Удаленная идентификация абонентов связи: как это устроено в России и за рубежом

Мы в Spektr исследовали рынок и разобрались, как телеком-компании в России и за рубежом подтверждают личности клиентов удаленно и что от этого ожидать в будущем.

В закладки

Мы начали исследование с большой четверки: МТС, Билайн, Мегафон и Теле2. И оказывается, что удаленную идентификацию предоставляет только один их этих операторов. Угадаете, кто именно?

​Так в целом выглядит последовательность действий при удаленной идентификации

МТС

В июле 2019 года пресс-служба МТС сообщила, что они тестируют несколько проектов, связанных с удаленной идентификацией, в том числе идентификацию при помощи «Госуслуг». В декабре 2019 удаленно подтвердить персональные данные невозможно.

Билайн

Билайн также сообщал в июле 2019 года, что собственную технологию удаленной идентификации они тестирует с апреля и скоро запустят. Чтобы активировать SIM-карту, будет достаточно вставить ее в телефон, через веб-интерфейс заполнить данные, сделать селфи и фотографию паспорта. Но пока подтвердить личность дистанционно нельзя.

Мегафон

Мегафон не делал публичных заявлений на тему удаленной идентификации. Но в контактном центре и салонах связи нам рассказали о пилотном проекте: специальную SIM-карту можно купить в супермаркетах и на АЗС и самостоятельно активировать в мобильном приложении. Подтвердить эту информацию и найти эту карту в Москве мы не смогли, хотя в начале сентября Мегафон действительно обновил свое приложение и добавил туда регистрацию новой SIM-карты. Протестировали, как это работает.

Чтобы дистанционно активировать SIM-карту, нужно:

  1. Заполнить анкету онлайн — вручную или автоматически «подтянуть» из «Госуслуг» (фотосканирования в приложении нет).
  2. Ждать звонка от менеджера в течение дня (мы ждали 10 минут) — он подтвердит заказ.
  3. Курьер привезет карту и все же попросит показать паспорт. А это значит, что удаленной идентификации у Мегафона (как и у МТС и Билайна) пока нет.

Tele2

А вот Tele2 позволяет самостоятельно зарегистрировать SIM-карты через приложение ID.Abonent. Чтобы подтвердить подлинность документов, приложение использует биометрические методы аутентификации, фотосканирование и искусственный интеллект.

Виртуальные операторы (MVNO), которые работают на сетях Теle2 и Мегафона, тоже дают такую возможность. Среди них: Ростелеком, Тинькофф Мобайл, Lycamobile, Yota и СберМобайл. Причем у СберМобайл есть отдельное мобильное приложение SberMobile IDSim для самостоятельной регистрации SIM‑карт новыми абонентами. В его основе лежит решение ID.Abonent, работающее по модели white label, — интерфейс адаптирован под цвета Сбербанка, есть фирменный логотип. При этом если абонент — клиент Сбербанка, сдавший биометрию, то паспорт ему не понадобится: паспортные данные подставляются автоматически.

Как подтвердить личность через ID.Abonent

Купить SIM-карту в одном из магазинов сетей «Пятерочка» или «Лента». Далее процесс идентификации одинаковый для всех абонентов MVNO:

  1. Отсканировать штрих-код, который находится на пластиковой карте с «симкой».
  2. Открыть фронтальную камеру для селфи, поместить лицо в области овала и моргнуть.
  3. Отсканировать паспорт.
  4. Подписать электронный договор.
  5. Дождаться push-уведомления.

Плюсы:

  • Решение принимается быстро: в нашем случае — за 6 минут
  • Понятный интерфейс приложения
  • Пошаговые инструкции
  • Для подтверждения личности не нужно звонить
  • Оперативные ответы службы поддержки — например, если возникли ошибки в документах, можно сразу обсудить это в чате.

Минусы:

  • Противоречия в коммуникации от оператора и в приложении: в финале регистрации в ID.Abonent указано, что клиент может выбрать количество минут и гигабайт. Одновременно с этим приходит СМС, что тариф уже выбран и деньги за него уже списаны
  • Нельзя выбрать тариф, дополнительные услуги и абонентский номер.
  • Плохо работает распознавание текста при сканировании — понадобилось 4 попытки
  • Само приложение ID.Abonent не кастомизировано — оно выглядит и работает одинаково для всех операторов, кроме СберМобайл.

Drimsim

Drimsim — туристическая SIM-карта, работает с 2016 года в 200 странах. Эта симка не привязана к одному оператору: когда клиент приезжает в новую страну, она подключается к локальной сети — оплачивать ее нужно по местному тарифу. Drimsim можно заказать на сайте, ее дополняет бесплатное мобильное приложение — в нем видно, сколько стоит связь в этой стране, можно отслеживать баланс и расходы. Активировать Drimsim тоже можно через приложение.

Как активировать Drimsim

  1. Ввести данные SIM-карты (ICCID и PUK) вручную или с помощью сканера
  2. Ввести данные загранпаспорта: можно заполнить вручную, сфотографировать документ или выбрать фото из архива
  3. Прикрепить селфи с паспортом
  4. Ввести вручную почтовый адрес для квитанций
  5. Дождаться push-уведомления и подтверждения по почте.

Плюсы:

  • Решение принимается быстро: в нашем случае — за 13 минут
  • Понятный интерфейс приложения
  • Пошаговые инструкции
  • Для подтверждения личности не нужно звонить — удобно в путешествии
  • Можно выбрать способ ввода данных: сканирование, загрузка фото из фотоленты или заполнение полей вручную
  • Брендированное приложение: фирменные шрифты, цвета, лого.

Минусы:

  • На экране нет выделенных зон с рамками, которые выхватывают нужную информацию. Фотографии могут получиться низкого качества, с ошибками в данных.

Удаленная идентификация в зарубежных компаниях

Зарубежные телеком-компании, кроме фотографии документов и селфи с ними, предлагают видеоинтервью как способ подтвердить личность. Видеоинтервью дает возможность убедиться, что человек, который подал заявку, — тот же самый, кому принадлежат документы. Поскольку у пользователей не всегда есть возможность созвониться, альтернативой может быть запрос дополнительных действий с включенной фронтальной камерой, которая распознает мимику и жесты пользователя (просьба моргнуть, проследить за перемещением точки, повернуться).

Axon Wireless: стороннее ПО для регистрации и идентификации клиентов

В октябре 2019 года южно-африканская компания Axon Wireless запустила первую в Африке систему для мгновенной регистрации SIM-карт Tap and Go. Клиенты могут пройти регистрацию в течение 45 секунд благодаря мгновенной проверке национальной ID-карты. Также потребуется предоставить селфи: камера сама определит лицо и сделает снимок. Пока сервис доступен только на территории Кот’д'Ивуар, но представители компании надеются развернуть его по всей Южной Африке.

BioID: стороннее ПО для идентификации клиентов

BioID — немецкий провайдер облачной биометрии, партнер банков и госорганов Германии. В июне 2019 года компания объявила об интеграции технологии распознавания лиц в сервисы компании РОS AG — это позволит клиентам самостоятельно и дистанционно регистрировать SIM-карты.

При регистрации нужно сделать два селфи с разных ракурсов, чтобы системе было проще распознать, что на фото настоящий человек. Также нужно добавить снимок своего фото на удостоверении личности.

Singtel: собственное приложение

Singtel — крупнейший сотовый оператор Сингапура. В июне 2019 года компания запустила самостоятельную регистрацию SIM-карт. Пользователи могут активировать мобильную связь за 5 минут. Аналогичную услугу телеком-гигант предложил и клиентам своего сервиса мобильных переводов Dash. Для подтверждения личности нужно не просто снять селфи, а следить за черной точкой, которая перемещается по экрану. Схожую процедуру использует крупнейший виртуальный оператор в Малайзии Tune Talk.

Какие можно сделать выводы

Если сравнить российский ID.Abonent с сингапурским Singtel и малазийским Tune Talk, очевидно, что дистанционная идентификация в ID.Abonent не уступает зарубежным конкурентам. Совпадает и механика подтверждения персональных данных: личность абонента устанавливается по паспорту с помощью процедуры распознавания лица. Но у азиатских операторов есть «козырь» — собственное мобильное приложение.

Плюсы собственного мобильного приложения:

  • внушает доверие клиентам — они могут не беспокоиться, что третьи лица получат их персональные данные
  • помогают строить долгосрочные связи между клиентами и брендом
  • дополнительные опции, например выбор тарифа или красивого номера.

Пока в России собственное приложение есть только у Drimsim (SberMobile IDSim, в отличие от Drimsim — это одноразовое приложение для активации на базе ID.Abonent, а не самостоятельное). При этом Drimsim позиционируется как SIM-карта для путешествий, поэтому ей принадлежит лишь крошечная доля рынка. По словам основателя компании Сергея Редькова, абонентская база Drimsim измеряется сотнями тысяч человек. Для сравнения: на долю «большой четверки» суммарно приходится несколько сотен миллионов.

Одно из ключевых различий телеком-рынков в России и за рубежом — в масштабируемости решений для удаленной идентификации. За исключением ID.Abonent, для России это пока новая технология, которую компании разрабатывают собственными силами. Сейчас представители «большой четверки» тестируют внутренние проекты по самостоятельному оформлению SIM-карт. На зарубежном рынке гораздо больше IT-вендоров с готовыми API для дистанционной верификации личности в различных отраслях — от телекома и банков до госслужб и здравоохранения. Это не только Axon Wireless и BioID, о которых мы писали выше, но десятки поставщиков программного обеспечения, включая Identiway, Pomcor, IDnow, Ondato. Сотовому оператору остается только выбрать технологического партнера и внедрить их интерфейсы в свое приложение по модели white label. Таким образом, решения для удаленной верификации развертываются гораздо быстрее, поскольку уже есть готовая инфраструктура и не нужно начинать разработки с нуля.

Что ожидать в 2020 году?

Лед тронется, когда первый из операторов «большой четверки» запустит собственное брендированное приложение для удаленной идентификации клиентов. Ближе всех к этому сейчас Tele2 (особенно учитывая его инициативы с продажами виртуальных eSim), который анонсировал такое приложение еще в апреле 2019 года.

Хочется надеяться, что телеком-гиганты воспользуются опытом из смежных индустрий, где уже успешно применяется самостоятельная верификация. Так, в каршерингах Яндекс.Драйв и BelkaCar процесс идентификации выполнен в формате диалога с чатботом. Не отстают и банки: Точка Банк открывает расчетный счет после видеозвонка клиентам, а Райффайзенбанк начал кредитовать малый бизнес дистанционно, предлагая просто загрузить документы в приложение.

Кто первым запустит активацию SIM-карты через собственное приложение?
МТС
Билайн
Мегафон
Tele2
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Nikolay Sedashov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 14, "likes": 12, "favorites": 28, "is_advertisement": false, "subsite_label": "services", "id": 97198, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 13 Dec 2019 13:42:03 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 97198, "author_id": 163530, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/97198\/get","add":"\/comments\/97198\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/97198"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 200396, "last_count_and_date": null }
14 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

Дримсим - любовь ❤️

Ответить
0

ИМХО во многих странах проще и дешевле взять симку с предоплаченным интернетом все равно

Ответить
0

Для долгого проживания в этой стране безусловно, но если нужно выехать в соседнюю страну, то уже оказываешься без интернета, а покупать симку на 1-2 дня не имеет смысла..

Ответить
0

Интересно, а если, например, на две страны живешь, мотаешься туда-суда, удобно Дримсим? Или 2 симки проще и дешевле?

Ответить
0

ну я так и делала, когда жила в Грузии, но вот когда поехала на выхи в Армению осознала, что не хватает универсальной симки))

Ответить
0

Плюс еще в Берлине была ситуация года 2 назад, когда вовсе отказывались продавать симку без европейского гражданства

Ответить
0

Спасибо, что вы с нами❤️

Ответить
1

Теле2 вообще красавчики, esim пока только у них есть, ждем когда можно будет удаленно подключать esim!

Ответить
0

Да помогайте государству получайте за это деньги, сделайте как в Китае мы вас будем любить за это и не осудим

Ответить
1

в китае не толкь сим-катрты - телефон и инет - все предназначено для того, чтоб следить за каждым так что радуйтесь последним более-менее свободным денькам)

Ответить
0

Привет! Немного поправим :) Мы действительно являемся виртуальным оператором, но работаем на совместной сети с МегаФон (не с Теле2).

Ответить
0

Прошу прощения, поправил

Ответить
0

Объясните мне зачем сим карты вообще нужны. Зачем что то куда то свалять почти уже в 2020 году?)

Ответить
0

А как по другому? Я вот свалял 10 лет назад и горя не ведаю, как сыр в масле. 

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }