Основатель «Лиги ЖКХ» решил продавать другим управляющим компаниям систему управления домом с маркетплейсом для жителей Статьи редакции

Илья Сотонин хочет собрать данные от других организаций и создать систему, которая поможет всем участникам сферы ЖКХ.

Основатель екатеринбургской управляющей компании «Лига ЖКХ» Илья Сотонин запустил новый проект — систему управления домами Doma.ai, которую смогут купить другие управляющие компании и иные организации, работающие в сфере ЖКХ. Об этом vc.ru рассказал сам Сотонин.

«Лига ЖКХ» разрабатывала эту систему для себя. В 2017 году компания начала продавать ИТ-систему в составе франшизы, но отдельно до сих пор не предлагала. «Мы считали её своим конкурентным преимуществом и не хотели делиться с другими, но два месяца назад решили: "Почему бы и нет?"» — рассказывает Сотонин.

Раньше у нас был целый набор программ: в «Google Таблицах» мы вели «шахматку», в «Мегаплане» вели задачи. Был такой Франкенштейн, которым в какой-то момент стало очень неудобно пользоваться, но который так или иначе решал наши задачи.

Мы начали этого Франкенштейна потихоньку превращать в Арнольда Шварценеггера, объединяя всё в одну систему. Мы хотели создать систему, которая отвечает нашим запросам, но чтобы всё было в одном окне.

Илья Сотонин, основатель «Лиги ЖКХ» и Doma.ai

Что умеет Doma.ai

Doma.ai — единая платформа для управления домами и взаимодействия с их жителями. Подключившись к системе, управляющая компания получит диспетчер для распределения задач между работниками и контроля их выполнения, личный кабинет для управления финансами и тарифами, а также инструменты, которые позволят в режиме реального времени отслеживать уровень довольства жителей оказываемыми услугами (NPS).

Если вы видите, что в каком-то из домов NPS пошёл вниз, то сможете вовремя отреагировать и исправить ситуацию до того, как жители соберутся менять управляющую компанию.

Можно завести чек-листы и следить за тем, что вы соблюдаете стандарты, которые сами установили для управляющей компании, знать, что содержите дома в том состоянии, в котором обещали жителям.

Илья Сотонин
Личный кабинет управляющей компании. Каждая компания может адаптировать дизайн под свой фирменный стиль

Жители, в свою очередь, получат личный кабинет и мобильное приложение, через которые смогут оплачивать коммунальные услуги и обращаться в управляющую компанию. Кроме этого, Doma.ai планирует запустить маркетплейс, через который управляющие компании смогут предложить жителям товары и услуги и получить за счёт них дополнительные доходы.

Что такое управляющая компания? Это «последняя миля» перед жителем дома. Имея доступ к жителю, мы можем продавать ему что-то, помимо красивого чистого подъезда и работающих инженерных систем. Мы можем доставить воду, можем продать страховку и прочее и прочее.

Илья Сотонин

Организации-пользователи Doma.ai смогут объединяться в группы и просить у поставщиков скидки на закупки, как это делают крупные управляющие организации, но при этом сохранять автономность в принятии решений, рассчитывает Сотонин.

Если в этой системе будет 50, 70 или 100 управляющих компаний, мы сможем приходить к поставщикам, к тому же Karcher, например, и говорить: «Ребята, мы, все 100 управляющих компаний, будем закупаться у вас, дайте нам, пожалуйста, спецусловия, хорошую скидку».

За счёт объёма заказа мы сможем получить хорошие условия и поддерживать себестоимость услуг. Но в отличие от управляющих-компаний-гигантов, которые, как показывает практика, неповоротливы и не так хорошо справляются со своей работой, мы сможем сохранить манёвренность. Каждая из этих ста компаний так или иначе будет индивидуально принимать решения.

Илья Сотонин
Маркетплейс для жителей

На чём будет зарабатывать

Кроме управляющих компаний Doma.ai планирует подключать ТСН и ТСЖ, коттеджные посёлки и компании-подрядчики, которые обслуживают лифты, сигнализации, домофоны, видеонаблюдение и другие системы. Для управляющих компаний и товариществ платформа будет стоить от двух рублей в месяц за квартиру, для компаний-подрядчиков — 200 рублей в месяц за одного пользователя. Doma.ai будет также зарабатывать на комиссии за приём платежей, её размер составит 1%.

Спрос на подобный продукт в России высокий, говорит Сотонин. По его словам, сейчас систему тестируют семь управляющих компаний из разных городов. Предприниматель рассчитывает, что к концу 2019 года к Doma.ai подключатся управляющие компании, которые вместе будут обслуживать примерно 500 тысяч квартир по всей стране. На окупаемость проект должен выйти к 2020 году.

Первичные инвестиции составили чуть больше 10 млн рублей, разработка системы стоит около 1,5 млн рублей в месяц. По словам Сотонина, потребуются дополнительные инвестиции, потому что сейчас процесс идёт медленно: «Хочется много всего сделать, но реализовано меньше 5% из задуманного».

В планах — создать систему, которая будет анализировать данные и принимать решения на их основе

В конечном итоге Сотонин хочет, чтобы Doma.ai была не только инструментом контроля исполнения задач, но стала системой, которая будет подсказывать пользователям, что необходимо делать с каждым конкретным домом и в какой момент. «Анализируя большие данные, можно предсказывать аварии и рекомендовать управляющим компаниям принять те или иные меры, чтобы дом оставался в порядке», — рассуждает Сотонин.

Обучать систему Сотонин планирует в том числе на данных с устройств интернета вещей и датчиках инженерных систем, которые уже установлены в домах. Но на одной управляющей компании не получится собрать массивы данных, необходимые для обучения системы, признаёт создатель Doma.ai. Сейчас под управлением «Лиги ЖКХ» шесть тысяч квартир, компания растёт, но не такими темпами, чтобы большие данные были качественными для машинного обучения и создания искусственного интеллекта для ЖКХ.

«Но если к системе подключится десять или сто компаний, то мы сможем собирать данные быстрее и будет совсем другая история», — заключает Сотонин. По словам предпринимателя, у некоторых участников рынка были сомнения насчёт подключения к системе из-за связи Doma.ai с «Лигой ЖКХ», но ему удалось убедить их, что это разные структуры — каждая со своим менеджментом и стратегией развития.

С октября 2018 года Сотонин не занимается управлением «Лиги ЖКХ», он полностью сосредоточен на развитии ИТ-экосистемы. Пост операционного директора «Лиги ЖКХ» вместо него занял Павел Смирнов, ранее отвечавший за развитие розничной сети «Вымпелкома» на Урале.

Сейчас это два параллельных бизнеса. «Лига ЖКХ» будет точно таким же пользователем Doma.ai, как другие управляющие компании. Возможно, станет тестовой площадкой, на которой будет тренироваться система, чтобы не предлагать непроверенные решения другим участникам.

Может быть, ИТ-система даже станет для нас основным бизнесом, а «Лига ЖКХ» останется как маркетинговая площадка и компания, которая собрала в себе все лучшие практики ЖКХ.

Илья Сотонин
0
106 комментариев
Написать комментарий...
Владислав Губин

Чес говоря, сомневаюсь, что "полетит". Предпосылка то хорошая, вот только у большинства застройщиков сейчас схематоз простой - построили дом, навязали свою УК, которую хрен сместишь, пока 5-10 лет идут тяжбы с жителями навязанная УК высасывает все соки и деньги. Как только становится нечего доить или подходит срок ремонтов ОДИ, карманная УК уходит, приходит условный Жилищник. И в идеале, если за эти 10 лет УК протащила решение собирать взносы за кап ремонт не на счет города, а на спец счет, тогда и эти деньги освоить получится.

А вы тут про красивые приложеньки и скидки говорите, ага))
И кстати, придти к нам в ЖК и сместить такую карманную УК вы не захотели, что тоже показатель.

Ответить
Развернуть ветку
Ilia Sotonin

кстати, "смещают" карманные УК не другие УК, а сами жители. Именно вы проводите собрание и принимаете решение

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Ilia Sotonin

напоминаю, что мы сами - управляющая компания. Больше 10 000 жителей живет в наших домах. И работаем в трёх городах. Если бы эта система нам не была нужна, мы бы ее и не делали. Это довольно дорогая история.

Ответить
Развернуть ветку
Ilia Sotonin

а что у вас за ЖК и карманная УК?
мы вроде наоборот) за что иногда нам по окнам стреляют https://vc.ru/flood/29934-ekaterinburgskaya-liga-zhkh-soobshchila-o-napadenii-na-ofis-posle-stati-vc-ru
или машины с офисами сжигают

Ответить
Развернуть ветку
Wlam Mannon

Вполне может «полететь».
Ребята знают боли рынка. Делают проект под себя.
Упрощают задачу. И главное, всегда будут работать над совершенствованием.

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Sibiryakov

Я не понял главного -- Зачем?

Сейчас в РФ в обязательной форме для ведения данных действует проект ГИС ЖКХ, где УК, например, обязаны раскрывать свои доходы, приемы платежей, оплаты ресурсоснабжающим организациям и подрядчикам. Где работает система "внутренних сообщений", которая имеет обязательный для исполнения характер. УК не может сказать, что "не получила электронного письма" и тд, более того, сообщения в системе могут отправлять друг другу все участники рынка: и УК, и РСО, и жильцы, и ГЖИ и тд.

А поскольку в статье я не увидел инфы об интеграции данного проекта с ГИС ЖКХ (а второй, напоминаю, обязателен к ведению), то зачем нужен первый? Чтобы вести двойной учет?

PS. Ещё кстати есть такой проект, который до сих пор как говно в проруби дрейфует, но тем не менее, обязан к поддержке силами УК - РеформаЖКХ.ру. В нем всего этого по большей части нет, но если, например, данные из системы нельзя в пару кликов выгрузить из системы в Реформу, то полезности это не добавляет. Я работал с одним УК 3 года, боль этих компаний - в огромном объеме работы, который от них сейчас требуется и нехватка персонала, тем более технически грамотного.

Ответить
Развернуть ветку
Ilia Sotonin

Наше отличие в том, что у нас есть реальная управляющая компания Лига ЖКХ. Мы те, кто на этом рынке работает, а не айтишники, которые пришли что-то для рынка написать. Потому скажу вам, что ГИС ЖКХ эффективность работы нормальной УК никак не повышает (если не наоборот). А нормальным управляющим компаниям нужна система, которая позволит настроить бизнес-процесс правильно, повысить свою эффективность, управлять своим персоналом и давать крутую услугу жителям. Мы про это

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Тимур Храмшин

Спорим что управляющие компании не будут покупать?
Потому что все будет прозрачно и чисто, а это не на руку УК, чтобы прокручивать денежки добросовестных плательщиков.
Вот позиционирование "Создай свой ТСЖ вместе с Doma.ai" будет куда более интересным решением.

Ответить
Развернуть ветку
Ilia Sotonin

рынок меняется. У нас сейчас в тесте УК из города на 50 000 жителей. Был скепсис по поводу того, что будут пользоваться. Но говорят "вы где раньше были?"

Ответить
Развернуть ветку
Serge Nekoval

Я работал в ТСЖ. Никакой Doma.ai там нахрен не нужен, и вовсе не по тем причинам, которые вы написали.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Артем Коношев

Все круто, кроме 1 но. Илья, при всем моем уважении к данной УК, зачем Вы продаете то, что НЕ РАБОТАЕТ У ВАС САМИХ?!!!!!!

Ситуация. Квартира долго сдавалась, далее простаивала. Накопился долг по куммуналке, более 20к. Перехал сам, начал оплачивать, естественно выше квитанции — закрывал долг. Когда было уже 11-12к приходят мастера, клеют письмо счастья и отключают электричество.

Почему не раньше? ХЗ, Doma.ai.

В письме "Вы еще заплитите за возобновление подачи, т.к. капец все сложно". По факту в щитке переключили автомат. Почему "все сложно"?. ХЗ, Doma.ai.

Как воспитанный человек не лезу в щиток, а звоню по указанному номеру. Там девушка вещает, оплатите-заключите мировое с обязательством оплатить в течении 6 месяцев и все будет. Почему не видно, что при прежнем графике оплаты я бы закрыл долг быстрее чем полгода? ХЗ, Doma.ai.

Оплачиваю чуть больше половины, чтобы наверняка. Звонок, на мыло квиток, звонок. Подтвердили, оплату видим. Теперь "долг" чуть больше чем каждый месяц в квитке вижу. Время 14-15 дня. Прихожу домой в 20-00 света нет. Почему? ХЗ, Doma.ai.

Звоню, спрашиваю где затык. До мастера заявка не дошла/сильно занят/нам вообще класть. Почему? ХЗ, Doma.ai.

Иду к щитку и включаю сам. Почему не раньше? ХЗ, просто хз.

Прихожу на работу, там письмо (утреннее) — свет включили? Почему нет связи ночной оператор-хаусмастер-дневной оператор? ХЗ, Doma.ai.

ПС. УК, ИМХО, лучшая в Екб. Как обустраивают территорию — нет претензий, по чистоте — нет претензий. Но зачем, Илья, продавать то, что не работает?

Заводская 75, хаусмастер Артем

Ответить
Развернуть ветку
Ilia Sotonin

Артем, привет. Тут вопрос не в ит-системе, а в бизнес-процессе по работе с должниками.

Лига довольно лояльна к неплатежам. Но когда процесс сбора долгов по определенной квартире запущен, то он идет по регламентированному сценарию. Это связано с тем, что без денег Лиге сложно качественно оказывать услугу. А некачественно она работать не хочет.

Очень часто жители не обращают внимания на предупреждения об отключении электричества в связи с наличием долгов. И начинают решать проблему уже после отключения.

Если напишете мне в личку на https://www.facebook.com/iliasotonin, сможем разобраться в вашем кейсе подробнее и бизнес-процесс настроить более гибко. Если такая возможность есть

Вы, кстати, приложением пользуетесь?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Steve Jobs

Все логично делают, но кто-то это предложит вообще бесплатно скоро. Например Минсвязи.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Павел Котляров

Есть ли возможность проведения онлайн собрания собственников прямо в приложении?

Ещё хочется когда-нибудь увидеть фичу в виде одно/многоразовых пропусков для гостей и курьеров, чтобы к домофону не бегать. Особенно актуально, если территория ограждена (надо дважды открывать).

Ответить
Развернуть ветку
Denis Velb

Зачем так напрягаться?) Делайте как Ленспецсму - стройте дома побольше, чтобы не реально было собрать 51% жильцов на очное собрание одномоментно и поменять УК. И домом можно вообще не заниматься, и тарифы любые устанавливать закрытым заочным голосованием. ;)
ЗЫ. Вообще молодцы конечно, завидую, что у кого-то хоть есть нормальные УК.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Semenov

О да, ай фил ю бро! Много нас таких в СПб.
Это мини модель гос-ва. Забавные истории бывают там в УК когда у председателя обнаруживают виллу на Кипре (ЖК Рыбацкое вроде).
Когда была необходимость снять радиаторы (летом) для отделки за ними, мне глав. инж-р назвал сумму в 8к (2014 год) за закрытие арматуры и слив стояка 24 этажа, но взял калькулятор и набрал там 8000 / 2 - и шепотом сказал "если без документов". Отказался.
По факту оказалось там запорная арматура на этаж и вода слита с системы всё лето.

Ответить
Развернуть ветку
Ilia Sotonin

последний рынок в стране, где пользователи - почти все жители, но нет сервиса. Но ситуация меняется. Кстати, есть несколько кейсов, когда жители меняют УК в домах больше 500 квартир.
https://ukliga.ru/buildings/ru/86/628402-surgut-melik-karamova-4/ а вот дом больше 1000 квартир в Сургуте, где у жителей накипело

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Vyacheslav Rubanyuk

У всех начинаний, особенно таких глобальных, как модернизация УК в России, есть свои сложности и косяки. Но меня прям очень радует, что хотя бы в ближайшие 10-15 лет есть шанс, что я буду жить с таким приложением, а не зависеть от адекватности председателя.

Ответить
Развернуть ветку
Ilia Sotonin

давайте ему предложим потестить)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

Вот в моей бывшей квартире просто толковый председатель.... и этого оказалось и необходимо и достаточно.

Ответить
Развернуть ветку
Ilia Sotonin

нужна система. Когда всё зависит от одного человека, который может переехать на море или заняться другими делами, система неустойчива

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Postnikov

Это крутой продукт. Мне, как жильцу было бы интересно смотреть на кешфлоу УК. Куда собственно деньги уходят.

Ответить
Развернуть ветку
Ilia Sotonin

https://ukliga.ru/buildings/ru/66/623700-berezovskij-krasnyh-geroev-18/balance частично реализовано
Но это только движение денежных средств
Еще бюджет надо добавить в открытом виде

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Serge Nekoval

Возможно, это где-то в Средиземье работает, но не в Москве точно. В Москве есть ЕИРЦ.
Зачем нужно мобильное приложение, я не понял. У наших пенсионеров проблема даже данные счётчиков через интернет передавать, никакими сайтами они пользоваться никогда не будут.

Вот если придумаете ИТ-систему, как взымать деньги с должников, то это будет прорыв.

Ответить
Развернуть ветку
Ilia Sotonin

пенсионеры разные бывают. И не только пенсионеры живут в домах.
Вообще, даже если житель не пользуется системой, он так или иначе почувствует улучшение сервиса, если его УК начнет свою эффективность повышать

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Krestyanikov

IT-коллектор: обрубает интернет каждые 3 минуты, пока не будут оплачены все долги по коммуналке. Я, кстати, встречал такое уже: интернет оплачивается через управляшку. Долгов там практически не бывает.

Где я могу забрать мой миллион?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Симонов

ЕИРЦ это ж вроде только про собирать бабло, к услугам они отношения не имеют

Ответить
Развернуть ветку
Anton

зачем вообще передавать данные через интернет-портал? Надо установить смарт-метры, которые дистанционно будут транслировать данные поставщику.Сразу решает несколько проблем: махинации УК и проблему юзабилити

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ilia Sotonin

проблема рынка - в отсутствии конкуренции. Потому все еще могут работать ук, где класть хотели на людей. Но ситуация меняется, и люди начинают понимать, что они собственники дома, и они могут выбирать, кому доверить свой дом

Ответить
Развернуть ветку
TETA ETA

Сервис норм, только не понял, при чем тут маркетплейс, если там судя по описанию и скринам - просто каталог услуг для жильцов. Это ведь не жильцы размещают товары и услуги. Или жильцы? тогда что это за барахолка там будет :)

Ответить
Развернуть ветку
Ilia Sotonin

маркет, потому что УК не сама продает эти услуги. А только предоставляет площадку партнерам.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Николай Черных

Вы у додо пиццы название аи подхватили? Сотрудник из Сургута подсказал?

Ответить
Развернуть ветку
Ilia Sotonin

А где у них ai? У них вроде Dodo IS была)
Додо Пиццу любим, уважаем и много чего у них подхватываем) Федор молодец

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Владимир Чепак

Был скепсис по поводу того, что будут пользоваться. Но говорят "вы где раньше были?"

Ответить
Развернуть ветку
spn

в маркет плейсе "объяснить соседу сверху, что пора заканчивать с музыкой"

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Рублев Петренко

Клиенты ук, понял.
Не совсем понял плюсы для жителей.
Тикет-система? В Москве есть тикет-система от мэрии плюс Наш город.
Удобство оплаты? Платежка приходит, можно в сбере автоплатеж подключить.
Какие преимущества для жителей, подскажите, пожалуйста, чем лучше? Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Нырков

Что вы с этой Москвой, как с писаной торбой, у нас что, один город в стране?
В Москве есть, в других городах - нет.
Система очень крутая, гораздо круче, чем любое предложение на рынке по автоматизации деятельности УК.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Wlam Mannon

Интересно было бы пользоваться данной программой для фирм по ремонту квартир.
Надо будет или интегрироваться с црм системами, или доработать портал. Но все же, интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Ilia Sotonin

есть предположение, что будет круто в систему подрядчиков позвать. Сейчас с Отисом общаемся, чтобы их эксплуатация, которая лифты обслуживала, тоже как task tracker систему использовать начала. С теми, кто обслуживает пожарку у Лиги, общаемся. Это будет круто, потому что мы как пользователи системы будем видеть в одном месте, что делают наши подрядчики

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Олег Журавлев

вот это новость, интересная и полезная!!!

Ответить
Развернуть ветку
Анна Каренина

Вы уже продались или в процессе продажи ГовноПИК-комфорту?

Ответить
Развернуть ветку
Ilia Sotonin

А должны?

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Viluzhanin

у вас же вроде домиленд использовался?

Ответить
Развернуть ветку
Ilia Sotonin

маркет ресерч) мы его тестировали на уфе и сургуте

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Елена Краско

Одни возмущения. Илья, вы все правильно делаете, продолжайте в том же духе!!!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Иванов

Домопульт, Домконтроль, Квадо ру, лайвсити , теперь ещё Лига ЖКХ. Горшочек не вари! При том что на выходе ГИС ЖКХ все равно для обычного жилья сведёт все коммуникации в госуслуги.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ступин

Делаю сервис для управления ремонтом, строительством и благоустройством, основанный на тех же принципах. Отзывы и комментарии людей точь в точь те же. Похоже это неизбежно, когда продукт нацелен на прозрачность и угрожает бардаку с мутными схемами. Лучи поддержки вам! Важную штуку делаете. В моём коттежном посёлке с ук большая печаль по этой теме. Было бы здорово, если б можно было как-то задействовать ваш сервис для объединения жителей. Попробую.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Крылов

Кто то свиней разводит, кто то кур, у кого то молочная ферма.
Ну а кто то человейники строит и потом фермерским хозяйством там занимается )

Ответить
Развернуть ветку
Александр Симонов

Прошло меньше месяца с момента публикации, сайт уже в оффлайне.. Что случилось то?

Ответить
Развернуть ветку
Дима Данилов

Сейчас доступен, видимо временные проблемы были.

Ответить
Развернуть ветку
Mon Ey Box

Знал одного главу УК(провинциальный город до 500т.ж.), в 2009г. рассказывал про то как "имеет" с жителей только 1-го дома который обслуживает его УК 5000р. в день чистыми, говорил, что в платежки, в графу обслуживание дома можно включить всякую чушь, типа протирание лампочек в подъезде и т.п. Вот интересно, в Москве какие деньги поднимают такие главы УК в 2018г.?!

Ответить
Развернуть ветку
103 комментария
Раскрывать всегда