Рубрика развивается при поддержке

Сытый офис: как сделать MVP, чтобы получить инвестиции

Денис Гордиенко, руководитель Bright Mobile, о сервисе доставки еды «Сытый офис», который получил первый раунд инвестиций, сделав приложение и выстроив логистику доставки еды.

В закладки

Решил рассказать об этом проекте по трём причинам. Во-первых, в стартап вложились United Investors, о которых я писал ранее (у многих было ощущение, что это превратится просто в клуб по интересам без реальных действий). Во-вторых, разработчики проекта, компания "Бизнес-Софт" - это мои земляки из Тольятти и знаю их, хоть и заочно, но уже лет 5 со времён, когда я ещё занимался корпоративными сайтами. В третьих, "Сытый офис" - хороший пример правильного развития MVP стартапа.

Первые два - это мои сугубо личные интересы, а вот третий пункт, думаю, заинтересует широкую аудиторию. Когда говорится IT-стартап, чаще всего предполагается создание некой инфраструктуры, где все процессы автоматизированы, пользователи получают некую ценность, а основатель гребёт деньги лопатой. Как говорил один наш клиент, "думал отключу звук смс, чтоб не надоедали звуки о пополнении счёта".

Но приложений и сайтов на рынке становится все больше, зачастую, выводятся на рынок сервисы от крупных компаний (Яндекс.Еда, Яндекс.Такси и т.д.) и складывается ошибочное заблуждение, что вопрос только в том, сколько десятков миллионов рублей нужно вкачать в маркетинг.

Само собой, что финансовая упругость имеет место и какие-либо ошибки логики можно компенсировать более агрессивным маркетингом. При этом, очень часто забывается несколько важных вещей :

  • Крупные игроки чаще всего запускают проекты не с нуля, а покупают или инвестируют в проекты, которые показали свою состоятельность (МТС инвестировал в YouDo спустя 6 лет работы сервиса)
  • Большие деньги на маркетинг при ошибочной модели влекут большие убытки, а не успех проекта (Кто помнит Яндекс.Мастер? Недавно идею реинкарнировали в Яндекс.Услуги)
  • В крупных IT-компаниях работают не дураки и с жиру не бесятся. Серьёзные инвестиции - это серьёзный риск и, даже в рамках "самоинвестирования" проводятся определённые тесты идеи, чтобы снять эти риски

Таким образом, получается, что один из важнейших шагов - это проверить жизнеспособность идеи, как таковой и настроить бизнес-процессы, а не реализовать максимум возможных функций. После успешной проверки идеи происходит дальнейшая отладка и улучшение уже проверенных процессов.

Именно про процессы и MVP я хочу поговорить в контексте "Сытого офиса" .

Доставка обычной еды

"Сытый офис" - это сервис для заказа еды из столовых.

Люди заказывают блюда из столовых, курьеры привозят.

На первый взгляд обычный маркетплейс: клиент делает заказ в приложении, столовая собирает, курьер забирает готовый заказ и отвозит клиенту.

На деле сервис работает иначе. Основная идея - доставлять еду на обед людям, в чьих офисах нет столовой. Соответственно ценник должен быть ниже, чем у доставок кафе: люди обедают каждый день.

Еще одна сложность: столовые работают по своему режиму. С 11 часов начинают работать раздачи и у сотрудников нет времени заниматься упаковкой заказов из сервиса.

Со стороны клиента

После регистрации в приложении открывается список столовых, у которых можно заказать. Интересно то, что можно заказать на неделю вперед и каждый день меню другое.

Заказ нельзя сделать в любое время: принимают заявки до 10 утра текущего дня. Нельзя выбрать время доставки, обещают привести в промежутке между 11:30 и 13:00.

В приложении, к примеру, нет корзины. Если покидаешь страницу столовой, то исчезает список заказа. Нельзя оплатить разом заказы из всех столовых. Или если хочешь заказать на несколько дней вперед, то нужно заказ каждого дня оплачивать отдельно.

Ради интереса, решил заказать еду из столовой, куда регулярно хожу и сравнить цены.

Стоимость блюд в столовой и в приложении не отличаются, в приложении есть акционные предложения, которых нет в самой столовой. Котлета с пюре обошлись в 115 рублей.

После заказа, позвонил диспетчер, уточнил адрес. Еду привезли к 12:00, в крафтовом пакете. Еще печение в подарок положили.

Со стороны исполнителя

Столовые отличаются от кафе и ресторанов тем, что не имеют опыта в доставке еды.

В столовых с утра готовят всю еду, а в обед - раздают, а не готовят в момент заказа. В столовых нет постоянного меню, а используется недельный "план", а-ля "четверг - рыбный день".

Чтобы столовые могли подготовить еду, а ценник не увеличился из-за доставки курьером, создатели "Сытого офиса", пришли к такому процессу:

  • Клиенты заказывают до 10:00
  • Столовые одним разом подготавливают все блюда, заказанные у них всеми пользователями приложения к одному времени ( с 10:00 до 11:00, когда еда уже готова, а раздача еще не работает).
  • Курьеры приезжают на закрепленную за ними столовые (с 10:30 до 11:00)
  • Курьеры встречаются на базе, куда привозят все заказы из всех столовых. Упаковывают весь заказ в один пакет (если вы заказывали из разных мест, вам привезут все вместе, в одном пакете). Разбирают заказы в зависимости от адреса. Курьер берет заказы офисов, которые располагаются рядом. ( с 11:00 до 11:30).
  • Курьеры развозят заказы. (с 11:30 до 13:00)

Из-за того что курьеры по-сути едут всего на два адреса ( в столовую, на базу и к клиенту), а не на сотни ( в столовую и к клиенту и так с каждым заказом), цена доставки оптимизируется. По городу доставка бесплатная.

С одной стороны клиент не может заказать, когда угодно и выбрать удобное время доставки. Но время доставки в данном продукте и не являются главным. Сервис дает возможность обедать на работе обычной едой за разумные деньги без перемещения тела.

Еще о процессах

В этом проекте курьеры не являются просто перевозчиками, которые берут удобный заказ с биржи. Курьеры занимаются сборкой заказов, контролем упаковки в столовых.

Столовые не упаковывают а бы как, в протекающий пластиковый контейнер. "Сытый офис" разработали упаковку, стандарты того, как это должно выглядеть, единообразно для всех столовых.

По сути получается, что еду вы заказываете и получаете не от столовых, а от бренда "Сытый офис". При этом, в отличие от той же Яндекс.Еды, я могу заказать несколько блюд из разных столовых и получить её в одном пакете.

С технической стороны

К приложению сервиса, очень много пожеланий с точки зрения удобства, оно и понятно - это MVP. Но главное, что смысл сервиса выполняется.

Идея проверена, процессы созданы. Думаю, что дальше создатели сервиса будут совершенствоваться по обратной связи от клиентов и удешевлять процесс доставки, параллельно расширяя географию. Рынок здесь огромный - в офисах много людей и все хотят кушать.

Если делать приложение для этой ниши, то в первой версии понадобятся следующие экраны:

Приложение для клиентов

  • Авторизация
  • Список столовых
  • Просмотр меню
  • Просмотр заказа (корзина)
  • Адрес доставки
  • Оплата заказа
  • Пользовательское соглашение

Заказ обеда - это не однократная потребность, а то, что человеку необходимо каждый день. Корзина нужна для того, чтобы пользователь мог выбрать и оплатить заказы на несколько дней вперед. Сохранение адреса доставки также упростит процесс заказа, не нужно диктовать адрес диспетчеру каждый раз.

Приложение для курьера

  • Все заказы
  • Фильтр по району
  • Список заказов
  • Просмотр заказа

Мне не известно, как в "Сытом офисе" назначаются заказы курьерам. Судя по интервью с основателем - курьеры разделены на зоны ответственности и работают строго по ним, чтобы сэкономить на логистике. Как один из вариантов - курьеры сами выбирают заказы, находящиеся рядом друг с другом. Для удобного поиска нужных заказов в приложение для курьеров я бы добавил фильтр по зонам доставки или отображение всех заявок на карте.

Просмотр заказа нужен для удобства сборки заказа. Если в команде этим занимаются другие люди, а курьеры только отвозят, то можно обойтись и без этого экрана.

Софт для столовых

В первой версии, когда заказов еще немного, делать приложение для столовых нет необходимости. Можно сделать так, чтобы столовая получала на почту заказы, которые составляют пользователи в приложении и в 10:05 администратор составляет сборку по полученным письмам.

Материалы:

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Денис Гордиенко", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 9, "likes": 10, "favorites": 62, "is_advertisement": false, "subsite_label": "services", "id": 84744, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 03 Oct 2019 17:48:46 +0300", "is_special": false }
Облачная платформа
Основа для цифровизации бизнеса
0
{ "id": 84744, "author_id": 127886, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/84744\/get","add":"\/comments\/84744\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/84744"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 200396, "last_count_and_date": null }
9 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Комментарий удален

0

В этом и суть статьи. Не важно позвонит диспетчер или придёт пуш. Фишка в отлаженных процессах, в которые вкладывают. Бизнес - это не про смузи, а про деньги.

Ответить

Комментарий удален

1

Реально проект ни о чем: выйти из офиса на час, прогуляться освежить голову, уйти от монитора.
Нет, на рабочие место притащут калории, поел, и дальше в монитор.

Не маштабируется, на мир. Ну что сказать: суровый русский венчур. И эти люди нам будут рассказывать какие проекты запускать рассказывают инвесторам во что вкладываться))). Темная сторона в реальном деле.

Проекту респект и удачи.

Ответить
0

Получается все проекты доставки еды ни о чём?

Ответить
0

Ваш ни о чем, я же реально хочу выйти на час из офиса. Но это ладно: я заказал еду, поел, в офисе стоит запах еды, после обеда пришли клиенты и куда они пришли? В офис или столовку?

Ответить
1

Денис Гордиенко привет от коллеги стартапера. Ты для меня источник поезного опыта. Я делаю схожий проект: "всем еды" https://vsem-edu.ru . Буду следить за твоими успехами. Удачи!

Ответить
0

Максим, молодец! Так держать.

Ответить
–2

Извините, не понял. Если в этом описании заменить слово "столовая" на  "кафе и рестораны", то получится деливери или яндекс. Еда? 

Ответить
0

Верно, но плюс ещё ограничения по времени заказа и тотальная разница в процессах столовых и ресторанов

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }