Рубрика развивается при поддержке

Создание маркетплейса: шесть типовых вопросов

К нам в Bright Mobile обратился клиент и в первом же письме скинул ряд вопросов по запуску маркетплейса услуг. Причём вопросы были почти все в топе по популярности, поэтому я решил написать открытый ответ, надеюсь, помогу не только автору письма, но и другим людям, которые видят себя основателем аналога YouDo и Avito в своей сфере.

В закладки

Что волнует предпринимателей? Разделил вопросы на три подкатегории:

  1. Как взаимодействуют пользователи в системе?
  2. Какие нужны сотрудники для работы маркетплейса?
  3. Как будут проходить деньги через сервис?

Взаимодействие в маркетплейсе услуг

1. Как пользователи регистрируются в приложении?

В маркетплейсах у пользователей есть 2 роли: заказчик и исполнитель.

В маркетплейсах пользователь может быть в обеих ролях. По умолчанию — регистрируется как заказчик (по статистике YouDo, на 5 заказчиков 1 исполнитель). Для того чтобы стать исполнителем, заполняет анкету, где указывает информацию о себе, портфолио, дипломы и прочую информацию в зависимости от сферы

Для регистрации на сайте и в мобильных приложениях используется привязка к номеру телефона. Далее он выступает как идентификатор пользователя.

В этом году вижу интересную тенденцию. Если ранее подобные проекты делали, как полнофункциональные сайт и приложения для обеих ролей, то сейчас делается для заказчика сайт (SEO, админка, продающие лендинги и так далее), а для исполнителей приложение (быстрое уведомление о заказах через push, моментальные отклики).

2. Где будут регистрироваться заявки и задания?

Когда заказчик создает задание, он заполняет описание, выбирает категории работ, эта информация попадает в базу данных.

Созданные задания отображаются исполнителю на некой доске объявлений. Он может их отфильтровать по категориям работ, которые он выполняет, городу и прочим актуальным параметрам.

То есть вся информация о всех заданиях хранится в базе данных, а на экранах приложения и на сайте отображается то, что запрашивает пользователь.

Администратор приложения имеет доступ к базе данных и может изменять там информацию, которую внесли пользователи (опечатки, спам, ненорматив).

Модерация и администрирование

3. Нужен ли диспетчер для назначения заявок исполнителям?

Когда маркетплейс выступает, как площадка для встречи исполнителей и заказчиков и не отвечает за качество работ исполнителей — нет. Достаточно на старте раз в сутки заходить и чистить спамерские задания и неадекватных мастеров.

Назначение исполнителей происходит по принципу тендера.

Заказчик предлагает всем задание, исполнители оставляют свои предложения. Заказчик выбирает самое выгодное и работает с этим исполнителем

Если вы не хотите, чтобы исполнители напрямую связывались с заказчиками, тогда нужен человек, который обрабатывает заявки и назначает их исполнителям.

Самый распространенный вариант — постмодерация заданий. То есть заказчики выкладывают задания, администратор приложения может просматривать, удалять, редактировать уже выложенные задания.

Главная задача администратора — следить за тем, что происходит в приложении. Администрировать систему может сам владелец сервиса (на первых порах точно, чтобы не тратиться на зарплаты). В формате постмодерации спокойно можно прорабатывать до 200 заявок в день, потратив 30 минут.

Монетизация

4. Как можно монетизировать маркетплейс?

Есть несколько типовых способов:

Оплата подписки. Исполнитель платит фиксированную сумму в месяц за то, что он может откликаться на задания. Все остальные взаимоотношения между ролями бесплатные.

Комиссия за безопасную сделку. Заказчик или исполнители оплачивают дополнительный процент к сумме сделки за то, что сервис становися гарантом сделки. То есть берёт с заказчика деньги до начала работ, а исполнителю выплачивает после подтверждения выполнения от заказчика. Таким образом обе стороны уверены в том что они получат результат и оплату.

Выделение в списке. На досках объявлений чаще всего — это поднятие объявления наверх или выделение цветом. В сервисах заказа услуг — аналогичные действия для заказов и мастеров в соответствующих списках.

Оплата за отклики. Берётся оплата за то, чтобы мастер имел возможность написать своё предложение заказчику в задании. На досках видел оплату за доступ к контактам продавца.

5. Как пользователи кладут деньги на баланс? На чьем счету хранятся деньги?

Здесь есть два варианта. Когда владелец является физлицом (не совсем законно, но на первых порах никто не заметит), либо юрлицом.

В первом случае регистрируется личный кошелёк, например в «Яндекс.Кошельке», во втором подключается эквайринг от банка, либо платёжного агрегатора, например, «Касса» от того же «Яндекса». Сервис на букву Я не рекламирую, просто первое, что пришло в голову. Для программиста, по большому счёту, любой эквайер примерно одинаков, и методы подключения одни и те же, поэтому, ориентируйтесь чисто на тарифы и условия обслуживания.

Далее процессы идентичны. Пользователь пополняет баланс в приложении или на сайте. Деньги с его карты уходят сразу к Вам на расчётный счёт или в кошелёк, а ему на баланс зачисляются виртуальные рубли, за которые он и покупает подписку или иные платные услуги.

Важный момент — всеми деньгами этого платежа можно пользоваться с момента пополнения. То есть, если клиент пополнил баланс на 1000 рублей, но потратил на услуги сервиса 300 рублей (700 рублей остались на балансе), то вы пользуетесь всей 1000.

6. Кому оплачивают заказчики услуги? Сервису, а потом уже сам сервис производит выплаты исполнителям? Или напрямую?

Всё зависит от технической реализации. Если маркетплейс отвечает за услуги исполнителя, то заказчик платит сервису. А исполнители получают процент, как вознаграждение.

Если маркетплейс выступает только как площадка, то заказчики платят исполнителям напрямую. Чтобы заказчики не кидали на деньги исполнителей, можно подключить «безопасную сделку», о которой я писал выше.

Важно иметь ввиду, что если деньги проходят через ваш расчётный счёт, то вы отвечаете по закону об агрегаторах услуг за те услуги , за которые взяли деньги. Давайте рассмотрим пару примеров.

Допустим, у вас сервис бытовых услуг. И на этом сервисе Вася разместил задание о протекающей трубе, нашёл сантехника Петю и Петя так починил трубу, что затопило пять этажей внизу.

Пример номер 1. Если у вашего сервиса продажа подписки для водопроводчиков за доступ к базе, а деньги Вася платил Пете напрямую, то отвечаете вы только перед Петей за то, чтоб были заказы, а за качество его услуг несёт ответственность сам Пётр.

Пример номер 2. Если деньги заказчик платил через ваш сервис (как в «Яндекс.Такси»), то вы несёте всю ответственность за его работу по закону об агрегаторах услуг. Подумайте, нужно ли вам это и, если да, то кто компенсирует этот риск.

Напишите в комментариях, какие вопросы по работе маркетплейсов есть у вас. Отвечу на них в следующих статьях и на своём канале на YouTube.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Денис Гордиенко", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 37, "likes": 16, "favorites": 189, "is_advertisement": false, "subsite_label": "services", "id": 82584, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 21 Sep 2019 18:53:58 +0300", "is_special": false }
Облачная платформа
Основа для цифровизации бизнеса
0
{ "id": 82584, "author_id": 127886, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/82584\/get","add":"\/comments\/82584\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/82584"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 200396, "last_count_and_date": null }
37 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
24

Эти фантазеры со своими маркетпэйсами утомили. Ни у кого нет бюджета на продвижение, а это самое основное!!! Даже если и найдется у кого пара млн на запуск, то на этом все и заканчивается. В свое время такой же бум был по сайтам с купонами, и что толку? Фантазеры блин

Ответить
2

Согласен. Тренд на маркетплейсы уже давно затих. Но все равно находятся желающие сделать убийцу Яндекс.маркета или ТиУ. При этом слабо представляя себе решение проблемы курицы и яйца, когда без заказчиков не регистрируются продавцы/исполнители, а без продавцов не идут заказчики.

Ответить
2

ТИУ и убивать не надо)

Ответить
2

Когда я ваял маркетплейс, наблюдали следующую картину - продавцы были обеими руками "за", они ничего не теряли, а если пойдет - новые клиенты. Поэтому охотно и регистрировались и прайс-листы присылали. Если товаров много, пользователи подтянутся.

Ответить
1

А какой смысл заниматься продвижением не сведя экономику на малых числах?

Ответить
1

На малых числах экономика маркетплейсов не сводится. Можете провести мысленный эксперимент с историей Амазона.

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
2

Зачем? Есть устоявшийся термин, его даже ЦБ использует.

Ответить
1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1

Образованные люди должны понимать, что "маркетплейс" и интернет-магазин это совершенно разные вещи

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1

Место рынка, например)

Ответить
4

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1

А какой платежный агрегатор сейчас рулит?

Ну и интернет эквайринг от банка?

Ответить
1

перевод на сбер
шутка

Ответить
1

ну это топ в России, какие уж тут шутки )

Ответить
0

Да все плюс минус одинаковые. Ориентируйтесь на тарифы

Ответить
1

Если деньги заказчик платил через ваш сервис (как в Яндекс.Такси), то вы несёте всю ответственность за его работу

Спорное утверждение. Там агрегатор несет ответственность в случае недостоверной информации, а за оказание услуги несет ответственность исполнитель. Возможно что-то упустил из виду.

Ответить
0

Упустили. Новый закон как раз гласит о том, что если деньги проходят через агрегатор, то он несёт полную ответственность за услуги. Поэтому рекомендую делать оплату между заказчиком и исполнителем напрямую вне сервиса.

Ответить
0

Ссылка? Закон о защите потребителя об этом молчит.

А можно ведь принимать деньги для распределения просто, то есть как агрегатор платежа, посредник для приема платежа в пользу исполнителя, можно даже через отдельное юрлицо провести. Хотя в суде вероятно не прокатит, но в суде вообще мало что прокатит, там притянут имхо с любыми юридическими схемами.

Ответить
1

Вот комментарии "человеческим языком": https://finance.rambler.ru/other/41514266-v-rossii-vstupil-v-silu-zakon-o-tovarnyh-agregatorah/ 

речь о поправках, вступивших в силу с 01.01.2019г., в которых регламентируется, в т.ч. и возврат оплаты агрегатором клиенту, в случае недобросовестно оказанных услугах или некачественном товаре поставщика. Как поставщик  будет компенсировать убытки агрегатору в законе не прописывается, предполагаю, что это нужно указывать в оферте для поставщиков.

Ответить
0

Спасибо. Но там тоже ни слова про прием платежей.

И вообще никакой ответственности агрегатор не несет, если информация о товаре и услуге полностью соответствует информации полученной от исполнителя.

Через суд может потребовать деньги, возврат, и все.

Ответить
0

Возврат денег клиенту за некачественный товар или услугу,на Ваш взгляд, это не ответственность? 

Ответить
1

Это ерунда. Лишь административная нагрузка. Нужно просто установить оказана услуга или нет, и не прошел ли возврат на стороне исполнителя. А споры если возникли то уже в суд (ну как бы это всегда так было). 

Само по себе понятие "некачественный товар" если, исполнитель ввел агрегатор в заблуждение, это опять же проблемы исполнителя.

Ответственность это вот ваш пример про сантехника или ДТП с таксистом, вот это жесть. А возвраты это фигня вообще.

Ответить
0

Тут, конечно, каждый решает сам для себя что фигня, а что нет. ДТП и сантехник из примера как раз по этой "статье" идут. Яндекс потому так и возбухал, что непонятный водитель таксопарка "Ромашка" попадёт в ДТП, а компенсировать лечение пассажиру будет Яндекс. Принцип тот же.

Ответить
1

Ну через суд и так могли притянуть, у нас понятно кто виноват будет, виноватого всегда надо найти.

В этих "статьях" про ответственность все же говорится про ограниченную, за товар, возвраты. А за последствия несет ответственность исполнитель, если агрегатор размещал его инфу. ИМХО. Не вижу нигде другой инфы. И прием платежей никак тут не фигурирует тоже. Надо правоприменение смотреть, судебные кейсы.

Ответить
2

Хорошая идея. Попрошу своего юриста, для следующей статьи, разобрать по косточкам нововведения в законе и посмотреть практику

Ответить
0

не прокатит.

Ответить
0

Так в суде и без закона бы скорее всего не прокатило.

Это предпринимательские риски. Банкротство, тюремное заключение и так далее.

p.s. но ссылку все же хотелось бы увидеть. читал еще несколько разборов и нигде не увидел момента про прием денег.

Ответить
1

Как может агрегатор, цель которого соединять заказчика и исполнителя и который никакого отношения к обоим не имеет, быть ответственным за что либо в их взаимоотношениях между собой? Бред какой то. Все равно что товарная биржа несет ответсвенность за товары которые там продают

Ответить
0

Или авито например, они ведь вполне могут стать посредником по приему платежей. Да и как маркетплейс может контролировать услуги по всей стране к примеру у тысяч исполнителей?

Ответить
1

Статья хорошая, но мало про юридическую сторону вопроса, тип налогообложения, расчёты с самозанятыми, окведы и т.д. Например: если кладёт деньги на баланс, нужна ли онлайн-касса.

Ответить
0

Спасибо, возьму на карандаш для следующих материалов

Ответить
0

Примеры про сантехников конечно огонь

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }