{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Как в «Цифра банк» проводится QA

Тестирование мобильного приложения end-to-end.

Как прокачать QA отдел

Роль тестирования при разработке программных продуктов всегда составляла значительную часть общего процесса разработки, однако, индустрия внедряет крайне мало новшеств в подходы именно к организации тестирования. И, как правило, когда речь идет о работе QA специалистов, то упоминаются только техники тест-дизайна, виды тестирования, процент покрытия автотестами и другие технические инструменты, но очень мало говорится о связи между ними.

Андрей Жучков
QA Lead проекта «Мобильное приложение» «Цифра банк»

В «Цифра» мы решили посмотреть на процесс тестирования более глобально для того, чтобы оптимизировать наши ресурсы на комплексное обеспечение качества. В первую очередь потребность в нововведениях мы ощутили на проекте мобильного приложения, поскольку оно является лицом банка, на котором в конечном итоге замыкается большинство наших продуктов и процессов.

Тест-кейсы: думай, как клиент

За каждым мобильным приложением, которое видит клиент, часто скрывается большое количество всевозможных интеграций и микросервисов. В случае банковских приложений, казалось бы, простая цепочка перевода денежных средств состоит из множества взаимодействий различных систем, где каждый элемент этой цепочки крайне важен.

Как банк, мы не можем себе позволить, чтобы у клиента пропала возможность сделать денежный перевод, или допустить любую другую серьезную неисправность – всё это потенциально большие денежные и репутационные потери для банка.

Именно поэтому, наша команда, QA лидом которой я являюсь, тестирует мобильное приложение end-2-end. Мы отказались от раздельной проверки front и backend, и раздельных тест-кейсов, как это часто принято делать в индустрии, поскольку нам крайне важно, чтобы каждый процесс на 100% работал исправно от начала до конца. Мы пришли к выводу, что контролировать 2 точки (вход – мобильное приложение и выход – результат процесса) гораздо эффективнее, чем пытаться контролировать вход и выход каждой интеграции.

Таким образом, наши тест-кейсы и матрицы сценариев максимально приближены к user stories наших клиентов. Конечно, есть моменты, которые можно проверить только на backend, но относительно всех тестовых сценариев у нас их достаточно мало.

Самый ценный ресурс

Как известно, время – деньги, и, чтобы успешно конкурировать в российском банковском секторе, «Цифра» постоянно предлагает клиентам уникальные новые продукты, в следствии чего мобильное приложение и объем тестирования растут стремительными темпами. Поэтому для того, чтобы сократить время на автоматизацию тестирования и прохождение тест-кейсов, мы внедряем, как это у нас называется, конструктор тест-кейсов.

Идея очень простая: мы изначально определяем набор отдельных проверок или шагов тест-кейсов, а затем уже из них собираем сценарии. Такой подход позволяет, в том числе, заложить базу для удобного масштабирования, к примеру, если «завтра» у нас появятся переводы в какой-то новой валюте, то мы просто соберем новые проверки из уже готовых шагов.

Подобного рода оптимизация приводит к значительному сокращению времени всего производственного цикла: быстрее проходятся тест-кейсы, пишутся и проходятся автотесты, выполняется регрессионное тестирование, и, как следствие, мы можем быстрее выпускать релизы приложения.

Собирая всё вместе

В заключении, хочется упомянуть про качественный аспект тестирования, а именно про важность грамотной работы с документацией и взаимодействия с другими участниками производственного процесса. Можно сказать, что этот аспект стоит во главе тестирования продукта и составляет, на мой взгляд, 50% успеха, поскольку документация не всегда может явно описывать все пользовательские сценарии, а учесть их в работе необходимо. К этому мы и стремимся в «Цифре», чтобы, взяв качественный исходный материал в виде всех учтенных сценариев, приложив к нему техники тест-дизайна, автоматизацию и связав всё это воедино, получить на выходе такую стратегию тестирования, которая обеспечивает высокое качество продукта.

0
34 комментария
Написать комментарий...
Dmitriy Morozov

«если «завтра» у нас появятся переводы в какой-то новой валюте, то мы просто соберем новые проверки из уже готовых шагов»
Браво))

«Как прокачать QA отдел»
Так и как же? Ничего кроме воды и элементарных вещей не увидел. Если прокачка была из ничего хоть во что-то, то вы молодцы, подошли к вопросу глобально и узнали про end-to-end!

Посредственная PR-статейка, чтобы убедить обычных пользователей, что «Цифра банк» надежный, практического смысла никакого не имеет.

Пишите еще)

Ответить
Развернуть ветку
Цифра
Автор

Дмитрий, благодарим за внимание к нашим материалам!
Нам важно, чтобы клиенты были в курсе наших трансформаций.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Алекперов

а в чём трансформация? публикуйте метрики, статистику.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Борисова

а мне понравилось) было полезно

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Алексейчиков

«Мы молодцы. Наше приложение тестируется командой тестировщиков, чтобы пользователям было удобно».

Для кого эта статья в духе Тони Робинсона и «делай правильно, а не правильно не делай»?
Кому и что вы хотели донести?

Если весь смысл в том, что приняли end2end максимально приближенным к user stories, то раскройте эту тему подробнее.
Покажите user stories, процесс тестирования:
Вот так должно быть, а вот так по факту. Вот мы отловили косяк бэка/фронта или нашли кривоту UXUI. Вот так поправили и всем стало «ура».

Пожалуйста, не плодите мусор только ради упоминания софта. Я понимаю, что иногда надо и требуют. Но думайте лучше о том, какую пользу получит читающий (а не пишущий).

Ответить
Развернуть ветку
Цифра
Автор

Сергей, спасибо за обратную связь!
Подскажите, о чем Вам было бы интересно читать в нашем блоге?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Алексейчиков

Спасибо, что не воспринимаете в штыки. Я бы с удовольствием почитал материал по тому как из User Stories получается новая фича.
Только не в стиле «вот мы придумали» → «вот получилось», а именно подробный материал.
Что получилось, что не получилось, почему, как смогли отловить косяк, как победили.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy

Первый раз слышу о вашем банке. Если у вас полноценно работают карты виза и мастеркард в том числе за рубежом, нет проблем со swift и если санкции вам не страшны, то с удовольствием стану вашим клиентом.

Ответить
Развернуть ветку
Цифра
Автор

Дмитрий, добрый день!
Ознакомиться с нашей продукцией можно на официальном сайте https://cifra-bank.ru/.
А еще у нас есть канал в telegram https://t.me/vse_v_cifre. Подписывайтесь и будьте в курсе всех новостей!

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Loginov

Это вкусно и точка в мире банков. Виза будет работать за рубежом только в Freedom Finance Казахстан

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Pixel Lens

Цифпа

Нельзя так логотипы делать, это не профессионально. Недоверие к компании с первого взгляда.

Ответить
Развернуть ветку
Alex S

Если время деньги, то почему не юзать более низкоуровневые кейсы? Зачем жечь все ресурсы на макушке пирамиды?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Novikov

Бро, не показывай эту пирамиду. Оно так не работает.

Ответить
Развернуть ветку
Alex S

Бро, это основы теории тестирования, расскажи как оно работает? Е2е тесты быстрее и дешевле юнитов штоле?

Ответить
Развернуть ветку
Беженцы с TJ

У вас этим приложением полный бардак, новому клиенту можно зайти только в старое, в это безуспешно ждешь смс для входа. При этом в банке операторы говорят новое приложение еще не работает, а по факту оказывается наоборот некоторые функции из старого уже перенесены в новое, полная чепуха короче, настолько бардачно миграции с старого приложения в новое не делаются.

Ответить
Развернуть ветку
Беженцы с TJ

И еще недавно в приложении можно было валюту по банковскому курсу поменять, сейчас взяли и закрыли эту возможность.

Ответить
Развернуть ветку
Цифра
Автор

Добрый день. Покупка валют по банковскому курсу по-прежнему доступна. Возможно, вы имели в виду покупку по биржевому курсу? Сейчас это можно сделать, открыв брокерский счет.

Ответить
Развернуть ветку
Цифра
Автор

Добрый день. Спасибо, что обратили внимание на дезинформацию.

Наше мобильное приложение называется "Цифра банк". Пожалуйста, используйте его для проведения операций.

Ответить
Развернуть ветку
Dima

Я чуть не подавился от воды, целое море

Ответить
Развернуть ветку
Матвей Кондаков

Хоть статьи на VC у них абсолютное бесполезнейшее полотно, но приложение хорошее. Пользуюсь для пополнения карты KZ, удобно и практически бесшовно

Ответить
Развернуть ветку
Alex Roth

Они за перевод берут %. Раф тоже самое делает бесплатно.

Ответить
Развернуть ветку
Rex Mundy

В принципе также как тестируется любое другое приложение

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexey Shachneff

Здравствуйте. Сколько человек занято в тестировании?

Ответить
Развернуть ветку
Мария Борисова

Хотите присоединиться?)

Ответить
Развернуть ветку
Цифра
Автор

Добрый вечер, Алексей,
8 человек.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

О! Мне уже 2 недели не могут решить проблемы с вашим приложением: сначала не могли переключить оповещения с СМС на пуши, потом видимо вообще отключили СМС и теперь после переустановки приложения по рекомендации поддержки - вообще в него не зайти, т.к. верификация по СМС
А так всё здорово, QA и прочий PR

если вдруг действительно вам важны ваши пользователи, то мои контакты есть у вашей поддержки в телеге, но пока проку от них - 0, просто "переустановите и ждите"

Ответить
Развернуть ветку
Цифра
Автор

Алексей, добрый вечер!

Напишите, пожалуйста, как мы можем с Вами связаться.
Мы передадим заявку в службу поддержки для дальнейшего решения Вашей проблемы.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Написал в личку. Только вы не пересылайте просто, а проверьте по итогу, как реальный QA, что проблема пользователя решена, с его же слов. Иначе дутый PR

Ответить
Развернуть ветку
Alisher Kamenov

В общем и целом, лучше, чем метод научного "тычка" в тестировании ПО ничего не придумали.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Алекперов

на каком этапе и кем пишется документация, что к моменту тестирования фичи она уже готова, и на неё опираются инженеры qa для построения тестовых сценариев

Ответить
Развернуть ветку
Цифра
Автор

Дмитрий, здравствуйте!
Аналитики пишут документацию.
Задача берётся в спринт только в случае, если по ней уже есть документация.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Алекперов

понятно. требования -> сценарии

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexander Volkov

У вас в play store 2.6 рейтинг приложения, лучше не позорьтесь такими статейками

Ответить
Развернуть ветку
31 комментарий
Раскрывать всегда