Онлайн-кассы: как туристическим агентствам печатать кассовые чеки и не попасть на штрафы

Кассовая реформа, призванная обелить российский рынок, на деле доставила бизнесу немало хлопот. Приобрести и подключить онлайн-кассу — ещё полбеды. Основные сложности ждут компанию на этапе настроек и выполнения всех требований 54-ФЗ.

Платежи для туристических агентств  LIFE PAY

Для некоторых видов бизнеса, например, туристических агентств, законом предусмотрен ряд дополнительных условий, которые необходимо соблюдать при печати чеков. О том, как турагентствам выбрать и подключить кассу и что указывать в чеках, рассказывает продакт-менеджер компании LIFE PAY Александр Чувакин.

Какую кассу выбрать

До 1 июля 2019 года туристические агентства выписывали бланки строгой отчетности — там они отражали всю информацию о покупателе, продавце и продаваемых турах.

С 1 июля БСО отменены, а туристические агентства обязаны использовать кассу — и указывать всю ту же информацию уже в чеке. Однако вопрос о том, как и в каких полях отражать данные в чеках, для многих предпринимателей остался открытым. О том, что должно быть в чеке, мы расскажем чуть ниже, а пока поговорим о том, какие кассовые решения существуют и как автоматизировать формирование чека. А главное — как выбрать кассу, которая поможет упростить и автоматизировать этот процесс?

Современная касса — это не просто кассовый аппарат, который выбивает чеки и отправляет информацию о продаже в ФНС. Да и сам чек уже стал сродни бухгалтерскому документу. Значительная часть кассового решения — это кассовая программа: приложение, которое может интегрироваться с другими системами, работающими в компании. Например, с CRM или с сайтом.

Есть решения, которые позволяют принимать оплату наличными или картой в офисе и фискализировать интернет-платежи с помощью одного фискального устройства — компании не придется покупать две кассы, чтобы пробивать отдельно чеки в офисе и отправлять электронные чеки за оплату тура на сайте.

Для туристических агентств мы рекомендуем использовать кассовое решение, включающее оборудование и удобную кассовую программу, которая интегрируется с CRM. Это не готовый смарт-терминал с предустановленной программой, а гибкий набор элементов, которые можно варьировать в зависимости от запросов бизнеса.

Для фискализации оплат можно использовать недорогой фискальный регистратор с чековым принтером — на нем можно будет печатать чеки в офисе. Фискальные регистраторы через небольшой микрокомпьютер подключаются к компьютеру (под управлением Windows 10) или планшету (на Android или iOS), на котором установлено кассовое программное обеспечение. Кассовая программа интегрируется с используемой в компании CRM-системой, например, с U-ON. Интеграция позволит автоматически формировать чеки и передавать в ОФД все необходимые данные об агенте, поставщике услуг, оплате, предоплате и т.д. — ниже мы подробно рассмотрим, какие именно поля нужно учитывать.

Специалисты компании, которая разрабатывает кассовое приложение, смогут помочь в выборе правильного устройства и его подключении.

Как подключить кассу и начать работу

Безналичная оплата LIFE PAY

Туристические агентства при регистрации кассы в ФНС должны обязательно указать признак агента в форме регистрации. По новым правилам эта информация должна быть отражена в чеке. Также при пробитии чека за реализацию тура оператора нужно указывать нзвание компании-туроператора.

С 1 июля 2019 г. в чеке также нужно указывать данные о покупателе. В случае продажи тура ИП или организации:

  • ФИО покупателя (для ИП) в поле [1227];
  • ИНН покупателя в поле [1228];

В случае продажи тура физическому лицу эти данные (ИНН при его наличии) также обязательно указывать. Это требование связано с тем, что в состав туров обычно входят страховые полисы. А согласно п. 6.2 54-ФЗ кассовый чек, сформированный при получении страховой премии или при страховой выплате, наряду с другими реквизитами должен содержать наименование страхователя (ФИО физлица или ИП) и его ИНН (при отсутствии — номер паспорта).

В поле “предмет расчета” [1059] обязательно указывайте название тура.

Большиство туристических компаний — и операторов, и агентств — ведут свои бизнес-процессы в специализированных CRM-системах, который уже имеют интеграции с кассовыми приложениями. Вся информация, которую нужно отражать в чеке, хранится в CRM — она попадает в чек автоматически.

ВАЖНО! Если покупатель оплачивал тур по банковским реквизитам организации или через интернет-банк, чек также необходимо пробивать.

Отдельная сложность возникает с бронированием и онлайн-оплатой туров.

С 1 июля 2019 года владельцы онлайн-касс должны формировать чеки для зачета и возврата предоплаты.

Закон обязывает продавца формировать два чека, если покупатель оплачивает товар или услугу на сайте или через интернет-банк, а получает их спустя какое-то время.

Например, если оплата за тур внесена онлайн, а документы турист получает в офисе через несколько дней, то турагенство должно при получении оплаты сформировать электронный чек и отправить его покупателю на email или в СМС, а при передаче пакета документов выбить второй чек — чек полного расчета с клиентом.

Разберемся в нюансах, которые возникают в данном случае в туристических агентствах. Прежде всего, определимся с понятиями.

Если агентство получает от покупателя онлайн-оплату средства за конкретный тур (конкретный пакет услуг с фиксированной ценой, предоставляемый туроператором) —- это предоплата. При формировании чека в поле “признак способа расчета” необходимо указывать “Предоплата” (если речь о частичной оплате) либо “Предоплата 100%”, если тур полностью оплачивается онлайн.

Если финальный набор опций тура еще не известен и агент составляет тур по запросу клиента, то при получении предоплаты за такую услугу (агентство может декларировать ее как “услуга по консультированию и подбору вариантов”) необходимо выбивать чек с указанием признака способа расчета “аванс”.

Чеки на предоплату

При получении предоплаты от клиента, чек необходимо отправить ему в электронном виде на почту или в СМС. При формировании чека обязательно заполняются следующие поля:

[1214] Признак способа расчета: Предоплата 100%

[1212] Признак предмета расчета: Платеж

[1030] Наименование предмета расчета: название услуги, тура

[1079] Цена: 135000 руб

[1020] Сумма расчета по чеку: 135000 руб

[1081] Сумма по чеку безналичными: 135000 руб

В момент, когда клиент получает полный пакет документов для поездки, агентство выбивает второй чек — чек полного расчета. В поле “Признак способа расчета” указывается “Полный расчет”, в поле “Способ расчета” — “Зачет аванса” (согласно формулировкам, указанным в законе, и предоплата, и аванс в поле [1215] называются авансом).

[1214] Признак способа расчета: Полный расчет

[1212] Признак предмета расчета: Товар

[1030] Наименование предмета расчета: название тура

[1079] Цена: 135000 руб

[1020] Сумма расчета по чеку: 135000 руб

[1081] Сумма по чеку наличными: 0 руб

[1215] Зачет аванса:135000 руб

Если предоплата была частичная, то будет две записи, например:

[1079] Цена: 135000 руб

[1020] Сумма расчета по чеку: 135000 руб

[1081] Сумма по чеку наличными: 35000 руб

[1215] Зачет аванса: 100000 руб

Пример чека ​ LIFE PAY

Чек полного расчета выдается клиенту в момент получения всех документов по туру. Если клиент получает пакет документов в электронном виде, чек пробивается в момент отправки документов.

Если клиент получает пакет документов в офисе компании или курьеров, чек выдается в момент передачи документов.

Если возникает необходимость вернуть клиенту внесенную онлайн предоплату (туроператор не подтверждает тур, или клиент отказывается от дополнительных услуг агентства, например, от страховки) — необходимо сформировать чек на возврат прихода.

В чеке обязательно нужно указать те позиции, за которые возвращаются средства.

В поле “Признак способа расчета” указываем “Предоплата” (если возвращаем часть средств) или “Предоплата 100%” (если возвращаем все средства).

ВАЖНО! При возврате средств продавцы часто делают большую ошибку, решая эту задачу помощью чека коррекции. Выбивать такой чек для возврата средств будет неверно, он используется только в том случае, если выявлена ошибка (техническая или допущенная сотрудником) в количестве или наименовании позиций, в стоимости позиций или общей сумме чека.

Зачет аванса

Точно так же, как и в случае предоплаты, при внесении аванса онлайн, агентство обязано выдать клиенту чек, в случае оплаты онлайн — электронный чек можно прислать на почту или в СМС. В поле “Признак способа расчета” указываем “Аванс”.

При получении клиентом документов на тур, агентство выдает чек полного расчета. Если стоимость услуг совпадает с размером аванса, способ расчета в чеке указывается, как “зачет аванса”.

Если необходимо доплатить, то выбивается чек, аналогичный случаю с частичной предоплатой:

[1214] Признак способа расчета: Полный расчет

[1212] Признак предмета расчета: Услуга

[1030] Наименование предмета расчета: название услуги, тура

[1079] Цена: 105000 руб - стоимость тура

[1020] Сумма расчета по чеку: 105000 руб

[1081] Сумма по чеку наличными: 5000 руб

[1215] Зачет аванса: 100000 руб

Если стоимость тура меньше внесенного аванса, то при выдаче документов нужно выдать два чека:

  • полный расчет с зачетом аванса и указанием стоимости тура
  • чек возврата прихода с указанием оставшейся суммы.

Совет

Большинство кассовых приложений уже поддерживают все поля в чеках, а интеграция с CRM-системой позволит автоматически выбирать нужные данные для формирования чека в каждом конкретном случае. Правильный подход к выбору кассы и программного решения поможет вам выполнять все условия 54-ФЗ и избежать штрафов.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Лев Щенин

Вот пример просто отличной статьи для предпринимателей !

Требования закона, практика и советы - всё по делу.

Больше таких статей - и проблем у предпринимателей будет меньше !

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов
Вот здесь можем дать изображение части чека с ФИО и названием тура?

Выпускающему редактору надо жопку оторвать.

Ответить
Развернуть ветку
LIFE PAY
Автор

Александр, спасибо, что заметили нашу  опечатку, все исправили, на этот раз редактору отрывать ничего не будем, но в следующий обязательно ))))) 

Ответить
Развернуть ветку
Maria Sadkova

Добрый день! Спасибо вам большое за вашу статью! Все по делу! Можно ли как то с вами связаться? Есть несколько конкретных вопросов. Готова сотрудничать не безвозмездно.

Ответить
Развернуть ветку
Maria Sadkova

P.S. Можно ли как то выйти на автора данной статьи. Очень надо!

Ответить
Развернуть ветку
LIFE PAY
Автор

Здравствуйте! Конечно можно, напишите нам на почту: [email protected] 

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда