WeChat для лаоваев

Как WeChat-приложение помогает «Додо Пицце» в Китае.

«Додо Пицца» в Ханчжоу по адресу 杭州大厦501城市广场店 

Привет! Недавно мы в «Додо» открыли пиццерию в городе Ханчжоу в Китае. Для нашей сети эта пиццерия стала новым форматом: мы используем другое тесто, много необычных ингредиентов, из которых получается очень вкусная пицца.

Все операционные процессы на кухне максимально оптимизированы. 80% ингредиентов поступает в пиццерию уже подготовленными, а само приготовление занимает буквально минуты. Пиццерия находится в людном месте, там нет кассиров, все заказы принимаются с помощью WeChat.

Имея единственный источник для заказов, мы были обязаны сделать его максимально понятным для китайцев. Вот как это вышло.

WeChat в Китае

Ключевое слово для понимания Китая — это слово «разнообразие». Магазины переполнены товарами, в любом городе — десятки тысяч мест, где можно поесть. На экране смартфона обычного китайца находится сотня-другая приложений, привлечь внимание клиента очень сложно.

Есть одно исключение из этого правила — социальные сети. В Китае их тоже несколько десятков, но самая крупная — это WeChat, который является не только социальной сетью, но также:

  1. Работает как дейтинг-сервис.
  2. Позволяет бизнесу контактировать с клиентами через официальные аккаунты.
  3. Является одной из основных платёжных систем в Китае. Приходите на рынок за бататом, оплачиваете с помощью WeChat Pay.
  4. Работает как маркетплейс, позволяет создавать внутри себя полноценные веб-приложения.

WeChat настолько распространен в Китае, что некоторые бренды работают только через него.

Мы решили воспользоваться всеми преимуществами платформы и, вместо того чтобы поднимать в Китае обычные iOS- или Android-приложения, решили сделать единственным источником заказа WeChat.

Как это работает: клиент сканирует QR-код с помощью WeChat, и у него прямо там открывается наше приложение (мини-программа, если пользоваться терминологией WeChat).

Вот здесь мы вешаем QR-коды нашего приложения примерно за час до открытия пиццерии

Запуск WeChat mini program

Разработка в WeChat ведётся на собственном фреймворке WeChat framework (немного похож на vue js) и сейчас стала довольно дружелюбной.

Ещё два года назад документация встречала фразой на китайском: «Здесь всё очень сложно, а если вы начинающий разработчик, то ещё сложнее». Но недавно случилось крупное обновление, и теперь вся документация понятна и доступна на английском.

При разработке мы столкнулись с двумя проблемами: местным дизайном и бюрократией.

Местный дизайн

Мы совсем не понимали китайский дизайн. Из России было сложно оценить, как люди взаимодействуют с WeChat, половина мини-программ и сервисов просто не работала. Решили ехать исследовать рынок.

Исследование дало нам хорошую почву для размышлений — я был удивлен, что можно спокойно прожить десять дней, расплачиваясь только WeChat и AliPay. Причём заплатить можно было за что угодно: купить продукты, проехать на метро, арендовать велосипед, поесть лапши.

Китайские интерфейсы не получится генерировать синтетически, ими действительно надо пользоваться, прежде чем создавать решения — там есть и логика и красота, хоть на первый взгляд все кажется хаотичным.

Китайская бюрократия

Нужно вспомнить, что в Китае весь интернет контролируется правительством, домен регистрируется на конкретного представителя компании — он выступает ответчиком в случае правовых проблем.

Для того чтобы начать продавать пиццу через WeChat, нам пришлось сделать следующее:

  1. Купить домен в зоне .cn (естественно, от имени компании, действующей на территории Китая).
  2. Заполнить заявление на получение сертификата ICP.
  3. Отправить это заявление в специальную организацию.
  4. Дождаться рассмотрения заявки и внести исправления, если будет нужно (мы вносили трижды).
  5. Получить на почту специальный PDF-файл, содержащий плакат два на два метра с информацией о компании.
  6. Распечатать этот плакат и сфотографироваться на его фоне.
  7. Отправить фотографию.
  8. Дождаться получения номера ICP.
  9. Получить лицензию PWF (там всё сильно проще).
  10. Разместить ICP и PWF на своём сайте (я уже говорил, что лицензия выдается на определённый список IP-адресов и на лету добавлять их нельзя?).
  11. Получить food business license.
  12. Начать продавать пиццу через WeChat.

К счастью, вся эта процедура довольно дешёвая — на всё у нас ушло чуть больше 6000 рублей и целая куча потраченного времени.

Весь процесс занял около трёх месяцев (во второй раз для другого домена, с учётом опыта, было уже сильно быстрее) и был бы невозможен без знания китайского. А у нас разработчик на китайском говорил, повезло.

Кроме бюрократии, всё остальное оказалось сравнительно простым — WeChat даёт довольно гибкий инструментарий, приложение не раз довольно легко меняли почти с нуля.

Открытие пиццерии

Первый же день работы пиццерии показал, что мы в целом сделали правильно: люди приходили, сканировали QR код, заказывали через приложение. Понятно, что впереди — баги и фичи, но теперь всё это нужно анализировать. К счастью, здесь у WeChat тоже всё довольно неплохо.

Аналитика WeChat

Получать данные из своего приложения можно через:

  • внутреннюю систему WeChat;
  • интегрировать свою собственную платформу аналитики по API;
  • использовать готовое решение.

Делать своё решение нецелесообразно, поэтому выбор был между собственной аналитикой WeChat и другими готовыми сервисами.

На рынке Китая я нашёл с десяток сторонних систем разной степени гибкости. Моими фаворитами были:

  1. Hotapp. Не подошли, потому что ни в каком виде не трекали офлайн-события, а у нас часть событий случается без запросов на сервер, прямо на клиенте.
  2. Google Analytics. Тут всё в целом понятно, но есть нюанс — с Google-сервисами в Китае всё очень плохо. Отложили до запуска в поднебесной Dragonfly.
  3. TalkingData. В целом умеет всё, что нужно для отслеживания, но больше заточен под игры и проекты с серьёзным маркетингом. Наша же модель в целом должна по плану выживать без солидных маркетинговых вложений.
  4. Aladdin. Выглядит как тот инструмент, который мы начнём использовать, когда в Китае будет десять пиццерий нового формата.

Про китайские системы аналитики можно сказать ещё две вещи:

  • их сильно проще найти через местные поисковики;
  • практически ни в одной нет перевода на английский (если же и есть, то выполнен он с тем же качеством, которое даст обычный переводчик в браузере).

Все решения на старте казались плюс-минус одинаковыми, поэтому мы решили остановится на стандартной аналитике WeChat. На самом деле интерфейс в целом понятен даже без знания китайского.

Кроме того, вы можете:

  • настраивать кастомные события;
  • получать данные по значимым показателям: заходы, конверсии, клиентские атрибуты (пол, возраст, геоданные, информация о телефоне);
  • отслеживать транзакции;
  • отслеживать источники;
  • проводить когортный анализ;
  • получать уведомления об ошибках на клиентах, при этом можно конфигурировать, какие именно ошибки кто будет получать;
  • связываться с клиентами, у которых в приложении что-то пошло не так;
  • трекать производительность.

Аналитика ещё многое умеет, я пока писал этот материал, уже нашел для себя новое.

Что действительно усложняет жизнь — всё на китайском, подбор англоязычных альтернатив снова становится актуальным.

Тем не менее, по ощущениям, вся функциональность, которая нужна маленькому бизнесу в Китае (а здесь именно тот рынок, где лучше двигаться маленькими шагами), есть в WeChat-аналитике.

Можно легко её использовать, обвесив кастомными событиями, и постепенно подбирать альтернативу, которая больше будет соответствовать ожиданиям бизнеса. Сильно помогает то, что китайцы неплохо относятся к передаче своих данных — без проблем отдают номер телефона, например.

Какую бы систему вы ни выбрали, главный вопрос останется у всех одним: «Как всё же завоевать китайского пользователя?» Думаю, в следующий раз я смогу больше рассказать о том, что мы узнали о китайцах за время работы пиццерии.

0
32 комментария
Написать комментарий...
Сергей Стерх

На самом деле открывать в Китае что-то подобное и не добавлять оплату через WeChat - глупо.
Там большинство людей пластиковые карточки не использует, все через WeChat/AliPay.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Strekalovsky

В недавнем видео Ильи Варламова (https://www.youtube.com/watch?v=GD_XIiRAu9o) его друг из Китая сказал, что ДоДо закрыли свои пиццерии в Китае. Это не так?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кармановский

Вроде так, закрыли пиццерию семейного формата в Ханчжоу, открыли там же пиццерию нового формата. В Яньтае вторая пиццерия семейного формата должна работать и сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Griazev
Автор

Всё верно - закрыли пиццерию существующего формата, открыли - нового

Ответить
Развернуть ветку
Avgust Romero

Можно ли подобный кейс применить, используя WatsUp?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Хоменко

Воцап даже не близко по функционалу вичата. Представь себе вичат как дикую смесь воцапа и яндекс сервисов в 1 приложении.

Ответить
Развернуть ветку
Avgust Romero

Почему ватсап не двигается в этом направлении?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Хоменко

Видимо решили не городить огород и оставить воцап программой для общения, не подаваться во всякие авантюры с оплатами через qr(это ещё рекламировать надо) и магазинами прямо в приложении. Опять же им владеет фейсбук, который крайне неповоротлив(вы видели интерфейс фейсбука? Это же тихий ужас после вк) и сейчас у них основная задача это интеграция мессенджера и воцапа. Как мне кажется, шансы сделать УЛЬТИМАТИВНОЕ приложение есть у яндекса, сервисов до фига(такси, еда, каршеринг, маркетплейс) , Яндекс.Деньги есть для оплаты, добавить чатик для смишнявок и продукт готов. На словах это конечно легко. =)

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Malyshev

Потому что WeChat с недавних пор в симбиозе с Китайским правительством, аналогично Сберяндекс - с Российским. А с кем подобные темы мутить международному ватсапу? В консервативной Европе вряд ли прокатит - слишком сильна культура карт и много возрастного населения, в США - непонятно кто страной управляет, сегодня с трампомэнами договоришься, а завтра демократы победят и все с нуля начнут перестраивать.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мардс

потому что в западных компаниях каждый чих делает отдельная команда, где люди хотят денег и повышения...

Поэтому и у Гугла столько этих чатов.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Richard Daniel

я думал фишки менталитета и нестандарт продаж какой расскажут, а тут пару слов о софте...эхх

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Griazev
Автор

Я могу вам про одну фишку рассказать, которая лично мне показалось удивительной: китайцы(по крайней мере в Ханчжоу и Шанхае) хорошо воспринимают очереди. Если продукт хорош - они готовы стоять в очереди сколько угодно долго. Отсюда возникает интересное следствие. Если у заведения очередь - значит НАВЕРНОЕ там вкусно готовят. Это создавало забавные ситуации - например, мы перемещались в первый приезд по Китаю впятером, т.е. создавали очередь в любом месте, где появлялись. Стоило нам зайди в какое-то место, как за нами сразу начинали пристраиваться любопытные китайцы -пять человек стоит ,не просто так, наверное.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Кондрашов

"WeChat для лаоваев" - не совсем корректный заголовок. Дело в том, что если вы заказы принимаете только через WeChat, то иностранные туристы там заказать ничего не смогут. Потому что счета в WeChat сейчас блокируют в Китае, если нет местного банковского счёта (а значит нет местной АйДи или разрешения на работу). Пользоваться могут только те Лаоваи, которые уже имеют кошельки и имеют местный счёт.
Я вот не смогу. Как не смог 2 месяца назад попасть в коворкинги WeWork в Шанхае по этой же причине. Они принимают оплату исключительно через WeChat, а мне его заблокировали.

Так что WeChat он для он не для Лаоваев, он для китайцев :)

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Griazev
Автор

Там всё интересней - до недавнего времени (мая этого года) можно было к вичату привязывать к вичату сторонние карты mastercard - поэтому нам, получилось им попользоваться. А сейчас - да, уже надо юнионпей зарегистрированный в Китае. Но ГОВОРЯТ туристическую карту получить не так сложно - прямо в любом банке делается, занимает около дня и немного денег. Лично не пробовал, потому что с прошлой поездки на вичате оставались юани, которыми мог успешно пользоваться. Пополнять уже не мог - а пользоваться мог.
А заголовок скорее в контексте - как лаоваи с вичатом боролись)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Кондрашов

Месяц провёл в Китае в марте, карту сделать НИКАК не получилось, обошёл 4 банка. То же самое подтверждали в чатах. Никакой туристической карты нет в помине, требуют с ходу рабочую визу.
Карты перестали работать ещё год назад (привязать можно, закинуть деньги на кошелек нельзя).

А ещё писали в чате ребята, что блокируют счета Вичата, если не привязана карта. Но пока это не у всех, а выборочно.

Про заголовок сообразил уже после коммента, ага :)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Вундермахер

10 месяцев провел в Китае, сделал карту за 35 минут в Industrial and Commercial Bank of China, в 2013 году правда

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Кондрашов

Тогда мы все карточки делали ) Попробуйте это в 2019 г.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Козунов

Места нужно знать. Если бы обошли 15 разных банков, то скорее всего счет бы вам все таки где-то открыли (обычно пишут нужно сделать 10-15 попыток). Мне повезло, на 5 банке счет открыли.

Ответить
Развернуть ветку
Ioanne

Интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Shendryk

Добрый день! Подскажите пожалуйста по 11 шагу! Как вы получали food business license? Я знаю что там несколько видов лицензий, интересует сам процесс и в какую гос. службу обращаться

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Griazev
Автор

Нужно обратиться в региональное представительство министерства, отвечающего за оборот еды и лекарств (provincial-level FDA) и подать заявление в зависимости от своего типа бизнеса. Для разных типов предприятий (магазины, рестораны, торговля готовой едой, производство еды без продажи и тд) лицензии подаются разные. Тут надо еще не забыть сказать, что после прохождения лицензии нужно а) вывесить информацию об успешном прохождении в самом заведении б) в течение первого месяца придет инспеция, которая оценит "рейтинг безопасности и чистоты" заведения, результат которого тоже надо будет вывесить в отркытом доступе.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Shendryk

Я так понял вы получали своего рода WFOE, да? Я живу и работаю в Китае в крупной IT фирме, и пробовал сделать эти wechat miniprograms, но без бизнес лицензии это никак, либо китаец нужен с их айди. Знаю что с 2016 года деньги на счету кит. банка не нужно показывать для получения бизнес лицензии, но вроде нужно открывать локальный офис. вы так делали? Знаю что там есть тип лицензии Information Technology, как раз такой меня интересует. На всех ресурсах, что я видел пишут по разному, а китайцы в ступоре,  когда к ним по бизнес лицензии вопросы задаешь, хоть я и говорю на китайском. Можете более детально рассказать этот процесс или человека или ресурс где вы это нашли. Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Griazev
Автор

Мы открыли локальный офис в WeWork. Про само лицензирование - там в два слова не объяснить. Мы сейчас собираем в одну кучу информацию по тому, как получали все лицензии (потому что двигались на ощуп и многое делали не так, инфы нет совсем - вы правильно говорите). Как соберем гайд - опубликуем всё.
Тем не менее разрабатывать мини программу без лицензии можно - публиковать нельзя. Мы лицензию получали параллельно с разработкой.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Shendryk

Это было б здорово, если опубликуете такой guide. Успехов в бизнесе.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Griazev
Автор

Обязательно опубликуем, спасибо, и вам.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Klimov

ДА мы в апреле на кассе в одном маленьком кит городке зависли т к наши карточки на принимали. Но старый добрый НАЛ....

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Griazev
Автор

Там никогда нельзя точно угадать - бывает в маленькой кафешке принимают все способы оплаты вплоть до Apple Pay, а бывает - в довольно большом ресторане оплата только с помощью AliPay. Китай ¯\_(ツ)_/¯

Ответить
Развернуть ветку
Serge Tikhonenko

"На экране смартфона обычного китайца находится сотня-другая приложений"
И смартфон не виснет?

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Я разложу на ноутбуке на рабочий стол ярлыки к 100 приложениям. Будем ноутбук виснуть?

Ответить
Развернуть ветку
Richard Daniel

поэтому в китайцах по 6г оперативки

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Griazev
Автор

Не виснет. Тут надо опять про разнообразие вспомнить: 5 платежных систем, 5-10 социальных сетей, 10 приложений про транспорт. Вот уже 25 набралось, а мы еще не подошли к играм, приложениям-обучалкам(китайцы любят учиться в телефоне), сервисным и тд

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Aleksandr Iurlov

Здорово! У меня тоже есть опыт в создании Вичат мини приложения. Навзывается Guangzhou Places - моно найти в поиске в Wechat. Разработка заняла около 1 месяца

Ответить
Развернуть ветку
29 комментариев
Раскрывать всегда