Как работают семь главных российских Pay-сервисов и чем отличаются друг от друга

Разобралась команда чекаут-сервиса Romb.

В 2022 году, когда в России перестали работать Apple Pay и Google Pay, отечественный сегмент «кошельков» здорово оживился. Одни игроки побежали занимать освободившуюся нишу с помощью платежных стикеров. Другие – совершенствовали онлайн-применением «пэйев» и двигались в сторону полноценных чекаут-сервисов (сервисов для оформления и оплаты онлайн-заказов). Но такое разнонаправленное движение только еще больше запутало главных пользователей «пэйев» – продавцов и покупателей. Расставим все по своим местам.

Что такое Pay-сервис и зачем он нужен

Классический Pay-сервис (Apple Pay, Google Pay) – это электронный кошелек, к котором можно привязать несколько банковских карт и платить любой из них онлайн и офлайн. В кошельке пользователи могут выпускать виртуальные банковские карты, пользоваться рассрочкой и другими финансовыми услугами (пользователям из России была доступна не вся функциональность Apple Pay и Google Pay).

Покупатели любят «пэйи», потому что с ними удобно и безопасно: не нужно вводить данные карты при каждой оплате, они хранятся в кошельке в зашифрованном виде. Кроме того, используя кошелек, можно получить дополнительные бонусные баллы, воспользоваться скидками или спецпредложениями.

Продавцы ставят кнопки «Оплати с Pay», т.к. это снижает количество отклоненных транзакций и повышает конверсию в покупку.

С Pay-сервисом у пользователя нет шансов при оплате ввести что-то неверно или передумать оплачивать товар во время заполнения платежной формы.

Но главный выигрыш, безусловно, достается экосистемам. Во-первых, собственный Pay-сервис позволяет экономить на внутренних транзакциях, не платя за интернет-эквайринг. Во-вторых, с помощью удобных платежей экосистемы сильнее привязывают к себе пользователей. В-третьих, получают дополнительные данные о транзакциях не только внутри, но и вне своего периметра. Эта информация помогает совершенствовать имеющиеся и создавать новые продукты экосистем.

Впрочем, не все владельцы «пэйев» понимают и используют этот вид финтех-продукта одинаково.

Такие разные российские «пэйи»

Мы выбрали семь, пожалуй, самых заметных на рынке Pay-сервисов, проанализировали, как и где они работают, какие предлагают дополнительные фичи, и разделили на четыре группы по принципу их работы.

Если не хочется читать обзор, переходите к таблице сравнения.

1. Кнопка для вызова банковского приложения

Tinkoff Pay и Sber Pay сложно назвать кошельками. Их основной принцип работы – перенаправление пользователя со страницы оплаты в приложение банка. Именно там пользователь (только человек, являющийся клиентом банка) может выбрать способ оплаты, например, одну из карт или рассрочку.

Кроме того, кнопку Tinkoff Pay могут поставить только онлайн-площадки, у которых подключен интернет-эквайринг того же банка. А значит, сервис не может собирать данные о внешних транзакциях.

У Sber Pay больше возможностей подпитывать экосистему. Во-первых, сервис работает с любым банком-эквайером. Во-вторых, есть опция добавлять карты не только Сбера, но и других банков: для этого нужно авторизоваться через Sber ID. Но это дополнительный шаг, плохо понятный пользователю в момент оплаты заказа. Поэтому вряд ли многие пользуются такой возможностью.

Из плюсов: оба банка запустили платежные стикеры для бесконтактной офлайн-оплаты. Tinkoff Pay также заявлял о грандиозных планах по развитию внеэкосистемных возможностей сервиса в будущем.

2. Сервис для платежей внутри экосистемы

Ближе всего по функциональности к Apple Pay и Google Pay подобралась соцсеть ВКонтакте. Ее VK Pay – это полноценный электронный кошелек с собственным балансом, возможностью выпустить виртуальную карту, переводить деньги другим пользователям и т.д.

К аккаунту VK Pay можно привязать до трех карт любых банков. Также покупки можно оплачивать со счета мобильного, других электронных кошельков или в рассрочку. И за все пользователи получают кешбэк бонусами.

VK Pay очень удобен и продавцам, и покупателям внутри платформы ВКонтакте. Но есть большое «но»: несмотря на то, что сервису уже пять лет, за пределами соцсети он установлен только в 37 магазинах-партнерах, 24 из которых – игровые сервисы. Экосистема явно не использует весь потенциал своего «пэйя». И, похоже, компанию это устраивает.

3. Картхолдеры для хранения карт разных банков

В эту категорию попали сервисы, которые – на данный момент – делают ставку на удобство использования карт любых банков. Таким был Apple Wallet – предшественник Apple Pay. В отличие от кошельков у этих сервисов нет собственного баланса.

Mir Pay выбивается среди остальных Pay-сервисов. Во-первых, это приложение исключительно для оффлайн-покупок, а значит, e-commerce ничего не выигрывает от его использования. Во-вторых, сервис принадлежит Национальной системе платежных карт (НСПК), которую сложно назвать экосистемой в привычном понимании. И все же это вполне удобный картхолдер, в котором можно хранить и использовать для бесконтактной оплаты любые карты МИР и транспортные карты («Тройка» и т.д.).

Приложение GPB Pay, наоборот, работает только онлайн. В нем можно сохранить сколько угодно карт любых банков или выпустить карту «Огонь» и пользоваться преимуществами одноименной подписки. Подключить кнопку «пэйя» могут только компании-клиенты Газпромбанка. Сейчас сервис доступен на 800 интернет-площадках.

В категорию картхолдеров мы отнесли и МТС Pay. Еще пару недель назад продукт продвигался как приложение на iOs для хранения любых карт (максимум 5 штук). МТС Pay можно платить и онлайн, и офлайн – благодаря платежному стикеру МТС Pay Tag. В качестве метода оплаты также можно выбрать счет мобильного телефона. Судя по всему, сервис планировал развиваться как комплексный продукт, состоящий из приложения для покупателей и платежного шлюза МТС Оплата для продавцов. Изменятся ли эти планы после того, как МТС Банк подпал под санкции, а приложение MTS Pay пропало из AppStore, пока неизвестно.

4. Сервисы для оформления онлайн-заказов

Одно из быстрорастущих направлений развития платежных сервисов во всем мире – чекаут. Такие финтех-продукты упрощают не только оплату онлайн-покупок, но весь процесс оформления заказа в целом, начиная с момента, когда товары попали в корзину.

Чекаут включает авторизацию на интернет-площадке, оформление доставки, применение опций программы лояльности и, конечно, оплату.

Из российских экосистем активнее других чекаут-направление развивает Яндекс. С одной стороны, у экосистемы есть Yandex Pay – «информационный сервис, позволяющий сохранять и использовать данные банковских карт». С другой – «платежное решение для быстрого оформления покупок» Yandex Pay Checkout.

Yandex Pay сохраняет не только любые карты, но и способ и адрес доставки. За оплату «пэйем» на многих интернет-площадках пользователи также получают кешбэк баллами Плюса, которые можно потратить на оплату экосистемных сервисов, например, такси.

Yandex Pay Checkout – это не просто кнопка оплаты, а готовый модуль быстрого оформления заказа. В него интегрирован сервис оплаты частями Сплит и сервисы доставки – от самого Яндекса и от партнеров.

Наша команда Romb также создала чекаут-сервис с учетом лучших мировых практик. В отличие от экосистемных Pay-сервисов независимый Romb работает в интересах каждого участника своей сети.

Мы сделали оформление заказа максимально простым, удобным и безопасным, чтобы покупателям было проще, а продавцы могли повысить конверсию из корзины в покупку на 20-60%. У нас есть:

  • единый аккаунт для входа в разные интернет-магазины

  • авторизация по номеру телефона

  • автозаполнение данных любых банковских карт и адресов доставки

  • история транзакций

  • история купленных товаров

  • настраиваемые программы лояльности

  • кросс-продажи

  • международный сертификат PCI DSS, подтверждающий высочайший уровень безопасности хранения данных банковских карт

Выбрать одни или несколько Pay-кнопок, оптимизировать только оплату или весь процесс заказа, присоединиться к чужой программе лояльности или настроить свою – вопросы, на которые должен ответить каждый владелец интернет-площадки. От этого во многом зависит эффективность бизнеса в e-comm.

Как продуманный чекаут снижает процент брошенных корзин, мы рассказывали тут.

Надеемся, наш обзор помог вам разобраться в мире «пэйев» и чекаутов.

Сравнение российских Pay-сервисов и чекаутов

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Serge Demichev

Выходит ни одна из систем не может предложить и оффлайн оплату и онлайн функции…

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Koptsev

У ЮMoney есть решение для e-commerce с оплатой через MirPay на Android-устройствах.

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Sber pay ?

Ответить
Развернуть ветку
Sanya

SberPay это скорее онлайн оплата и….онлайн оплата…потому что он для оплаты через NFC требует интернет (стикеры даже в счет брать не буду)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Пономарев

В Mir Pay, насколько мне известно, нельзя прикреплять сторонние транспортные карты, только банковские карты и только системы Мир.

Ответить
Развернуть ветку
Антошка Гармошка
У Sber Pay больше возможностей подпитывать экосистему. Во-первых, сервис работает с любым банком-эквайером. Во-вторых, есть опция добавлять карты не только Сбера, но и других банков: для этого нужно авторизоваться через Sber ID.

Пикрелейтед.

Дополнительно от себя:
Пока не будет такого сервиса, который легко интегрируется вообще во все прямоходящее, имеет и онлайн и офлайн оплату, ваш продукт будет всего лишь еще одним странным конкурентом. Как минимум потому, что на отсутствии офлайн-оплаты вы теряете почти половину трафика

Ответить
Развернуть ветку
Vito Polo

Samsung Pay удобнее всего, на Note 20 Ultra продолжает работать с картам МИР.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей 495319

А давно можно добавлять "Тройку" в MirPay?
Удивительно неграмотная статья! Автор слабо понимает про что пишет!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Бабушкин

А как нужно было написать?

Ответить
Развернуть ветку
Перечитатель

Давайте все запустим VC.PAY

Ответить
Развернуть ветку
Meat Meet

Без системы быстрых платежей обзор явно не полон. СПБ позволяет оплатить как оффлайн, так и онлайн покупки.

Ответить
Развернуть ветку
Перечитатель
Ответить
Развернуть ветку
unknown

Получается айфон может скоро существенно потерять долю рынка из-за отсутствия доступа к нфц

Ответить
Развернуть ветку
Artem Kuzmichev

Вряд ли снятие ограничения на число карт - это преимущество

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Vassilina Gutierres

Надежда, можно мне написать напрямую @vassgut

Ответить
Развернуть ветку
Egor Zorin

у яндекс пэй же уже есть офлайн оплата на андроиде?

Ответить
Развернуть ветку
Yandex Support

Здравствуйте, Егор! Да, Яндекс Пэй работает офлайн везде, где доступна оплата по QR СБП и NFC. Уточним, что последний вариант работает с телефонами на Android.

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда