«ДамПродам» — как генерировать дешёвый трафик через доску объявлений

Денис Гордиенко, руководитель Bright Mobile, о сервисе DamProdam, независимый обзор бизнес-модели сервиса.

Тему продажи б/у смартфонов я уже раскрывал в других статьях.

Как оказалось, идея перепродажи может реализовываться через различные варианты: скупка смартфонов, онлайн ломбарды, программы trade in.

Компания DamProdam также специализируется на перепродаже смартфонов, но делает это двумя способами параллельно.

При поиске в гугле выходят два сайта, в одной и той же нише, с одним и тем же лого, но c немного разными названиями: DamProdam и DamPrice. Несколько ниже разберём зачем нужно это разделение.

Маркетплейс DamPrice

DamPrice - это товарный маркетплейс для продажи б/у электроники. Как Авито, только все фильтры заточены под поиск техники. Основная категория товаров - это техника от Apple. Чтобы продать свой iPhone, пользователь заполняет простую анкету, в которой выбирает соответствующие критерии. Можно поставить любую цену и согласие на торг.

Подтверждение номера - это единственное, что проверяет сайт. Никакой модерации объявлений нет.

Ожидаемого для такого ресурса навязчивого предложения о поднятии объявления в выдаче или выделения цветом - нет. Только предложили репостнуть ссылку на объявления в соц. сети.

После публикации объявления, сервис предлагает оценить свой iPhone. После нажатия на ссылку происходит переход на сайт DamProdam, на который мы уже натыкались при поиске сервиса в гугле.

Чтобы купить смартфон в маркетплейсе, нужно написать в личные сообщения продавцу. Сервис довольно простой и понятный. Если реализовывать подобный маркетплейс под свою идею, то получится примерно такая структура:

  • Доска объявлений
  • Фильтр
  • Просмотр объявлений
  • Переписка
  • Мои сообщения
  • Мой профиль
  • Мои объявления
  • Меню
  • Пользовательское соглашение

Для сайта будут ещё главная и технические разделы (о компании, контакты и т.д.), для приложения достаточно и такого функционала. Когда находишь очередной маркетплейс, то в голове всегда возникает вопрос почему основатели рассчитывают, что Авито и Юла не справятся с этой нишей и пользователи придут именно в новый сервис.

Для покупателя я увидел более удобный поиск, сделанный под параметры iPhone и отстствие навязчивой рекламы. Для продавца преимущество более очевидное - всё бесплатно.

Но, если учитывать, что при продаже продавец размещает объявления на нескольких площадках, а многие покупатели ищут не сразу на авито, а просто пишут в гугл "купить б/у iPhone", то существование такой доский, кажется вполне приемлимым.

Возникает вопрос монетизации: если мне, как продавцу, не нужно платить ни за публикацию, ни процент с продажи, то на какие деньги живет сервис?

Trade in

Ответ кроется в другом сервисе - ДамПродам. Вместо того, чтобы вывесить объявление на барахолке, можно продать телефон компании (правда уже за поставленную ими цену) или доплатить и обменять на новый (имеется ввиду совсем новый, а не купленный у другого продавца. В этом ключевое отличие от того же SmartPrice).

Узнать, за сколько ДамПродам купит смартфон можно прямо на сайте. Для этого на сайте разместили что-то наподобие калькулятора: заполняешь параметры и получаешь оценку. Наш старый офисный iPhone 6S оценили в 5 250р., а на Авито средняя цена 13 000р. Мою десятку оценили в 30 000р. (выбрал среднее состояние из-за зелёной полосы на экране), а на Авито такой стоит сейчас 45-55 тыс. Даже если продавать по нижней кромке в 40 тыс, то разница с ДамПродам будет 10 тыс.

Можно долго распаляться про "развод лохов" и прочие эпитеты, касающиеся скупки по заниженной цене, но как и в случае ломбардов есть люди, которым хочется либо быстрее продать, либо они уже устали продавать и хочется избавиться от телефона "хоть за сколько-нибудь". Исходя из этого делаю выводы, что клиенты ДамПродам - это люди, которые устали продавать на Авито или не хотят превращать свой дом в проходной двор посмотрельщиков.

Вернёмся к сервису. После отправки заявки, перезвонили через час, расспросили о состоянии телефона.

Из минусов - работают только в Москве и Санкт-Петербурге. Я из Тольятти.

Был бы из Москвы, то, по словам девушки из call- центра, ко мне бы приехал мастер, чтобы осмотреть телефон и отдал бы мне деньги. Если бы выбрал обмен с доплатой, то мастер бы еще привез новый телефон.

Учитывая, что в самой концепции заложено, что телефоны проверяются курьерами и оплата происходит сразу, вряд ли скоро сервис станет доступным в других городах. С другой стороны, если будет партнёрка для сервисцентров, то можно использовать их инфраструктуру.

Свою ставку ДамПродам делает на высококвалифицированных курьеров, которые по сути являются мастерами электроники : им нужно уметь оценить работоспособность телефона. Не ясно, кто несет издержки, если оценка будет произведена неверно (вспоминаю, про крутую утилиту проверки состояния телефона у СмартПрайса).

Недавно создательница ДамПродам написала статью на vc , где делает акцент, что это их уникальное предложение - продать или обменять телефон не выходя из дома. Честно говоря, этой статьёй Елена сильно спутала мне карты. Этот материал уже был подготовлен, но чтобы не было ощущения копипасты перерабатывать пришлось более 60%.

Самое главное при таком позиционировании грамотно рассчитать объём рынка. Готовы ли будут впродавцы за скорость в продаже сделать скидку в 20-50%. Кто-то будет готов, но и встречал продавцов на Авито, кто и 500р скидывает с большим скрипом. Пока, чисто логически, при сравнении продать свой телефон за 30 тыс сейчас или подождать недельку другую и продать за 40 выглядит не в пользу ДамПродам, но само существование сервиса, говорит о том, что аудитория несогласная со мной есть и она большая.

Куда потом идут скупленные IPhone? Перепродажей сам ДамПродам не занимается. На сайте нельзя купить б/у телефон, как например, у SmartPrice. Сами создатели говорят, что перепродают оптом в регионы. Если я правильно понял, то они просто перепродаются на том же Авито, возможно, через промежуточного оптового скупщика (привет, ломбарды). Но, классические ломбарды здесь вряд ли пройдут - им такая мелкая комиссия не выгодна. А вот частные перепродавцы, думаю, согласятся иметь 10% с реализации телефона по рыночной цене.

Техническая сторона

Отбросив детали по ЦА, сама идея выглядит гениальной. Берём произвольную массовую сферу (приходят в голову сразу автомобили, запчасти, недвижка, одежда). Запускается и продвигается полностью бесплатная и честная доска объявлений под самыми благовидными предлогами. А затем, продавцов обзванивает компания по скупке, которая ненавязчиво "на всякий случай" оценивает стоимость выкупа здесь и сейчас, если вдруг, продавцу наскучит продавать на доске. Далее выстраивается система реализации скупленного барахла, ну и весь этот праздник живёт за счёт разницы рыночной цены и низкой закупочной.

Для примера, давайте прининем что выходит по выручке у ДамПродам, тем более основатель сама предложила это сделать. А так же попробуем хотя бы приблизительно прикинуть прибыль. Итак, вводная:

  1. 2000 сделок
  2. 40 000р. средний чек выкупа
  3. 30% среднее занижение относительно рыночной цены
  4. 20 чел в команде

Путём не хитрых расчётов понимаем, что купленный за 40 000р. аппарат продаётся потом за 57 000р. Выручка сервиса 17 000р. х 2000 сделок = 34 000 000р.

Теперь посчитаем примерные затраты.

  1. 10% х 57 000р. х 2 000 = 11 400 000р. - бонусы отдела продаж за продажу 2000 аппаратов в месяц. Выглядит как-то не реально, но если это 100 продажников, которые продают по 20 телефонов в месяц каждый, то зп в 114 тыс - нормально. Но, скорее всего, применяется какая-то партнёрская схема.
  2. Свои сотрудники. Заложу по 100 000р. зарплату на каждого. Выходит 2 000 000р.
  3. Налоги. Кстати, при такой схеме применяется УСН? Если это 15% с разницы в доходах и расходах, то выходит ещё 5 100 000р. налогов в мес
  4. Всякие офисные затраты оценю ещё, с запасом, тысяч в 300.
  5. Маркетинг, так же по опыту и пальцем в небо оценю в 500 000р.
  6. Поддержку IT-инфраструктуры ещё в 100 000р.

Итого по затратам: 19 400 000р.

Прибыль: 14 600 000р. в месяц. Не плохо, если говорить о том, что разработка сайта обошлась на старте всего в 500-600 тыс. Кстати, сумму эту, как разработчик, подтверждаю. С приложением, имеющим базовый функционал, это стоило бы не более 1 млн. Что тут добавить. MVP было сделано правильно :)

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Vladimir Vinogradov

А почему в затратах не учтено то, что далеко не весь товар затем удастся продать?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Вечкасов - Маркетолог

Почему же? Да он может дольше продаваться, но продается де.

Вот только, как выходить из положения с тем, что эпл сам айфоны новые по цене занижает. Сейчас 10 можно за 40 тыс. купить... 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Тут скорее идея в том, что через пару дней после покупки айфон превращается в кирпич. Как говорится, естественная убыль.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Есть и такой вариант. Я рассматривал идеальную ситуацию. Какой процент, на Ваш взгляд, потом продаётся по цене металлолома?

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Vinogradov

Обычно электрохлам через какое-то время становится вообще никому не нужен. Думаю, что это главный минус бизнеса. Мне такие бизнесы знакомы, но мне кажется. что все они существуют за счет какого-то канала сбыта хлама. Я плохо могу себе представить, что весь хлам удаётся рано или поздно продать обычным людям.

Я полагаю, что где-то каждый второй товар не удастся продать. Вы думаете иначе или может есть какая-то статистика?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Статистики не нашёл, но, думаю, это один из ключевых показателей, с которым борется компания. Это можно сделать за счёт более жёстких требований приёмки и оптовых продаж дилерам. 

Каждый второй - это явно завышенный показатель. Иначе давно всё загнулось бы (выкупная цена больше 50%). Думаю, что такие проблемы менее, чем у 5% аппаратов.

Ответить
Развернуть ветку
ugnich

Не думаю, что это разделение на два сайта им "нужно". Скорее всего, так просто получилось.

Дополнительные сайты/разделы делают чтобы захватить больше разного смежного трафика: например, блог с новостями Apple или обзор новых приложений для iPhone. Делать два разных сайта под один и тот же трафик "покупка/продажа iPhone" смысла мало.

Ну и в данном конкретном примере сравнительно просто покупать дешевый трафик: таргет на конкретное устройство почти везде есть, пользователей iPhone много. Зачем заморачиваться с этими досками мне непонятно.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Богатырева

Денис, вам надо гуглить чуть подробнее факты. Ну еще попытаться лучше разобраться в теме. Парсить и обзванивать объявления можно откуда хочешь, для этого есть крупные игроки. Только процент выхлопа равен 0,0000001%. Это абсолютно нерабочий инструмент, когда есть нормальные перформанс-каналы, которые дают лояльную аудиторию. Попробуйте, поймете. Описанным "бизнес-процессом" занимаются многие "одиночные" предприниматели. Ну а новый iPhone Х на Яндекс Маркете сейчас стоит 49 тысяч, официально восстановленный. Поэтому вы можете сколько угодно продавать спорный б/у смартфон на Авито за 46 тысяч. Возможно, через пару недель найдете клиента, а может и нет. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Елена, я рад, что Вы так детально изучили именно этот абзац моей статьи, но сама статья как раз о создании перфоманс-канала, как Вы выражаетесь. 

По поводу цены на спорный телефон - так я ж не против, несколько раз оговорился, что это исключительно моё мнение, а не истина в последней инстанции и много людей с противоположной точкой зрения, которые и продают телефон Вашей компании, Смартпрайсу, а кто-то по-старинке несёт в ломбард.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Богатырева

А теперь посмотрите цены на iPhone Х в трейдине МТС ... 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда