«Мы обойдёмся и без вас, а вы без нас — нет»: онлайн и офлайн обсуждают будущее ИТ-образования

Дискутируют руководители Skillbox, Geekjob, HighLoad++ и Beta.

Работодатели часто с недоверием относятся к уровню образования, которое предлагают онлайн-школы. Особенно если речь идёт об ИТ-специальностях, где нужны фундаментальные знания технических дисциплин. Как приблизить программы к запросам бизнеса и способно ли онлайн-образование полноценно конкурировать с классическим, за круглым столом обсудили руководители компаний, работающих на этом рынке.

Дмитрий Крутов (Skillbox): Одна из проблем современного образования — нехватка толерантности между офлайн- и онлайн-форматами. Мы конкурируем, отмахиваемся друг от друга и выясняем, у кого карандаши ярче. Такое разделение только вредит.

Смешно становится, когда кто-то, например, начинает рассуждать о том, что академические преподаватели не готовы меняться, чтобы решать релевантные для бизнеса задачи. Откуда такая информация? Когда мы наладим диалог и уберём водораздел между офлайном и онлайном, это всем пойдёт на пользу.

Олег Бунин (HighLoad++): Офлайн спокойно может обойтись и без вас, а вы без нас — нет. Без приёмов и методик, отработанных в офлайне, онлайн-образование ничему толком не может обучить. Только маленькую когорту людей, которые сильно заинтересованы в новых знаниях. С остальными никаких серьёзных изменений не произойдёт.

Дмитрий Крутов: Онлайн — всего лишь средство доставки контента. Он позволяет загружать в человека больше информации и делать это быстрее. Не нужно ходить на лекции и быть рядом с преподавателем, чтобы получать знания. Достаточно посмотреть видеоурок. Хотя для формирования компетенции нужно как минимум в онлайне пообщаться с преподавателем, взять какую-то задачу. И такие форматы сейчас появляются.

Олег Бунин: Получается, что онлайн просто берёт проверенные офлайн-методики и оцифровывает их.

Дмитрий Крутов: Если бездумно всё оцифровать, получится онлайн-учебник, который невозможно читать. Нужно переосмысление. Поэтому и появилась новая профессия — педагогический дизайнер, который пересобирает контент.

Про достоинства и недостатки онлайн-образования

Александр Майоров (Geekjob): Я учился программированию самостоятельно — по книгам, потому что в 2000 году интернета у меня не было. И сейчас уверен, что онлайн-обучение программированию несравнимо более эффективно. В начале карьеры передо мной стоял выбор, какой язык учить — PHP или Perl. Учебник по Perl написал профессор МГУ. От первых же страниц клонило в сон, я понял, что не смогу усвоить его лекционный язык. Выбрал учебник по PHP, написанный самоучкой. Спасибо тому профессору.

Мне нравится смотреть записи лекций преподавателей из Кембриджа и Оксфорда. Если бы у меня были такие в институте, был бы сейчас в сто раз умнее. Онлайн позволяет захватывать внимание аудитории даже без яркой харизмы преподавателя. Скажем, с помощью компьютерной графики можно красиво изобразить принципы работы какого-то алгоритма.

Глеб Михеев (Beta): У онлайна есть важное преимущество — возможность персонализировать подход к каждому ученику. Кому-то нужен перерыв после двух пятиминутных видео, а кто-то готов потреблять информацию двухчасовыми заплывами. В онлайне и тот, и другой смогут подобрать формат, который подходит под их скорость потребления и усвоения контента. А на офлайн-лекциях, где собираются по сто человек и больше, преподаватель не может под всех подстраиваться. Он не станет уточнять что-то ради одного студента или повторять ради пяти.

Александр Майоров: Всё верно, но с другой стороны, из-за того, что лектора нельзя поставить на паузу и отмотать назад, студенты вынуждены внимательно его слушать. Не успел записать — твои проблемы. Нужно концентрироваться и понимать информацию здесь и сейчас. А онлайн-образование этот навык не развивает. Пока сложно сказать, к чему это приведёт.

Олег Бунин: Это приведёт к тому, что люди, которые учились в онлайне, будут думать и работать медленнее, чем те, кто учился в офлайне.

Как писал исследователь Маршалл Маклюен, важна не только сама информация, но и то, по какому каналу она передаётся. Когда вы читаете книгу, мозг считывает смыслы и достраивает картинку. А когда смотрите видео, достраивать ничего не нужно, мозг работает не так активно. Пресловутое клиповое мышление — это не следствие того, чем поколение Z занимается в интернете. Это следствие того, что молодёжь проводит время именно в интернете.

Потакая клиповому мышлению, разработчики онлайн-курсов дробят их на мелкие части. Ничего хорошего я в этом не вижу. Но другого пути у них нет: в онлайне люди слишком легко переключаются с одного занятия на другое.

Александр Майоров: Моя супруга в своё время проходила курс от Bonnie&Slide (обучение составлению презентаций — прим. vc.ru). Там используется очень удачная схема, взятая из офлайна. На выполнение заданий установлено жёсткое ограничение по времени. Если человек не сдаёт вовремя домашнее задание, то к следующему уроку его не допускают, а деньги не возвращают.

Дмитрий Крутов: Это метод учителя с линейкой. Он всю дорогу подгоняет учеников, а те по окончании курса толком не понимают, зачем же они его прошли.

Александр Майоров: Онлайн-курсы часто приобретают, как абонемент в спортзал: куплю сейчас, а воспользуюсь, когда будет время и желание. Человек постоянно откладывает обучение на потом и в конце концов может вообще забыть о курсе. Я согласен, что подгонять линейкой — не лучший вариант, но это мотивирует активно учиться с самого начала. Иначе деньги просто сгорят. На курсах с ограничениями ты точно чему-то научишься или поймёшь, что лучше заняться чем-то другим.

Дмитрий Крутов: Мне кажется, эффективность системы, в которой тебя постоянно подгоняют, стремится к нулю. У аудитории скорее проснётся мотивация учиться, если лекцию прочитает звезда индустрии, совсем не похожая на стереотипного программиста-социофоба в грязной одежде. На него все захотят быть похожими.

Про обдуманный выбор

Глеб Михеев: Проблема осознанности встаёт ещё на этапе выбора вуза. Когда я учился в школе, был как швейцарский нож: чем только ни занимался — дизайном, вёрсткой, программированием, — но всё делал слабо. Долго решал, куда пойти учиться и в итоге выбрал дизайн. Но уже через полтора года понял, что это не моё: днём я учился дизайну, а вечером программировал и зарабатывал деньги на жизнь.

Ушёл и потом уже на практике, работая в компаниях, полноценно освоил профессию. А если бы в школе понял, что хочу именно программировать, то мог бы сделать полезный выбор и поступить в Физтех или на ВМК и получить профильное образование.

Дмитрий Крутов: Я вижу проблему в том, что школьники, которые собираются освоить востребованную ИТ-профессию, не имеют выбора, где на неё учиться. Единственный вариант — технический вуз. Профильных колледжей нет.

Мы собираемся провести эксперимент. Выделим грант 50 млн рублей на обучение школьникам из Москвы, Казани и Ульяновска и дадим им доступ к нашим годовым программам. А потом поможем со стажировкой и трудоустройством тем, кто успешно пройдёт обучение. Они попробуют себя в реальной работе ещё до поступления в вуз и смогут осознанно выбрать профессию.

Александр Майоров: Очень хороший вопрос для собеседования: «Почему вы выбрали этот вуз и эту специальность?» Если человек отвечает, например, что за него выбрали родители, это минус в копилку. Вероятно, он учился не слишком старательно, раз не понимал, зачем ходит в институт.

Похожая история с профессиональными сертификатами. Большинству из них работодатели не доверяют, котируются разве что Cisco, Microsoft и Oracle. Эти программы стоят недёшево, а оплата ничего не гарантирует. Экзамены серьёзные, требуют хорошей подготовки, и если ты не готов, то сертификата не видать. А онлайн-курсы делают поблажки для студентов. Если заплатил за курс, то, скорее всего, получишь сертификат.

О том, куда пропадают разработчики

Дмитрий Крутов: Нам в этом смысле удалось выделиться на фоне конкурентов. Skillbox легитимизировал свой контент тем, что начал делать курсы с компаниями, а не преподавателями. Только практикующие специалисты могут давать релевантную экспертизу.

К нам приходит условный Mail.ru и рассказывает, как их Java-группа разрабатывала определённый продукт. Наша задача — трансформировать этот опыт в образовательный трек. Это образование, построенное на кейсах. Преподают люди, которые только что сделали крутой проект, а не решали задачу про яблоки.

Александр Майоров: У Mail.ru есть собственная образовательная программа GeekBrains, у «Яндекса» — «Практикум». Зачем им сотрудничать с вами?

Дмитрий Крутов: Одному этот путь не пройти — невозможно подготовить достаточное количество специалистов.

Глеб Михеев: Рынок настолько перегрет, что кадров катастрофически не хватает. И я знаю, куда все пропадают. У одного только «Тинькофф» больше 2,5 тысяч разработчиков, в «Сбербанке» — ещё больше. Крупные игроки ушли в цифровизацию и готовы платить завышенные зарплаты, при этом постоянно расширяя штат.

Пару лет назад во фронтенд-сообществе стали говорить о том, что с «джунами» нужно правильно работать, развивать их. «Мидлы» должны быть не только тимлидами, но и менторами. Если хочешь, чтобы твои сотрудники хорошо работали, научись объяснять им, как надо.

Дмитрий Крутов: В этом и причина, почему «джунов» ещё более-менее хватает, а «мидлов» нет. У новых профессий пока не сформированы нормы, как нужно общаться с командой и развивать её. Опытные специалисты только-только начинают понимать, что новичкам нужны менторы, чтобы развиваться. Не так сложно мотивировать людей учиться, сложно заставить профессиональное сообщество избавиться от снобизма и начать разговаривать с «джунами». Мы ставим перед собой такую задачу.

Олег Бунин: Мы приходим к тому, что должен быть триумвират. Классическое образование и офлайн-воркшопы прокачивают гибкие навыки. Онлайн-курсы нужны, чтобы передавать знания. А конференции — для обмена опытом и верификации знаний.

Дмитрий Крутов: Мы считаем, что наши студенты должны в обязательном порядке ходить на ваши конференции — общаться с людьми из сферы, погружаться в среду, актуализировать знания. Онлайн без офлайна невозможен. Без контактной среды востребованный специалист не вырастет. Поэтому новый формат образования должен сочетать все возможные способы получения информации, включая обмен опытом.

Олег Бунин: Правильно. Мы вам даём доступ к актуальным специалистам, к экспертам. Мы заинтересованы в том, чтобы их знания масштабировались. Кроме того, мы хотим оптимизировать подготовку спикеров, учить их передавать знания. Нужно создавать экосистему, новый подход к прокачиванию себя как специалиста.

Онлайн-образование может быть самодостаточным?
Конечно!
Только для некоторых специальностей
Без офлайна никуда
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
16 комментариев
Написать комментарий...
Федя Родион

Должна быть третья сторона - центры сертификации. Которые принимают экзамены и которым все равно, учился ты в оффлайне, онлайне или с рождения знал предмет. Тогда и споры отпадут сами собой. В развитых странах давно уже так, там оффлайн образование скорее для престижа и тусовки с близкими к теме людьми, это клубы скорее, чем школы.

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Klimov

и четвертая, сайт скылбоксу до ума довести :)

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Статья настолько полезна, что читателям даже дизлайкать её лень.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Горячев

Все зависит от цели. Если цель не только знания, но и комьюнити, то без оффлайна никуда. Хороший пример school42. Если цель выучить что то, например тот же язык программирования, то это можно легко сделать в онлайне. Только не за 40-50к как нам любят впаривать.. Можно купить курс на английском за 30$, и он по качеству будет не хуже. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Степанов

да и бесплатных материалов порой хватает с лихвой, мотивация важный ключ к успеху!

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Маркина

Но в бесплатных материалах нет системы, и ты перегреваешься информацией, не зная куда подать. И, получается, что ты потратил кучу времени, но все равно ничего не знаешь. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Кто-то выше из участников этого холивара заметил, что если бы он знал заранее о том, что ему нравится, то потратил больше сил в юности на это. Самый важный вопрос. А онлайн ли или оффлайн - это всё лишь способ донесения информации. Не более того.

Ответить
Развернуть ветку
Умар Бутаев

Всё равно онлайн образование отвоюет по крайней мере половину рынка. Наши родители - это поколение, которое училось в университетах (или не училось), понимая, что образование можно получить только там, и в последствии устроившее в университеты нас с вами.

Мы же - поколение, которое училось в университетах, после окончания которых поняли, что знания, полученные там, можно было бы получить и другими более лёгкими путями. Уверен, что многие из нас будут советовать своим детям получать образование в онлайн школах. Если, конечно, в мире ничего не изменится к этому времени.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Сила

Глеб Михеев это же тот чувак, который приходил на интервью на канал ЖИЗА

Ответить
Развернуть ветку
Никита Шультайс

Не обязательно противостоять друг другу. У нас онлайн-школа и мы часть наших курсов передаем в ВУЗы. Они уже их встраивают в очный и дистанционный образовательный процесс. Вполне себе уживаемся.

Профессиональные конференции, про которые тут также идет речь - это совсем другой вид активностей. Её довольно сложно и дорого перенести в онлайн. Да и сравнивать конфу с очным обучением тоже странно, там другие цели.

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Klimov

а для чего компании занимающейся обучением дубли страниц?

кстати о костылях, видимо не хватило знаний об адаптивной верстке... :)
https://skillbox.ru/media/code/kak_pravilno_ispolzovat_kostyli_v_razrabotke/amp/
https://skillbox.ru/media/code/kak_pravilno_ispolzovat_kostyli_v_razrabotke/

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Klimov

битые ссылки: geekinsight.ru/branch-cpro-dobavit-v-novyj-macbook-pro-klassicheskie-usb-porty

2. swisscolors.net/  

30. ... 

понимаю у них есть лишние от 250к в мес, чтобы лить искусственный трафик, ничего не отдупляющему яндексу на радость, но тут ведь какая штука, без этого, они бы сейчас не сидели так с умным видом.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Да пожалуйста, ёпта, без нас так без нас.
Потому что, выше нас только звёзды

Ответить
Развернуть ветку
Сослан Сакшин

Жалко нельзя минусить ((

Ответить
Развернуть ветку
Julia Lebed

Формат красиво стащили у SkillFactory :) https://vc.ru/flood/96838-100-milliardov-ne-predel-chestnyy-razgovor-pro-rossiyskiy-edtech 

А в остальном неплохо 

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда