Skillbox
1043

Быстро, дешево, рисково: как получать фидбек о продукте с помощью смелых гипотез

Стартапы затрачивают колоссальные ресурсы на создание MVP, но часто только зря теряют деньги. Альтернативный RAT-подход поможет быстро тестировать гипотезы, собирать фидбек и отсеивать лишнее. Тактика уже помогла добиться успеха Airbnb и Zappos.

В закладки

Создаем «скелет продукта»

«MVP мертв, да здравствует RAT», – объявил старший менеджер по продукту Skyscanner Рик Хайам в 2016 году. В колонке для Hackernoon он объяснил, что традиционный метод проверки гипотез не работает – большинство стартапов использует его неправильно, а в результате теряет деньги и не получает полезный фидбек.

Хайам советует создавать более простой продукт для тестирования гипотез, используя Riskiest Assumption Test – проверку самых рискованных гипотез.

Что не так с минимальным жизнеспособным продуктом (MVP)? По мнению Хайама, стартапы создают слишком комплексный продукт, вкладывая в работу много времени и денег. Они забывают о главной цели – проверке идеи. При этом многие функций существуют только в MVP-версии. После сбора фидбека от пользователей разработчики скорее всего отложат запуск некоторых фич.

В результате MVP представляет собой красивый фасад, в который вложено много ресурсов, но с точки зрения функционала MVP – это слабый продукт.

Хайам советует не тратить слишком много времени и денег на детальную разработку MVP. Он напоминает, что оценка жизнеспособности — это не создание полноценного продукта, а способ проверить, удалось ли вам найти проблему, которая в принципе заслуживает решения. Большие вложения не гарантируют, что продукт «зайдет» и пользователи за него заплатят. Поэтому Хайам рекомендует создавать "скелет продукта" для проверки гипотез. И делать это нужно быстро и дешево.

Сколько потратили Instagram, Facebook и Uber, чтобы создать свои MVP:

Instagram — от $100 000 до $300 000 и примерно 3–6 месяцев. Facebook — $500 000 и 9 месяцев. Uber — от $1 до $1,5 миллионов.

RAT-подход рекомендуют компаниям, у которых нет времени и денег на долгое и дорогое тестирование. Таким стартапам важно избежать провала и получить прибыль.

RAT-подход: три шага

Главный принцип RAT-подхода – быстрая оценка идеи и отсеивание ненужного. Если гипотеза нашла подтверждение, то можно оперативно перейти к следующему шагу. Если нет, то вы быстро переключаетесь на другую идею и не вкладываете ресурсы в разработку никому не нужного продукта.

Как применять RAT на практике? Для начала определите самую рискованную гипотезу. А затем проверьте ее максимально быстрым и дешевым способом. В качестве примера используйте пошаговую стратегию от Рубена Холла, главы студии мобильного дизайна и разработки MindSea.

Шаг 1: Заполните шаблон Lean Canvas

Lean Canvas – это краткий бизнес-план, который помещается на одной странице. Для заполнения шаблона ответьте на базовые вопросы: кто будет пользоваться продуктам, какие проблемы он поможет решить, в чем уникальная ценность разработки, сколько денег уйдет на разработку и как продукт будет приносить выручку. Подробнее о модели Lean Canvas можно почитать здесь.

Шаг 2: Определите самую рискованную гипотезу

На этом этапе вы сможете понять, заслуживает ли проблема решения и стоит ли вообще создавать продукт. Также вы узнаете, готовы ли клиенты за него платить.

Шаг 3: Организуйте эксперимент и проверьте результаты

Быстрая оценка гипотезы поможет оперативно переключиться и приступить к проверке следующей гипотезы.

RAT на практике

Многие компании формально используют MVP-подход, но делают это грамотно. Поэтому на практике их стратегия больше напоминает RAT. Они выдвигают рискованные предположения, не тратят время и деньги на тщательное обдумывание идеи, используют подручные средства и быстро получают результаты.

Пример Airbnb

Идея: Air Bed & Breakfast. 2008 год. Студенты дизайнерского колледжа Брайан Чески и Джо Геббиа переехали в Сан-Франциско, но не могли потянуть дорогую аренду квартиры. К счастью, в тот период в городе проходила масштабная конференция для дизайнеров. Все отели были забронированы, но желающих было так много, что они готовы были заплатить даже за скромное спальное место. Чески и Геббиа решили купить надувные матрасы (air beds), положить в гостиной и сдавать участникам конференции.

Гипотеза: клиенты готовы заплатить за спальное место в чужом доме или квартире.

Тестирование: Дизайнеры поставили матрасы в гостиной и установили тариф – $80 за ночь. В счет они также включили завтрак, который готовили сами. А в качестве бонуса предложили общение. Чтобы найти первых клиентов, Чески и Геббиа запустили сайт. С этого начинается история сервиса Airbnb, который сегодня оценивается в $31 млрд.

Пример Zappos

Идея: В 1999 году основатель Zappos Ник Свинмерн не мог найти в офлайн-магазинах нормальные кроссовки, и ему пришла идея запустить сайт для продажи обуви онлайн. В конце 90-х электронная коммерция находилась в зачаточном состоянии, так что по тем временам это было смелое решение.

Гипотеза: люди захотят покупать обувь онлайн.

Тестирование: Когда Ник запускал магазин, у него не было ни склада, ни самого продукта. Он сфотографировал пары обуви в ближайшем обувном и разместил фото на сайте. Как только клиент оформлял заказ, Свинмерн покупал подходящий товар и отправлял покупателю. Постепенно магазин ShoeSite.com разрастался и со временем превратился в Zappos – крупнейшую платформу по продаже обуви.

Альтернативные решения

RAT – это один из подходов, на который могут опираться стартапы. Многих предпринимателей не устраивала стандартная модель MVP, поэтому они искали альтернативные решения и формулировки. Например:

  • Exceptional Viable Product – выдающийся жизнеспособный продукт. Концепцию предложил сооснователь Moz Рэнд Фишкин. Он считал, что нужно создавать продукт, о котором пользователи захотят рассказать друзьям.
  • Minimum Lovable Product – минимальный привлекательный продукт. Важно создать начальную версию, которая сразу понравится пользователям. Термин предложил Брайан де Хаафф, глава Aha!, а позднее идею развил соучредитель Happy Startup School Лоуренс Маккейл.
  • Minimum Valuable Problem – минимальная ценная проблема. Задача разработчика продукта на раннем этапе – найти проблему и подобрать минимальное решение. Создавать продукт нужно потом. С идеей выступил консультант по управлению и стратегии продукта Скотт Селхорст.
  • Minimum Beautiful Product – минимальный красивый продукт. Продуктовый дизайнер Хэйден Близл рекомендует создавать базовую версию, которую со временем можно усовершенствовать.
  • Minimum Viable Lovable Product – минимальный жизнеспособный и привлекательный продукт. Концепцию предложил дизайнер Джон Маэда. Он советует учитывать предпочтения обычного пользователя и создавать комфортные продукты с удобным интерфейсом – даже на ранних этапах.

Универсальной формулы желанного и жизнеспособного продукта до сих пор не существует. В каждом случае работают свои метрики, и многое зависит от целей стартапа. RAT-подход – это не панацея, а одно из возможных решений, которое поможет избежать распространенных ошибок и сэкономить деньги. Экспериментируйте и создавайте свои подходы – возможно, именно ваша уникальная стратегия "выстрелит".

{ "author_name": "Skillbox", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 1, "likes": 16, "favorites": 22, "is_advertisement": false, "subsite_label": "skillbox", "id": 103828, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Wed, 29 Jan 2020 12:45:41 +0300", "is_special": false }
Создать объявление на vc.ru
Промо
Как творческие люди продвигают свои работы в TikTok
Интервью с тремя героями — о развитии каналов, отличиях TikTok от других соцсетей и монетизации.
0
{ "id": 103828, "author_id": 245876, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/103828\/get","add":"\/comments\/103828\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/103828"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 245876, "last_count_and_date": null }
1 комментарий
Популярные
По порядку
0

Интересная статья, спасибо!

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }