Что будет с дизайном в 2020 году — и дальше

Пойми, как развивается дизайн — и ежегодные подборки трендов станут уже не нужны.

Каждый год издания делают «подборки трендов в дизайне», рассуждая, какой шрифт станет модным в следующем году или какие стилевые приёмы дизайнеры массово начнут использовать в своих проектах.

Читать такие подборки интересно только в первый-второй раз — а потом вдруг понимаешь, что эти прогнозы сбываются редко, а «тренды» в них могут повторяться из года в год.

Почему? Просто потому, что эти подборки отражают в основном индивидуальное восприятие отдельных дизайнеров. Каждый описывает ту реальность, в которой варится лично он, и те тренды, которые актуальны лично для него.

Поэтому мы решили поступить иначе. Вместо типового набора «Тренды 2020» вместе с известными дизайнерами мы постарались выделить такие глобальные изменения отрасли, которые и определяют появление отдельных трендов. А уж потом и по деталям пройтись.

1. Дизайн продолжает уходить в «цифру»

Проявление: смартфоны становятся основным экраном. Поэтому у шрифтов пропадают засечки и тонкие линии, мелкий кегль уступает место крупному, маленькие иконки заменяются большими иллюстрациями, элементы навигации тоже растут в размерах.

«Каких-то крупных изменений в дизайне, я думаю, не будет. Всё сильно зависит от девайсов: Apple и Google пока не придумали революционно новых устройств. Следовательно, и дизайн тоже стагнирует. Всё упирается в визуальную нативность iOS и Android. Простота и удобство — по-прежнему главная цель дизайна».

Сергей Попков, шеф-дизайнер AIC и управляющий партнёр Skillbox

«На мой взгляд, уже пора стирать это разделение на веб и мобильные интерфейсы с точки зрения подхода к работе. Платформа, устройство, разрешение и так далее — это всего лишь инструменты и ограничения, которые должен учитывать дизайнер при проектировании тех или иных сценариев. Мы делаем удобные интерфейсы для пользователей, а не для экранов».

Никита Прилепский, руководитель отдела веб-дизайна Тинькофф

«Основная тенденция, которая медленно, но верно эволюционирует из года в год — это стремление к упрощению. Дизайн становится проще снаружи, но остаётся сложным внутри. Мы будем искать новые приёмы и языки для взаимодействия с пользователями».

Никита Садовский, ведущий дизайнер в Voximplant

«Раньше мы верили в mobile-first-подход, в идеальный адаптивный дизайн, работающий на всех экранах. Эта эпоха заканчивается. Да, мобайл победил, но и десктоп хоронить рано. Там другие задачи, другие проблемы, как и в телевизоре. Нужно проектировать под разные сценарии, точечно и с умом».

Гриша Коченов, креативный директор AGIMA

«Использование Machine Learning Models, AI и AR постепенно приводит к тому, что интерфейсы становятся модульными — так их проще кастомизировать под конкретного пользователя. Больше пустого белого пространства, структура и паттерны многих приложений уравниваются. Брендирование уходит — можно заметить, что прогрессивные ребята даже логотип свой ставят только на стартовый экран. Сейчас в индустрии не гонятся за уникальными визуальными решениями, торжествуют минимализм и правильные (цветовые) акценты».

Екатерина Иконникова, дизайнер мобильных приложений Booking.com

«На самом деле засечки и тонкие линии не пропадают. Наоборот, они будут возвращаться, потому что разрешение экранов растёт и шрифт на них уже выглядит так же хорошо, как на бумаге. А ещё в адаптивном дизайне можно использовать вариативные шрифты, которые становятся шире/уже/жирнее/светлее в зависимости от размеров экрана».

Александра Королькова, арт-директор Paratype, автор «Живой типографики»

2. Каналы связи становятся шире

Проявление: больше не нужно экономить на трафике: даже на телефонах он скоро станет безлимитным повсеместно. Больше видео, фото в высоком разрешении, «тяжёлые» скрипты, встроенное 3D, анимация и интерактив повсюду — вот что актуально.

«Теперь почти у каждого в кармане производительный смартфон с бесперебойным доступом к сети, поэтому стесняться в самовыражении больше не приходится. Можно создавать и тяжёлые 3D-анимации, и мини-игры, и интерактивные тесты. Правда, нам ещё предстоит научиться не создавать фишки только ради фишек и помнить про сторилайн — это всегда в тренде».

Тёма Циммер, Лид-дизайнер продукта в «Рокетбанке»

«За счёт развития инструментов дизайна становится всё легче разрабатывать интерфейсы и микроанимации к ним. И одновременно — всё сложнее удивлять. Но, в то же время, открывается огромное поле для экспериментов, более смелых во всех основополагающих компонентах дизайна: композиция, цвет, шрифт».

Михаил Никипелов, арт-директор Distillery

«Шрифт уже давно — не только плоские векторные буквы. Из любых изображений можно собрать шрифт, который будет работать именно как шрифт: копироваться как текст, редактироваться, индексироваться поиском и т.п. И кинетическую типографику тоже уже можно сделать именно из шрифта и кода, а не с помощью видео».

Александра Королькова, арт-директор Paratype, автор «Живой типографики»

3. Бренды становятся более смелыми

Проявление: даже большие бренды перестают позиционировать себя как серьёзную компанию и понимают, что им нужно выделиться любой ценой. Их медийное влияние распространяет «тренд на дичь» на все уровни общественного сознания.

«Дизайн перестаёт быть минималистичным и безликим даже у больших и крупных брендов. Мы будем цеплять пользователя своей откровенностью и эпатировать. Микс из брутализма, минимализма и скевоморфизма. Яркие и нетипичные сочетания цветов, шрифтов, ломаные сетки. Все пресытились лаконичным дизайном, пользователи хотят, чтобы дизайн кричал».

Денис Ломов, креативный директор Red Collar

4. Дизайн подпитывается смежными отраслями

Проявление: это тренд, который справедлив в любое время. Хотите знать, что сейчас актуально в дизайне сайтов? Откройте Pinterest и посмотрите картинки по разным категориям: фотографии, иллюстрации, 3D-арт. Анализируйте цвет, свет, фактуру, объём, композицию и другие художественные приёмы.

«Прямо сейчас мы участвуем в тендере на разработку сайта. При разработке концепции дизайна наши архитекторы (у нас есть архитектурное направление) создали интерьеры, в которые отлично вписывается рекламируемый продукт. Клиент высоко оценил такой сквозной подход».

Олег Чулаков, CEO в студии Олега Чулакова

«Я вижу явный тренд на суперапы: «Яндекс», Mail.ru, Сбербанк, «Тинькофф»… Все либо делают, либо объявили о намерениях сделать суперап. Наши азиатские коллеги уже доказали, что собрать решение для всех болей пользователей в один “швейцарский армейский нож” — рабочий подход. Там люди могут поставить одно-два приложения и покупать в магазинах по QR-коду, писать друг другу сообщения, давать друг другу в долг, вызывать такси, заказывать еду, читать новости, смотреть ролики и т. д… это солидная доля рынка и лакомый кусочек.

У нас нет пока по-настоящему удачных примеров, поэтому крупные компании будут экспериментировать с суперапами в поисках модели, которая подойдёт европейцам. Что это значит для дизайнеров? Надо фокусироваться на знаниях в области информационной архитектуры, проектировании сложного взаимодействия с пересечением оффлайна и онлайна, научиться проектировать экраны, которые эффективно отрабатывают десятки сценариев.

Количество функций у суперапа такое, что даже если перечислить их через запятую и мелким текстом, то всё равно в первый экран это не поместится. Обратите внимание на Customer Journey, Jobs To Be Done и книгу “Информационная Архитектура” (Питер Морвиль, Луис Розенфельд). Также подойдут исследования азиатских супераппов и книги о формировании привычек (для начала почитайте Нира Эяля «Hooked. На крючке»). Нам на руку прошедший бум дизайн-систем: теперь в интернете есть тонны информации, как сделать ДС для чего угодно. Это здорово, так как без ДС суперап не построишь. Поскольку работа над суперапом затрагивает, как правило, большое количество участников, очень в тему ещё один прошедший хайп вокруг Design Ops. Начать можно с команды Invision — они целую книгу написали, которая так и называется — DesignOps Handbook. Мода циклична и, я думаю, цикл суперапов продлится от двух до пяти лет. Дальше начнётся тренд на супернишевые приложения с уникальным лицом, но это уже совсем другая история».

Сергей Кондауров, арт-директор Яндекса

«Актуальный тренд — это углублённый UX. Дизайнеры всё меньше будут рисовать просто красивые картинки и всё больше будут решать задачи бизнеса и пользователей. Mobile first, анимация, 3D, брендинг также будут в тренде».

Дмитрий Матвеев, арт-директор Wildberries

«В дизайне продуктов важны не выразительно-изобразительные средства, а дизайнер как человек со своим характером. Знания и следование правилам не должны сдерживать интуитивные импульсы дизайнера: только взаимодействие того и другого поможет создать по-настоящему хороший продукт, одушевлённый человеческой энергией».

Стас Антипов, сооснователь и Digital-директор в White Russian Studio

5. Ретротреш как самоирония

Проявление: пока весь мир вспоминает восьмидесятые, у нас новая волна ностальгии по девяностым, в том числе и в дизайне. В моде треш-стилистика, нарочитая небрежность, китчевость. Дизайну больше не нужно «набивать цену» в глазах пользователя, он не стесняется пародировать сам себя.

Есть ощущение, что мода на брутализм начнёт постепенно уходить, как следствие — можно ждать новых прорывных решений, возможно, возврата чего-то давно забытого. Я жду второго ренессанса скевоморфизма: интерфейсам сегодня сильно не хватает осязаемости, в последние полгода стало появляться довольно много концептов, обыгрывающих это направление с каких-то совсем неожиданных точек зрения. Понятно, что треша, ада и угара в духе рисованных блокнотов и металлических камер никто не будет делать, но в этой теме сказано ещё далеко не всё».

Алексей Шепелин, арт-директор ADN.agency

Про треш и самоиронию в типографике можно даже не рассказывать: похоже, мы переживаем такой же бум странных шрифтов, как в девяностых. Тогда это была радость от появления возможности делать шрифты без «тяжёлого» промышленного оборудования. Сейчас — радость от окончательного исчезновения технических ограничений с некоторой долей отчаяния из-за того, что всё нужное уже сделано».

Александра Королькова, арт-директор Paratype, автор «Живой типографики»

Если учитывать совсем недавнее появление Cybertruck на рынке, восьмидесятые никуда не денутся ещё долго, а ретрофутуризм прочно засел в сердцах интерфейсников. Нужно только понимать что восьмидесятые в Америке — это девяностые в России».

Миша Пименова, CEO Mish

А в заключение добавим: знание трендов никак не поможет вам сделать идеальный дизайн. Копирование модных фишек не сделает ваш проект лауреатом премии.

Знать тренды важно только для того, чтобы понимать саму отрасль, логику её развития. А для дизайнерского успеха нужно чувствовать гармонию, прокачивать вкус и «насмотренность».

Хороших проектов вам в новом году!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда