Облачный путь российских онлайн-сервисов

В конце 2018 года компания КРОК Облачные сервисы провела опрос среди 50 CIO компаний – разработчиков онлайн-сервисов. Респонденты рассказали, почему они используют облако и по каким критериям выбирают поставщика услуги.

В результате опроса аналитики провайдера выявили 6 трендов российского облачного рынка. Они не только иллюстрируют отраслевые реалии, но и позволяют оценить готовность провайдеров удовлетворять бизнес-потребности пользователей.

1. Сарафанное радио на службе у онлайн-сервисов

В большинстве случаев опрошенные CIO — выходцы из ИТ-департаментов крупных корпораций. Они отлично ориентируются в инфраструктурных решениях, знают их все плюсы и как правило приходят с детальным техническим заданием и четкими требованиями к поставщику услуг, которого выбирают из списка рекомендаций коллег и знакомых. Поэтому для облачного сервиса хорошая репутация стоит едва ли не на первом месте.

2. Свое плечо

2/3 опрошенных клиентов облачных сервисов подтверждают важность резервирования данных и обеспечения катастрофоустойчивости инфраструктуры. Поэтому они в той или иной мере они пользуются собственными вычислительными ресурсами. Пусть это и небольшая серверная для резерва данных или хранения важной информации.

Компании также предпочитают собственное оборудование вместо аутсорс-ресурсов, когда свое «железо» еще не изжило себя. Однако картина меняется во время модернизации ИТ. Здесь на первый план выходит задача экономии и растет интерес к облаку. Это касается всех компаний, вне зависимости от масштабов.

3. Проверки на прочность

При выборе провайдера CIO ориентируются на надежность и высокую производительность облачной платформы, удобство управления ресурсами и наличие нужных сертификатов. Респонденты также говорят, что обращают внимание на производительность дисковой системы, наличие средств автоматизации для быстрого развертывания инфраструктуры в облаке, соответствие инфраструктуры требованиям Payment Card Industry Data Security Standard (PCI DSS), использование сертифицированных средств защиты и проведение пентестов не менее 1 раза в год.

Крупные провайдеры предоставляют бесплатный демо-доступ к облаку, и клиенты этим пользуются. Они проводят нагрузочные тестирования своих сервисов и систем, чтобы удостовериться в реальности заявляемых технических характеристик, а затем выбирают того, кто предложит оптимальные условия, в том числе цену, соответствующую качеству.

4. Жизнь в облаке

Компания ожидает, что после миграции в облако провайдер будет обеспечивать надежную работу сервисов и систем, реагировать на инциденты в режиме 24х7 и квалифицированно отвечать на поступающие вопросы. Чаще всего клиент фиксирует оговоренные с провайдером требования в SLA.

Идеальный провайдер, по мнению облачных клиентов, максимально клиентоориентирован и предлагает услуги сверх контракта: консультации по адаптации архитектуры сервисов, поддержка и администрирование в формате managed service. Эти ожидания обусловлены стремлением использовать профессиональные кадры извне, в том числе с целью сэкономить. Один из респондентов заметил, что найти бюджетную альтернативу облачной экспертизе крупного провайдера на рынке практически нереально.

5. Смена коней на переправе

Миграция из одного облака в другое — процесс достаточно быстрый, если речь идет не про тяжелые бизнес-приложения или большую инфраструктуру. Этим пользуются заказчики, которые легко расстаются с неугодными подрядчиками. Здесь стоит вернуться к тезису о важности репутации для облака: даже незначительная авария может поставить крест на дальнейшем сотрудничестве.

Заказчики часто бывают недовольны соблюдением SLA и сетуют, что провайдер не всегда информирует о технических сбоях и плановых обновлениях облачной платформы. Подобная ситуация также может стать причиной смены поставщика услуги.

6. Родные березы VS берег турецкий

Большинство опрошенных — ИТ-разработчики со стажем, которые привыкли работать с облаком Amazon. 80% респондентов заявляют, что не стали бы искать другого хостинг-провайдера, если бы не одно «но»: ФЗ №152 «О персональных данных», требующий локализовать данные на российских серверах.

Влияние российского законодательства ощутимо прослеживается именно в бизнесе компаний, предлагающих сервисы и услуги соотечественникам. Разработчики онлайн-продуктов для европейского и/или американского рынка от иностранных хостинг-провайдеров отказываться не собираются.

Ключевой процесс бизнеса Туту.ру – это разработка новых ИТ-продуктов. Их time-to-market должен быть сокращен до минимума, потому от инфраструктуры облачных провайдеров, услугами которых мы пользуемся, мы ждем максимальной гибкости и управляемости. В частности, для нас важно, чтобы провайдер предоставлял нужные нам средства управления ресурсами, такие как Terraform.

Вадим Мельников

, Технический директор сервиса путешествий Туту.ру

Мы стали использовать облако при запуске новой услуги – нашей цифровой платформы в области закупок: универсальной электронной торговой площадки и электронного магазина. Для остальных сервисов пока используем локальную инфраструктуру. Облачного провайдера выбирали по документированным техническим характеристикам. В частности, смотрели у кого ЦОД TIER III и какими сертификатами это подкреплено

Андрей Субботин

, Комита

Облачная платформа для любого стартапа всегда дешевле и удобнее своей инфраструктуры за счёт гибкости и отсутствия костов на администрирование железа. При быстром росте технологическая составляющая проекта не всегда успевает за бизнесом, как результат - появление зоопарка технологий, сервисов а иногда и облаков, что ведёт к увеличению стоимости поддержки и разработки. На эти грабли наступили и мы в Qlean, поэтому в 2018 году мы провели большую работу над ошибками и унифицировали наш технологический стек, в том числе перевели всё в единое облако, которое удовлетворяло нашим технологическим требованиям.

Дмитрий Зотов

, Qlean
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда