«Яндекс» закрыл «Толк» — сервис, который должен был заставить интернет «перестать глупеть»

«Толк» позволял профессионалам в своём деле публиковать статьи на различные темы. Чтобы стать автором, нужно было пройти отбор. Например, предоставить свои уже существующие статьи или документы, которые подтверждают, что вы — профессионал. Сервис находился в бета-тестировании, поэтому авторов было мало и он остался неизвестным.

Как сервис должен был заставить интернет «перестать глупеть»

Статьи должны быть глубокими, погружать читателя в тему основательно. Прототип сервиса — «Хабр». Но он создан для одной тематики — технологии. «Толк» должен был раскрыть все возможные тематики — не только технологии.

Зачем «Яндекс» его придумал

«Толк» должен был как-то влиять на поиск, повышать его качество, проверять информацию и, вероятно, статьи из «Толка» должны были показываться в виде быстрых ответов, а также читаться «Алисой». Но это всё было бы только тогда, когда сервис вышел бы из бета-тестирования.

Интересно, что в реальности статьи показывались в виде турбо-страниц.

Почему закрылся

В работе сервиса было несколько противоречий:

  • Монетизация. Монетизация к сервису так и не была подключена. А если бы подключили? Вероятно, давали бы деньги по известной системе — оплата кликов на рекламу. Но тогда авторы боролись бы за просмотры и, вероятно, начали бы писать часто и поверхностно. А это противоречит концепции сервиса.
  • Поиск авторов. В «Яндекс.Знатоки» настойчиво приглашали блогеров с YouTube. Это было просто. А как позвать настоящих профессионалов, которые ещё глубже погружены в тему? Да и им явно выгоднее завести блог на «Дзене» или YouTube, чем экспериментировать с «Толком» — непонятным для них сервисом.

Что мог сделать сервис, если бы нашли авторов и уникальную систему монетизации

  • Проверять достоверность в «Дзене», «Знатоках», «Ауре», «Районе». В «Яндекс.Дзене» можно жаловаться на недостоверность информации. Но такой информации там очень много — система не может её качественно выявлять и блокировать. Чтобы решить проблему, можно было бы использовать нейросеть, которая сверяла факты из «Дзена» и «Толка». То же самое можно было бы реализовать в «Знатоках». Например, просить пользователя перед публикацией ответа перепроверить факты, которые система посчитала подозрительными, и повышать доверие к ответам, в которых противоречий не было найдено. Это и в «Ауре», и «Районе» можно использовать. Известно, что в социальных сетях (а «Аура» и «Район» — это почти социальные сети) часто распространяется недостоверная информация.
  • Создавать комфортную площадку для экспертов, желающих поделиться знаниями.
  • Помогать поиску отвыкать от «Википедии». Можно использовать авторов «Толка» для создания электронной энциклопедии с более достоверной информацией, чем в «Википедии» и блогах.
Пользователи верили в «Толк» и думали, что за ним будущее

Как видите, достаточно было решить несколько противоречий — и сервис можно было бы выпускать из бета-тестирования, но появилось это:

Предположительно, такое сообщение появилось 12 июля 2019 года yandex.ru/talk
Первая информация о закрытии
Часть выдачи «Яндекса» по запросу «Яндекс.Толк». Как видите, там ссылка на сам сервис и вопрос про него в «Яндекс.Знатоках»

Авторам предложили перевести свои статьи в «Дзен» и «Знатоки». Но для успеха в «Дзене» нужны другие статьи. «Дзен» — развлекательный сервис, «Толк» — познавательный. «Знатоки» тоже познавательный, но это сервис вопросов и ответов, а не «возможность рассказать и быть услышанным».

Заключение

Даже если предположить, что интернет действительно отупевает, то «Яндекс.Толк» не спас бы его. Интернет должен быть прежде всего средством связи и хранилищем информации. Часто кажется, что сейчас интернет — прежде всего бизнес-площадка, а не средство связи и хранилище общедоступной информации.

Я, например, веду группу во «ВКонтакте» под названием «ИПМОБИТ» (интересные и полезные материалы об информационных технологиях). Стараюсь публиковать полезно-познавательное, а не развлекательно-познавательное.

Именно потребление полезно-познавательного, глубокого контента спасёт интернет от нашествия коротких постов и картинок с подписями. Пока людям нравится поверхностное, в сервисы с хорошим, проработанных контентом (например, «Хабр», vc.ru) или группы с подборками таких материалов (например, «ИПМОБИТ») заходить много людей не будет.

«Яндекс.Толк» был хорошей идеей, но жалеть о его закрытии, я думаю, всё же не стоит.

Жалеете о закрытии «Толка»?
Да, это была хорошая идея.
Идея хорошая, но переживать не стоит.
Затрудняюсь ответить.
Я радуюсь закрытию этого сервиса.
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
23 комментария
Написать комментарий...
Roman

Яндекс превращается в Гугл, когда о сервисе узнаешь в момент его закрытия

Ответить
Развернуть ветку
Иван Алёшин
Автор

В Яндексе есть система внутренних стартапов. Например, Дзен, Аура и Толк сначала были внутренними стартапами. У разработчиков появляется идея для нового сервиса - они идут к руководству компании. Если им понравиться, они выделяют деньги и право нанимать сотрудников. Вот Толк был хорошей идеей, которую чудом пропустили, а примерно спустя год закрыли. Мне известно, что Толк начал работу минимум в сентябре 2018. Точной даты нет по той же причине, что и незнание многих об этом сервисе - Толк открыли по-тихому. О нём узнать можно было только случайно. Я, например, искал что-то про Толоку, и одна из подсказок запроса была "Яндекс Толк" (Я начинал набирать "Яндекс. Толока").

Ответить
Развернуть ветку
Александр Беликов

Самое интересное, что лично я узнал о нём методом "тыка" по клавиатуре. Зачем-то набрал в адресной строке "yandex.ru/talk";, надеясь найти какого-нибудь чат-бота😅

Ответить
Развернуть ветку
Трейдер мамкин

Теперь стало понятно почему в такси такая большая комиссия

Ответить
Развернуть ветку
Иван Алёшин
Автор

Я Яндекс.Такси не пользуюсь.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Алёшин
Автор

Про внутренние стартапы в Яндексе (как появился Толк): https://www.forbes.ru/milliardery/362021-yandekseksperimenty-kak-poiskovik-prevratilsya-v-ekosistemu-i-chto-eto-takoe

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Morozov

Поисковик Гугл на порядок удобнее чем Яндекс, в Яндексе уже не знают что еще себе захапать чтобы денег поиметь - чего Гуглу для этого не требуется повторять шаги за Яндексом. Нормально делай нормально будет но в Яндексе думают только о себе БЛЯТЬ.

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Sobchenko

да чтоб попасть в выдачу яндекса нужно заплатить) или я.директу или сео-оптимизаторам. А гугл показывает в выдаче просто так, если ты релевантен запросу.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Болдырев

в яндексе очень хотели, чтобы из интернета вышел толк; толк вышел, бестолочь осталась

Ответить
Развернуть ветку
Иван Алёшин
Автор

Ничего они не хотели. Это был просто эксперимент, который они признали неудачным.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Simonov

Умные в интернете... оказалось не выгодно!

Ответить
Развернуть ветку
Иван Алёшин
Автор

Это был просто эксперимент. Но это неприбыльно. Про эксперименты в Яндексе:

Ответить
Развернуть ветку
Artyom Konakov

Могли бы просто двач купить

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Simonov

Наконец то, зачем я приходил на VC долгие 4 года. Можно удалять аккаунт

Ответить
Развернуть ветку
FTOH

Усманов все наперед просчитал, и двач сейчас принадлежит MailRu

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Zhikh

И что толку?

Ответить
Развернуть ветку
Иван Алёшин
Автор

Интересно, что авторов там называли "Толковый автор"

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Pozhilov

никакого толку

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Mirchev
Интернет должен быть...

Интернет вам ничего не должен. Это стихийная система, как рынок, которая идут туда, куда ведет толпа и принципы общества.
А общетво хочет зрелищь (вздрочнуть после кинца и заказать пиццу). Все остальное - ваши личные переживания.

Ответить
Развернуть ветку
Nick Sugar

Очередной гениальный сервис, который яндекс придумал сам, а не украл.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Родион Ивчинский

Дзен использовать без толку

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

дзен сильно раздражает в последнее время из-за слезливых рассказов любителей пожаловаться на жизнь

Ответить
Развернуть ветку
Цой жив
Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Раскрывать всегда