{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Основатель «Лиги ЖКХ» решил продавать другим управляющим компаниям систему управления домом с маркетплейсом для жителей Статьи редакции

Илья Сотонин хочет собрать данные от других организаций и создать систему, которая поможет всем участникам сферы ЖКХ.

Основатель екатеринбургской управляющей компании «Лига ЖКХ» Илья Сотонин запустил новый проект — систему управления домами Doma.ai, которую смогут купить другие управляющие компании и иные организации, работающие в сфере ЖКХ. Об этом vc.ru рассказал сам Сотонин.

«Лига ЖКХ» разрабатывала эту систему для себя. В 2017 году компания начала продавать ИТ-систему в составе франшизы, но отдельно до сих пор не предлагала. «Мы считали её своим конкурентным преимуществом и не хотели делиться с другими, но два месяца назад решили: "Почему бы и нет?"» — рассказывает Сотонин.

Раньше у нас был целый набор программ: в «Google Таблицах» мы вели «шахматку», в «Мегаплане» вели задачи. Был такой Франкенштейн, которым в какой-то момент стало очень неудобно пользоваться, но который так или иначе решал наши задачи.

Мы начали этого Франкенштейна потихоньку превращать в Арнольда Шварценеггера, объединяя всё в одну систему. Мы хотели создать систему, которая отвечает нашим запросам, но чтобы всё было в одном окне.

Илья Сотонин, основатель «Лиги ЖКХ» и Doma.ai

Что умеет Doma.ai

Doma.ai — единая платформа для управления домами и взаимодействия с их жителями. Подключившись к системе, управляющая компания получит диспетчер для распределения задач между работниками и контроля их выполнения, личный кабинет для управления финансами и тарифами, а также инструменты, которые позволят в режиме реального времени отслеживать уровень довольства жителей оказываемыми услугами (NPS).

Если вы видите, что в каком-то из домов NPS пошёл вниз, то сможете вовремя отреагировать и исправить ситуацию до того, как жители соберутся менять управляющую компанию.

Можно завести чек-листы и следить за тем, что вы соблюдаете стандарты, которые сами установили для управляющей компании, знать, что содержите дома в том состоянии, в котором обещали жителям.

Илья Сотонин
Личный кабинет управляющей компании. Каждая компания может адаптировать дизайн под свой фирменный стиль

Жители, в свою очередь, получат личный кабинет и мобильное приложение, через которые смогут оплачивать коммунальные услуги и обращаться в управляющую компанию. Кроме этого, Doma.ai планирует запустить маркетплейс, через который управляющие компании смогут предложить жителям товары и услуги и получить за счёт них дополнительные доходы.

Что такое управляющая компания? Это «последняя миля» перед жителем дома. Имея доступ к жителю, мы можем продавать ему что-то, помимо красивого чистого подъезда и работающих инженерных систем. Мы можем доставить воду, можем продать страховку и прочее и прочее.

Илья Сотонин

Организации-пользователи Doma.ai смогут объединяться в группы и просить у поставщиков скидки на закупки, как это делают крупные управляющие организации, но при этом сохранять автономность в принятии решений, рассчитывает Сотонин.

Если в этой системе будет 50, 70 или 100 управляющих компаний, мы сможем приходить к поставщикам, к тому же Karcher, например, и говорить: «Ребята, мы, все 100 управляющих компаний, будем закупаться у вас, дайте нам, пожалуйста, спецусловия, хорошую скидку».

За счёт объёма заказа мы сможем получить хорошие условия и поддерживать себестоимость услуг. Но в отличие от управляющих-компаний-гигантов, которые, как показывает практика, неповоротливы и не так хорошо справляются со своей работой, мы сможем сохранить манёвренность. Каждая из этих ста компаний так или иначе будет индивидуально принимать решения.

Илья Сотонин
Маркетплейс для жителей

На чём будет зарабатывать

Кроме управляющих компаний Doma.ai планирует подключать ТСН и ТСЖ, коттеджные посёлки и компании-подрядчики, которые обслуживают лифты, сигнализации, домофоны, видеонаблюдение и другие системы. Для управляющих компаний и товариществ платформа будет стоить от двух рублей в месяц за квартиру, для компаний-подрядчиков — 200 рублей в месяц за одного пользователя. Doma.ai будет также зарабатывать на комиссии за приём платежей, её размер составит 1%.

Спрос на подобный продукт в России высокий, говорит Сотонин. По его словам, сейчас систему тестируют семь управляющих компаний из разных городов. Предприниматель рассчитывает, что к концу 2019 года к Doma.ai подключатся управляющие компании, которые вместе будут обслуживать примерно 500 тысяч квартир по всей стране. На окупаемость проект должен выйти к 2020 году.

Первичные инвестиции составили чуть больше 10 млн рублей, разработка системы стоит около 1,5 млн рублей в месяц. По словам Сотонина, потребуются дополнительные инвестиции, потому что сейчас процесс идёт медленно: «Хочется много всего сделать, но реализовано меньше 5% из задуманного».

В планах — создать систему, которая будет анализировать данные и принимать решения на их основе

В конечном итоге Сотонин хочет, чтобы Doma.ai была не только инструментом контроля исполнения задач, но стала системой, которая будет подсказывать пользователям, что необходимо делать с каждым конкретным домом и в какой момент. «Анализируя большие данные, можно предсказывать аварии и рекомендовать управляющим компаниям принять те или иные меры, чтобы дом оставался в порядке», — рассуждает Сотонин.

Обучать систему Сотонин планирует в том числе на данных с устройств интернета вещей и датчиках инженерных систем, которые уже установлены в домах. Но на одной управляющей компании не получится собрать массивы данных, необходимые для обучения системы, признаёт создатель Doma.ai. Сейчас под управлением «Лиги ЖКХ» шесть тысяч квартир, компания растёт, но не такими темпами, чтобы большие данные были качественными для машинного обучения и создания искусственного интеллекта для ЖКХ.

«Но если к системе подключится десять или сто компаний, то мы сможем собирать данные быстрее и будет совсем другая история», — заключает Сотонин. По словам предпринимателя, у некоторых участников рынка были сомнения насчёт подключения к системе из-за связи Doma.ai с «Лигой ЖКХ», но ему удалось убедить их, что это разные структуры — каждая со своим менеджментом и стратегией развития.

С октября 2018 года Сотонин не занимается управлением «Лиги ЖКХ», он полностью сосредоточен на развитии ИТ-экосистемы. Пост операционного директора «Лиги ЖКХ» вместо него занял Павел Смирнов, ранее отвечавший за развитие розничной сети «Вымпелкома» на Урале.

Сейчас это два параллельных бизнеса. «Лига ЖКХ» будет точно таким же пользователем Doma.ai, как другие управляющие компании. Возможно, станет тестовой площадкой, на которой будет тренироваться система, чтобы не предлагать непроверенные решения другим участникам.

Может быть, ИТ-система даже станет для нас основным бизнесом, а «Лига ЖКХ» останется как маркетинговая площадка и компания, которая собрала в себе все лучшие практики ЖКХ.

Илья Сотонин
0
106 комментариев
Написать комментарий...
Vyacheslav Sibiryakov

Я не понял главного -- Зачем?

Сейчас в РФ в обязательной форме для ведения данных действует проект ГИС ЖКХ, где УК, например, обязаны раскрывать свои доходы, приемы платежей, оплаты ресурсоснабжающим организациям и подрядчикам. Где работает система "внутренних сообщений", которая имеет обязательный для исполнения характер. УК не может сказать, что "не получила электронного письма" и тд, более того, сообщения в системе могут отправлять друг другу все участники рынка: и УК, и РСО, и жильцы, и ГЖИ и тд.

А поскольку в статье я не увидел инфы об интеграции данного проекта с ГИС ЖКХ (а второй, напоминаю, обязателен к ведению), то зачем нужен первый? Чтобы вести двойной учет?

PS. Ещё кстати есть такой проект, который до сих пор как говно в проруби дрейфует, но тем не менее, обязан к поддержке силами УК - РеформаЖКХ.ру. В нем всего этого по большей части нет, но если, например, данные из системы нельзя в пару кликов выгрузить из системы в Реформу, то полезности это не добавляет. Я работал с одним УК 3 года, боль этих компаний - в огромном объеме работы, который от них сейчас требуется и нехватка персонала, тем более технически грамотного.

Ответить
Развернуть ветку
Ilia Sotonin

Наше отличие в том, что у нас есть реальная управляющая компания Лига ЖКХ. Мы те, кто на этом рынке работает, а не айтишники, которые пришли что-то для рынка написать. Потому скажу вам, что ГИС ЖКХ эффективность работы нормальной УК никак не повышает (если не наоборот). А нормальным управляющим компаниям нужна система, которая позволит настроить бизнес-процесс правильно, повысить свою эффективность, управлять своим персоналом и давать крутую услугу жителям. Мы про это

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Sibiryakov

Здорово, но правильно ли я понял, что ваша система имеет перекрестные данные с ГИС ЖКХ, при этом не имеет возможности интеграции с этой системой? И тогда УК получают двойной учет данных, когда вбивать надо сразу в две системы одно и то же?

Ответить
Развернуть ветку
Ilia Sotonin

Часть данных идут в ГИС напрямую из биллинга. Это то, что касается квитанций. Финотчеты по домам научимся напрямую в ГИС направлять к концу марта. Их как раз в марте выгружать в реформу/гис/прочие системы нужно. Интеграция с ГИС важна. Но вся ГИС пока - больше не про реальную работу, а про отчетность. В приоритете те функции, которые на самом деле упрощают каждодневную работу УК и ее коммуникации с жителями

Ответить
Развернуть ветку
103 комментария
Раскрывать всегда