{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему онлайн-бухгалтерия не заменит человека

Как рискуют предприниматели, доверяясь технологиям.

Всем привет! Меня зовут Артем Туровец, я директор онлайн-бухгалтерии Небо. Когда общаюсь с клиентами или читаю комментарии в сети, понимаю, что многие предприниматели ждут от онлайн-сервисов бухгалтерского учета волшебства. Рассказываю, что на самом деле они могут и почему профессия бухгалтера еще актуальна.

Искусственный интеллект может не все

Статьи о вымирающих профессиях появляются регулярно. Обычно после авторитетного мнения Минфина или спикеров Всемирного экономического форума. Бухгалтер уверенно прописался в списках кандидатов на замену человека железкой с ИИ.

Искусственный интеллект может не все Aidar Murtazin

Многие уверены, что цифры для бухгалтерских отчетов могут сами по себе заполняться и отправляться куда следует, а задача бухгалтера - лишь обслуживать монстра - обычную бухгалтерскую программу, вводить в нее циферки приходов и расходов. И если монстра заменить на нормальную современную программу с искусственным интеллектом, то и бухгалтер становится не нужен.

Так вот. Не думайте, что современный бухгалтерский сервис — это робот, который автоматически считывает цифры из интернет-банка. Потом делает из них отчеты, а в конце просто все отправляет. Да и живой бухгалтер - не просто человек, который своими ручками заполняет данные в нужные графы, а потом нажимает кнопку отправить. Давайте разберемся с самого начала.

Для чего нужна бухгалтерия?

Ты ведешь бизнес: покупаешь или продаешь товары, нанимаешь сотрудников, работаешь с клиентами, проводишь отгрузки и так далее. Каждую операцию необходимо правильно и своевременно записать в нужное место.

Нужное место — это амбарная книга, Excel или бухгалтерская программа.

Что значит «правильно записать»? Это значит записать так, чтобы ты смог понять, что там написано через год, утром после вечеринки с больной головой, то есть предельно понятно.

  • В случае с амбарной книгой - разборчивым почерком;
  • В случае с Excel - в понятно названные колонки;
  • В случае с бухгалтерской программой - в соответствующие объекты в программе.

Нужно не только понять, но и воспользоваться в будущем этой информацией для управления бизнесом. Для этого нужно:

  • В амбарной книге в конце листа записать всю выручку за день (чтобы потом было проще посчитать за месяц).
  • В Excel собрать на отдельном листе сводную таблицу,
  • В бухгалтерской программе выбрать правильную аналитику по контрагентам, договорам, товарам, затратам.
Амбарная книга Aidar Murtazin

Часто на этом месте представления обывателей об учете заканчиваются. А зря! Ввод и накопление данных — самая простая и низкооплачиваемая часть учетного процесса. Вот записал ты все вовремя и в правильное место, и что дальше?

Дальше надо сделать минимум три вещи:

  • Убедиться, что ты нигде не напутал и ничего не забыл записать.
  • Проверить, что в прошлых записях ничего не поменялось. Это можно сделать случайно или намеренно. Например, если ваш сотрудник украл пару йогуртов и хочет скрыть недостачу, он может залезть в заднее число и поменять приход.
  • Сформировать итоговые данные (отчеты) для дальнейшего использования: для себя (если говорить об управленческом учете) или для органов (если говорить о бухгалтерском).

И вот тут, как правило, начинается веселуха:

  • Налоги в бухучете не устраивают: «Почему так много»?
  • Прибыль в управленческом не устраивает: «Почему так мало»?

Начинаем разбираться, почему так посчиталось.

Оказывается, сделали не все идеально: где-то возврат сел как выручка, где-то расходы прошли не по той статье. Где-то мы не воспользовались возможностями для уменьшения налогов, которые дает законодательство.

Именно на этом этапе (когда мы увидели, что насчитала программа), и начинается бухгалтерское творчество: как соблюсти налоговый кодекс, не обмануть государство, и при этом сделать минимально возможный налог. А творческие задачи, как известно, ИИ решать не умеет.

Сформировать отчет без участия человека худо-бедно можно на «упрощенке-доходы», и то неплохо бы перепроверить за роботом. А вот если компания на ОСНО или УСН доходы минус расходы, то без человека не обойтись.

Банально, искусственный интеллект пока не способен самостоятельно принять решение, к какому виду отнести тот или иной расход. Потому что тут нужно решение человека. Был бы налоговый кодекс попроще, тогда да, но законы обычно пишут гуманитарии, и логика часто отсутствует получается своеобразная.

И когда идет реклама, что онлайн-бухгалтерия заменит сотрудника. Где-то удивляется сотрудник ФНС, а где-то и плачет главбух.

Тогда для чего нужна онлайн-бухгалтерия?

Не думайте, что директор онлайн-сервиса призывает ими не пользоваться. Я не про это, а про то, что в бизнесе нельзя выключать голову, несмотря на всеобщую роботизацию. Восстание машин пока отменяется, а вот ФНС спросит за все косяки.

Я не один и не два раза встречал людей, которые решили, что место бухгалтера в прошлом. Они с радостью нажимали кнопку «сделать все», а через полгода прилетела ответка налоговиков. «Как так? Просто нажми кнопку - говорили они. Отчеты проверять не надо - уверяли они».

Но правда в том, что их супер умная система не смогла точно определить причины поступления денег:

  • Вот покупатель сделал возврат товара, а система думает, что вы получили доход.
  • Вот вы взяли кредит, деньги поступили на счет, а система начислила 6% налога, как с дохода.

В итоге предприниматель платит налогов больше, просто из-за того что доверился системе и не включил голову вовремя.

Если вы занимаетесь бизнесом, то бухгалтерия не может быть элементом, про который можно сказать: «я заплатил исполнителю, вот пусть он и думает». В ней нужно разбираться самому и контролировать исполнителя (бухгалтера, аутсорсера или его роботизированную замену).

Онлайн-сервисы помогают формировать отчетность, но вы должны быть уверены, что сам отчет построен на верных данных. Именно вы, как руководитель бизнеса, отвечаете за налоги. Конечно, не мое дело, как вы отправляете отчеты, но одной кнопкой вопрос не решить.

Так подожди, ну а кто тогда отправляется в прошлое?

На западе бухгалтеров делят на два вида: bookkeeper и accounter. Первый собирает бумажки и сортирует их по нужным папкам, а второй проводит глубокий анализ бизнеса. Он смотрит за доходами и расходами, указывает на опасные тенденции. Дает советы по оптимизации налогов.

Так вот, первый вид действительно постепенно уходит в прошлое. Потому что искусственный интеллект сможет распределить бумажки по нужным папкам. А вот вторые будут востребованы всегда.

Робот в принципе не сможет качественно вести финансовый учет. Разные методики и стандарты нельзя загрузить в машину. Одни и те же приемы для одной компании - хорошо, а для другой крах.

В прошлое отойдут «тети Маши» из соседнего подъезда. С ними трудно работать по договору, практически невозможно законно потребовать неустойку за косяки, а при первой ссоре ваша бухгалтерская база окажется вне зоны доступа.

Даже если не хотите держать бухгалтера в штате, то идите на аутсорсинг, там договор, при любом конфликте просто прерываете отношения, а база остается с вами.

Онлайн-бухгалтерия облегчает жизнь предпринимателю. Отчеты отправляются в контролирующие органы без ошибок и опозданий. И сделать это можно в любое время. Но это не заменит бухгалтера на все 100%. Разбираться в отчетах все равно нужно.

Понимаю, что это сложно и скучно. Поэтому в следующий раз расскажу несколько приемов, которые помогут разобраться в бухгалтерии и избежать банальных ошибок.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Александр Прилипко

Именно на этом этапе (когда мы увидели, что насчитала программа), и начинается бухгалтерское творчество: как соблюсти налоговый кодекс, не обмануть государство, и при этом сделать минимально возможный налог. А творческие задачи, как известно, ИИ решать не умеет.

Эм ну я как минимум вижу, несколько вариантов развития не полноценный бухгалтер, а рекомендательный.

Если мы видим что все оплаты пошли по одной и той же услуге, и сумма взносов больше N денег, давайте предложим клиенту, купить патент, и в следующем году с тем же оборотом он сможет сэкноомнить N денег.

Видим что у клиента, идут розничные продажи на осно, можем предложить ему ЕНВД.

Творческое только, это построить аналитику на клиентских данных и задать нужные алгоритмы.

К чему я это, к тому что да, бухгалтера не заменит, но помочь предпринимателю не совершать ошибку. Система может.

Видим что у клиента доходов меньше чем расходов, предлагаем зарегистрировать как самозанятому.

И там уже пошло усложненение, которе рано или поздно закроет 70% "творческой" работы.

Алгоритмы в принципе достаточно все просты.

Так что я с вами соглашусь, но нет.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Туровец

Александр, помочь "не совершать ошибку" системы автоматизации бухгалтерии умели с 90х годов. Сейчас умеют делать это еще лучше, но все разбивается о качество данных в базе, как и раньше.

Например:
"оплаты пошли по одной и той же услуге -> предложить патент" - в теории звучит хорошо.

В реальности, если оставить предпринимателей наедине с ИИ, один отразит в продажах за 3 месяца 3 разные услуги - "поддержка за апрель", "поддержка за май", "поддержка за июнь" и он будет иметь в виду одну и ту же услугу, "поддержка локальной сети".
А у другого за 3 месяца одна услуга - "поддержка", только в апреле он поддерживал локальную сеть предприятия, в мае - мобильное приложение, а в июне - это вообще были маркетинговые услуги по поддержке продаж - разные оквэды, разные патенты.

Откуда ИИ узнает, что имел в виду пользователь, если он видит одно и то же слово - поддержка?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прилипко

-> При вводе слова поддержка(вопрос пользователю, эта одна и та же услуга?) -> (да / нет) в случае наличия, месяцев в наименовании, или первый квартал, второй квартал, третий квартал, итп, эти слова так - же помогут понять периодичность оказываемых услуг.

Все это делать не в обязательном режиме, а в режиме вы хотите, чтобы мы помогли вам сэкономить поотвечайте на наши вопросы при выставлении счетов.

Ну а если клиент уже назоводил счетов, просто спрашиваем его вот это, одна и та же услуга? к чему она относится. А вот тут неоднозначная тема, в чем проблема попросить пользователя?
Скажете что пользователям это не нужно, я вот не соглашусь.

Да понимаю, не всем прикольно отвечать на вопросы, но базу для анализа в этой ситуации тоже можно взять, задавая не навязчивые вопросы. На которые клиент может не отвечать. Но если ответит на все вопросы мы уже сможем класссифицировать эти услуги.

Я вижу действительно большой простор для автоматизации. Той деятельности бухгалтерии, рецепты которые всем известны. Если у тебя общепит перейди на доходы - расходы. итп.

Понятно что это много работы, но вопрос ведь не в том, что нельзя обойтись без бухгалтера, можно его убрать тем, кому он не нужен, и оставить его(бухгалтера) тем компаниям которым эти общие советы уже давно не нужны для них это прошлое как и облачная бухгалтерия.

И понятно что эта штука не закроет потребности всех клиентов, она закроет 5-10, которые станут вам лояльными.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Туровец

Как-то так получается, что те пользователи, кто потенциально готов отвечать на подобные вопросы, имеют и в базе порядок, и для них бухгалтер (или ИИ, его заменяющий) - это реальный помощник.
Но таких в малом бизнесе - меньшинство. У большинства же понимание что "бухгалтерия это что-то отдельное от бизнеса, и мне не надо там ничего понимать". И для них бухгалтер (или ИИ, его заменяющий) - это, простите, нянька.
Александр, как достучаться до этого большинства?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прилипко

Александр, как достучаться до этого большинства?

А зачем вам стучаться к большинству, стучитесь к меньшинству. Тем кто потом будет рассказывать за бутылочкой пивка как сэкономил 20+к, а уж потом подтянуться просто жадные. А за ними и остальные.

Да это долгая дистанция, но вопрос ведь не в том, чтобы заменить бухгалтера. А показать плюсы адекватного ведения бухгалтерии. И сформировать лояльную аудиторию.

В первую очередь продукт, во вторую марктетинг.

Вот чисто гипотетически, предположим через год, активных работ в этом направлении вы презентуете на клерке тут и других ресурсах, информацию о том, сколько сэкономило денег вашим клиентам такая то фишка.

Это же намного завлекательнее чем описывать, прописные истины.
На которые нет времени у предпринимателя и это не его вообще поле.

А тут нажал галочку поотвечал на вопросы и "срубил с нифига косарик".

это один из вариантов.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Туровец

Спасибо, Александр, за полезную беседу. Тоже вроде "прописные истины" пишете, но вот не всегда они очевидны без свежего взгляда)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прилипко

Я довольно долго кручусь в этой сфере, чтобы увидеть большую проблему облачных бухгалтерий.

Вы делаете не 1С, который не дотягивает. До функционала 1с. Это фиг с ним.

Но вы не предлагаете чего то большего чем 1с. При всех ваших возможностях.

Я понимаю, что нужные нереальные ресурсы чтобы пошатнуть власть саурона. Но почему же, не используются преимущства облачного подхода.

Я с вашим сервисом не знаком. (не читал но осуждаю),

но в чем проблема сделать в бухгатерии для ипшника интеграцию с битриксовски апи, и мобильными кассами атол?

Это ведь прямо просится на язык. Вот маленький интернет магазин, у них есть бухгалтерия, но для формирования чеков отгрузок и аналитики им приходится забивать все вручную, а потом еще и чеки отбивать...

А тут режим одного окна. Да сложно, но не нереально.
Взгляните в новый дивный мир после этого.

Открытое апи для генерации документов в бухгалтерии прямо из битрикса?

Да вы сейчас скажете что бухгалтерия <> интернет магазин. Но это только пример.

В общем видимо у меня накипело. Спасибо за статью и общение.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Туровец

Эх, у меня тоже накипело, выскажусь, пользуясь случаем.
Мы делаем Небо уже 6 лет, и все эти годы прекрасно понимаем, что нужно тратить ресурсы на умный дружественный сервис с API и интеграциями.
А вынуждены тратить 90% ресурсов разработки на вечную погоню за изменениями законодательства и отчетности. Просто потому что это must have, если ты называешь себя бухгалтерией.
Проблема заключается в том, что ценность этой работы не видна конечному пользователю, и продать ее в этом веке очень сложно, ниша уже занята Сауроном. И полчища его решают проблему ресурсов на раз.
Поэтому нам только и остается, что потихоньку тащить свое кольцо куда надо)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Герасимов

Бухгалтерский сервис не только полезен для бухгалтера, но и является хорошим инструментом для управляющего. Здесь собака зарыта. Своего рода переводчик с одного языка на другой, единое поле, где каждый возделывает свой участок (кадры, бухгалтера, финансисты). Бухгалтерия же узаконенная основа, которая понятна и тем и другим с небольшими отступлениями.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Туровец

Сергей, про узаконенную основу - правильная мысль. Поделитесь пожалуйста, Вы управляющий или бухгалтер?

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Omelchenko

Сергей, а подскажите, пожалуйста, удобный на Ваш взгляд бухгалтерский сервис для "перевода с одного языка на другой".
Заранее спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Туровец

Руслан, под какие задачи выбираете сервис?

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Тертус

Надо в мобильное приложение добавить возможности просмотра требований от ИФНС и ответа на них (ибо послать нах.. ИФНС я согу и с телефона). Надо в мобильное приложение добавить возможность отправки нулевых отчетов. Я всегда вспоминаю о них в крайний день.
Конечно меня тоже заё..живают наши депутаты и чиновники, которые от нехер делать принимают законы, противоречащие логике и здравому смыслу и на каждый чих надо исправлять всё. И мне жаль программистов НЕБА, которые круглыми сутками херачат исправления и патчи. Надо больше давать возможность людям вносить в Ваше облако индивидуализирующих вещей.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Туровец

Вячеслав, всегда рад видеть в комментариях)
За предложения спасибо, записали.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда