{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Создание службы доставки на примере Dostavista

Денис Гордиенко, руководитель Bright Mobile, об организации доставки в маркетплейсах и стартапе Достависта.

К нам в студию часто обращаются клиенты с идеей создания нишевых товарных маркетплейсов: собрать на одной платформе частных фермеров или рукодельниц, небольшие магазины ТЦ или отраслевых микропроизводителей, которым дорого продвигать собственный сайт. Идея везде примерно одинаковая - продавцы размещают свои товары, разделяя по категориям и характеристикам, а клиенты видят некое подобие небольшого Озона или АлиЭкспресс.

Но такие проекты, как правило, натыкаются на одну проблему - доставка. Мало кто имеет возможность, помимо приложения, еще и курьерскую службу создавать. А гипотетическая баба Варя с радостью продаст продукты с дачи, но вряд ли захочет развозить их покупателям. Здесь приходит в голову, что владельцев таких проектов можно объединить с основателями логистических сервисов, которые тоже запускаются достаточно часто. Сегодня хочу рассказать как работают такие проекты на примере одного из самых крупных российских стартапов этой отрасли - Достависты.

Принцип работы

Достависта - это маркетплейс, объединяющий заказчиков (отправителей грузов), курьеров и получателей (клиентов). Заказчиками в Достависте могут выступать физические лица и организации, в частности, интернет-магазины, не имеющие своей службы доставки.

Заказ курьера

Создать заявку можно с сайта и из приложения, независимо от того, кем является заказчик. Анкета создания заказа довольно подробная. Нужно указать типовые поля, а-ля откуда, куда, кому, но в создании заказа есть интересная функция - отправить получателям смс с интервалом прибытия и телефоном курьера. Оплатить курьера можно как наличными так и картой онлайн.

Заказ курьера для юридических лиц

Для работы с юридическими лицами Достависта заключает договор на длительное обслуживание, работают по безналичному расчету авансовым платежом. Можно объявить ценность, сервис обещает выплатить компенсацию в случае утери (до 50 000 р).

На сайте можно расчитать стоимость доставки в зависимости от маршрута и типа курьера. Для физических и юридических лиц стоимость выходит одинаковая. Правда там же на сайте пишут, что по безналичной оплате стоимость выше на 22,7%, причины, думаю, понятны.

Для интернет-магазинов

Магазины могут использовать сервис двумя способами:

1-й способ “ в ручную”:

Отправитель заполняет все данные, время, когда нужно забрать, когда доставить, контакты получателя, а в создании заказа есть дополнительные поля для интернет-магазинов: контактное лицо, внутренний номер заказа.

2-й способ “автоматически”:

Если у интернет-магазина приличный поток клиентов и нет времени оформлять доставку, то Достависта предлагает интегрировать через API сервис доставки в сайт. Таким образом, вместо того, чтобы оформлять доставку руками и передавать покупателю номер для отслеживания доставки, покупателю будет отображаться форма заказа доставки и он сам будет вносить все необходимые данные.

Есть ещё ряд апсейловых плюшек:

  • Достависта занимается междугородней доставкой
  • Есть возможность дополнительно нанять грузчиков.
  • Можно на одного курьера назначить несколько адресов и сэкономить время на организации отправки: нужно будет вручать товар только одному курьеру, а не нескольким.
  • Курьер может выступать в роли продавца перед покупателем: после доставки клиент оплачивает покупку курьеру, а тот переводит деньги владельцу магазина.

Для получателя

Получатель посылки может отследить свой заказ по номеру телефона. На карте отображается перемещение курьера.

Работа курьером

Для курьеров создано отдельное приложение состоящее из трех разделов:

1. Заказы. Все заказы делятся на доступные, мои отклики, активные, завершенные, архив. Чтобы получить к ним доступ, нужно зарегистрироваться в системе как курьер. Правда, посмотреть заказы мне так и не удалось - за двое суток мой профиль так и не прошел модерацию.

2. Профиль. Нужно заполнить информацию о себе, приложить свое фото и фото паспорта. После этого анкета проходит модерацию и если все нормально - можно начать выполнять заказы.

3. Справочная информация. Все статьи разделили по блокам, а не закинули просто скопом весь текст на один экран. Хорошее решение, учитывая что курьеры никакого обучения не проходят. Уверен, что такой подход серьёзно уменьшает количество обращений от курьеров в стиле "что мне делать?".

Из обвязки - чат с тех поддержкой, уведомления, фильтрация заказов по времени и возможность менять статус “занят/свободен”. Чем-то похоже на водительское приложение такси.

MVP

Часто встречается вопрос о том, как бы я сделал минимальную версию такого курьерского сервиса. По большому счёту, пишу статью для основателей, которые на базе своей службы доставки хотят сделать аналог Достависты в своей отрасли.

Достависта имеет сайт, приложение для пользователей, приложение для курьеров, API для магазинов. Уверен, "под капотом" есть серьёзный аналитический и административный блок, не доступный в публичном доступе. По сути, предлагая всего одну услугу - доставку курьером, компания охватила разные целевые группы. Это получилось благодаря предложению различных дополнительных функций.

Но если запускать похожий сервис, то лучше сначала сосредоточится на одной целевой группе, и, уже со временем, тестировать и другие направления.

В первой версии можно сделать только приложение для курьеров, админку и интерфейс получения заявок от магазинов или иных клиентов, которые предполагаются логикой стартапа.

API приёма заказов

Сюда клиентские сайты и приложения будут отправлять данные о заказе доставки и получать информацию о переданных заказах.

  1. Авторизация
  2. Собственно, сам метод приёма заказа
  3. Возврат списка заказов в обработке
  4. Возврат статуса и детализации по тому или иному заказу
  5. Возврат статуса по курьеру

Для курьера

Приложение, в котором работает курьер:

  1. Авторизация
  2. Лента доступных заказов на исполнение
  3. Просмотр заказа с приёмом
  4. Лента закреплённых за курьером заказов
  5. Просмотр закреплённого заказа
  6. Список разделов справки
  7. Просмотр справочной статьи
  8. Чат с поддержкой
  9. Уведомления

Админка

Панель администратора сервиса:

  1. Авторизация
  2. Лента свободных заказов на исполнение
  3. Просмотр заказа с деталями и редактированием
  4. Лента заказов, принятых на исполнение
  5. Просмотр закреплённого заказа
  6. Список диалогов с курьерами
  7. Страница переписки
  8. Список курьеров
  9. Создание профиля курьера
  10. Просмотр и редактирование профиля курьера

В будущем, при развитии проекта, есть куда развиваться, но базовый функционал, который нужен на старте описан выше. Чтобы избежать саморекламы оценю объём работ на этот MVP ±300 часов - умножьте на ставку часа любимого программиста.

Заключение

Любой крупный и популярный проект начинался с маленькой и хорошо реализованной идеи, а, затем, с получением нового опыта, перерастал в гиганта. Важно учитывать этот момент и не пытаться сделать сразу большого слона - чем больше неизвестных в уравнении, тем более непредсказуем результат.

Ключ к успеху подобных логистических стартапов - это запуск базового функционала доставки и, с наращиванием объёма выполненных заказов, работа над максимальной автоматизацией процесса. Таким образом, себестоимость каждого заказа будет снижаться, а прибыль сервиса увеличиваться. Пока не будет достаточного объёма, можно автоматизировать не то, что нужно, а то что померещилось в начале. Как итог - себестоимость будет такая же высокая, а управлять сложным техническим решением проблематичнее и дороже.

Да прибудет с вами правильная автоматизация :)

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Александр Мазалецкий

Прям ТЗ какое то

Ответить
Развернуть ветку
Таня Титова

ну а ДоставкаЛаб как по вашему создавалась)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Лискин

А молоко как с деревни покупать? Я что-то не понял...🤔

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Интегрируясь)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Оборенко

Здравствуйте. Сколько будет стоить создать такую программу для курьерской службы?

Ответить
Развернуть ветку
тима махотлов

Никак пока)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда