{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Коробочное IT-решение — условие успешного масштабирования

Масштабирование — возможность минимальными операционными, технологическими и ресурсными усилиями растить бизнес, создавая новые продукты или расширяя географию присутствия. Сегодня это невозможно без правильно построенных IT-решений.

Я как директор компании CarMoney по информационным технологиям расскажу, почему сейчас IT-платформы являются ключевым условием для масштабирования и какие процессы нужно автоматизировать в первую очередь.

Почему IT нужно для масштабирования?

Сейчас технологии становятся залогом успешного масштабирования. В России высокая скорость и качество Интернета (в том числе мобильного) сочетаются с низкой стоимостью — эти предпосылки позволяют предпринимателям менять подход как к самому бизнесу, так и к его сопровождению в парадигме «digital first».

В основе масштабирования лежит диджитализация, поскольку это один самых быстрых и удобных способов сократить издержки.

Например, благодаря цифровизации меняется взаимодействие с сотрудниками: удаленная работа сейчас уже не исключение, а нормальная практика, это почти must have для технологичных компаний. Для нормального взаимодействия внутри компании при таком подходе просто необходима цифровая среда и процессы, не предполагающие «бумажных» элементов.

Соответственно цифровая среда приводит к типизации и ускорению рабочих процессов и снижению костов, это позволяет быстро расширять бизнес в случае необходимости.

В целом если раньше цифровые технологии имели локальный характер, то сейчас подход к процессам рассматривается только через призму цифровизации.

Какие технические инструменты для масштабирования сейчас существуют?

Самый известный пример — это, конечно, уберизация, то есть исключение из бизнеса посредников и замена их цифровой платформой. Так работает Uber и другие сервисы, соединяющие напрямую заказчиков и исполнителей. По той же схеме функционирует российский YouDo, который помогает пользователям находить профессионалов для решения разных задач.

Другая возможность для масштабирования — расширение функционала системы без увеличения операционных расходов. Эту задачу эффективно решают банковские экосистемы. Изначально клиента банка интересует только якорный продукт, то есть возможность управлять финансами. Для того чтобы получить с одного пользователя максимально большую прибыль, компании вводят в систему новые функции (например, страховку). Если технические возможности позволяют банку собрать все услуги «в одном окне», это увеличивает лояльность клиента и вместе с тем прибыль.

Одним из первых таким способом масштабирования в России воспользовался «Тинькофф Банк». Он создал электронный сервис Инвестиции, позволяющий быстро покупать ценные бумаги — за счет этого рост новых подключений розничных клиентов составил 50%. У «Тинькофф Банка» в этом смысле есть фора, потому что они изначально выстраивали внутреннюю экосистему так, чтобы она соответствовала современным цифровым реалиям. Остальные крупные банки и компании вынуждены менять устоявшиеся процессы, делать их более технологичными.

Точно так же мы в компании CarMoney сейчас внедряем собственную разработку — платформу FEDOR. Если раньше IT-ландшафт компании развивался на базе нескольких разрозненных компонентов, то теперь система заточена под наши внутренние процессы (андеррайтинг, telesales и так далее). С точки зрения технологий весь цикл продукта (оформление заявки, выдача денег, погашение) теперь будет осуществляться в одной системе. Это позволяет снижать расходы, которые требуются на развитие и масштабирование. В случае расширения (например, запуска в других нишах или даже странах) мы сможем переиспользовать эту платформу.

Какие процессы упрощают технологии?

Часто диджитализация позволяет сократить время, которое требуется бизнесу на общение с клиентом — например, теперь люди оформляют нужные документы и задают вопросы через мобильное приложение. В нашем случае внедрение простой электронной подписи (ПЭП) помогло сократить время от заявки до выдачи денег с 10 часов до 45 минут.

Вторая особенность внедрение технологий — сокращение кадровых ресурсов (но не со стороны IT, конечно). Однако важно изначально четко определять нужные для бизнеса процессы и KPI, потому что бывает, что люди, лишившиеся из-за автоматизации части прежних задач, переключатся на ненужную работу — этого компания должна избегать, четко прописывая регламент.

Истории всех промышленных революций показывают, что часть профессий и задач исчезают, но в то же время появляются новые. Поэтому для масштабирования бизнеса нужно четко понимать, какие специалисты нужны компании — сегодня это творческие люди, работу которых автоматизировать еще не научились.

Что нужно делать компании, прежде чем автоматизировать и масштабировать продукт?

В первую очередь важно «навести порядок в хозяйстве», то есть четко определить, из каких процессов складывается бизнес и за счет чего он работает. Хаос нельзя автоматизировать. Во-вторых, нужно определить ожидания от новой платформы и замерить существующие показатели, чтобы потом можно было измерить эффективность от автоматизации.

И, наконец, важно правильно собрать команду, которая будет реализовывать эти задачи. Корневую экспертизу необходимо сосредоточить внутри копании, часть задач можно отдать на аутсорс тем, кто умеет это делать быстрее и дешевле.

Автоматизация процессов внутри компании с помощью специально разработанной под нужды организации платформы — самый современный путь к быстрому масштабированию, так как благодаря нему компания создает себе дополнительное конкурентное преимущество, и возможность быстрого переноса бизнес-процессов на другие рынки. Если вы предлагаете услуги или товары, то стоит сразу задуматься о базовых вещей, которые всегда можно «передать» машинам, стройте сразу свой «цифровой офис», таким образом ваши клиенты смогут получать ваши услуги или осуществлять заказы, не вставая с дивана. Также сразу необходимо подумать об аналитической системе, которая обеспечит вас нужными данными о вашем бизнесе по расписанию и в полном объеме. Не нужно забывать и финансах и правильном учете.

0
1 комментарий
Roman Sokolov

Все по делу, только этим надо было бизнесу начинать заниматься года 3 или 5 назад)

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда