Бот на проводе: как выбрать кейс и платформу для обзвона и не разозлить клиента

Когда бизнес берётся за создание голосовых ботов ради холодных продаж, история чаще всего заканчивается тем, что клиенты бросают трубку и вообще зарекаются общаться с «бесполезными» ботами.

Диагностика в медцентре, о котором вы первый раз слышите, ОСАГО для человека без водительских прав, ювелирные украшения от Димы Билана.

Можно ли использовать разговорных ботов в клиентских обзвонах, чтобы и бизнесу была польза, и людей не раздражать? Как определиться с целью звонка и не попасть впросак при выборе платформы для создания бота? Разбираемся вместе с Михаилом Боголюбовым, продуктовым аналитиком Just AI.

Михаил Боголюбов, Just AI

Не звоните сюда больше: глава про выбор цели

Продажи, особенно холодные, — это не самый сильный и даже не самый очевидный кейс для бота. Дело не в том, что роботы не умеют продавать (умеют), просто продажи требуют особых компетенций и от вендора, и от заказчика, более глубокого погружения в технологии NLU (natural language understanding, или понимание естественного языка), отработки возражений и различных диалоговых ситуаций с помощью искусственного интеллекта, работы с логами, тестирования гипотез.

Малому и среднему бизнесу обзвоны нужны для повседневных целей: сэкономить ресурсы и время на исходящей коммуникации, расширить клиентский сервис. И здесь боту под силу автоматизировать задачи, которые связаны с маркетингом, организацией доставки, логистики и обслуживания, HR-сервисом, процессами upsale. Какие кейсы встречаются на практике?

Подтверждение заказа и записи, ремайндеры

Знаете, сколько времени тратит администратор небольшой стоматологической клиники на обзвон пациентов, чтобы напомнить им о записи на завтра? Клиника на четыре кабинета принимает в день около 40 клиентов, на каждого из них у администратора уходит по 2–3 минуты. Бот может обзвонить 40 клиентов за 5 минут, и это вместе с формированием отчётов и занесением информации в базу.

Другой кейс из этой же категории, довольно востребованный сегодня, — напоминания для участников крупных мероприятий: информирование базы участников в 300 человек, подтверждение от которых вы обязательно должны получить, отнимет у человека целый рабочий день. У бота — несколько минут.

Опросы NPS (индекс потребительской лояльности)

Опросы об удовлетворённости обслуживанием очень популярны, но процесс это утомительный и для оператора, и для клиента. Утомительно оценивать услуги по шкале от одного до десяти, утомительно задавать эти вопросы целый день и практически невозможно вынести такой опрос, когда вы общаетесь с кнопочным ботом.

Разговорный бот с NLU (а это именно та штука, которая отличает интеллектуального бота от «простого скрипта») даёт человеку возможность говорить с роботом естественно и свободно. Например, он поймёт, если вместо двойки по шкале от одного до десяти вы скажете: «Обслуживание было отстой», и уточнит, почему вы недовольны.

HR-сервис

Когда компания ведёт набор персонала на массовые вакансии, бот может делать первичный отсев по определённым параметрам или обзванивать кандидатов, уточняя, какое время собеседования им удобно, и фиксируя договорённости.

Upsale

Боты становятся хорошим подспорьем в работе с существующей клиентской базой. Особенно когда клиенту удобно пользоваться товаром или услугой на регулярной основе: например, все эти сервисы правильного питания, наборы контактных линз на следующий месяц, автомобильные шины в сезон.

Бот может действовать на опережение. Позвонить клиенту, напомнить о том, что зима близко и пора менять резину, уточнить, какая у него модель машины, какие колеса, когда удобно приехать, и предложить скидку. И тем самым сохранить клиента за вами.

Выбирая кейс, ориентируйтесь на главный критерий — сама ситуация звонка неизбежна для клиента. Собеседник должен быть готов к тому, что вы в принципе можете к нему обратиться. А раз звонок необходим, клиенту не так уж важно, с роботом он говорит или с человеком.

Погодите, а зачем вообще звонить

Объёмы мобильного голосового трафика падают с каждым годом: в сентябре газета «Коммерсантъ» опубликовала исследование Deloitte, согласно которому россияне всё реже пользуются традиционной голосовой связью, предпочитая общаться через мессенджеры (в том числе звонить с их помощью).

Однако звонки через сотовую сеть, по свидетельствам мобильных операторов — собеседников издания, всё ещё «значимо популярнее» разговоров через мессенджеры. А гендиректор Telecom Daily Денис Кусков вообще сообщил «Коммерсанту», что треть россиян до сих пор пользуется кнопочными телефонами. Какие уж тут мессенджеры.

Сейчас у бизнеса есть возможность задействовать любые каналы. И выбор между звонком и текстовым сообщением целиком зависит от ситуации — от предпочтений человека (клиент просил не звонить, потому что у него спят дети), времени суток (спите вы, а у клиента во Владивостоке утро в разгаре), важности сообщения (спит сам клиент, но что если он проспит свою 70-процентную скидку).

Текстовая коммуникация выигрывает, если ваша информация плохо воспринимается на слух: цифры, проценты, сложные условия, вопросы, требующие повышенного внимания к безопасности данных. К тому же текстовое сообщение в мессенджере не гарантирует обратной связи и не даёт бизнесу уверенности, что клиент проинформирован.

Голосовые обзвоны для SMB хороши даже не столько экономией времени на коммуникацию, сколько возможностью доверить боту выполнение определенных действий: он ничего не забудет, клиент получит информацию вовремя, а вы и ваши сотрудники будете заняты более сложными задачами.

Не кладите трубочку: глава про UX

И всё же робозвонки (robocalls, как их называют на Западе) раздражают людей. В США, например, роботизированные обзвоны приобретают масштабы эпидемии: по оценкам компании YouMail, только в сентябре на номера граждан США поступило 4,5 млрд таких звонков, по итогам года их число достигнет 60 млрд (для сравнения: в 2018 году было 47,8 млрд звонков и 37% из них были мошенничеством, в 2017-м — 30,5 млрд).

При этом люди по понятным причинам опасаются блокировать все неизвестные номера, ведь можно пропустить действительно полезную информацию, в том числе и от роботов.

По России таких подробных данных нет, но недавно «Лаборатория Касперского» провела анализ звонков за апрель-июль 2019 года.

Выяснилось, что спам-звонки ежемесячно получают 72% владельцев смартфонов в России — в основном это звонки от коллекторов, нерелевантная реклама, «предложения рискованных финансовых операций» и соцопросы.

YouMail, «Лаборатория Касперского»

Получается, что перед честным бизнесом, у которого есть полное право (и необходимость) выходить с клиентом на связь, встаёт задача не только подобрать оптимальный кейс для бота, но и пробиться к своему клиенту через поток спама. А пробившись, не потерять доверие из-за некачественного сценария.

Первым делом нужно понять, что разговорный бот с искусственным интеллектом — не то же самое, что бот-автообзвонщик (даже если он говорит голосом Валерия Меладзе) с предзаписанными репликами.

С разговорным ботом можно строить диалог. Поэтому секреты успешного обзвона лежат в том числе в области продуманного UX (user experience, или пользовательский опыт). Делимся некоторыми из них:

  1. Старайтесь снять напряжение и сразу же, в приветственной фразе, ответить на главный вопрос каждого, кто-таки снимает трубку: «Какого же чёрта мне опять звонят?»

  2. Избегайте канцеляризмов. Пусть ваш бот говорит дружелюбно, человеческим языком, может даже в стиле, который подходит вашему бизнесу. Такие реплики проще воспринимать на слух, и на них люди отвечают охотнее. Например, не начинайте разговор фразой: «Здравствуйте, вас беспокоит автоинформатор цветочного магазина "Грядка". Цель этого звонка — узнать ваше мнение относительно качества обслуживания в нашем магазине». Будьте проще: «Привет, это робот Пётр из вашей любимой цветочной лавки. Недавно вы купили у нас прекрасный букет. Хочу узнать, довольны ли вы своим выбором?»

  3. Голосовой бот не должен требовать от клиента слишком подробной информации: он просто уточняет детали. Задавайте закрытые вопросы, это позволит направить собеседника к дальнейшему действию. Вы можете попросить клиента дать и более развернутый ответ (хоть целую поэму), он будет сохранён целиком в качестве комментария. Но такой отклик не должен влиять на сценарий самого диалога. К примеру, в конце опроса NPS можно попросить клиента высказаться «на свободную тему»: что ему больше всего понравилось или не понравилось в предоставленной услуге. Ответ будет сохранён, но на дальнейшее поведение бота не повлияет. Пусть бот проявит уважение, поблагодарит за ответ и продолжит опрос.

  4. Следите за длиной фраз и общей продолжительностью разговора и обязательно тестируйте сценарий на себе и своих коллегах. Люди не любят тратить много времени на телефонные беседы с посторонними: раз уж взяли трубку, они хотят поскорее услышать, в чём цель звонка, решить задачу и вернуться к своим делам.

  5. Не стесняйтесь предупреждать собеседника о том, что с ним говорит бот. Наш опыт автоматизации контакт-центров показывает, что люди общаются с роботами снисходительнее, чётче и лаконичнее формулируют свои мысли. Но чтобы синтез речи звучал приятнее и (каламбур!) человечнее, используйте оттеночные голосовые настройки (такая функция есть в некоторых платформах).

  6. Учтите, что клиент может попросить перезвонить или захочет перезвонить сам в более удобное время. Так дайте ему такую возможность! Бот может извиниться за беспокойство, а платформа сохранит данные о том, что с клиентом нужно связаться позже.

Хм, кстати, а куда перезванивать? Пул телефонных номеров вендорам предоставляет поставщик (это удобно, потому что всё готово и работает «из коробки»). Но поставщики бывают разные. Прежде чем запускать обзвон, проверьте, как ваш смартфон отображает предоставленный номер: иногда «Яндекс» или «2ГИС» маркируют телефонные номера как нежелательные или спам. Если это так, вопрос о замене номера нужно решать с вендором.

Чек-лист: на что обратить внимание, выбирая продукт для обзвонов

На российском рынке существует около десятка продуктов для самостоятельной разработки голосовых ботов и сервисов голосовых рассылок, не требующих глубоких навыков программирования: Aimylogic, «Звонопёс», «Инфобот», «Звонобот», Smartcalls и другие. Кажется, разобраться в них не составляет труда, но дьявол кроется в деталях. Мы составили чек-лист этих деталей, он поможет вам не попасть впросак.

Как устроена тарификация

Иногда вендоры не акцентируют внимание на том, что звонки оплачиваются поминутно. Хотя минуты — это не самый выгодный вариант расчёта: чем гибче тарификация, тем дешевле для вас будут обзвоны.

Интерфейс конструкторa Aimylogic ​

Что входит в тариф

В российских колл-центрах цена минуты звонка может достигать 20 рублей, она учитывает и налоги, и рабочие места, и прочие параметры OPEX (operating expense — операционные издержки). При этом у реальных операторов может быть неравномерная нагрузка, в итоге приходится оплачивать их работу, даже когда звонков нет.

При использовании ботов оплата происходит по факту, да и стоимость минуты у бота значительно дешевле: у разных вендоров она варьируется от 4 до 7 рублей.

Но и тут есть подвох: в заманчиво низкую стоимость часто не включены базовые технологии и инструменты. Обязательно уточняйте, заложены ли в тариф распознавание и синтез речи (ASR и TTS), прослушивание логов, подключение телефонии, покупка номеров.

Интеграция с внешними ИТ-системами

Бот может подгружать ФИО и другие данные из CRM-системы и прямо во время беседы заносить информацию в карточку клиента, создавать необходимые сущности в CRM-системах (лиды, сделки). Это даёт вам более глубокую автоматизацию и большую пользую от обзвона.

Интерфейс сервиса «Звонопёс» ​

Универсальность решения

Не все пользователи готовы отвечать на звонки с неизвестных номеров. С этим придётся смириться. Но если платформа позволяет использовать и другие каналы (к примеру, мессенджеры), вы точно достучитесь до своей аудитории.

Адаптировать сценарий телефонного обзвона к текстовому боту в мессенджере удобно, если вы хотите, например, чтобы ваш NPS-опрос охватил клиентскую базу по максимуму, а «молчунов» было как можно меньше.

Плата за подключение к продукту

Проверьте, нет ли у инструмента первичной платы за подключение, когда ты, по сути, платишь за продукт, даже когда не используешь его. Если такая плата есть, она должна быть обоснована и выгодна.

Интерфейс сервиса Smartcalls​

Наличие готовых решений

Удобно, когда в продукте есть шаблоны кейсов (бот для оформления доставки, NPS-бот), они упрощают работу. Ещё лучше, когда есть предобученные элементы сценария, которые позволят создать «умного» и понятливого бота с минимальными усилиями с вашей стороны.

Это встроенные интенты (то есть намерения, паттерны, из которых по кирпичикам можно составить сценарий): интенты согласия, перевода звонка на оператора, прощания, реакции на ненормативную лексику. Эти кирпичики встречаются практически в любом диалоге, так что здорово, когда вам не нужно проделывать всю кропотливую работу по детальной настройке сценариев самостоятельно.

Технические возможности для создания сценариев

Кейсы «из коробки» хороши, пока вы не захотите от своего бота большего. Некоторые продукты позволяют создавать сценарии, используя и различные языки программирования.

Благодаря этому у пользователей есть возможность реализовывать более сложные кейсы. Так, например, можно научить бота спрашивать удобную для клиента дату визита в клинику, автоматически проверять доступность даты и бронировать её.

Интерфейс сервиса «Инфобот​»

Инструменты аналитики

Итак, обзвон прошёл, 30 клиентов согласились, 10 попросили перезвонить, ещё 20 отказались, а ещё 20 отказались в грубой форме. Как это понять?

Платформа должна уметь отражать статистику по каждому звонку, где будет зафиксировано, когда был совершён звонок, когда он закончился и с каким результатом.

Ещё полезна возможность прослушать звонок и сохранить аудиозапись, выгружать данные по обзвонам на внешние ресурсы (те же «Google Таблицы»), видеть письменную расшифровку каждого звонка. Вся аналитика должна формироваться в онлайне, чтобы в случае чего можно было сразу заметить проблемы в сценарии.

Да-да, все говорят, что обзвоны создаются за три минуты, что никаких специфических знаний для этого не нужно. И всё же совсем без знаний обойтись нельзя, да и тремя минутами вы не ограничитесь, если хотите сделать всё с умом.

Решили провести свой первый обзвон? Узнайте, даёт ли вендор доступ к обучающим курсам, видеоурокам по продукту, разберитесь, как устроена техническая поддержка: она может весьма пригодиться вам на первых порах.

При проведении обзвона могут возникать вопросы и по корректной отработке сценария, и по распознаванию речи, и по телефонии, и по списанию средств. Вместе с партнёрами, которые всегда на подхвате, и результат будет, и клиенты с ботами подружатся.

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Денис Колокольцев

не представляю себе расклада при котором звонок бота не вызывает раздражения клиента. даже звонки с автоопросами качестве бесят особенно если программисты тупые и настроили бот так, что он звонит после каждого заказа а ты там заказываешь раз в неделю (СТД Петрович)

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bogolyubov

Не буду спорить, что сегодня многих уже утомили различные телефонные обзвоны, но как уже было отмечено в статье, мы стараемся позиционировать подобные инструменты именно в качестве элементов клиентского сервиса, а не продаж. К примеру, пользователь, выбирая товар на сайте, может сам указать, что ему удобнее подтвердить время получение заказа по телефону, а не с помощью других каналов связи. Или же офис-менеджер какой-либо клиники заранее предупреждает клиентов о том, что за день до назначенного посещения с ними свяжутся для подтверждения записи. Аналогичная ситуация и с NPS-опросами: после оказания услуги можно получить от клиента согласие на осуществления подобного звонка. В таких случаях для клиента в основном не имеет значения был ли осуществлен звонок реальным оператором или ботом.

Со стороны бизнеса важно заранее продумывать используемые кейсы и корректность их использования в тех или иных ситуациях.   

Ответить
Развернуть ветку
Fractal Hunter

Ещё как имеет значение. Гораздо приятнее общаться с живым человеком, а не с тупым ботом.

Ответить
Развернуть ветку
Egor Glukhov

По-моему, спам-звонки раздражают независимо от того, кто на той стороне - тупой бот, тупой человек или вообще мелодия ожидания (встречается и такой "клиентский сервис").

Ответить
Развернуть ветку
Vasil Rozhkov

А по-моему, это абсолютно нормальная тема! Меня реально бесят обзвонщики-люди (с ботами не сталкивался) и людей труднее послать на ***, а бота - проще. Даже проще трубку положить, но + тут в том, что не нужно тратить моральные усилия как мне, так и человеку (его нет). А компания быстрее повесит черный маркер на клиента. К тому же, мне проще было бы говорить с ботом, когда я например, в туалете, ем и т.д., потому что не буду стесняться. А переслушивать эту запись маловероятно, что будут, особенно если диалогов там за сотню. В любом случае, я за ботов, потому что они будут краткими и сэкономят кучу ресурсов обоим. А мне как клиенту, всегда нужно решить свою задачу быстро. Какая мне разница, человек это или нет. Я в этом смысле прагматичен. Идея классная, вникаю в нее сейчас

Ответить
Развернуть ветку
Fractal Hunter

Для вас отдельный котёл в аду есть, куда постоянно звонят боты.

Ответить
Развернуть ветку
onepositive

в России 100% звонков с левых номеров - это мошенничество так или иначе. каждый день звонят по несколько раз задолбали уже. сил нет.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Tsyganok

Сделайте бота для обычных людей, который будет слать лесом ваших спам ботов и живые спам звонки, достающие всех людей))) стартап взлетит - проблема огромная.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Rakutko
Ответить
Развернуть ветку
Andrey Tsyganok

Я касперским пользуюсь, но я именно про бота. Чтобы он так же впустую их время тратил, как они наше))

Ответить
Развернуть ветку
Никита Сухов

думаю, не стоит говорить про нелепость ситуации, когда вам звонят, вы снимаете трубку и слышите "Здравствуйте, вы позвонили в..." ?

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bogolyubov

Это как раз достаточно популярный пример непродуманной реализации телефонных обзвонов, когда владельцы бизнеса или менеджеры стараются интегрировать новый функционал не разобравшись с его возможностями и ограничениями. Существует актуальная на текущий момент сфера деятельности, связанная с проектированием голосовых интерфейсов, которая как раз применима и для создания телефонных сценариев. Ознакомившись с ее основными положениями можно заметно увеличить конверсию и снизить негатив со стороны клиентов.

Ответить
Развернуть ветку
Art

у вас конечно будет попоболь, но ваш сервис не полетит ))))

Ответить
Развернуть ветку
Art

Буду краток, получаю от бизнеса робозвонок, далее с этим бизнесом не имею дел. Точка.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Rakutko

А я трубку всегда беру. Разговор идет не с ботом, а с компанией, которая его заказала.

Если тупое проигрывание записи (информируем жителей спб об открытии новой стоматологии...) - тогда в спам-лист. Поддержу предыдущих ораторов: на компанию, которая тупо спамит людей, жалко тратить время.

Если же компания подумала о моих потребностях: четко определена задача, звонок информативный, сценарий интересный и обрабатываются уточняющие вопросы, тогда я готов разговаривать. Тогда это как минимум интересно: что заложено в бота? Что ответит, если спросить не машина ли она?

И порой заложено в железного собеседника гораздо больше, чем в живую говорящую голову, которые звонят умирающим голосом и говорят слова, в которые сами не верят.

Лучше пусть звонит бот. Люди не должны тратить время на тупые дела.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Докучаев

Есть такой сервис dasha.ai послушайте у вас челюсть отвиснет, будто живой человек говорит

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Timofey Kravtcoff

Никогда ничего не покупал у ботов и спамеров и не куплю

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Никита Сухов

а чем вас так обидел коммент про безмозглых консультанток?)

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Раскрывать всегда