Как использовать чат-боты в бизнесе: 5 идей и 5 кейсов
Рассказываем, какие задачи бизнеса решают чат-боты и как создать собственного без разработчиков.
Чат-боты начали набирать популярность еще в 2017 году, когда их стали внедрять IT-компании, банки и страховые компании. Сегодня через виртуального собеседника заказывают такси, бронируют столик в ресторане, выбирают фильм и совершают покупки.
В 2018 году объем мирового рынка чат-ботов достиг 1,27 миллиардов долларов. В 2019 он вырос до 2 миллиардов и будет расти на 30% в год. К 2023 году рынок ботов вырастет до 33 миллиардов рублей.
Чат-боты живут там, где живет современная аудитория: в мессенджерах (Telegram, Whatsapp) и социальных сетях (Facebook, Instagram, ВКонтакте). Новую технологию тепло приняло поколение Y. Исследования онлайн-платформы Retale показали, что 58% миллениалов используют чат-боты. Из тех, кто еще не опробовал технологию, 53 % заинтересованы в использовании чат-ботов в ближайшем будущем. Совершить покупку через чат-бот готовы 67% опрошенных.
Цифры красивые, но зачем чат-бот именно вашему бизнесу?
Какие задачи решает чат-бот
Чат-боты предназначены для автоматизации общения. Самые простые работают по сценариям, где на каждый вопрос прописаны варианты ответа. Боты посерьезнее распознают естественную речь человека и совершенствуются благодаря машинному обучению.
Для чего можно использовать чат-бота?
Поддержка клиентов
Чат-бот заменит не очень удобный FAQ на сайте, который еще нужно найти, ответит на типовые вопросы клиента. Бот может работать без устали 24 часа в сутки и разгрузит ваших сотрудников.
Клиентский сервис
Через боты без труда можно совершать покупки и заказывать услуги. В ритейле с постоянным расширением ассортимента становится сложнее искать конкретные продукты. чат-бот через короткий опрос поймет, что интересует клиента, и скинет прямую ссылку.
Маркетинг
Чат-бот – это еще один инструмент маркетинга, который поможет распространять контент, поддерживать лояльность клиентов и собирать аналитику. Делайте рассылки, рассказывайте клиентам об акциях, собирайте обратную связь по товарам или услугам, качеству сервиса.
Работа внутри компании
Вам срочно нужна переговорка, но она занята, знать даты отпуска нужно прямо сейчас, но менеджер не отвечает который час, замучила неизвестность об авансе. чат-боты могут помочь оптимизировать все эти процессы и ответить на типовые вопросы сотрудников.
Рекрутинг
Функционал ботов для продвинутых – это первичный сбор информации о кандидатах. На основе интервью с чат-ботом HR-менеджер принимает решения, каких кандидатов пригласить на живое собеседование, кому стоит выдать тестовое задание, а кого – схантить поскорее.
Где лучше разместить чат-бота
Чат-бот можно разместить в любой социальной сети, мессенджерах и даже прикрутить на свой сайт. Какую площадку выбрать, чтобы работать на перспективу?
По данным IT-компании R-Style Softlab, 71 % банков считают перспективным встраивать чат-ботов в мессенджеры, 39 % – на сайт и 35 % – в социальные сети.
WhatsApp, Facebook Messenger, WeChat и Viber собирают 3 миллиарда активных пользователей ежемесячно. В топовых соцсетях общее количество активных пользователей за месяц – 2,7 миллиарда.
Некоторые инструменты создания ботов позволяют охватить до девяти разных площадок. Заводить чат-ботов стоит в те каналы, которые использует ваша целевая аудитория. Чтобы не изолировать пользователей других социальных сетей, проведите ревизию ваших исследований ЦА. А лучше обновите данные и сделайте прогноз, где ваша аудитория окажется завтра.
Как создать чат-бота своими руками
На рынке разработчиков стандартный бот с базовыми функциями будет стоить 30-50 тысяч рублей. Более серьезный, по оценке IT-компании Singularika, от 2,5 до 13 тысяч долларов (да-да). Но зачем платить больше, если первого бота вы можете создать сами бесплатно или с небольшими вложениями?
35 из 50 конструкторов чат-ботов созданы для неспециалистов и оснащены визуальным интерфейсом.
Мы собрали самые популярные платформы, на которых можно создать своего чат-бота.
Один из первых российских конструкторов ботов. чат-боты распознают запросы пользователей по ключевым словам и выдают релевантные ответы. Они свободно интегрируются со сторонними сервисами: календарями, формами бронирования, CRM-системами.
Пользователей бота можно делить по спискам и предлагать им подходящую информацию в рекламных рассылках. Также в конструкторе можно создать навигацию по кнопкам, формы регистрации, опросов или заказа внутри чата.
Chatforma предлагает бесплатный пробный период 15 дней и создание 4 ботов. Далее – 2000 рублей в месяц.
Botmother
Отличительная особенность Botmother – кроссплатформенность. Достаточно собрать бота один раз, чтобы он работал на шести платформах:Telegram, Facebook, Viber, WhatsApp, ВКонтакте и Одноклассники. Редактировать и комментировать бота могут сразу несколько сотрудников.
Чат-боты от Botmother умеют отправлять клиентам данные из систем компании, например, о состоянии счета или задержке заказа. Также система дает доступ к диалогам, чтобы подхватить клиента, если бот не справляется.
Первого чат-бота можно собрать бесплатно.
Aimylogic
Конструктор от крупного игрока российского рынка ботов Just AI. Удовольствие не из дешевых, стоимость бизнес-тарифов – от 5900 в месяц. Но позволяет построить серьезного чат-бота с модулем NLU (понимание естественного языка). Такие боты не просто подбирают ответы по ключевым словам, а понимают живую речь, различают оттенки смысла, определяют потребность пользователя и выдают правильные ответы. Машинное обучение помогает боту становиться умнее с каждым новым диалогом.
Flow XO
Сервис предлагает простой интерфейс и процесс создания бота. Для тех, кто торопится, есть готовые универсальные шаблоны. Бот может отправлять пользователям push-уведомления и собирать о них информацию. Основная специализация Flow XO – продажи.
Из минусов – разместить бот можно всего на четырех платформах, из которых в России популярны две: Facebook и Telegram. Flow XO предлагает двухнедельное обучение, техподдержку по почте и создание пяти ботов бесплатно. Если хотите большего, стандартный план стоит 19 долларов в месяц.
Chatfuel
Конструктор позиционирует себя как инструмент для бизнеса и хвастается портфолио проектов с крупными брендами (Adidas, Nivea, Lego и другие). Чат-бот интегрируется со сторонними сервисами, работает на платформах Facebook Messenger и Telegram. Чтобы начать работу над ботом с Chatfuel, нужно найти семь минут времени. Конструктор бесплатный и не требует регистрации.
Для продаж подойдут Chatfuel и Flow XO, для маркетинга поддержки клиентов – Botmother, Aimylogic, с ними вы еще и охватите больше каналов. Chatforma подойдет для клиентского сервиса и оптимизации внутренних процессов компании. Главное во внедрении чат-ботов, как и любого другого инструмента – правильно поставить цель.
Супер!
Да, с каждым днём чат-боты становятся всё популярнее. И бизнес и его клиенты по достоинству оценивают все удобства, которые приносит внедрение таких помощников. Обе стороны в выигрыше. Пользователи удобно и быстро получают нужную им информацию. Бизнес экономит время и финансы.