{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Оставить чаевые, даже если нет наличных: какие приложения помогут и сколько получит официант Статьи редакции

Пять способов отблагодарить официанта и их плюсы и минусы.

1. Перевод на карту официанту

Когда у посетителя нет при себе наличных, но он хочет оставить чаевые конкретному официанту, то можно перевести деньги на личную банковскую карту работника.

Плюсы: такое вознаграждение не облагается налогом и не делится между всеми сотрудниками смены, деньги перечисляют напрямую официанту. Нет комиссий, кроме комиссий банков.

Минусы: если у официанта карта другого банка, возможно, придётся заплатить комиссию — 1,5–1,6% от суммы чаевых, минимум 30–50 рублей.

Сколько получит официант со 100 рублей чаевых: 100 рублей, но гостю придётся перевести 130–150 рублей.

В большинстве заведений чаевые оставляют либо наличными, либо переводом на карту официанта. В редких случаях ресторан позволяет снимать чаевые по терминалу, но это обычно не приживается, потому что с этих чаевых ресторан по закону обязан платить налоги.

Знаю, что в некоторых заведениях есть способ начисления чаевых через приложения по QR-коду. Сам с такой системой не работал, но слышал много нареканий от коллег.

Чтобы оставить чаевые через приложение, нужно его сначала скачать, и люди делают это неохотно. Кроме того, там есть процент за использование или за вывод средств. На мой взгляд, лучший способ оставить чаевые по безналу — перевести официанту на карту.

Павел Перейма, официант ресторана Chips, Москва

2. Перевод через приложение

Плюсы: можно отблагодарить официанта, если нет наличных.

Минусы: нужно устанавливать приложение и пройти регистрацию. Официанту придётся заплатить комиссию.

Сколько получит официант со 100 рублей чаевых: от 40 рублей — в зависимости от размера процента за использование приложения и за вывод средств на банковскую карту.

Количество установок в октябре 2019 года: менее 30 тысяч в AppStore и 50 тысяч в Google Play.

Сервис создан на базе приложения Plazius. Клиент сканирует штрих-код, который ему показал официант, и оплачивает счёт и чаевые со своей карты.

У SberFood, помимо безналичных чаевых, есть ещё несколько функций: возможность забронировать столик, оплатить заказ, воспользоваться скидками и акциями, а также изучить подборки сервиса «Афиша-Рестораны».

Пользователь может авторизоваться в SberFood, введя номер своего мобильного телефона или «Сбербанк ID». Пока сервис работает для 52 тысяч ресторанов в 72 городах. Приложение можно скачать в App Store и Google Play.

По словам официанта пиццерии «Сицилия» из Ростова-на-Дону Марии Папка, в их заведении есть возможность оставить чаевые через систему Plazius, но клиенты к такой опции пока не привыкли.

За полгода через Plazius мне пришло 1100 рублей чаевых. Это копейки. Наличными чаевыми я за одну смену больше получаю.

При этом мои 1100 рублей — самая большая сумма чаевых среди официантов нашего ресторана, остальные через Plazius получают ещё меньше.

Вот почему так происходит: раньше, когда оплата банковскими картами только вошла в обиход, посетители ресторанов реже стали оставлять чаевые. Они говорили, что наличных для чая нет, счёт оплатят картой.

Со временем клиентов приучили к тому, что чаевые можно перевести и на карту официанту. А теперь, когда появились всевозможные приложения для оплаты, клиенты опять предпочитают оплачивать только счёт, потому что сразу никак не проверишь, оставил он на чай или нет.

Нужно бежать к «киперу» (R-Keeper — система автоматизации предприятий общепита — vc.ru) и проверять, а действительно ли клиент закрыл счёт. Посетитель может соврать, заявив, что оплатил счёт через приложение. Поэтому тут уже не до чаевых.

В Plazius есть минимальный порог чаевых — это то ли 5, то ли 11 рублей, не помню точно, и люди, увидев такие цифры, думают, что вполне приемлемо оставить червонец на чай.

Мария Папка
, официантка пиццерии «Сицилия» из Ростова-на-Дону

Количество установок в октябре 2019 года: менее 5 тысяч в AppStore.

В приложении можно переводить чаевые с карты конкретному официанту, ставить оценки сотрудникам ресторана и направлять отзывы руководству заведения.

Комиссии за использование приложения нет, официант платит только фиксированную комиссию 50 рублей за вывод средств на карту и 10% от суммы перевода. Отправитель (гость ресторана) платит 5% за перевод средств. В ближайшее время разработчики планируют отменить этот процент.

Для авторизации в приложении необходимо ввести номер мобильного телефона.

У нас разграничены полномочия внутри приложения. Официанта в приложение может добавить только ресторан, с которым у нас заключён договор. Так мы верифицируем официанта и демонстрируем реально работающего человека вместо безликого QR-кода.

Официант авторизуется в приложении по номеру телефона, получает чаевые на свой счёт и может мгновенно выводить их на карту. Эта информация недоступна его руководителю и конфиденциальна. Руководитель видит только оценки, поставленные официанту клиентами ресторана, и отзывы.

Пётр Галочкин, основатель и генеральный директор приложения Taqs

3. Банковские сервисы для безналичных чаевых

Плюсы: в отличие от способа оставить чаевые через приложения, банковские сервисы не требуют скачивания дополнительных сервисов и открытия приложения банков на смартфоне, для оплаты счёта и чаевых достаточно одного касания картой на терминале.

Минусы: официант платит комиссию и получает неполную сумму чаевых.

Сервис Visa и банк «Русский стандарт»

В июле 2019 года Visa совместно с банком «Русский стандарт» запустила тестовый сервис безналичного перевода чаевых.

С помощью сервиса можно оставить чаевые при оплате заказа: после того как на терминале появится сумма счёта, официант предлагает клиенту ввести сумму чаевых.

Счёт и чаевые списываются с банковской карты одним платежом. Затем чаевые отправляются официанту на его личный электронный кошелёк и проходят как подарок (по закону чаевые не облагаются налогом).

К сервису подключается торговая точка, а официанты регистрируются в личном кабинете на сайте банка-партнёра. Комиссия (от 5%) взимается, только когда официант выводит деньги из электронного кошелька. Посетитель ресторана комиссию не платит. Сервисом могут воспользоваться только владельцы карт Visa (и отправитель, и получатель чаевых).

Как отмечает пресс-служба банка «Русский Стандарт», в августе средний чек безналичных чаевых, зафиксированный в системе, вырос до 410 рублей, а самой высокой суммой было 16 815 рублей.

При этом максимальный уровень чаевых может составлять 20% от счёта. В сентябре, когда к сервису подключились бары, рестораны и кальянные массового сегмента с более доступной средней суммой счёта, средний чек опустился до 282 рублей.

Сегодня к сервису присоединились почти 100 заведений в 27 городах России, например, часть столичных кофеен сети «Шоколадница», бар Kalina Bar в Москве, кафе Food Park в Сочи.

Сервис безналичной оплаты чаевых Visa и банка «Русский стандарт» заработал в наших кофейнях только этой осенью, примерно два месяца назад.

Пока только 5% гостей оставляют чаевые именно этим способом, российские гости ресторанов пока ещё не привыкли к этому нововведению, но мы оказываем маркетинговую поддержку сервису и верим, что за ним будущее.

Сервис пока функционирует только в 30 точках Москвы. Средняя сумма чаевых в «Шоколаднице», поступивших через сервис Visa и банка «Русский стандарт», составляет 120 рублей, в аэропортах — 240 рублей. А средняя сумма чаевых наличными — в городе 100 рублей, в аэропорту — 150.

Павел Перов, руководитель отдела координации и развития, ГК «Шоколадница»

Сколько получит официант со 100 рублей чаевых: 95 рублей.

Система CloudTips от «Тинькофф-банка» и Cloudpayments

В конце октября 2019 года «Тинькофф-банк» совместно с сервисом для обработки электронных платежей CloudPayments анонсировал запуск CloudTips.

Чтобы оставить чаевые через эту систему, нужно отсканировать индивидуальный QR-код официанта или другого сотрудника сферы обслуживания.

Затем пользователь попадёт на страницу в браузере, где необходимо ввести нужную сумму и оставить отзыв или комментарий. Совершить перевод можно через Apple Pay, Google Pay или по номеру банковской карты.

Как и для получения чаевых через приложения, официанту придётся пройти регистрацию в сервисе CloudTips и получить личный QR-код. В приложении можно привязать карту любого банка, однако держатели карт «Тинькофф» платят 5% комиссии за пользование сервисом, а владельцы карт других банков — 10%.

В отличие от других банковских сервисов по оплате чаевых, CloudTips не зависит от банка-эквайера. В сервисе Visa, например, банк-эквайер можно заменить только на другого участника сервиса.

Сейчас наш сервис работает в пилотном режиме в нескольких ресторанах Москвы: Littles Kids Play Cafe, Ruski, несколько корнеров в «Депо Москва», рестораны сети «Росинтер» и Gagawa. Планируется тестовый запуск сервиса на нескольких проектах Ginza Project.

С момента запуска в конце октября у нас зарегистрировалось более 1000 пользователей. Средний чек достаточно высокий — около 500 рублей, так как мы стартовали в партнёрстве с дорогими ресторанами. По прогнозам он составит 200–250 рублей, когда пул ресторанов расширится.

пресс-служба банка «Тинькофф»

Сколько получит официант со 100 рублей чаевых: 95 рублей получит владелец карты «Тинькофф» и 90 рублей владелец карты другого банка.

Сервис «Чаевые картой просто» в партнёрстве со «Сбербанком»

Изначально «Чаевые картой просто» создавался как мобильное приложение, но теперь разработчики совместно со «Сбербанком» развивают банковский сервис.

Чтобы оставить чаевые, необходимо отсканировать QR-код сотрудника, расположенный на предчеке или карте официанта (на Iphone достаточно навести камеру телефона, а на Android можно использовать любое приложение сканер QR-кодов), ввести сумму и оплатить с помощью банковской карты, Apple Pay или Google Pay.

Чаевые поступают на счёт официанта в личном кабинете сервиса, откуда он выводит их себе на карту. За использование сервиса официант платит комиссию — 5% от суммы чаевых начиная с четвёртого месяца и ещё 0,5% за вывод средств на банковскую карту (перевод на банковские реквизиты без комиссии).

По мере роста пользователей комиссия, возможно будет отменена, обещает создатель сервиса Евгений Загоруйко.

На сегодняшний день сервисом пользуются более 3000 официантов в 300 заведениях страны, например, Osteria Mario, BAR BQ, Жан Жак, Пронто Пицца и рестораны НИЯМА.

Сколько получит официант со 100 рублей чаевых: от 94,5 рублей.

4. Чаевые уже включены в счёт или гость просит включить их в счёт

Плюсы: простота и скорость. Не нужно устанавливать специальные приложения и искать наличные.

Минусы: официант получает на треть меньше.

Согласно закону о защите прав потребителей, рестораны не могут принуждать посетителя к оплате чаевых. Но некоторые заведения включают в счёт сумму за обслуживание. По закону гость не обязан её выплачивать.

Иногда посетитель сам просит официанта включить в счёт чаевые. Средства поступают в бухгалтерию ресторана, из неё вычитается налог на прибыль (20%) и НДФЛ (13%). В некоторых заведениях официант получает оставшуюся сумму вместе с зарплатой, в других чаевые возмещают в полном размере наличными.

Получив чаевые, включённые в счёт, мы приносим чек кассиру или администратору и нам возмещают всю сумму наличными.

Очень редко возникает ситуация, когда у официанта закончилась смена, но гости за его столиком ещё не ушли и столик приходится передавать официанту.

Если гости хотят оставить чаевые наличными, поделиться легко, а когда чаевые включают в счёт, между двумя официантами, работавшими на этом столике, могут возникнуть недопонимания. Поэтому в такой ситуации мы просим рассчитаться и передаём стол другому официанту.

Екатерина Пилюкова, официант ресторана «Любо-Дорого», Рубцовск

Сколько получит официант со 100 рублей чаевых: от 67 рублей (в зависимости от системы налогообложения в заведении и правил выплаты чаевых, оставленных по безналу).

5. Наличные (если они всё-таки есть)

С распространением безналичной оплаты такой способ вызывает трудности: посетители не носят с собой наличные деньги. Например, как рассказал управляющий ресторана Buro Tsum, 85% платежей в заведении проходит по безналу.

Плюсы: простота.

Минусы: в некоторых ресторанах принято собирать все чаевые за смену и затем делить поровну. В одних ресторанах чаевые распределяются только по официантам и менеджеру, в других — делятся ещё на работников кухни и посудомойщиков.

В результате официант, которого посетитель хотел поблагодарить за хорошее обслуживание, получит столько же, сколько и его коллеги.

Сколько получит официант со 100 рублей чаевых: 100 рублей, если в заведении не принято делить чаевые между сотрудниками.

Мы работаем по системе индивидуального чая: сколько заработал, столько и оставляешь себе.

Но принято делиться 10% от чая с барменом, помощником официанта (в зависимости от общей суммы чаевых за день, как правило, 200–300 рублей, и ещё 100 рублей из чаевых мы отдаём на мойку.

То есть в среднем я получаю за смену в будни 2000–2500 рублей на чай, а остаётся от них 1400–1800.

Алик Акабиров, официант ресторана «Баклажан», Москва

Чаевые, как правило, оставляют наличными, иногда кладут деньги на баланс телефона официанта. У нас вознаграждения собираются в общую корзину и делятся на всех официантов. И я считаю, что это делает коллектив более сплочённым.

У меня был опыт работы в заведениях, где у каждого свой чай. Иногда у меня выходило 30 рублей чаевых за ночь, а у моих коллег по 2000 рублей, только потому что администратор посадила в их зону постоянных клиентов, которые всегда хорошо оставляют на чай.

В «Ле Меню» в обычные дни чаевые достаются только официантам, за исключением случаев, когда клиент передаёт отдельную благодарность повару. С банкетами немного по-другому, 10% за обслуживание делятся между всей рабочей сменой: мойщицы, помощник повара, повара и официанты.

Мария Раковская, официантка кафе «Ле Меню», Санкт-Петербург
0
195 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Шаров

Как давно хотелось ткнуть носом людей, которые не понимают, зачем оставлять чаевые... Итак, представим, никто больше не оставляет чаевых. Официанту такая работа, само собой, неинтересна и он валит подальше. В итоге вы сами будете ножками бегать и заказывать, а после бежать и забирать. Посуду пустую отнести на мойку не забудьте, большинство даже на фудкортах, где это подразумевается, сделать не могут, слишком низко для их барской пятой точки. Если ресторан повысит плату официантам, то вы же и будете оплачивать повышенные цены ради этого. В убыток работать никому не хочется. Ну как, +процентов 10-15 будете за блюда платить или иногда чай оставлять, что выгоднее? Официант помогает вам выбирать блюда, поддерживает чистоту на столах, чтобы в своей же грязи не сидели, оказывает мелкие услуги по мере возможности. И да, полно гостей, кто не оставляет, но менее приятными они от этого не становятся и наоборот, вроде чай душу греет, а кроме мата в сторону гостей ничего говорить не хочется. Да, бывший официант, знающий эту кухню от и до. 

Ответить
Развернуть ветку
John Lock

Ололо, я водитель НЛО🤣

Правда так наивно думаете, что все так будет? Да фига там.

Я бы с удовольствием сам забирал еду, вообще без проблем. А вот уносить будет кто-то из персонала, как бы ваша жопа не пылала, вы не сможете заставить клиента убирать за собой. Что, за пуговицу схватите его при выходе? Нет, чел поест и уйдет. Поэтому вопрос с уборкой посуды не релевантен.

Если ресторан повысит плату, клиенты будут или ходить туда или не ходить, на усмотрение, для кого он будет казаться дорогим или нет. ТОЧНО ТАКЖЕ как и со всеми другими ресторанами, туда ходят те, кто считает приемлимым для себя ходить. Так что и эта ваша фантазия мимо.

 чтобы в своей же грязи не сидели

Еще раз ололо, если в заведении будет дерьмовая атмосфера, клиенты попросту не будут туда ходит и заведение закроется, так что поддержка чистоты все равно будет на владельцах ресторана. И снова мимо.

Йуный падаван, вы слишком переоцениваете роль официантов, это обслуживающий, легко заменяемый персонал, и их работа не требует никакого обучения в университетах, ни умственного труда. Один ушел, "за забором еще десяток будет стоять".

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Шаров

Я говорил об уборке за собой на фудкортах в торговых центрах, к примеру. В том же ресторане офик поддерживает постоянно чистоту, пока вы отдыхаете, а не только уже ушли. 
Про повышение цен я уже говорил. Ситуация предложена была такая, если вообще никто не будет оставлять. Везде цены взлетят и как вам это понравится? 
Легко заменяемый? Вы правы, легко найти человека, который просто скажет Вам "здравствуйте", глупо с улыбкой выслушает заказ и молча принесёт. Ну, приятного аппетита пожелает. Но его работа заключается во много большем. Первое - создать атмосферу в заведении. Вы бы пошли в место, где готовят вкусно, но обслуживание ноль? Помните, я про ресторан, а не "взял с собой и пошёл". 
Второе - помнить наизусть десятки блюд по всем составляющим, всем сочетаниям и плюс помнить аллергены. Добавьте сюда пару десятков вин по названиям именно, от которых язык иногда ломается. Да, университеты не требуются. Но компании для хорошего обслуживания проводят тренинги, официантов дрючат в прямом смысле. Выражение лица, поведение в зале, разговор, продажи дополнительных ингредиентов. Просто взять заказ уже не годится. 

Но и за всё это платят не так много. Ну нет на этой позиции хороших ставок. Расчёт лишь на чаевые. Исключение их даст лишь увеличение цен вообще на все блюда и вообще во всех ресторанах. По другому никак. 

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Чижевский

Вот лично мне большего от официанта и не нужно. Взял заказ, принёс, ушёл. Я на него даже смотреть вряд ли буду. Не потому, что я обалдеть какой господин, просто интроверт-социофоб, который без лишней надобности вообще вряд ли окажется в таком заведении. Возможно, поэтому мне и всё равно. Равно как курьер принёс, отдал, ушёл. Таксист приехал, отвёз, уехал. Мне от этих всех людей ничего не надо, кроме услуги. Такие же статисты, как все эти тысячи людей вокруг. Как и я для них. 

Не вижу смысла им доплачивать сверх назначенной цены. Что касается повышения цен — я за, если деньги пойдут работягам, а не в карман их руководителям. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Шаров

Я сам не особый любитель общения, лишь по настроению. Но опять таки, люди разные, а недоумение идёт, зачем вообще офикам чаевые? Я пояснил варианты, если их не будет, только и всего. А вот с повышением... Вот Вам важно именно название того, за что платите? Чаевые или просто салат вместо 300 станет 350р, к примеру. Уж лучше иногда давать денег тем, кто хорошо делает свою работу, чем постоянно и никаким работникам, как мне кажется. 

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Чижевский

Если работники постоянно и никакие, то я вряд ли буду пользоваться их услугами, если уж это не что-то безвыходное. Хотя стараюсь всегда проявлять понимание. Задержалась мне пару раз доставка в Беру, например, и вот я уже смотрю товары на Гудс.ру. Как-то так. При этом я не чувствую необходимости что-то доплачивать курьеру, который доставил мне всё в срок. Так и должно быть.

К слову, к себе у меня ровно то же отношение. Когда я делаю какую-то свою прямую обязанность и мне говорят за это "спасибо", я всегда говорю, что благодарить меня не обязательно, это моя работа. Сказали сдать отчёт к обеду — вот вам отчёт, не благодарите.

Ответить
Развернуть ветку
192 комментария
Раскрывать всегда