{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Основатель «Лиги ЖКХ» решил продавать другим управляющим компаниям систему управления домом с маркетплейсом для жителей Статьи редакции

Илья Сотонин хочет собрать данные от других организаций и создать систему, которая поможет всем участникам сферы ЖКХ.

Основатель екатеринбургской управляющей компании «Лига ЖКХ» Илья Сотонин запустил новый проект — систему управления домами Doma.ai, которую смогут купить другие управляющие компании и иные организации, работающие в сфере ЖКХ. Об этом vc.ru рассказал сам Сотонин.

«Лига ЖКХ» разрабатывала эту систему для себя. В 2017 году компания начала продавать ИТ-систему в составе франшизы, но отдельно до сих пор не предлагала. «Мы считали её своим конкурентным преимуществом и не хотели делиться с другими, но два месяца назад решили: "Почему бы и нет?"» — рассказывает Сотонин.

Раньше у нас был целый набор программ: в «Google Таблицах» мы вели «шахматку», в «Мегаплане» вели задачи. Был такой Франкенштейн, которым в какой-то момент стало очень неудобно пользоваться, но который так или иначе решал наши задачи.

Мы начали этого Франкенштейна потихоньку превращать в Арнольда Шварценеггера, объединяя всё в одну систему. Мы хотели создать систему, которая отвечает нашим запросам, но чтобы всё было в одном окне.

Илья Сотонин, основатель «Лиги ЖКХ» и Doma.ai

Что умеет Doma.ai

Doma.ai — единая платформа для управления домами и взаимодействия с их жителями. Подключившись к системе, управляющая компания получит диспетчер для распределения задач между работниками и контроля их выполнения, личный кабинет для управления финансами и тарифами, а также инструменты, которые позволят в режиме реального времени отслеживать уровень довольства жителей оказываемыми услугами (NPS).

Если вы видите, что в каком-то из домов NPS пошёл вниз, то сможете вовремя отреагировать и исправить ситуацию до того, как жители соберутся менять управляющую компанию.

Можно завести чек-листы и следить за тем, что вы соблюдаете стандарты, которые сами установили для управляющей компании, знать, что содержите дома в том состоянии, в котором обещали жителям.

Илья Сотонин
Личный кабинет управляющей компании. Каждая компания может адаптировать дизайн под свой фирменный стиль

Жители, в свою очередь, получат личный кабинет и мобильное приложение, через которые смогут оплачивать коммунальные услуги и обращаться в управляющую компанию. Кроме этого, Doma.ai планирует запустить маркетплейс, через который управляющие компании смогут предложить жителям товары и услуги и получить за счёт них дополнительные доходы.

Что такое управляющая компания? Это «последняя миля» перед жителем дома. Имея доступ к жителю, мы можем продавать ему что-то, помимо красивого чистого подъезда и работающих инженерных систем. Мы можем доставить воду, можем продать страховку и прочее и прочее.

Илья Сотонин

Организации-пользователи Doma.ai смогут объединяться в группы и просить у поставщиков скидки на закупки, как это делают крупные управляющие организации, но при этом сохранять автономность в принятии решений, рассчитывает Сотонин.

Если в этой системе будет 50, 70 или 100 управляющих компаний, мы сможем приходить к поставщикам, к тому же Karcher, например, и говорить: «Ребята, мы, все 100 управляющих компаний, будем закупаться у вас, дайте нам, пожалуйста, спецусловия, хорошую скидку».

За счёт объёма заказа мы сможем получить хорошие условия и поддерживать себестоимость услуг. Но в отличие от управляющих-компаний-гигантов, которые, как показывает практика, неповоротливы и не так хорошо справляются со своей работой, мы сможем сохранить манёвренность. Каждая из этих ста компаний так или иначе будет индивидуально принимать решения.

Илья Сотонин
Маркетплейс для жителей

На чём будет зарабатывать

Кроме управляющих компаний Doma.ai планирует подключать ТСН и ТСЖ, коттеджные посёлки и компании-подрядчики, которые обслуживают лифты, сигнализации, домофоны, видеонаблюдение и другие системы. Для управляющих компаний и товариществ платформа будет стоить от двух рублей в месяц за квартиру, для компаний-подрядчиков — 200 рублей в месяц за одного пользователя. Doma.ai будет также зарабатывать на комиссии за приём платежей, её размер составит 1%.

Спрос на подобный продукт в России высокий, говорит Сотонин. По его словам, сейчас систему тестируют семь управляющих компаний из разных городов. Предприниматель рассчитывает, что к концу 2019 года к Doma.ai подключатся управляющие компании, которые вместе будут обслуживать примерно 500 тысяч квартир по всей стране. На окупаемость проект должен выйти к 2020 году.

Первичные инвестиции составили чуть больше 10 млн рублей, разработка системы стоит около 1,5 млн рублей в месяц. По словам Сотонина, потребуются дополнительные инвестиции, потому что сейчас процесс идёт медленно: «Хочется много всего сделать, но реализовано меньше 5% из задуманного».

В планах — создать систему, которая будет анализировать данные и принимать решения на их основе

В конечном итоге Сотонин хочет, чтобы Doma.ai была не только инструментом контроля исполнения задач, но стала системой, которая будет подсказывать пользователям, что необходимо делать с каждым конкретным домом и в какой момент. «Анализируя большие данные, можно предсказывать аварии и рекомендовать управляющим компаниям принять те или иные меры, чтобы дом оставался в порядке», — рассуждает Сотонин.

Обучать систему Сотонин планирует в том числе на данных с устройств интернета вещей и датчиках инженерных систем, которые уже установлены в домах. Но на одной управляющей компании не получится собрать массивы данных, необходимые для обучения системы, признаёт создатель Doma.ai. Сейчас под управлением «Лиги ЖКХ» шесть тысяч квартир, компания растёт, но не такими темпами, чтобы большие данные были качественными для машинного обучения и создания искусственного интеллекта для ЖКХ.

«Но если к системе подключится десять или сто компаний, то мы сможем собирать данные быстрее и будет совсем другая история», — заключает Сотонин. По словам предпринимателя, у некоторых участников рынка были сомнения насчёт подключения к системе из-за связи Doma.ai с «Лигой ЖКХ», но ему удалось убедить их, что это разные структуры — каждая со своим менеджментом и стратегией развития.

С октября 2018 года Сотонин не занимается управлением «Лиги ЖКХ», он полностью сосредоточен на развитии ИТ-экосистемы. Пост операционного директора «Лиги ЖКХ» вместо него занял Павел Смирнов, ранее отвечавший за развитие розничной сети «Вымпелкома» на Урале.

Сейчас это два параллельных бизнеса. «Лига ЖКХ» будет точно таким же пользователем Doma.ai, как другие управляющие компании. Возможно, станет тестовой площадкой, на которой будет тренироваться система, чтобы не предлагать непроверенные решения другим участникам.

Может быть, ИТ-система даже станет для нас основным бизнесом, а «Лига ЖКХ» останется как маркетинговая площадка и компания, которая собрала в себе все лучшие практики ЖКХ.

Илья Сотонин
0
106 комментариев
Написать комментарий...
Артем Коношев

Все круто, кроме 1 но. Илья, при всем моем уважении к данной УК, зачем Вы продаете то, что НЕ РАБОТАЕТ У ВАС САМИХ?!!!!!!

Ситуация. Квартира долго сдавалась, далее простаивала. Накопился долг по куммуналке, более 20к. Перехал сам, начал оплачивать, естественно выше квитанции — закрывал долг. Когда было уже 11-12к приходят мастера, клеют письмо счастья и отключают электричество.

Почему не раньше? ХЗ, Doma.ai.

В письме "Вы еще заплитите за возобновление подачи, т.к. капец все сложно". По факту в щитке переключили автомат. Почему "все сложно"?. ХЗ, Doma.ai.

Как воспитанный человек не лезу в щиток, а звоню по указанному номеру. Там девушка вещает, оплатите-заключите мировое с обязательством оплатить в течении 6 месяцев и все будет. Почему не видно, что при прежнем графике оплаты я бы закрыл долг быстрее чем полгода? ХЗ, Doma.ai.

Оплачиваю чуть больше половины, чтобы наверняка. Звонок, на мыло квиток, звонок. Подтвердили, оплату видим. Теперь "долг" чуть больше чем каждый месяц в квитке вижу. Время 14-15 дня. Прихожу домой в 20-00 света нет. Почему? ХЗ, Doma.ai.

Звоню, спрашиваю где затык. До мастера заявка не дошла/сильно занят/нам вообще класть. Почему? ХЗ, Doma.ai.

Иду к щитку и включаю сам. Почему не раньше? ХЗ, просто хз.

Прихожу на работу, там письмо (утреннее) — свет включили? Почему нет связи ночной оператор-хаусмастер-дневной оператор? ХЗ, Doma.ai.

ПС. УК, ИМХО, лучшая в Екб. Как обустраивают территорию — нет претензий, по чистоте — нет претензий. Но зачем, Илья, продавать то, что не работает?

Заводская 75, хаусмастер Артем

Ответить
Развернуть ветку
Ilia Sotonin

Артем, привет. Тут вопрос не в ит-системе, а в бизнес-процессе по работе с должниками.

Лига довольно лояльна к неплатежам. Но когда процесс сбора долгов по определенной квартире запущен, то он идет по регламентированному сценарию. Это связано с тем, что без денег Лиге сложно качественно оказывать услугу. А некачественно она работать не хочет.

Очень часто жители не обращают внимания на предупреждения об отключении электричества в связи с наличием долгов. И начинают решать проблему уже после отключения.

Если напишете мне в личку на https://www.facebook.com/iliasotonin, сможем разобраться в вашем кейсе подробнее и бизнес-процесс настроить более гибко. Если такая возможность есть

Вы, кстати, приложением пользуетесь?

Ответить
Развернуть ветку
Артем Коношев

Илья, спасибо за ответ.

Моя главная проблема была в том, что я поверил на слово оператору (вроде Вероника). Она убеждала, что раз оплата прошла, то Артем пойдет и включит э/э. Но этого не произошло и у меня случилась очень неприятная ситуация, которая вылилась в значительные эмоциональные переживания. Мультики должны работать. И залезть в щиток могу я, а не кто-то другой. Поэтому в темноте и без мультиков дома пусто.

Как я вижу, проблема была именно в коммуникации Ваших сотрудников. Поэтому я и задаюсь вопросом, зачем продавать систему, которая не работает у Вас самих? Таск Артему не ушел или он забил на него? Мне лгала Вероника или проблема в фиксации заявок? Почему я получаю утреннее письмо и только тогда понимаю, что даже моя эмоциональная беседа никак не повлияла на ситуацию? Т.е. Лига даже не вкурсе, сделал что-то мастер или нет. И оператор узнает это у меня, а не у ответственного работника.

ПС. Приложением не пользуюсь

Ответить
Развернуть ветку
Ilia Sotonin

Лучше пользоваться. Оно тоже часть системы. Кстати, в нем есть напоминания об оплате и возможность в один клик оплатить. Многие не платят за квартиру, потому что неудобно.
Могу скинуть ссылку?

С сотрудниками работу проведем. Мультики и правда должны работать

Ответить
Развернуть ветку
Артем Коношев

Да, интересно посмотреть.

Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Ilia Sotonin
Ответить
Развернуть ветку
103 комментария
Раскрывать всегда