«Одноклассники« сделали свой маркетплейс. Полетит?

Денис Гордиенко, руководитель Bright Mobile, о социальных сетях и маркетплейсах.

То, что социальные сети — это не только место для общения, но и еще площадка для ведения бизнеса ни для кого не секрет. Одноклассники пошли дальше — сделали маркетплейс для заказчиков и исполнителей внутри своей социальной сети. Давайте попробуем разобраться какие перспективы у этого проекта.

Сначала предприниматели развивали свои проекты с помощью “сарафанного радио”: лайки, просьбы репостить. На спрос появилась таргетированная реклама. Затем появилась витрина и платёжные системы, чтобы не уводить трафик с соцсети на сайт, а продавать в рамках одного контура.

Два больных места любого маркетплейса — это трафик и доверие к мастерам. Нужны большие ресурсы, чтобы сделать сервис популярным с нуля, чтобы на нем было достаточно заказов и мастеров. Отзывы, рекомендации, в свою очередь, являются единственным гарантом качества услуг мастеров в маркетплейсе. Без них люди не станут обращаться к исполнителям.

В социальной сети уже есть люди, эти люди уже общаются между собой. Можно перейти на профиль человека в социальной сети и убедиться, что это не фейк. Не первый пишу про это начинание Одноклассников и видел много скепсиса в комментариях про «соцсеть для кому за 40» и т.д. Тем не менее, если не учитывать вопросы компьютерной грамотности, то «за 40» — это неплохая аудитория, и у них уж явно больше денег, чем у «с 14 до 25» и явно больше аудитории, чем у G+. Круче, мне кажется, получилось поработать в РФ только у Fb, сделавшего имидж деловой соцсети для бизнесменов вовремя заняв нишу забаненого LinkedIn, который так и не стал в РФ массовым.

Как всё работает?

Выглядит раздел “Мастера” похожим на другие сервисы поиска исполнителей. Список категорий содержит услуги массового спроса. Web/mobile разработку там не найти.

Список категорий​

Пользователь выбирает категорию, смотрит список мастеров в ней, знакомится с их резюме и отзывами об их работе. На данный момент реализован только фильтр по геопозиции. Сам список выводится в зависимости от рейтинга: сначала самые лучшие. Получается простенькая MVP на несколько страничек чисто протестировать насколько такой раздел будет пользоваться спросом. Напоминает первую версию Яндекс.Услуг.

В разделе не реализована возможность создания задания заказчиком. Привычной механики откликов исполнителей и выбора среди них нет. Поэтому не понятно, как в таком случае получают заказы новые мастера с низким рейтингом, вряд ли кто-то прокручивает весь список или хочет заказать у аутсайдера.

Чтобы создать профиль, нужно заполнить одну небольшую анкету. Дальше она проходит модерацию. Одноклассники проверяют резюме, имя и фото. Спасет ли это от неквалифицированных исполнителей и мошенников — неизвестно, но для теста спроса на сам раздел это и не важно, просто нужно зафиксировать себе, что если решить вопрос с прозрачностью проверки, то конверсия увеличится.

Анкета мастера​

В 2018 году Одноклассники уже запускали сервис поиска исполнителей “Пчела” в виде мобильного приложения. По словам самих же создателей, это был эксперементальный проект.

Уже тогда одной из идеей было запускать сервис внутри социальной сети. Почему не стали развивать Пчелу неизвестно. Предполагаю, что вопрос исключительно в маркетинговой эффективности - раскрутить новый проект в разы затратнее, чем интегрировать его в рамках ОК, где трафик уже есть. Собственно, раздел внутри соцсети и сделан на базе наработок Пчелы.

Закрывают маркетплейсы и открывают вновь не одни “Одноклассники”.

В 2014 Яндекс создал Яндекс.Мастер, но проект закрыли, так как он не пользовался спросом, у населения на тот момент еще не было привычки искать электриков в интернете. Запустили аналогичный проект, Яндекс.Услуги, уже в 2018. Какие успехи этого проекта на конец 2019 мне найти не удалось.

Учитывая, что основная аудитория Одноклассников - это люди старшего возраста, то встает вопрос будут ли они пользоваться услугами вызова сантехника по интернету или звонок в УК более привычен. Во многих статьях я пишу о том, что если собираетесь запускать маркетплейс, то стоит определиться с узкой нишей как минимум для старта. ОК пытается сегментировать ЦА не по типам услуг или географии, а по возрасту. Посмотрим что из этого выйдет и получится ли выйти на уровень YouDo.

Маркетплейс - это дело трудозатратное и рискованное. Но, с большей вероятностью на успех, можно стартовать с проектом, если есть площадка с трафиком, куда можно интегрировать маркетплейс и откуда можно забрать первых пользователей. При этом, речь не только о соцсети. Под призмой маркетплейса ОК - это всего лишь площадка с трафиком. Такой площадкой может быть новостной портал, каталог организаций, крупный магазин, да и просто тёплая клиентская база в экселе, если есть понимание, как побудить большинство клиентов зарегистрироваться в проекте.

0
31 комментарий
Написать комментарий...
AlexReborn

Кстати, процедура удаления аккаунта в Одноклассниках может оказаться неочевидной:
1. Авторизуйтесь в аккаунте.
2. Откройте страничку регламента – https://ok.ru/regulations и прокрутите её вниз.
3. Кликните на "отказаться от услуг".
4. Выберите подходящую причину.
5. Введите пароль.
6. Радуйтесь.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Ташкинов

В процедуре регистрации в Одноклассниках шагов меньше:

1. Состариться.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович

Или спиться

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Rudenko

Аудитория в целом в одноклассниках не особо дружит с интернетом

Ответить
Развернуть ветку
Olga 1701

Скорее всего отхватят какую-то небольшую нишу, и всё на этом. Дальше с годами аудитория, которая будет стареть, все также останется на вк или инсте, и там будет смотреть подобное, а дальше будут развиваться другие маркетплэйс ресурсы. 

Ответить
Развернуть ветку
AlexReborn

А аудитория "Одноклассников" сокращаться в силу естественных причин?

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Sosnovsky

Врядли. Уже слишком сильно у людей сложены привычки. Они знают, где купить колбасу, а где заказать электрика, а где общаться с друзьями

Ответить
Развернуть ветку
Кожан Молдагалиев

Не в защиту ОК, но 5 лет назад я покупал колбасу, вызывал электрика и общался с друзьями в других местах. Привычки меняются

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Sosnovsky

меняются, но есть так называемые "новаторы", пока они не обкатают рынок, другие две категории (не помню их названий) , но они очень долго приходят ко всему новому: гаджетам / системам и тд. 

+ у ОК уже есть ярко выраженный фон: они соц сеть. Хотя,  у фб тоже,  но ФБ свой инструмент сделал по истине золотым (ADS Manager), а тут пока что новинок каких-то (как и у ВК) врядли ожидается, особенно когда в основании всего стоят деньги, а не идея. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

У ФБ сейчас развлекуха с либрой и криптой. У каждого свои глюки и планы по развитию.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Евменов

им бы с ВК его объединить, а так, думаю, что не взлетит

Ответить
Развернуть ветку
Император Всероссийский

Зачем им его объединять?

Кому не нравится ВК, тот идет в ОК. 
Кому не нравится ОК, тот идет в ВК.

Для среднестатистического тупого пользователя - это две никак несвязанных между собой соц. сети)

Ответить
Развернуть ветку
Ринат Г.
 Кому не нравится ОК, тот идет в ВК

Уже давно нет. Инста, школота в тик-ток. Да и я как среднестатистический тупой пользователь хз когда в последний раз заходил в вк и ок. Общение телега/ватцап, деградирование в тик-токе, понты и запись на ноготочки в инсте.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ринат Г.

Не чаще твоего парня.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Вася Иванов

А ещё есть третий путь, не пользоваться этой всей галиматьей. У меня акк во Вконтаке был году в 2006-2007 создан, так и не пользовался им, зачем все эти сети нужны для меня загадка. Из мессенджеров только телега, и то я ее меньше года назад поставил.

Ответить
Развернуть ветку
Steve Evets

то есть, то что вы, весь такой несоциальный, есть на VC - это поразительная случайность?)

Ответить
Развернуть ветку
Вася Иванов

Я бы не сказал, что не социальный, просто соц.сети не интересны и для себя не вижу в них смысла, не интересно, как там у одноклассников / однокурсников, коллег по детскому саду дела и сам не люблю о себе рассказывать, фотки выкладывать, гордыней или хвастовством отдаёт, ещё и время отнимает. С тем кому интересно и так можно пообщаться всегда, зачем это 300-500 людям рассказывать.
А венчур это мое хобби, поэтому и VC:)

Ответить
Развернуть ветку
Steve Evets

боюсь вас озадачить, но соцсети - давно уже для многих скорее как  авторское СМИ, нежели место для сплетен и вуаеризма за знакомыми...

Ответить
Развернуть ветку
Вася Иванов

А кстати идея, ,,чукча-писатель(с),, , почему бы и нет, надо попробовать. С тематикой только определится😎.

Ответить
Развернуть ветку
Zhenya Ptichnikov

Хорошо вам в мире, где не нужно ни с кем общаться в онлайне. Наверное, до сих пор только через e-mail сообщениями и файлами обмениваетесь?

Ответить
Развернуть ветку
Вася Иванов

Мне для этого телеги хватает и почты

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Вполне может быть. Оба продукта мейловские

Ответить
Развернуть ветку
Константин Рогов

Нет, не взлетит

Ответить
Развернуть ветку
Anton Z.

"Полетит?"
Полетит, с направлением разберемся чуть позже.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
vic buynoff

Взлетит ли? )) Все зависит от того, сколько хороших мастеров туда придут. Аналогичных сервисов сейчас много, заказчик привык искать мастеров везде. 

Ответить
Развернуть ветку
Wonabeez Doratie

Как и все остальные продукты компании. Одноклассники это бренд файла, как почта России бренд мндленности

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Chapurin

ОК не популярен в среде подростков совсем. Этот проект запоздал и сам ОК канет в лету со временем.

Ответить
Развернуть ветку
28 комментариев
Раскрывать всегда