Быстро, дешево, рисково: как получать фидбек о продукте с помощью смелых гипотез

Стартапы затрачивают колоссальные ресурсы на создание MVP, но часто только зря теряют деньги. Альтернативный RAT-подход поможет быстро тестировать гипотезы, собирать фидбек и отсеивать лишнее. Тактика уже помогла добиться успеха Airbnb и Zappos.

Создаем «скелет продукта»

«MVP мертв, да здравствует RAT», – объявил старший менеджер по продукту Skyscanner Рик Хайам в 2016 году. В колонке для Hackernoon он объяснил, что традиционный метод проверки гипотез не работает – большинство стартапов использует его неправильно, а в результате теряет деньги и не получает полезный фидбек.

Хайам советует создавать более простой продукт для тестирования гипотез, используя Riskiest Assumption Test – проверку самых рискованных гипотез.

Что не так с минимальным жизнеспособным продуктом (MVP)? По мнению Хайама, стартапы создают слишком комплексный продукт, вкладывая в работу много времени и денег. Они забывают о главной цели – проверке идеи. При этом многие функций существуют только в MVP-версии. После сбора фидбека от пользователей разработчики скорее всего отложат запуск некоторых фич.

В результате MVP представляет собой красивый фасад, в который вложено много ресурсов, но с точки зрения функционала MVP – это слабый продукт.

Хайам советует не тратить слишком много времени и денег на детальную разработку MVP. Он напоминает, что оценка жизнеспособности — это не создание полноценного продукта, а способ проверить, удалось ли вам найти проблему, которая в принципе заслуживает решения. Большие вложения не гарантируют, что продукт «зайдет» и пользователи за него заплатят. Поэтому Хайам рекомендует создавать "скелет продукта" для проверки гипотез. И делать это нужно быстро и дешево.

Сколько потратили Instagram, Facebook и Uber, чтобы создать свои MVP:

Instagram — от $100 000 до $300 000 и примерно 3–6 месяцев. Facebook — $500 000 и 9 месяцев. Uber — от $1 до $1,5 миллионов.

RAT-подход рекомендуют компаниям, у которых нет времени и денег на долгое и дорогое тестирование. Таким стартапам важно избежать провала и получить прибыль.

RAT-подход: три шага

Главный принцип RAT-подхода – быстрая оценка идеи и отсеивание ненужного. Если гипотеза нашла подтверждение, то можно оперативно перейти к следующему шагу. Если нет, то вы быстро переключаетесь на другую идею и не вкладываете ресурсы в разработку никому не нужного продукта.

Как применять RAT на практике? Для начала определите самую рискованную гипотезу. А затем проверьте ее максимально быстрым и дешевым способом. В качестве примера используйте пошаговую стратегию от Рубена Холла, главы студии мобильного дизайна и разработки MindSea.

Шаг 1: Заполните шаблон Lean Canvas

Lean Canvas – это краткий бизнес-план, который помещается на одной странице. Для заполнения шаблона ответьте на базовые вопросы: кто будет пользоваться продуктам, какие проблемы он поможет решить, в чем уникальная ценность разработки, сколько денег уйдет на разработку и как продукт будет приносить выручку. Подробнее о модели Lean Canvas можно почитать здесь.

Шаг 2: Определите самую рискованную гипотезу

На этом этапе вы сможете понять, заслуживает ли проблема решения и стоит ли вообще создавать продукт. Также вы узнаете, готовы ли клиенты за него платить.

Шаг 3: Организуйте эксперимент и проверьте результаты

Быстрая оценка гипотезы поможет оперативно переключиться и приступить к проверке следующей гипотезы.

RAT на практике

Многие компании формально используют MVP-подход, но делают это грамотно. Поэтому на практике их стратегия больше напоминает RAT. Они выдвигают рискованные предположения, не тратят время и деньги на тщательное обдумывание идеи, используют подручные средства и быстро получают результаты.

Пример Airbnb

Идея: Air Bed & Breakfast. 2008 год. Студенты дизайнерского колледжа Брайан Чески и Джо Геббиа переехали в Сан-Франциско, но не могли потянуть дорогую аренду квартиры. К счастью, в тот период в городе проходила масштабная конференция для дизайнеров. Все отели были забронированы, но желающих было так много, что они готовы были заплатить даже за скромное спальное место. Чески и Геббиа решили купить надувные матрасы (air beds), положить в гостиной и сдавать участникам конференции.

Гипотеза: клиенты готовы заплатить за спальное место в чужом доме или квартире.

Тестирование: Дизайнеры поставили матрасы в гостиной и установили тариф – $80 за ночь. В счет они также включили завтрак, который готовили сами. А в качестве бонуса предложили общение. Чтобы найти первых клиентов, Чески и Геббиа запустили сайт. С этого начинается история сервиса Airbnb, который сегодня оценивается в $31 млрд.

Пример Zappos

Идея: В 1999 году основатель Zappos Ник Свинмерн не мог найти в офлайн-магазинах нормальные кроссовки, и ему пришла идея запустить сайт для продажи обуви онлайн. В конце 90-х электронная коммерция находилась в зачаточном состоянии, так что по тем временам это было смелое решение.

Гипотеза: люди захотят покупать обувь онлайн.

Тестирование: Когда Ник запускал магазин, у него не было ни склада, ни самого продукта. Он сфотографировал пары обуви в ближайшем обувном и разместил фото на сайте. Как только клиент оформлял заказ, Свинмерн покупал подходящий товар и отправлял покупателю. Постепенно магазин ShoeSite.com разрастался и со временем превратился в Zappos – крупнейшую платформу по продаже обуви.

Альтернативные решения

RAT – это один из подходов, на который могут опираться стартапы. Многих предпринимателей не устраивала стандартная модель MVP, поэтому они искали альтернативные решения и формулировки. Например:

  • Exceptional Viable Product – выдающийся жизнеспособный продукт. Концепцию предложил сооснователь Moz Рэнд Фишкин. Он считал, что нужно создавать продукт, о котором пользователи захотят рассказать друзьям.
  • Minimum Lovable Product – минимальный привлекательный продукт. Важно создать начальную версию, которая сразу понравится пользователям. Термин предложил Брайан де Хаафф, глава Aha!, а позднее идею развил соучредитель Happy Startup School Лоуренс Маккейл.
  • Minimum Valuable Problem – минимальная ценная проблема. Задача разработчика продукта на раннем этапе – найти проблему и подобрать минимальное решение. Создавать продукт нужно потом. С идеей выступил консультант по управлению и стратегии продукта Скотт Селхорст.
  • Minimum Beautiful Product – минимальный красивый продукт. Продуктовый дизайнер Хэйден Близл рекомендует создавать базовую версию, которую со временем можно усовершенствовать.
  • Minimum Viable Lovable Product – минимальный жизнеспособный и привлекательный продукт. Концепцию предложил дизайнер Джон Маэда. Он советует учитывать предпочтения обычного пользователя и создавать комфортные продукты с удобным интерфейсом – даже на ранних этапах.

Универсальной формулы желанного и жизнеспособного продукта до сих пор не существует. В каждом случае работают свои метрики, и многое зависит от целей стартапа. RAT-подход – это не панацея, а одно из возможных решений, которое поможет избежать распространенных ошибок и сэкономить деньги. Экспериментируйте и создавайте свои подходы – возможно, именно ваша уникальная стратегия "выстрелит".

0
1 комментарий
Лёха Литвинов

Интересная статья, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда