Оставить чаевые, даже если нет наличных: какие приложения помогут и сколько получит официант Статьи редакции
Пять способов отблагодарить официанта и их плюсы и минусы.
1. Перевод на карту официанту
Когда у посетителя нет при себе наличных, но он хочет оставить чаевые конкретному официанту, то можно перевести деньги на личную банковскую карту работника.
Плюсы: такое вознаграждение не облагается налогом и не делится между всеми сотрудниками смены, деньги перечисляют напрямую официанту. Нет комиссий, кроме комиссий банков.
Минусы: если у официанта карта другого банка, возможно, придётся заплатить комиссию — 1,5–1,6% от суммы чаевых, минимум 30–50 рублей.
Сколько получит официант со 100 рублей чаевых: 100 рублей, но гостю придётся перевести 130–150 рублей.
2. Перевод через приложение
Плюсы: можно отблагодарить официанта, если нет наличных.
Минусы: нужно устанавливать приложение и пройти регистрацию. Официанту придётся заплатить комиссию.
Сколько получит официант со 100 рублей чаевых: от 40 рублей — в зависимости от размера процента за использование приложения и за вывод средств на банковскую карту.
Количество установок в октябре 2019 года: менее 30 тысяч в AppStore и 50 тысяч в Google Play.
Сервис создан на базе приложения Plazius. Клиент сканирует штрих-код, который ему показал официант, и оплачивает счёт и чаевые со своей карты.
У SberFood, помимо безналичных чаевых, есть ещё несколько функций: возможность забронировать столик, оплатить заказ, воспользоваться скидками и акциями, а также изучить подборки сервиса «Афиша-Рестораны».
Пользователь может авторизоваться в SberFood, введя номер своего мобильного телефона или «Сбербанк ID». Пока сервис работает для 52 тысяч ресторанов в 72 городах. Приложение можно скачать в App Store и Google Play.
По словам официанта пиццерии «Сицилия» из Ростова-на-Дону Марии Папка, в их заведении есть возможность оставить чаевые через систему Plazius, но клиенты к такой опции пока не привыкли.
Количество установок в октябре 2019 года: менее 5 тысяч в AppStore.
В приложении можно переводить чаевые с карты конкретному официанту, ставить оценки сотрудникам ресторана и направлять отзывы руководству заведения.
Комиссии за использование приложения нет, официант платит только фиксированную комиссию 50 рублей за вывод средств на карту и 10% от суммы перевода. Отправитель (гость ресторана) платит 5% за перевод средств. В ближайшее время разработчики планируют отменить этот процент.
Для авторизации в приложении необходимо ввести номер мобильного телефона.
3. Банковские сервисы для безналичных чаевых
Плюсы: в отличие от способа оставить чаевые через приложения, банковские сервисы не требуют скачивания дополнительных сервисов и открытия приложения банков на смартфоне, для оплаты счёта и чаевых достаточно одного касания картой на терминале.
Минусы: официант платит комиссию и получает неполную сумму чаевых.
Сервис Visa и банк «Русский стандарт»
В июле 2019 года Visa совместно с банком «Русский стандарт» запустила тестовый сервис безналичного перевода чаевых.
С помощью сервиса можно оставить чаевые при оплате заказа: после того как на терминале появится сумма счёта, официант предлагает клиенту ввести сумму чаевых.
Счёт и чаевые списываются с банковской карты одним платежом. Затем чаевые отправляются официанту на его личный электронный кошелёк и проходят как подарок (по закону чаевые не облагаются налогом).
К сервису подключается торговая точка, а официанты регистрируются в личном кабинете на сайте банка-партнёра. Комиссия (от 5%) взимается, только когда официант выводит деньги из электронного кошелька. Посетитель ресторана комиссию не платит. Сервисом могут воспользоваться только владельцы карт Visa (и отправитель, и получатель чаевых).
Как отмечает пресс-служба банка «Русский Стандарт», в августе средний чек безналичных чаевых, зафиксированный в системе, вырос до 410 рублей, а самой высокой суммой было 16 815 рублей.
При этом максимальный уровень чаевых может составлять 20% от счёта. В сентябре, когда к сервису подключились бары, рестораны и кальянные массового сегмента с более доступной средней суммой счёта, средний чек опустился до 282 рублей.
Сегодня к сервису присоединились почти 100 заведений в 27 городах России, например, часть столичных кофеен сети «Шоколадница», бар Kalina Bar в Москве, кафе Food Park в Сочи.
Сколько получит официант со 100 рублей чаевых: 95 рублей.
Система CloudTips от «Тинькофф-банка» и Cloudpayments
В конце октября 2019 года «Тинькофф-банк» совместно с сервисом для обработки электронных платежей CloudPayments анонсировал запуск CloudTips.
Чтобы оставить чаевые через эту систему, нужно отсканировать индивидуальный QR-код официанта или другого сотрудника сферы обслуживания.
Затем пользователь попадёт на страницу в браузере, где необходимо ввести нужную сумму и оставить отзыв или комментарий. Совершить перевод можно через Apple Pay, Google Pay или по номеру банковской карты.
Как и для получения чаевых через приложения, официанту придётся пройти регистрацию в сервисе CloudTips и получить личный QR-код. В приложении можно привязать карту любого банка, однако держатели карт «Тинькофф» платят 5% комиссии за пользование сервисом, а владельцы карт других банков — 10%.
Сколько получит официант со 100 рублей чаевых: 95 рублей получит владелец карты «Тинькофф» и 90 рублей владелец карты другого банка.
Сервис «Чаевые картой просто» в партнёрстве со «Сбербанком»
Изначально «Чаевые картой просто» создавался как мобильное приложение, но теперь разработчики совместно со «Сбербанком» развивают банковский сервис.
Чтобы оставить чаевые, необходимо отсканировать QR-код сотрудника, расположенный на предчеке или карте официанта (на Iphone достаточно навести камеру телефона, а на Android можно использовать любое приложение сканер QR-кодов), ввести сумму и оплатить с помощью банковской карты, Apple Pay или Google Pay.
Чаевые поступают на счёт официанта в личном кабинете сервиса, откуда он выводит их себе на карту. За использование сервиса официант платит комиссию — 5% от суммы чаевых начиная с четвёртого месяца и ещё 0,5% за вывод средств на банковскую карту (перевод на банковские реквизиты без комиссии).
По мере роста пользователей комиссия, возможно будет отменена, обещает создатель сервиса Евгений Загоруйко.
На сегодняшний день сервисом пользуются более 3000 официантов в 300 заведениях страны, например, Osteria Mario, BAR BQ, Жан Жак, Пронто Пицца и рестораны НИЯМА.
Сколько получит официант со 100 рублей чаевых: от 94,5 рублей.
4. Чаевые уже включены в счёт или гость просит включить их в счёт
Плюсы: простота и скорость. Не нужно устанавливать специальные приложения и искать наличные.
Минусы: официант получает на треть меньше.
Согласно закону о защите прав потребителей, рестораны не могут принуждать посетителя к оплате чаевых. Но некоторые заведения включают в счёт сумму за обслуживание. По закону гость не обязан её выплачивать.
Иногда посетитель сам просит официанта включить в счёт чаевые. Средства поступают в бухгалтерию ресторана, из неё вычитается налог на прибыль (20%) и НДФЛ (13%). В некоторых заведениях официант получает оставшуюся сумму вместе с зарплатой, в других чаевые возмещают в полном размере наличными.
Сколько получит официант со 100 рублей чаевых: от 67 рублей (в зависимости от системы налогообложения в заведении и правил выплаты чаевых, оставленных по безналу).
5. Наличные (если они всё-таки есть)
С распространением безналичной оплаты такой способ вызывает трудности: посетители не носят с собой наличные деньги. Например, как рассказал управляющий ресторана Buro Tsum, 85% платежей в заведении проходит по безналу.
Плюсы: простота.
Минусы: в некоторых ресторанах принято собирать все чаевые за смену и затем делить поровну. В одних ресторанах чаевые распределяются только по официантам и менеджеру, в других — делятся ещё на работников кухни и посудомойщиков.
В результате официант, которого посетитель хотел поблагодарить за хорошее обслуживание, получит столько же, сколько и его коллеги.
Сколько получит официант со 100 рублей чаевых: 100 рублей, если в заведении не принято делить чаевые между сотрудниками.
Как давно хотелось ткнуть носом людей, которые не понимают, зачем оставлять чаевые... Итак, представим, никто больше не оставляет чаевых. Официанту такая работа, само собой, неинтересна и он валит подальше. В итоге вы сами будете ножками бегать и заказывать, а после бежать и забирать. Посуду пустую отнести на мойку не забудьте, большинство даже на фудкортах, где это подразумевается, сделать не могут, слишком низко для их барской пятой точки. Если ресторан повысит плату официантам, то вы же и будете оплачивать повышенные цены ради этого. В убыток работать никому не хочется. Ну как, +процентов 10-15 будете за блюда платить или иногда чай оставлять, что выгоднее? Официант помогает вам выбирать блюда, поддерживает чистоту на столах, чтобы в своей же грязи не сидели, оказывает мелкие услуги по мере возможности. И да, полно гостей, кто не оставляет, но менее приятными они от этого не становятся и наоборот, вроде чай душу греет, а кроме мата в сторону гостей ничего говорить не хочется. Да, бывший официант, знающий эту кухню от и до.
а если официант уйдет - насколько сложно найти другого на его место?
Желающих, как выше писали, десятки, ага... Один рыба, который с мёртвым лицом общается с гостями, второй вечно с перегаром, третий учится, четвёртый болеет постоянно, пятый не может выучить меню, шестой ленив и ничего не хочет делать, седьмой разговаривает на жаргоне и не умеет по другому... Осталось три человека, двоим из которых, как оказалось, эта работа не по нутру. А так, да, десятки желающих.
Надо платить по рынку просто и никаких проблем.
Но денег жалко конечно, это я как человек, который занимается подбором заявляю.
А рынок уже сформирован. Не первый даже год и больше платить никто не хочет.
"А рынок уже сформирован." - Он не сформирован. Фактически зарплатная вилка ползет вниз. Поскольку заморожена. А реальная инфляция совсем не официальные (условные) 5%. В этих условиях единственная возможность у клиента кафе/ресторана хоть как-то простимулировать официанта - чаевые. Либо посещать эрзац-рестораны. Типа "макдака". Там в части ценообразования все прозрачно.
Почему стимулировать официанта - задача клиента, а не работодателя? Лично я не умру, даже если все кафе и рестораны вокруг закроются. А вот чем будет заниматься горе-владелец такого ресторана - другой вопрос.
"Почему стимулировать официанта - задача клиента, а не работодателя? " - Потому что типичный рд - жадный. И если есть намерение возвращаться в данную конкретную едальню, хоть и нечасто - разумно простимулировать официанта. Если намерения возвращаться нет - тогда и смысла нет платить чаевые.
А как официант связан с тем, чтобы мне хотелось возвращаться в данную конкретную едальню? Он просто тарелки разносит. Завтра на его месте вообще может быть другой. Это владелец заведения должен переживать о том, чтобы к нему ходили посетители и оставались довольными.
"А как официант связан с тем" - Это может быть приятная девушка, например :)
По-моему, вас куда-то не туда уносит.
Сегодня же пятница!