: с помощью хорошего перфоратора можно просверлить отверстие в полу или в ноге — всё зависит от того, как использовать этот инструмент.

Вообще, я категорически рекомендую завести или Slack-мастера или команду из ребят, которая особенно в начале поможет всё внедрить и настроить.

Ниже отмечу основные моменты и особенности, которые помогают нам максимально удобно и эффективно работать в Slack.

1. Каналы

Основное правило: пиши в канал. Про подготовку постов во «ВКонтакте» — в internet_smm, про отгрузки корпоративным клиентам — в sales_corporate. Это как готовить еду на кухне и мыться в ванной — было бы очень неудобно и странно делать всё это в коридоре.

Когда мы только начинали использовать Slack, у нас было всего восемь-десять каналов. Но со временем их число органически увеличивалось. Например, если сперва был канал sales_world (международные рынки), то теперь это около семи каналов: sales_world_uk, sales_world_ua, sales_world_germany и так далее.

Если бы сейчас все вопросы по отгрузкам за границу падали в один канал, то в нём бы царил полнейший хаос. Поэтому как только возникает потребность «развести» общий поток информации или создать пространство для информации нового типа, мы создаём новый канал.

Фраза «Нужен ещё один канал в слаке» стала локальным мемом, которым меня периодически подкалывают коллеги :)

Пока писал этот материал, насчитал 59 каналов, которые мы используем прямо сейчас. Чтобы новичкам было проще вникнуть, как всё устроено, у нас есть ментальная карта со структурой всех каналов. Вот её кусок:

Структура каналов в Slack (фрагмент)

Много это или мало? Не могу так сказать, у нас около 45 человек, три офиса, 11 каналов продаж, четыре линейки продуктов, около 100 SKU. Можете сами прикинуть, какой трафик это рождает: у нас получается примерно 40 тысяч сообщений в месяц. Страшно представить, сколько было бы писем, если бы мы пользовались почтой.

Есть ещё важный момент: не обязательно быть подписанным на все каналы и читать вообще всё, что происходит. К примеру, дизайнерам справедливо пофиг на каналы про CRM или логистику. Зато они подписаны на все каналы, связанные с разработкой продукта и материалами на сайте. Это неплохо экономит время.

2. Контроль происходящего

В Slack есть две очень полезных кнопки: All Unreads и All Threads.

All Unreads — это место, где собираются все непрочитанные сообщения из всех каналов, на которые подписан человек. Даже если на какое-то время он вырубает все уведомления чтобы сосредоточиться, у него есть возможность позже открыть раздел All Unreads и прочитать всё в одной ленте.

All Threads — то же самое, но речь про все сообщения из тредов, в которых сотрудник участвует (оставлял комментарий или создал сам тред).

Через два этих пункта можно отсматривать вообще всю свою переписку и ничего не упустить: все сообщения отображаются в виде ленты.

3. Звёзды и напоминания

Star — один из ключевых инструментов для кратного повышения эффективности. С её помощью можно отметить сообщение или публикацию в любом месте с любого устройства — они помещаются в хронологическом порядке в раздел Starred Items. Так можно отмечать задачи к выполнению или просто важную информацию.

Пример: сотрудник на обеде, но видит в мобильном Slack важное сообщение, отмечает его звездой, приходит с обеда, открывает приложение на компе и уже погружается в полный контекст. С учётом, что мы очень ценим способность ничего не забывать — штука очень полезная.

Remind me — ещё один вариант функции Star. Суть такая же — эта опция также не даёт забыть что-то важное, но она ещё более конкретна, и я лично пользуюсь в основном ей, а не звездой. Она задаёт промежуток времени, через который она сама напомнит о задаче или сообщении. Нужно только выбрать время.

Пример: вечером дома я увидел важную историю в переписке, которой нужно уделить внимание с утра. Отмечаю её Remind me — Tomorrow, и завтра в 9 утра мне в сообщения от Slackbot придёт напоминалка. Там можно нажать на Mark as Complete или Snooze, то есть отложить ещё. Получается такой таск-менеджер для небольших задач. Все большие — только в Trello.

Slack — не чатик, а платформа

Один из плюсов Slack для нас заключается в том, что это не просто инструмент переписки, а скорее платформа для организации командной работы. Это означает, что кроме коммуникации как таковой, есть масса полезных приложений и ботов, с помощью которых можно существенно расширить функциональность Slack.

Важно понимать, что это не какие-то декоративно-развлекательные приколюхи, а вполне прикладные инструменты. Если использовать их в комплексе, то они помогают экономить рабочее время и вообще облегчают жизнь. Некоторые из них мы уже используем, другие пока что только изучаем и планируем внедрять. Здесь перечислю и те и другие.

TimeBot

«Где Игорь? Как на больничном? До какого числа отпуск у руководителя отдела снабжения? Где и во сколько провести собрание? Иван Викторович не может? А когда сможет?» Все эти вопросы возникают постоянно, по несколько раз в день. А TimeBot помогает тратить на них в разы меньше времени.

Эта штука позволяет легко и быстро фиксировать все исключения из стандартного графика сотрудника и уведомлять о них коллег: отпуска, отгулы, командировки и так далее. С его помощью можно формировать запросы на свободное время коллег, чтобы было удобнее планировать работу и встречи.

Пока что мы по-старинке пользуемся «Google Календарём», но всё-таки планируем мигрировать на какое-то решение внутри Slack. TimeBot кажется мне хорошим вариантом, потому что сейчас приходится интегрировать гугловский календарь в Slack: каждое утро в канал #general_vacation в Slack выгружаются все мероприятия на день и изменения в графике сотрудников. Выглядит так:

BirthdayBot

В своё время мы периодически спотыкались на одной и той же проблеме: к примеру, подходит ко мне Сергей и говорит: «Кхм, тут как бы сегодня у Ильи день рождения». А мы об этом просто забыли в запаре, и приходится что-то срочно придумывать.

Чтобы не учить наизусть все 45 дней рождения коллег, мы поставили BirthdayBot для Slack. Это удобная альтернатива распространённым во многих офисах листочкам с днями рождения сотрудников (на которые, давайте уж начистоту, редко кто-то смотрит).

Преимущество в том, что с ним не нужно ничего отслеживать и держать в голове — бот сам напомнит, когда у кого-то из коллег грядёт день рождения: за неделю, за день и в сам день рождения.

Hivy

Закончился кофе, сломан принтер, нужно два дополнительных рабочих места, перегорела лампа, нужна канцелярия — такие ситуации возникают постоянно. Признаюсь честно: мы сейчас их решаем «первобытным» способом. А именно: делаем записи-заявки в «Google Таблицах», связываемся с сисадмином, пишем офис-менеджеру в личку — одним словом, тут у нас хаос и рандом.

Поэтому мы планируем внедрить единый инструмент для сбора и обработки всех таких многочисленных запросов. Из всего, что я видел, мне больше всего нравится приложение Hivy для Slack. С его помощью сотрудники могут делать заявки и вносить предложения, чтобы улучшить жизнь в офисе: будь то замена расходников, устранение неполадок оборудования и так далее, вплоть до нехватки ложек на офисной кухне.

Админы, в свою очередь, рассматривают эти запросы и могут создавать собственные проекты внутри Hivy, чтобы можно было быстро и удобно всё разгрести. Сейчас я как раз активно изучаю это приложение, и скорее всего, мы его скоро внедрим.

Polly

Наверняка сталкивались с ситуацией, когда надо было опросить большое количество людей в команде за очень короткий промежуток времени — например, чтобы быстро что-то решить или оценить ситуацию. Ну или вас опрашивали в числе многих. Как это происходило? Через почту? Беда. «Google Формы»? Уже лучше. Но мы нашли кое-что ещё удобнее.

Мы работаем по SCRUM, с еженедельным «ретро» — обзором проделанной работы. Чтобы этот обзор сделать, нужно собрать всю обратную связь от команды. Для этого мы используем встроенное в Slack приложение Polly, которое помогает нам быстро собирать информацию. В нём есть опросы, голосовалки — всё что нужно, когда надо быстро собрать обратную связь, задействуя большое количество людей.

Plop

«Вот тот парень в очках вроде бы знает, как настроить кампанию в «Директе». Как же его? Коля? Паша?», — вполне нормальная ситуация, когда вы приходите в новый коллектив. Говорят, что дельфины могут запоминать сотни «имён» своих сородичей — а вот у людей с этим делом обычно проблемы. И тут на помощь приходит штука под названием Plop.

Это весёлая и полезная игровая приложуха, которая помогает запомнить имена сотрудников. Особенно ценна для новичков. Наверняка ведь приходили в новый коллектив и ломали голову «как же зовут того парня»? Так вот, Plop действительно помогает быстро всех запомнить — проверили на наших ребятах :)

Uptime Robot

Очень простая и полезная вещь: трубит в нужный канал, если упал один из ваших сайтов, фиксирует, кто взялся решать проблему и сообщает, когда сайт снова работает. Для программистов и администраторов — золото. Выглядят такие сообщения вот так:

Каким бы подробным ни был этот обзор, личный опыт — лучшая основа для принятия решений. Я лично стараюсь тестировать всё, что вызывает интерес, — за счёт этого мы и «обросли» тем набором инструментов, который у нас есть сейчас.

Вы никогда до конца не поймёте, нужен ли вам Slack, пока не обкатаете его в своих рабочих условиях. Благо, есть вполне жизнеспособная бесплатная версия. Регистрируйтесь и тестируйте, бесплатно и без SMS.

Да, и ещё кое-что. Коли уж я занялся этой беллетристикой, мне очень важно получать обратную связь и узнавать, как всё устроено в других компаниях. Комментарии — это хорошо, но опыт подсказывает мне, люди не всегда готовы высказываться публично. Поэтому на коленке собрал короткую анкету в Google. Буду признателен, если заполните.

0
52 комментария
Написать комментарий...
Richard Daniel

вот полностью согласен, слак нужен не всем. далеко не всем и не только в 3х ситуациях, описанных выше. Кстати, и в вашем случае слишком сильная горизонтальная интеграция попросту может лишать сотрудников сна и внимания. Их могут упоминать по делу и нет, дергать другие просто потому, что хотят переложить задачи, просто нагружать лишним и тд. Этот инфошум проходил бы мимо, не будь слака. Даже бот про падение сайта - это задача внимания определенного человека.
Slack - крутая штука, но культ делать из нее не надо.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Semenov
Автор

Безусловно, в любом деле это вопрос баланса, даже, например, занимаясь в тренажерке каждый день по 24 часа можно нанести себе вред :) Мы внутри стараемся растить культуру бережного использования внимания и времени других ребят. Это никак не свойство Slack, а скорей свойство как таковой командой работы в гибкой конфигурации.

Ответить
Развернуть ветку
Richard Daniel

кстати, да, вот вы все про пользу, а про проблемы и вред?
Если читать слак - прописано в обязанностях, то у вас есть и штрафы на непрочтение? Как вы решаете вопрос, когда мессага послана, а реакции нет и фейл вышел? Ведь это как письмо от налоговой, тебе отправили, но ты решил не получать. Может и не специально. А может специально.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Semenov
Автор

У нас нет никаких штрафов, нет никакой вообще отрицательной мотивации. Мы идем от обратного - позитивной мотивации команды и подбор таких ребят, которые в буквальном смысле ощущают себя ответственными за общее дело. У нас даже такого вопроса нет ) но я понимаю почему вы его задаете.

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда