«Проблеметр» — шаблон для оценки перспектив проекта Статьи редакции

Помогает понять, стоит ли решать проблему, которую нашёл стартап.

Таблицу для оценки потенциала идеи на американском рынке создал сооснователь платёжного сервиса Bizpayo Марк Говард на основе лекции партнёра Y Combinator Кевина Хейла.

По словам Говарда, шаблон поможет быстро оценить, насколько важна проблема, которую пытается решить стартап, и стоит ли её решать вообще. У проекта есть перспективы, если проблема удовлетворяет хотя бы одному из критериев:

  • Потенциальная аудитория, которую затрагивает проблема, превышает 1 млн человек.
  • Рынок растёт как минимум на 20% в год.
  • Решение своевременно, то есть пользователи активно пытаются решить эту проблему прямо сейчас или попытаются в ближайшем будущем.
  • Потенциальный объём рынка превышает $1 млрд (поле "Cost"). Чтобы определить объём, Говард предлагает умножить потенциальное количество пользователей проекта на стоимость решения проблемы сейчас.
  • Изменения в законах привели к тому, что проблему нужно решать сейчас (поле "Mandatory").
  • Пользователи вынуждены решать проблему довольно часто, так что будут постоянно возвращаться в сервис.

Если решаемая проблема не удовлетворяет ни одному из критериев, Говард рекомендует пересмотреть стратегию и бизнес-модель проекта.

Ссылка на шаблон. Чтобы начать с ним работать, создайте копию на своём «Диске» («Файл» — «Создать копию»)

Сооснователь Bizpayo замечает, что это только первая версия шаблона, и он планирует дорабатывать и улучшать его на основе обратной связи от предпринимателей.

0
23 комментария
Написать комментарий...
Vlad Vlad

примитивненько

Ответить
Развернуть ветку
Иван Драго

90% стартапов не делают даже такой оценки и потом очень удивляются, получая отказ от акселераторов и инвесторов.
"Ну как же так, мы же 2 года впахивали на дошираке, чтобы создать лучший маркетплейс для гитарных медиаторов!!"

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Если следовать логике всевозможных стартап-экспертов, то идея ничего не стоит, а главное - это ее реализация и, соответственно, команда, которая создает продукт. Таким образом, идеи можно вообще не проверять, поскольку плохая команда загубит даже самую лучшую идею, а хорошая команда вытянет даже самую провальную. В вашем примере - расширит ассортимент товаров и услуг и начнет вместе с медиаторами продавать гитары, гитаристов, обучение игре на гитаре онлайн и так далее, или вообще сделает пивот и переключится на смычки для скрипок или клавиши для фортепьяно.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Драго
хорошая команда вытянет даже самую провальную

Нет.
"Потенциальный рынок < 1 ярда" - до свидания.

YC и прочие акселераторы работают по верхнеуровневым показателям и "красным флагам".
Если верить, что на каждый раунд в YC подаются более 100K команд, у них физически нет ни времени, ни желания, индивидуально оценивать каждую команду.
На потоке сначала применяется фильтр по показателям, у оставшихся смотрят "красные флаги" (1 фаундер, из "плохой страны"и тп).
И только У ОСТАВШИХСЯ могут посмотреть на команду и поговорить по душам.

Ну и ли хайп, статья на TechCrunch или другая громкая новость - Now you got my attention

Выбирайте что вам ближе и не тешьте себя иллюзиями про "сильную команду".

Канонический пример, который рассказывают в самом YC - Dropbox.
Его послали на первой заявке из-за красного флага "1 фаундер".
Но потом увидели хайп и милостиво снизошли.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Буркацкий

а где про все эти красные флаги узнать?

Ответить
Развернуть ветку
Иван Драго

Про флаги в явном виде, разумеется, не рассказывают.
Но если посмотреть и послушать партнеров YC -
1. Нужны большие истории, "единороги". "Стреляй по звездам и попадешь в Луну" - вот это все.
Если целевой рынок вашего стартапа меньше ярда - не интересно. Да, у вас может быть офигенная команда и вы смените и модель и рынок, но это уже будет пивот (и не один) и другие заявки. А вот конкретно эта - мимо.

2. В команде должно быть не менее 2 человек - "кодер" и "бизнесмен".
Основатель YC, Пол Грэм, поднял свое первое бабло на конструкторе интернет-магазинов и поэтому наличие человека, который похож на кодера и может запилить билд лично руками для них важно.
Другие пишут, что лучше 3 - "кодер", "биздев" (бегает по инвесторам и собирает бабло, это в стартапе full time job) и "продаван" (продает не ваш бизнес инвесторам, а собственно продукт стартапа клиентам).
"1 человек" - красный флаг, нужно объяснять почему один.

3. Опыт работы в "большой пятерке" - плюс ("я инженер из Google и вот мой стартап" - и пофиг что ты был не в самом гугле а в 3rd tier аутсорсере целый 1 год)

4. Наличие MVP - с голой идеей надо быть либо "почти звездой" либо лично знакомым с партнерами. Для остальных - покажи хоть какой то продукт, поговорим.
Смотрят не только на продукт но и на сам факт того что ваша команда смогла его запилить, а значит не совсем болтуны.

5. Есть области которые они знают и понимают лучше остальных и охотнее одобряют заявки по ним. А например по финтеху у них почти голяк, его они не знают и не особо понимают. Есть мнение, что для финтеха специализированные акселераторы лучше, smart money и так далее.

Продолжать можно долго, на полноценную статью, а то и две.
Но крупным помолом, думаю, понятно.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Это не мои иллюзии, а иллюзии многих инвесторов, прежде всего отечественных, с форматом оценки которых я во многом не согласен. Что касается акселераторов, тем более YC, в эффективность которых, за исключением части нетворкинга, я также не особо верю, вы правы, тут особо и дискутировать не о чем. При этом, все сказанное не отменяет примитивности информации из статьи, о чем я и написал изначально.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Драго

Да, примитивно.
Но так работает первичный фильтр, который в любом случае требуется пройти...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sofrus

Почему нельзя?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Matveev

Мб потому, что тогда этого шаблона не было ¯\_( ͡° ͜ʖ ͡°)_/¯

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Прозоров

Можно

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ничупиенко

Нужен стартап для измерения проблем при запуске других стартапов.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Миронова

мы такой делаем)))ахаха

Ответить
Развернуть ветку
Александр Зиновьев

Спасибо, мне понравилось, как сформулированы основные пункты для оценки.
и название очень прикольное))

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandryna Anishchanka

Мне кажется, хорошая табличка. Очень простая и лёгкая для восприятия начинающих стартапов. Тут же не указано, что необходимо соответствовать всем параметрам, но вообще наличие соответствия - это возможность для роста. И для презентации выглядит норм. :)
Можно было бы добавить в такую простые маркетинговые инструменты типа анализа Портера и 7P или PESTEL со SWOT - и вот вам базовый анализ проекта для инвестора/для самих себя, чтобы понять, куда двигаться дальше.

Ответить
Развернуть ветку
Volc O'Hara

Предлагаю оценить Убер. В первой итерации, конечно

И немедленно его закрыть - он половине условий не удовлетворяет

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Миронова

а есть посмотреть убер в первой итерации?

Ответить
Развернуть ветку
Volc O'Hara

Совершенно же известная вещь - апп для найма лимузинов, близко не лежит к тому, что такое Убер нынче.

TAM/SAM/SOM копеечные, роста не просматривается совершенно

Ответить
Развернуть ветку
Посторонний

Произвольная табличка выйдет, без методологии, а она не прояснена. Как, например, по ней оценить выход новой игры? Все цифры брать от всего игрового рынка, или что?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Миронова

я пересмотрела видео - табличка вообще видео не отражает, зачем такое делать не очень понятно, но мы до среды-четверга нормальный скоринг выложим

Ответить
Развернуть ветку
Jaksibek Nurtles

Spasibo Bolshoe Dasha! krutoi instrument) 

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Раскрывать всегда