{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Стартапы дня: обзор рынка экспертных сообществ

Месяц назад в «Стартап дня» попало фейковое экспертное сообщество. AdvisoryCloud много всего обещает, берёт деньги и ничего не делает. Сегодня — обзор тех, кто на самом деле помогает компаниям найти консультации независимых специалистов, а людям зарабатывать на консультациях.

Компаний много, титанический труд по сравнению их всех взял на себя Артём Черкашин, текст ниже полностью его.

Развитие рынка услуг экспертных сообществ приходится на начало нулевых. Если судить по среднему чеку, то эта рыночная ниша сверху ограничивается услугами консалтинговых компаний под ключ (в США этот рынок оценивается в более чем $300 млрд), а снизу конкурирует с самостоятельным поиском экспертов через открытые источники (в основном, конечно, LinkedIn) — и на сегодня оценивается в $1 млрд при росте около 7% ежегодно (ссылки: раз, два, три).

У классических игроков этого рынка бизнес-модель выглядит как b2b-сервис, который по запросу организации-заказчика находит подходящих «экспертов на час».

Как это часто бывает в b2b, цены на услуги публично не афишируются и определяются индивидуальными переговорами. Но подход может принципиально отличаться:

  • оплата фиксированной подписки с включённым в её стоимость объёмом запросов (сервис уже сам рассчитывается с экспертами на почасовой основе — разницу забирает себе);
  • счёт за каждую консультацию с экспертом (сервис либо выставляет комиссию заказчику отдельным счётом, либо взимает с эксперта по факту получения оплаты от заказчика).

При этом эксперты могут самостоятельно определять стоимость своей консультации, но фиксированной платы за нахождение в базе экспертов сервис не взимает (и это ключевое отличие от AdvisoryCloud).

Поиск экспертов ведётся как по внутренней базе данных экспертного сообщества, так и в открытых источниках — и это узкое место бизнес-модели, так как поиск обычно происходит вручную и по узкоспециализированным вопросам, для чего нужен линейный, но достаточно квалифицированный персонал. Затраты на поиск «эксперта на час» сопоставимы с поиском кандидатов на открытую фултайм-вакансию, где работают кадровые агентства и совсем с другими чеками.

Также после череды скандалов, связанных с использованием инсайдерской информации, отдельное внимание участники рынка уделяют комплаенсу, а неоспоримый лидер рынка (GLG) даже изменил маркетинг: теперь это не поиск идей от ведущих экспертов, а р2р-платформа для «профессионального обучения под конкретный запрос».

К крупнейшим игрокам рынка относят GLG, AlphaSights, Atheneum, GuidePoint, ThirdBridge, Lynk — ценообразование не публично, работают в том числе с Fortune 100, организуют для консультаций как звонки, так и встречи и круглые столы.

Если того хочет заказчик, могут и массовый опрос своих экспертов организовать — типичный клиентоориентированный b2b-подход, при котором заказчик получает аккаунт менеджера и объясняет ему требования. Далее менеджер предлагает экспертов на выбор заказчика и организует дальнейшее взаимодействие.

Но и альтернативы имеют право на жизнь (по крайней мере борются за него).

DeepBench бесплатно предлагает клиентам сделать заявку на консультацию, самостоятельно выбрать эксперта из их базы и назначить консультацию. Клиент платит сервису комиссию $50–800 (в зависимости от объёма требуемой клиентом поддержки) и почасовой тариф эксперта (обычно около $250).

Chime Advisers в части упрощения ценообразования пошёл дальше и зафиксировал стоимость часовой консультации ($1100); заказчик формулирует запрос, менеджер уточняет с ним детали, заказчик вносит предоплату, и потом в его личном кабинете появляются ссылки на экспертов. Далее с выбранным экспертом организуют видеозвонок на базе ИТ-платформы Chime Advisers.

Среди важных тенденций отрасли — организация всего общения заказчика с экспертом на ИТ-платформе сервиса, где и заказчик может публиковать свои запросы (а потом выбирать экспертов), и эксперт может предлагать себя для опубликованных проектов, конкурируя за заявку с другими — так работают, например, Pochmak, Zintro. Последняя вообще держит и базу заявок, и базу экспертов в открытом доступе — скрыты только контакты; сделка и общение — только на платформе, иначе комиссию не заработать.

Другая тенденция — появление игроков, которые заявляют о применении «умных» алгоритмов для автоматизации подбора экспертов (proSapient, NewtonX). Клиент формулирует обычный запрос в виде текста, а «умные» алгоритмы подбирают нужных экспертов, финальный выбор — за клиентом; консультации и оплата — на ИТ-платформе сервиса. ProSapient даже мессенджер на платформе реализовал для разовых запросов.

В части мессенджеров оригинален Тelefacer. Докладчик, выступающий с публичной презентацией на конференции, вставляет в последний слайд презентации QR-код; слушатель может его отсканировать в специальном приложении и задать спикеру платный вопрос, сервис удерживает некоторую часть платы в качестве своей комиссии.

Не обошлось и без крипты — польский Experty.io создал платформу (для веба и мобильных устройств), на которой можно самостоятельно выбрать эксперта из списка (есть хэштеги), тут же договориться с ним о консультации и позвонить прямо через интерфейс платформы. Оплата токенами, цену назначает консультант самостоятельно — сейчас у многих она значится в районе $1 за минуту. Эксперты в основном специализируются на ICO.

Примечателен Clarity — единственный из всех сервисов, о котором публично известно о факте его покупки. Тут помогла специализация на экспертах, которые консультируют стартапы, — в итоге сервис стал частью платформы startups.com.

Механика у сервиса простая — выбираешь на сайте эксперта, назначаешь время звонка и вносишь предоплату, получаешь на почту приглашение на видеоконференцию, после окончания звонка происходит перерасчёт по фактической продолжительности разговора, далее заказчик рейтингует эксперта.

Впечатляющий рост продемонстрировал Catalant — с 2014 по 2017 каждый год удваивал объём привлечённых инвестиций (последний раунд $41 млн). Причина успеха — иное позиционирование продукта. Стартап предлагает не просто правильных экспертов в нужное время, а позволяет компаниям быстрее делать критически важные задачи.

Как? Просто внедряют им софт Catalant, который «помогает провести аджайл-трансформацию бизнеса компании», а функционально — позволяет искать нужных людей сразу и внутри компании, и вне её. Действительно, компаниям нужны не «эксперты на час» (та самая дрель в известном примере), а «эффективно решённые задачи» (дырка в стене). 30% из списка Fortune 100 — их клиенты.

И какая же отрасль без своего Uber? На рынке за эту роль взялся шведский InexOne. Заказчикам он предоставляет бесплатный облачный сервис — Expert Management System, в котором можно организовать работу с различными экспертными сообществами в одном общем интерфейсе: создать заявку на консультацию, подобрать под неё экспертов из разных экспертных сообществ, вести с ними прямую коммуникацию, контролировать оплату счетов от разных экспертных сообществ.

Для экспертных сообществ этот облачный сервис также бесплатен, но за статус Approved Network, который позволит привлекать новые заявки от клиентов, придётся платить.

0
1 комментарий
Джамал Гео

Большенство этих сервисов не практичны, а алгоритм не удобен для *пользователя* (в дальнейшем задающего вопрос).
Конечно, для эксперта удобно получать плату за вопросы разного плана, сложности, уровня (любых критериев).

У *пользователя* нет возможности задать пару наводящих вопросов перед основным (платным) или разбить стоимость.

При этом большинство сервисов не учитывают, что количество потраченного времени будет варьироваться. Будет ли у настроение желание давать более развернутый ответ.

Качество ответов тоже слабо контролируется.

Нашего ресурса в списке нет, а жаль)

Мы решили вопрос по другому.

Возможно, Вам будет интересно goask.club

С удовольствием отвечу на конструктивную критику тут в комментриях!

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда