{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Суперприложение «Тинькофф»: прорыв или подмена понятий? Обзор от пользователя

Статья для тех, кто, как и я, страшится власти корпораций, но хочет знать, что за зверь такой — «суперапп». И для всех, кому любопытно, что придумал большой жёлтый банк, но у них нет приложения.

Суперприложения — предмет новой гонки среди ИТ-гигантов страны. За пальму первенства сражаются «Сбербанк», Mail.ru Group и «Яндекс», но «Тинькофф» поспешил заявить о лидерстве и первым выпустил приложение и пресс-релиз с зашифрованными словами «Шах и мат, “Яндекс”, “Сбер” и “Мейл”».

Как лодку назовёшь, так она и поплывёт

Супераппом на Западе называют приложения, которые объединяют в себе несколько бытовых функций: заказ еды, такси, бронирование билетов или планирование досуга.

Больше всего шансов у сервисов, которые изначально решают базовую задачу — обмен сообщениями, платежами, фото или новостями. Благодаря этому люди по привычке заходят в них каждый день. В крайнем случае, как с азиатским Grab, подойдёт даже вызов такси. Главное — размер аудитории и время нахождения в приложении.

В России (для простого человека) сейчас всё выглядит так, будто банки собирают свои команды в Counter-Strike и зовут друзей.

Так, вчера банк ВТБ заявил, что летом тоже запустит свой суперапп. Участие в нём рассматривают магазины «Магнит», стадион «Динамо», Burger King и «Ростелеком». Сумма инвестиций составит 2,5 млрд рублей, а в знак серьёзных намерений банк зарегистрировал ООО «Лайфстайл платформа».

«ВКонтакте» не осталась в стороне и выпустила заявление, что у соцсети давно есть суперприложение. Внутри «ВКонтакте» встроено 11 тысяч проектов: можно вызвать такси, купить одежду и технику, заказать еду и много других опций.

Но «Тинькофф» по традиции хорош в PR. Он решил не церемониться и просто первыми назвал себя суперприложением. Страшно подумать, но я его карту имею уже почти восемь лет. Давайте посмотрим, что внутри обновления, которое обошлось мне в 250 мегабайт.

Хлеба и зрелищ

После обновления в стандартном меню банковского приложения появился раздел «Сервисы». Открываем и обнаруживаем цветные иконки: «Кино», «Рестораны», «Театры», «Путешествия», «Концерты», «Шопинг», «Красота», «Здоровье и (внезапно) — «Квесты». Можно смахнуть экран вправо, там одиноко гнездится раздел «Уборка».

Первый и второй экраны: новый раздел «Сервисы». Третий экран — старый раздел «Кэшбеки», который, видимо, хотели убрать, но не до конца. Он переехал в пункт меню «Ещё» ​

Под иконками — пустое место. Это не блажь — у него есть предназначение, о котором вы узнаете позднее.

Разделы «Кино», «Театры» и «Концерты» — очень хорошо структурированы. Вам предлагают выбрать жанр (драма, семейный, комедия и так далее) или сортируют по темам, например «Интересно детям». Что приятно — на каждом фильме или концерте вы увидите размер кэшбека, который вы получите при покупке.

​Внутри фильма вас логично проведут через выбор параметров: адрес кинотеатра, время сеанса и место в кинозале

Это на моей памяти первое применение кэшбека, где пользователь не ломает голову по сценарию «Хочу в кино» → «Не знаю, где взять скидку» → «Пойду в поисковик сравнивать». Его не заставляют искать и разбираться в механике, а нативно показывают возможности, отталкиваясь от требуемой услуги.

Рестораны ещё с первой иконки говорят: у нас ты экономишь до 33%. Внутри — сортировка по максимальному кэшбеку, предпочтениям, красивому виду или по геолокации.

Что можно: узнать скидку, заказать стол ко времени, вызвать такси.
Что нельзя: оформить доставку еды и оплатить.

Обратите внимание — крайний правый скриншот: пустое место пригодилось, теперь вы видите там свои бронирования

Чтобы ты больше тратил

Приятный опыт дарит раздел «Шопинг». Почему никто раньше не додумался? Тебе предлагают ближайший торговый центр, а внутри — сначала магазины, в которых у тебя есть максимальный кэшбек, а потом — всё, что поблизости.

Причём все ТЦ загрузили в приложение схему магазинов по этажам, и тебе подскажут, в каком направлении идти за покупками. Мой мозг буквально ни разу не споткнулся.

Внутри каждого ТЦ есть список магазинов, ресторанов, развлечений, бытовых сервисов
​Указаны все банкоматы. Можно посмотреть часы работы ТЦ, цену парковки, найти здание на карте и вызвать туда такси

Ешь, стригись, лечись

Все новые разделы я условно разделила на два типа: нативные и интеграции. Таким образом, «Кино», «Рестораны», «Театры», «Шопинг» — нативно встроенные разделы, собранные из наследия прошлого приложения.

А вот разделы «Красота», «Здоровье», «Уборка» — это результат интеграции YClients, «Напоправку.ру» и других агрегаторов. Об этом нам подсказывает другой UX — значок «i» в меню внизу с реквизитами поставщика и собственная кнопка «Выход». В целом весьма бесшовно.

Можно выбрать врача, узнать его рейтинг, записаться и внести предоплату
Записываемся на ноготочки

Особняком здесь стоят «Путешествия», внутри которых — «Авиабилеты» и «Отели». «Авиабилеты» — это собственный сервис, а вот «Отели» не церемонятся и прямо перекидывают на сайт Booking.com.

Прорыв или подмена понятий?

Казалось бы, «Тинькофф» сделал хороший каталог развлечений с возможностью заказа. И назвал его суперприложением. Многие функции есть у «Яндекса», «2ГИС», «ВКонтакте». Что здесь нового? Но подождите кидать камни.

Когда «2ГИС» продаёт на своей карте дрель, это ещё не суперприложение. Почему? Потому что у них нет ручейка платежей, которые являются якорем для пользователей и гарантом коммерческого успеха. При попытке встроить платежи их ждут комиссии платёжных агентов, которые либо съедают часть их дохода, либо ложатся на пользователей.

А цель банка — проводить как можно больше транзакций и зарабатывать на interchange. Чем пытаться подключить всех мерчантов, можно гарантированно заставить пользователей платить из твоего приложения. Идея, бесспорно, огонь, вопрос — кто лучше реализует?

По мировым стандартам главный суперапп в России сейчас — это «ВКонтакте». Она открыла возможность встраивать свои сервисы для всех (11 тысяч сервисов), при этом не навязывая дизайн и сохраняя индивидуальность. Но у соцсети нет ядра из платежей, так как это в первую очередь медиа, а уже потом — платёжная система.

В случае «Тинькофф» — непонятно, в каком моменте ты в банке, а в каком — в стороннем приложении партнёра. Сейчас это агрегатор, но возможно, этого он и добивался. И если банк откроет возможность интеграции для большего количества сервисов, есть все шансы на глобальный суперапп.

Вся информация в статье — лишь мое мнение, сдобренное догадками.
А мне интересно послушать, какое мнение по этому поводу будет у вас. Есть что сказать мне лично? :) Жду вас на своём Facebook.

0
94 комментария
Написать комментарий...
Влад Цыплухин

Не знаю, что там с супераппами, мне больше интересно, что произошло с дизайнером интерфейсов у Тинькова и куда делась дизайн-система. Какая-то бездарная каша, которую внутри, скорее всего, оправдывают как «Мы делаем по гайдам Apple, а нашу идентичность сохраним через жёлтую кнопку». Интересно, говорится ли что-нибудь в гайдах Apple о безвкусных кислотных иконках в каталоге сервисов.

Ответить
Развернуть ветку
rmnv

Плюсую. Раздел с сервисами выглядит как home screen телефона на Андроиде с ужасной китайской оболочкой.
Дизайн просто максимально безвкусный и никакой. Его там нет. Больше напоминает прототип, нежели готовое приложение.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Морфин

лучший десигн разве не тот, которого нет?

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

Это не про то. Тут дизайн есть, только он от iOS. Нет дизайна это, например нет кнопки включения света, т.к. он включается по датчику. Или face-id убирает интерфейс ввода пароля и кнопки с отпечатком пальцев

Ответить
Развернуть ветку
91 комментарий
Раскрывать всегда