Постбраузерная эпоха Статьи редакции

Почему поддержка iPad-приложений на Mac может изменить то, как мы работаем за компьютером и планшетом — колонка менеджера по продукту vc.ru.

Приложения победили браузер на смартфоне

Если верить книге журналиста Брайана Мерчанда об истории создания iPhone, в компании было два отдела, которые параллельно работали над прототипами будущего смартфона.

Отдел, который хотел собрать телефон на базе популярного в те времена iPod, предлагал использовать Linux. Вторая команда сосредоточилась на адаптации OS X (старое название macOS) под работу с сенсорным экраном.

Победила команда OS X, которая предложила более гибкое и масштабируемое решение: в iPhone использовали то же ядро, что и в настольной операционной системе, которое позволяло довольно быстро переносить компьютерные приложения на смартфон.

Одним из ключевых преимуществ первого «iPhone, работающего на OS X» стал браузер, который, по словам Джобса, не уступал десктопному. Он загружал полноэкранные (а других и не было) версии страниц, поддерживал несколько вкладок, историю посещений и жесты.

Что ещё важнее, полноценный браузер давал возможность работать на смартфоне так же, как и на компьютере: читать новости, заказывать одежду в интернет-магазине, проверять ленты в соцсетях. Всё через единую точку входа.

Вместе с браузером и ядром настольной системы Apple попыталась перенести и десктопные сценарии работы. Например, вместо приложений предлагала разработчикам выпускать специальные веб-версии страниц, которые можно сохранять как иконки на рабочем столе — аналог ярлыков в OS X, ведущих на конкретные страницы в Safari.

Внутри iPhone находится полноценный движок Safari. Вы можете создавать удивительные приложения для Web 2.0 и Ajax, которые выглядят точно так же, как приложения на iPhone. И эти приложения могут прекрасно интегрироваться с сервисами iPhone. Они могут сделать звонок, отправить электронное письмо, найти местоположение в Google Maps.

И угадайте что? Вам не нужен SDK! У вас есть всё, что нужно, для того, чтобы уже сегодня создавать потрясающие приложения, используя самые современные веб-стандарты.

Стив Джобс, цитата из презентации первого iPhone
Кадр из презентации первого iPhone

Довольно скоро стало очевидно, что простой перенос десктопных сценариев на мобильные платформы не сработает. Использовать Safari для любых целей на маленьком экране неудобно, медленно и сложно.

Не помогали и веб-приложения: они полностью зависели от качества интернет-соединения, не отличались отзывчивым интерфейсом и не могли хранить информацию на устройстве.

Решением проблемы стал запуск App Store и концепция «для решения определённой задачи есть определённое приложение». Это изменило не только сценарии использования смартфонов, но и рынок приложений для мобильных устройств.

Каждый сервис стремился стать монополистом одной функции, разрабатывая нативные и быстрые приложения для iPhone.

Если раньше для любой задачи нужно было открыть браузер и ввести адрес сайта, то теперь можно сразу открыть одноимённое приложение. Работа в iPhone превратилась в беспрерывное переключение между приложениями.

Нативные приложения победили в удобстве веб-версии сайтов. Появились сценарии, в которых браузер вовсе не участвует: переход по ссылке на видео в Telegram сразу открывает его в приложении YouTube, ссылка на новость в соцсети открывает приложение издания (если, конечно, оно есть) и так далее.

Сейчас роль браузера в мобильной операционной системе заметно ослабла. Не у всех пользователей он попадает даже в пятёрку наиболее часто используемых инструментов на смартфоне. На мобильных платформах наступает постбраузерная эра.

Браузер побеждает приложения на компьютере

Что происходило в это время с macOS? Операционная система продолжала жить в концепции «для всего есть браузер». Поэтому львиную долю времени работы за компьютером пользователи по-прежнему проводят именно в нём.

Установка нового приложения на компьютере скорее редкость, чем популярный сценарий. И запуск магазина App Store на macOS не сильно изменил ситуацию.

У приложений для компьютера сложился имидж инструментов, нужных либо для решения сложных задач, либо для того, что приходится постоянно держать в фоне, — мессенджера, почты.

Поэтому сторонние сервисы и компании особенно не стремились выпускать приложения для macOS. Спрос на них был неоднозначным даже с учётом понятного списка продуктовых преимуществ, сформированного мобильными платформами, — быстрый доступ, высокая скорость работы, вовлечённость пользователей, наличие уведомлений.

Впрочем, универсальное решение есть. Можно выпустить единое приложение, которое может сразу работать на мобильных и десктопных платформах. Практически об этом же способе разработки говорил Джобс на презентации первого iPhone, предлагая создавать приложения «для Web 2.0 и Ajax».

Например, можно использовать Electron. Кросс-платформенный фреймворк позволяет создавать приложения при помощи веб-технологии, — проще говоря, упаковывать веб-версии сервисов в отдельные продукты. На Electron работают Atom, Slack и даже Skype.

Плюсов много: быстрая разработка, единая команда программистов, одновременная поддержка сразу всех платформ — от Android до macOS. Такое кросс-платформенное приложение минимизирует потери бизнеса от того, что на одной из платформ приложение менее востребовано, чем на другой.

Правда, во всём этом списке достоинств есть один существенный недостаток: проблемы с оптимизацией. Для каждого приложения в Electron запускается свой отдельный браузерный движок Chromium, не отличающийся экономным расходованием ресурсов компьютера. Два-три одновременно открытых Electron-приложения могут довольно быстро «съесть» оперативную память устройства.

Проблем с эффективностью использования ресурсов компьютера не возникает у нативных приложений для macOS, которые оптимизированы для работы в операционной системе Apple. Они быстрые и лёгкие, однако для их создания придётся нанимать отдельный штат разработчиков, что зачастую слишком дорого для бизнеса.

Сделать как в iOS, только на Mac

Apple предлагает свой вариант решения проблемы. На WWDC 2019 компания анонсировала Project Catalyst — возможность быстрого переноса iPad-версии приложении на Mac. Достаточно поставить галочку в Xcode, настроить строку меню и адаптировать экраны, чтобы на выходе получить готовое macOS-приложение.

Таким образом Apple преследует три цели:

  1. Компания действительно упрощает процесс разработки приложений для своей экосистемы. iPhone, iPad и Mac-приложения смогут работать на общем коде в единой среде разработки — и, что важно, с одной командой разработчиков.
  2. Apple хочет спровоцировать бум приложений на macOS. Например, если у разработчика уже есть iPad-приложение, то он может быстро выпустить ещё и приложение для Mac. Разработка займёт пару дней.
  3. Компания хочет спровоцировать бум приложений для iPad. Если раньше разработчик мог опасаться выпускать планшетную версию, предпочитая ограничиваться лишь iPhone-приложением, то теперь у него появляется дополнительная мотивация. Он может выпустить один продукт сразу для двух платформ, причём для каждой из них установить разные ценовые политики.

На мой взгляд, от этой затеи Apple изменится восприятие iPad и работы на компьютере.

Постбраузерная эра

Apple уже несколько лет создаёт из iPad полноценную альтернативу компьютера и стремится превратить его в главное устройство посткомпьютерной эры.

Всё, что для этого требуется, — сделать так, чтобы у пользователя, который выбирает в магазине устройство для повседневных задач, не оставалось весомых доводов в пользу покупки компьютера. То есть нужно сделать iPad — устройство, созданное на базе iPhone, — как можно более похожим на Mac по функциональности.

Apple уже решает эту задачу с точки зрения операционной системы. Компания постепенно переносит ключевые десктопные сценарии работы на планшет.

В последних версиях ОС на iPad появились быстрые сочетания клавиш, поддержка нескольких окон, проводник файлов, скачивание документов в Safari, подключение внешних накопителей.

Однако при этом не решалась другая важная проблема — планшету не хватало приложений, которые по функциональности как минимум не уступают полноценным веб-версиям сервисов и как максимум могут сравниться с производительностью немногочисленных, но весьма удобных приложений для macOS.

Зачастую текущие iPad-приложения больше похожи на перевёрстанные приложения для iPhone. Что вполне логично: разработчики часто создавали их на базе смартфон-версий — с ограничениями маленьких экранов, без учёта преимуществ физической клавиатуры и одновременной работы с несколькими приложениями.

Приложение TripCase для iPad

Поддержка iPad-приложений на Mac должна поменять этот цикл разработки. iPad отдаляется от iPhone и становится ближе к Mac. Поэтому приложения для iPad и Mac теперь должны разрабатываться одновременно и совсем не на основе iPhone.

Разработчикам придётся создавать приложения, которые будут одновременно обладать преимуществами планшетной платформы и решать задачи десктопного уровня. В противном случае у пользователя просто не будет мотивации открывать приложение вместо браузера.

На iPhone приложения конкурировали в удобстве с неадаптированными под экран сайтами. На Mac им придётся конкурировать с полнофункциональными веб-версиями сервисов, а на iPad — c десктопными приложениями.

Успех инициативы Apple будет зависеть от того, как много разработчиков смогут выпустить качественные и полноценные приложения для iPad и Mac.

iPad-приложение Jira, портированное на Mac

Например, это получилось у команды Jira. Их приложение для iPad удобнее и быстрее веб-версии сервиса. Зачастую я предпочитаю создать задачу на планшете, чем открывать медленную веб-версию сервиса на компьютере. Поэтому перенос такого приложения на Mac положительно скажется на моих сценариях работы.

Чем больше подобных приложений будет, тем быстрее мы почувствуем изменения. Браузер уйдёт на второй план, работа на компьютере превратится в постоянное переключение между приложениями, а iPad сможет решать все повседневные задачи, из-за которых раньше приходилось использовать компьютер.

0
86 комментариев
Написать комментарий...
FooWarrior

iPad не стал по настоящему массовым продуктом. Есть смартфоны, есть десктопы и есть маленький хвостик планшетов. Почти никто не делает отдельных приложений для iPad, как максимум адаптируют мобильные версии.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail

За 4 квартал 2018 года apple продали 14.5 млн айпадов. Если это "маленький хвостик", то какого размера само животное?

Ответить
Развернуть ветку
Жаналинов Ильяс

Удобная штука залипать дома, вытаскиваю на встречи только. Есть подозрение, что 98% дома и юзают.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail

Не важно где они используют. По факту планшеты вытесняют домашний ПК. То есть продолжать разрабатывать для десктопа - вот где маргинальство

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Пока вы не создаёте контент - да.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail

Какой контент? Тексты так же пишутся на планшетах, рисование на планшете в разу продуктивнее, для видео нужно специфичное оборудование и софт.

Ответить
Развернуть ветку
Mika

Контент создают на планшетах, только если под рукой нет ноутбука или декстопа. Я так понимаю что вы так бодро рассуждаете потому-что создавать его не вам.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail

Это ваше мнение или оно имеет какое-то подтверждение?

Ответить
Развернуть ветку
Mika

Ну судя по тому что пишут здесь в комментариях мнение это не только мое.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail

Комментарии на вц - это очень "объективно" и совпадает с "реалями" рынка.

Просто для справки: тут в комментариях пишут, что планшеты не нужны и никакого дохода дать не могут. Но apple продолжает продавать 15млн устройств за квартал. А на pro-шки, например, пересели многие из моих знакомых художников, потому что удобнее валкома.

Ответить
Развернуть ветку
Mika

Может и совпадает, если корреляцию делать корректно. Мне вам принести исследование о том что на планшетах делается меньше контента, чем на десктопах? Раз уж мы за data driven, то покажите сперва данные на тему где там рисование продуктивнее. И заодно где больше текстов пишется.

Ответить
Развернуть ветку
83 комментария
Раскрывать всегда