{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

10 из 17 проектов ФРИИ, получивших инвестиции, — маркетплейсы

ФРИИ опубликовал информацию, о старте 17-го акселератора, в который прошли и получили инвестиции 17 из 775 проектов. Примечательно, что 10 из этих 17-и - это маркетплейсы. Я решил написать на них обзор и пообщался с несколькими основателями проектов.

Эксперт по маркетплейсам Bright Mobile рассказывает об агрегаторах, получивших инвестиции от ФРИИ.

По роду своей деятельности я плотно связан с запуском маркетплейсов. Слежу за примечательными новостями в этой области и увидел, что в очередном наборе ФРИИ добрые две трети - это тот или иной вид маркетплейса. Я решил пообщаться с основателями проектов, которые готовы были дать публичное интервью и получить информацию, так скажем, из первых рук.

Совместное дело

Идея проекта: Сервис отчасти похож на идею МФЦ - заказ услуг в одном окне. Только вместо "единого окна" выступают b2c-предприниматели (чаще всего самозанятые: риэлторы, страховые агенты, автослесари, имеющие свой гараж и т.д.). Такой специалист регистрируется в системе и получает собственный купон на скидки по программам партнёров. Насколько я понял, специалист может предложить сервису и свою партнёрскую программу.

Получается, что приехав в гараж к автослесарю вы сразу можете продлить ОСАГО. Сервис получит комиссию за привлечение клиента в страховую компанию и частью агентского вознаграждения поделится с автослесарем. Расклад выгод такой:

  • Конечный клиент не тратит время на поездку к старховому агенту, оформляет страховку пока ждёт машину из ремонта
  • Страховая компания получает клиента
  • Сервис зарабатывает агентское вознаграждение с максимальной скидкой
  • Мастер получает комиссию за привлечение клиента

Автор проекта занимается страхованием уже 9 лет и работает по описанной схеме в офлайне 2 года. За декабрь и январь оборот услуг составил 1,3 млн.р. что явно показывает востребованность такого предложения. Во ФРИИ он решил подать заявку, увидев, как один из проектов продался МТСу за огромные деньги. Особых сложностей пройти пре-акселератор не было, главное - это чётко и понятно доносить идею своего проекта. Главный совет, который может дать основатель - это не устраиваться на работу, а верить и развивать свой проект, чтобы не случалось :)

АРТ-МОСТ

Идея проекта: товарный гипермаркет по продаже картин. С одной стороны художники, которые продают свои работы по цене от 3 тыс.р. до 7,8 млн.р., с другой коллекционеры, желающие купить эти картины.

Проблема, которую решает стартап - это осуществление факта продажи. То есть художник - это натура творческая и ранимая, и вопрос "дадите скидку?" может восприниматься, как личная обида. Сервис выступает неким агентом, который берёт на себя как вопросы привлечения коллекционеров, так и переговоры по условиям продажи. Я насчитал на сайте на данный момент более 10 000 работ. У сервиса есть представители в нескольких городах, которые в том числе занимаются и организацией офлайновых мероприятий.

  • Художник получает лёгкий и спокойный способ продажи своих работ
  • Коллекционер видит большой выбор картин, который удовлетворит самый искушённый вкус
  • Сервис зарабатывает на комиссии с продажи работ

Основатели занимаются этим проектом уже три года и, в отличие от "Совместного дела", сразу сделали ставку на формат интернет-магазина. С их слов оборот проекта сейчас составляет ~$200 000 в год по отработанной бизнес-модели. Российский онлайн рынок продажи картин оценивается более чем в $80 млн, а мировой - $4,2 млрд. Во ФРИИ основатели пошли как раз, чтобы найти новые каналы привлечения коллекционеров и художников и трансформировать проект так, чтобы достигнуть к концу года оборота х5. В фонде они увидели экспертное сообщество, которое позволит найти эти каналы за короткий промежуток времени.

Worker

Идея проекта: маркетплейс для уборки снега и наледи с крыш в Москве. С одной стороны ЖКХ и частники, которые хотят почистить крышу от снега в Москве, с другой 70 бригад, готовые приехать "здесь и сейчас".

При заказе очистки крыши стоит две проблемы - найти бригаду и дождаться её. Стартап решает обе: теперь не нужно прозванивать кучу телефонов с Авито и ждать неделю, когда освободится бригада. Просто оставляешь заявку на сайте, а единый диспетчер присылает тебе ближайших освободившихся рабочих.

  • Клиент получает быстрый и комфортный сервис
  • Бригады регламентированную загрузку без синусоиды спроса
  • Сервис зарабатывает на комиссии со сделки

Главным вопросом для меня осталось, что будет делать сервис в конце марта? Скорее всего будет некая трансформация в другие услуги, например, разнорабочих: "вскопать дачу", "помочь с переездом" и т.д.

TOscan

Идея проекта: маркетплейс записи на официальное ТО. С одной стороны автовладельцы, которые хотят сэкономить, но опасаются ехать в гараж к неофициалам, с другой, автосалоны, у которых остро стоит вопрос лидгена, готовые давать скидку.

Для клиента сервис решает очевидную проблему - не нужно прозванивать все автосалоны Москвы выклянчивая скидку. Автосалоны обновляют данные о скидке, в зависимости от актуальной загрузки сервиса. Если загрузка полная - скидка минимальная, если сервис простаивает, то скидка увеличивается.

  • Автосалон получает лидген, в зависимости от загрузки сервиса
  • Клиент может выбрать наиболее дешёвое предложение
  • Сервис зарабатывает на комиссии

В 2017 году один наш клиент запустил схожий сервис Bicco, но там борьба автосалонов идёт за привлечение клиентов на продажу авто, а не на сервис. Что можно сказать... Автобизнес становится всё более конкурентным, а это прямая дорога к уберизации, которую мы и видим. Возможно, в сервисе в ближайшее время появятся и "гаражные" предложения. Объективных причин этого не делать я не вижу.

РусТранс.инфо

Идея проекта: маркетплейс заказа любого транспорта и сопутствующих услуг. С одной стороны клиенты, которым нужен транспорт, с другой транспортные компании, готовые оказать услуги.

На первый взгляд, идея очень близка стандартному бизнесу по грузоперевозкам. Агрегаторы в этой сфере давно и успешно работают и даже продают франшизы. Но этот проект решил охватить больше сфер, чем просто "газель с бригадой для переезда". Судя по сайту заказать можно всё что угодно - от такси до спецтехники, а в разделе "экзотика" есть даже вертолёт.

  • Клиент получает каталог и может забронировать транспорт
  • Транспортная компания получает лидген
  • Сервис зарабатывает на ежемесячной подписке транспортных компаний

Как и писал выше, обычно логистические проекты запускаются в узкой нише, например, один из наших клиентов Автовезу, специализируется только на перевозке автомобилей между городами, второй, который сейчас в работе - перевозка зерна по РФ. И это объясняется не отсутствием амбиций у основателей, а бюджетом на маркетинг. Сколько будет стоить продвижение и такси, и эвакуаторов, и спецтехники, и вертолётов по РФ остаётся только догадываться.

От себя

В этой статье я описал 5 маркетплейсов из 10, которые зашли во ФРИИ. Ещё по пяти жду уточняющую информацию от владельцев. Для себя тоже сделал пару выводов:

  • Только 2 проекта из 10 смогли "запитчиться" сразу в момент звонка и детально рассказать о своём проекте. Страх сказать не то у владельцев проектов очевиден и, на мой взгляд, крайне мешает продвижению
  • Проекты, получившие инвестиции выросли из реального бизнеса, где основатели увидели, как можно улучшить процессы и заработать не только внутри своей компании, но и на вчерашних конкурентах. То есть не бывает гениальной идеи, покоряющей мир, бывают идеи, где старое делают по-новому и получается эффективнее

Если такой материал полезен, то добавляйтесь в вотсап-группу по запуску маркетплейсов. Все вместе разбираем вопросы от любого из участника и собираем опыт.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Чуль

Спросите, пожалуйста, у Insurewesell - когда они сайт-то сделают?)

Ответить
Развернуть ветку
Цой жив

А как же мессенджеры?

По выпускам ФРИИ можно писать историю, в какое время на что был хайп

Ответить
Развернуть ветку
Dima Kotobotov

и чат боты)

Ответить
Развернуть ветку
Dima Kotobotov
выросли из реального бизнеса, где основатели увидели, как можно улучшить процессы

выросли не потому что этот проект реально востребован, а потому что у него "preseed" деньги были на реализацию.
У большинства толковых проектов просто нет денег на проработку вменяемой бизнес модели.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

С теми двумя, с которыми пообщался лично деньги брались из оборотных средств. Если у кого-то нет денег на проработку, значит или в проект сами недостаточно верят или не знают как на этом заработать в короткой перспективе.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Kotobotov

как правило когда нет денег, это значит что нет денег, веру к оплате нигде не принимают.

не знают как на этом заработать в короткой перспективе.

я об этом и написал, что нет денег на поиск рабочей модели.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда