{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Почему делать смартфон нет смысла, что умеет «Маруся» и для чего Mail.ru Group каршеринг: рассказывает Борис Добродеев Статьи редакции

Главное из интервью гендиректора холдинга газете «Коммерсантъ».

О сделке с Alibaba и управлении совместным бизнесом

Большинство голосов в компании будут принадлежать РФПИ, «Мегафону» и Mail.ru Group. Наиболее важные технологии будут перенесены на территорию России либо окажутся под контролем российской стороны, как и передача данных.

Главный успех переговоров: мы договорились, что это предприятие будет отдельной самостоятельной компанией, а не филиалом одной из сторон. Мы также обсуждаем создание СП по приему платежей, которое будет обслуживать «AliExpress Россия».

На корпоративном уровне будет создан совет директоров, где большинство мест получат представители российских акционеров. На уровне менеджмента будут два генеральных директора: один — с российской стороны, другой — с китайской. В этом есть своя логика. В бизнесе огромная доля операций с китайской стороны. Это тысячи, может быть, десятки тысяч китайских торговцев, с которыми надо поддерживать отношения, масштабная инфраструктура, которая находится на китайской стороне.

В то же время активно развивается локальный бизнес AliExpress, интегрируется в социальные сети. Думаю, что бизнес будет сильно локализоваться также в отношении маркетинга и ИТ-операций.

О последствиях снижения беспошлинного порога на покупки в зарубежных интернет-магазинах

С 1 января 2019 года порог беспошлинных покупок в иностранных интернет-магазинах для россиян снижен с €1000 до €500 в месяц. Лимит по весу составляет 31 кг. Если пользователь превысит лимит, он должен будет заплатить пошлину: 30% от суммы сверх лимита, но не менее €4 за 1 кг. С 1 января 2020 года лимит по общей стоимости покупок будет снижен до €200.

Если опустить порог до нуля, это будет неправильно, это ударит прежде всего по пользователям, по российской экономике, сделает невозможным и неокупаемым администрирование посылок. Отличить на сегодняшний день, является ли отправление посылкой от профессионального торговца или от друга из Китая, почти невозможно. Большинство компаний уйдут в серую зону. Белые игроки, возможно, повысят цены. И это всё ударит, с одной стороны, по собираемости налогов, с другой — по потребителю из-за роста цен.

Сервисы, такие как AliExpress, несут социальную функцию. Часто это единственный источник доступных товаров в небольших городах, куда не добирается практически ни один другой сервис электронной коммерции. То, что AliExpress и другие подобные сервисы конкурируют с традиционным ритейлом, — заблуждение.

На самом деле, с учётом среднего чека и товаров, которые покупаются на их платформе, это прежде всего замена традиционных рынков — оптовых, вещевых — совершенно серых рынков. А товары, которые продаются в магазине, все-таки это другая категория, другой средний чек. Средний чек в кросс-бордере достаточно невысокий — $5–15.

О том, почему холдинг больше не раскрывает выручку «ВКонтакте»

Финансовая отчётность должна быть следствием того, как менеджмент смотрит на бизнес. С учётом того, что всё большая часть рекламной выручки группы подпадает под единую сеть myTarget, а также с расширением внешней рекламной сети, отделять выручку «ВКонтакте» уже становится некорректным. Мы считаем правильным инвестировать в один общий KPI и не разносить выручку на разные каналы, создавая внутри альтернативные и конкурирующие продукты и решения.

Об утечке ИТ-специалистов из России

В России есть и, вероятно, будет всегда существовать проблема утечки мозгов. Это естественно для свободного рынка. Всегда будут люди, которым захочется уехать, которых будет манить мечта о Кремниевой долине или Европе, такая красивая сказка. И это достаточно определённый фиксированный процент. Если смотреть на процентное соотношение стран, в которые утекают сотрудники, — это в основном США и Европа. В Китай существенно меньше.

Наверное, тут системно трудно что-то поделать. Но важно, чтобы процент оттока оставался в рамках разумного. Именно для этого нужны свои технологичные компании. Молодых специалистов, как правило, волнует, насколько интересная работа, насколько амбициозные ставит задачи компания, какова миссия и какова глобальность задач. Будут выигрывать компании, которые будут воспитывать и мотивировать сильных сотрудников, давать им сложные и амбициозные проекты.

О голосовом помощнике «Маруся»

Mail.ru Group уже как минимум полгода работает над собственным голосовым ассистентом. В марте 2019 года компания показала прототип системы премьер-министру России Дмитрию Медведеву. По данным «Прайм», в октябре 2019 года Mail.ru Group планирует выпустить колонку с «Марусей».

Мы планируем, что со временем в «Марусю» будут интегрированы все или большинство продуктов, которые есть в Mail.ru Group. Через «Марусю» можно будет послушать «Новости Mail.ru», можно будет заказать еду с Delivery Club или такси.

Я считаю, что голосовые помощники могут стать одной из важных платформ, которая будет распространять другие сервисы и вертикали Mail.ru Group. Конкуренция будет идти как за качество продукта, так и за зоны дистрибуции, будь то «умные» дома, «умные» машины, «умные» колонки.

О том, почему выпуск собственного смартфона не имеет смысла

Я считаю, что создание своего смартфона не имеет смысла для Mail.ru Group и не всегда имеет смысл для больших интернет-компаний. Зачем производить свой смартфон, когда рынок уже насыщен, есть большое количество успешных производителей.

Допустим, мы займем 5-10% рынка. Чем нам это поможет? Нашими сервисами уже пользуется 90% рынка. При этом мы войдём в достаточно чуждый для нас, конкурентный и к тому же стагнирующий рынок. Как мы видим, в большинстве стран продажи смартфонов начинают падать. Рынок уже перенасытился.

Для нас актуальнее не создавать собственные смартфоны, которые в лучшем случае займут 10% рынка, а работать с существующими производителями операционных систем и смартфонов.

О планах запустить сервис наподобие TikTok

В феврале 2019 года источники «Ведомостей» рассказали, что «ВКонтакте» разрабатывает собственный сервис для обмена короткими видео — аналог TikTok. Добродеев это подтвердил, но никаких деталей не раскрыл.

Это интересный вопрос. Да, мы работаем над подобным продуктом, но в сугубо экспериментальном режиме. Мы даже выделили соответствующую строку в отчетности, куда ложатся все наши эксперименты. По итогам года будет регулярный пересмотр результатов этих проектов. Перспективные и способные генерировать финансовую отдачу будут оставаться. Сервисы с плохими результатами — закрываться.

О первых результатах рекомендательной системы «Пульс»

В конце января 2019 года Mail.ru Group запустила систему рекомендации статей из СМИ «Пульс». Система подбирает материалы на основе интересов конкретного пользователя, дента встроена на главную страницу Mail.ru, также есть отдельный сайт.

С момента запуска мы набрали более 10 млн активных пользователей. Мы верим, что потребление контента продолжит активно переходить в интернет, где оно будет всё более и более алгоритмизированным. Мы уже занимаем значительную часть этого рынка через наши социальные сети.

При этом считаем, что свою долю рынка потребления этого контента должны занять новостные ленты, отвязанные от социального графа и основанные только на интересе пользователя. Мы видим в том числе результаты рекомендательного сервиса Toutiao в Китае.

У нас достаточно хорошие предпосылки для дальнейшего развития на этом рынке, потому что мы можем соединить достаточно много источников контента, используя как традиционные СМИ, так и в перспективе большой срез медиа и контентных групп из наших социальных сетей.

О мессенджере «ТамТам»

Вопрос: В 2017 году был запущен мессенджер «ТамТам». Планировалось, что он будет конкурировать с Telegram. Какую долю рынка он занимает?

Ответ: То, что он будет конкурировать с Telegram, не планировалось. Мы никогда не запускаем продукты, чтобы с кем-то конкурировать. Мы запускаем продукты, чтобы ими пользовалась наша аудитория. Сейчас у мессенджера есть своя стабильная аудитория, у которой он востребован. И мы этим довольны.

О возможной конкуренции со Spotify

В марте 2019 года появились слухи, что Spotify вновь попытается выйти на российский рынок — летом 2019 года. Официальных подтверждений этой информации нет.

Для нас этот выход некритичен, поскольку Spotify не является для нас прямым конкурентом. Основа нашей музыкальной экосистемы — «ВКонтакте». Это больше чем музыкальный сервис, это музыкальная социальная сеть. «ВКонтакте» долго остаётся основной площадкой в России, на которой появляются и становятся популярными молодые перспективные артисты.

Также в сети сильно развит социальный контекст потребления музыкального контента, когда пользователи узнают о новых для себя треках от друзей. Таким образом, это уникальный даже по мировым масштабам продукт, обладающий существенными конкурентными преимуществами как с точки зрения контента, так и с точки зрения шаблона потребления.

Поэтому этот запуск в наименьшей степени касается нас — скорее, более линейных стриминговых игроков. В целом на рынке достаточно много сильных экосистемных игроков: это и мы, и «Яндекс», и Apple. Сложно сказать, насколько Spotify продвинется в России, всё будет зависеть в том числе от степени их агрессивности.

О возможной покупке доли в YouDrive

В марте 2019 года источники The Bell и vc.ru рассказали, что Mail.ru Group ведёт переговоры о покупке доли в каршеринге YouDrive. По словам Добродеева, пока стороны ведут переговоры о покупке неконтрольной доли.

Переговоры подтверждаем. Долю пока не можем раскрыть, но контроля у Mail.ru Group не будет. Это осознанное решение. Есть ряд индустрий, где мы готовы идти в партнёрстве и не консолидировать сервисы, а разделять инвестиции. Ровно такую тактику мы применим в каршеринге.

Это вполне логичное продолжение нашего присутствия на рынке онлайн-транспорта. Мы верим, что появится один сервис, единая точка входа, которая будет покрывать достаточно большие сегменты человеческих потребностей онлайн. Будет создано единое приложение, которое вберёт в себя и такси, и каршеринг, и потенциально вело- или скутершеринг, и все другие способы передвижения, которые могут быть оцифрованы. В рамках этого выход на рынок каршеринга очень логичен для нас. Считаю, что такое же приложение появится и в фудтехе, и в ряде других сегментов цифровой b2c-экономики.

О развитии «Ситимобила» и IPO такси-сервисов

Мы верим в этот бизнес. «Ситимобил» показывает отличные результаты: в 2018 году по количеству поездок сервис вырос более чем в 15 раз. Мы инвестируем в него вместе с партнёрами и планируем оставлять нашу долю на текущем уровне. Проводить IPO пока не собираемся. Собираемся инвестировать дальше и наращивать его долю на рынке. В этом году мы хотим выйти ещё в 10–15 городов России, в следующем году — сделать его максимально федеральным.

За рубеж не планируем. Нам в целом нравится фокусироваться на каком-то одном рынке. Существуют разные подходы. Я считаю, что всё-таки рынок электронной коммерции достаточно локальный. И долгосрочно лучше себя будут чувствовать игроки, фокусирующиеся на одном домашнем рынке, в отличие от рынка игр или социальных сетей.

Фундаментально верю в рынок цифрового транспорта. Он огромен по объёму и несёт высокий уровень пользы и эффективности. Здесь скорее надо говорить о другом — о несвоевременном IPO Lyft и Uber. Нельзя выходить на IPO с многомиллиардными убытками, особенно с учётом того, что они сами не прогнозируют быстрый выход на безубыточность.

Макротренд на фондовом рынке сменился: несколько лет назад, когда рынки были в лучшем состоянии, инвесторы покупали всё, что быстро растёт, не оглядываясь на прибыль. Сейчас рынок сильно поменялся и стал по-другому относиться к неприбыльным компаниям, сильно их дисконтируя. Мы это видим по большому количеству неудачных размещений. Это касается не только Uber и Lyft. И на протяжении какого-то времени это будет продолжаться, инвесторы на публичных рынках будут отдавать приоритет прибыльным компаниям.

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Εгор Κонстантинов

В тред призывается Денис Демидов.

Ответить
Развернуть ветку
Алексис Второй

1) Борис Олегович, какую роль сыграло ваше родство с Олегом Борисовичем в вашей карьере?
2) Как вы оцениваете информационную повестку в подконтрольных Олегу Борисовичу структурах?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Привалов
В России есть и, вероятно, будет всегда существовать проблема утечки мозгов... Наверное, тут системно трудно что-то поделать.

Капец.
- в России есть и, вероятно, будет всегда существовать проблема воровства... Наверное, тут системно трудно что-то поделать.
- в России есть и, вероятно, будет всегда существовать проблема дорог... Наверное, тут системно трудно что-то поделать.
- в России есть и, вероятно, будет всегда существовать проблема здравоохранения... Наверное, тут системно трудно что-то поделать.
...
Ни одного примера не знаю, когда системный подход не мог кардинально поменять ситуацию, но зачем. Проблемы, как мы понимаем, есть и будут всегда, так что смиримся..

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith
Наверное, тут системно трудно что-то поделать.

Ну если он скажет "надо менять систему", то за это уже статья есть.

Ответить
Развернуть ветку
Yury Krasavcev

Если они собираются запустить сервис наподобие TikTok, то зачем уже заняли название "ТамТам"... непорядок)

Ответить
Развернуть ветку
Αртем Αксенов

Давайте я переведу его слова на человеческий: "Наша компания владеет почтой #1 в рунете и соцсетью #1 в рунете. Огромная прибыль с рекламы, извлекаемая по сути из воздуха, позволяет нашим менеджерам получать огромные з/п и просирать огромные деньги в большом количестве проектов-клонов-стартапов (не зря ж мы vc читаем по полдня!), которые никогда не окупятся, на серьезных щщах рассказывая при этом как это все высокотехнологично, "за эти будущее" и как вот-вот выстрелит, надо только еще пару миллиардов докинуть".

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Kroll

На дворе 1905 год: 'Зачем производить свой [автомобиль], когда рынок уже насыщен, есть большое количество успешных производителей', а ближайшее будущее несомненно останется за электрической тягой.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Инновации в мобильных устройствах это не равно производству смартфонов текущего дня.
Тем более придется как то догнать Самсунг, Xiaomi, Apple.
Там маржа будет снижаться стремительно.
Это все равно что начать часы дешевые производить, они из Китая 30-50 рублей с доставкой стоят, это материалы, работа, логистика, маржа. А я за 30 рублей даже до холодильника не пойду.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Kroll

Будущее не предопределено. Что будет открыто, когда выстрелит, где расцветёт/загнётся – полный мрак. В кач. иллюстрации несбывшихся мечт и фиаско ожиданий/предсказаний я и привёл историю с авто на начало века vs то, как индустрия развивалась в действительности.

В этой связи, высказывания типа 'зачем ... рынок уже насыщен', маржа никакая и проч. лично я склонен воспринимать скорее как пораженчество и расписка в неспособности при полном отсутствии идей о том, как сделать **следующий** шаг в развитии продукта.

В качестве примера скромного, не переворачивающего основы и уж точно никого не догоняющего но всё же, как мне кажется, шажочка в будущее я и прилепил NTT Docomo KY-01L – потешный же?..

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Ну это понятно, но ресурсы то у Мэйла ограничены.
Тем более направлений сотни опять же. Они не могут все охватить, вот делают выбор.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Kroll

Согласен, звучит разумно. Но тогда бы он сказал 'о, да, у нас кстати есть на этот счёт пара отличных идей! жаль только, что не хватает рук и времени' – но нет, за место этого он уговаривает нас, что это дурацкая мысль и нам (и вам и даже им) стоит её оставить в покое. Странно.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

А как одежду теперь заказывать на примерку?
Заказал кучу вещей, разные размеры, в итоге цена будет естественно выше беспошлинного лимита. Часть вещей, или все вещи едут на возврат. А пошлина оплачена. Она как-то будет возвращаться или Asos тот же потеряет кучу клиентов?

Ответить
Развернуть ветку
Тимофей Литвинцев

Вконтактик наконец то стал убыточным? отличная новость! "холдинг больше не раскрывает выручку «ВКонтакте»"

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Mipt

Приятно, что я внёс свой вклад в рост ситимобила.

Ездил за 100 рублей, а мейлру платил таксисту 200.

Прям как в анекдоте про продажу рубля по 90 копеек - обороты бешеные..

Ответить
Развернуть ветку
Павел Гуров

просто чтобы вы понимали: этот дядечка - сын директора ВГТРК, комбината гослжи, и только поэтому он оказался на этом кресле.

остальное белый шум, который сотрясает его щечки

Ответить
Развернуть ветку
new_comment
Я считаю, что создание своего смартфона не имеет смысла для Mail.ru Group и не всегда имеет смысл для больших интернет-компаний. Зачем производить свой смартфон, когда рынок уже насыщен, есть большое количество успешных производителей.

Я вот тоже в футболисты не пошёл. Какой смысл ехать на ЧМ, если там и так уже столько успешных футболистов.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда