SkillFactory

10 причин, почему новые проекты проваливаются в первые полгода

Успешные примеры стартапов знают все. Но куда больше тех, кто не выдерживает испытание временем и рынком. В среднем на один успешный проект приходится десяток провальных.

А ведь анализ причин провала проектов — лучший способ не облажаться самому. В этой статье мы собрали 10 наиболее распространенных причин, почему даже очень перспективные стартапы терпят крах уже в первые полгода. И расскажем, что делать, чтобы избежать подобных ситуаций.

Попробуйте найти более злободневную причину, чем отсутствие денег. Новые проекты обычно начинаются на голом энтузиазме, с одной только идеей.

И это нормально, когда проект находится на стадии разработки. История «Apple» начиналась в гараже Стива Джобса, а сейчас капитализация компании составляет невероятных 1,5 трлн долларов. Вдумайтесь, только у двух стран мира годовой бюджет больше этой суммы.

Но когда проект переходит в стадию запуска, инвестиции крайне важны.

Мы исследовали около 50 историй провалившихся стартапов и заметили закономерность. Чем дольше полностью готовый проект находится без финансирования, тем меньше у него шансов «выстрелить».

Вывод: инвесторов нужно искать уже на стадии идеи. Сразу после создания детального бизнес-плана. Особенно осторожно нужно отнестись к этому пункту уже работающим компаниям, которые запускают новый проект. Ведь можно просто не рассчитать собственные финансовые возможности.

Подобное случилось с Nintendo. В 2014 году новая консоль Wii U оказалась настолько неудачной, что полностью провалилась в продажах. Из-за этого вся компания оказалась на грани банкротства.

Оказывается, что «горящие глаза», о которых любят писать стартапы в вакансиях, действительно имеют значение.

И причина вполне логичная. В первые месяцы своего существования проект не приносит никакой прибыли. Поэтому нужна твердая вера в успех проекта, даже если полгода приходится работать бесплатно.

Первым переломным моментом можно считать получение первой прибыли, вторым — стадию самоокупаемости.

Если они случаются раньше, чем иссякнет энтузиазм создателей, то шансы на успех проекта довольно высокие.

Естественно, энтузиазм должен выражаться в готовности работать над проектом, а не в восхищении и любовании.

Вывод: чтобы проект был успешен, нужно пахать и верить в то, что он «выстрелит». Банально, но эту непреложную истину сегодня часто пытаются забить финансовыми вложениями. Работает не всегда — без энтузиазма и веры в успех любой проект обречен на провал.

Здесь скрыто сразу две возможных проблемы. Одну из них можно предотвратить, но вторая — полностью воля случая.

Некоторые проекты носят сезонный характер. К примеру, нет смысла запускать производство меховой одежды летом — никто просто не будет ее покупать. И перед запуском крайне важно определить, есть ли в продукте сезонность или он будет актуален круглый год.

Если подобного анализа нет и с сезонностью просто не угадали — то вы сами себе злобные буратины.

Но есть и другая сторона — банальная неудача. Да, так тоже бывает.

К примеру, вы слышали о компьютерной игре SiN? Если не слышали, не беда. Большинство опытных геймеров о ней не знают. В 1998 году она должна была стать настоящим прорывом. В ней использовалось сразу несколько инновационных механик, которые создавали совершенно новый игровой опыт.

Но SiN полностью провалилась. И причина одна — она вышла в одно время с легендарной Half-Life. На фоне подобной бомбы о SiN просто не было слышно — все играли в Half-Life.

Вывод: перед запуском нужно анализировать рынок настолько подробно, насколько позволяют ресурсы. И обязательно посматривать на потенциальных конкурентов. Вдруг они уже выпускают на рынок полный аналог вашего продукта?

Продвижение продукта не менее важно, чем сам продукт. Или даже более важно. Потому что с помощью грамотного маркетинга можно продать что угодно. Даже если товар уступает своим аналогам во всем. И даже если продукт на самом деле ни разу не уникальный.

К примеру, в марте 2019 года известный рэпер Тимати представил своим фанатам беспроводные наушники Black Star. Он подчеркнул, что это собственный продукт, который музыкальный бренд создавал своими силами. Вместе с этим была развернута масштабная рекламная кампания в соцсетях

Устройство стоило 6990 рублей. При этом довольно быстро на сайте AliExpress нашли товар, который полностью соответствовал наушникам от Тимати как по функционалу, так и по дизайну. Единственным отличием был напечатанный лейбл.

Так что с помощью грамотного маркетинга действительно можно продать что угодно. А если еще и товар действительно хороший, то он обречен на успех.

Единственный нюанс: на маркетинг часто тратится больше денег, чем на создание продукта в целом. И сэкономить не получится. Партизанский маркетинг работает крайне медленно. Сарафанное радио раскачивается еще дольше — проект может умереть еще до того, как о нем узнает целевая аудитория.

Вывод: планировать маркетинговые расходы нужно еще на этапе создания бизнес-плана. И уже на этапе разработки продукта начинать маркетинговую кампанию, чтобы к его выходу максимально большое количество целевой аудитории знало о его существовании.

Бывает и так, что продукт полностью создан на бумаге, но вот как его производить и как продавать — непонятно.

К примеру, известный тренер хочет запустить курс по похудению для девушек. Как взаимодействовать с аудиторией?

  • Давать первый урок бесплатно?
  • Сделать цену небольшой, но делать ставку на постоянные покупки?
  • Запустить вместе с курсом допродажи рецептов питания и диетических добавок?
  • Создать формат месячной подписки на курс?

Вариантов очень много. Маркетолог Оливер Гассман, к примеру, выделяет целых 55 основных шаблонов бизнес-моделей. А если учесть, что их можно объединять между собой, то получится огромное количество вариантов, среди которых нужно подобрать наиболее результативный.

Но сделать это нужно до релиза проекта. Ведь тип бизнес-модели будет накладывать свои ограничения на весь процесс создания проекта: от идеи до продаж.

Вывод: бизнес-модель необходимо подбирать сразу после создания идеи проекта, еще до создания подробного бизнес-плана. Если не сделать этого, можно сильно облажаться с продажами и маркетингом.

UX — наше все. В 2020 году нужно запомнить только один факт: пользователь не будет покупать продукт, который ему неудобно использовать. Даже если он суперфункционален и закрывает все потребности аудитории.

Никто не читает инструкции. Поэтому продукт должен быть интуитивно понятным. Это особая боль для диджитал-проектов.

Возьмем, к примеру, форму регистрации.

На первый взгляд кажется, что эти два варианта одинаковые. Но дьявол в деталях. Какая тактика будет эффективнее: отмечать красным невыполненные требования к паролю или синим — выполненные?

Самое сложное в том, что невозможно точно знать, что именно будет удобным для пользователя. Помогут только тесты. Причем тесты нужны на каждый элемент системы — их могут быть тысячи и десятки тысяч. И главное — тесты должны быть на представителях целевой аудитории.

(Тестировщики обычно плачут на этом моменте).

Apple при создании iPhone делают огромную ставку на UX. Комфорт пользователей они ставят даже выше, чем функциональность — и это приносит свои плоды.

Вывод: крайне важно создать удобный продукт для пользователей. Чем лучше пользовательский опыт, тем лучше он будет продаваться. И даже крутейший продукт может провалиться из-за кривого дизайна или чрезмерной сложности.

Распространенная ошибка после запуска проекта. Вывести продукт на рынок недостаточно. Нужно еще и постоянно его совершенствовать, подгоняя под требования аудитории.

Ни один из существующих продуктов не сделан сразу идеальным. Кроме, разве что, Pet Rock. Если вдруг не знаете, что это, погуглите — будете удивлены, насколько это гениальная и странная идея.

Неожиданно, но обратная связь может оказаться совсем не такой, какой ее ожидают увидеть разработчики.

Есть один очень интересный пример поведенческой экономики, исследованный еще в 1979 году психологами Канеманом и Тверски:

Сценарий 1. Представьте, что вы собираетесь пойти в кино. Вы открываете бумажник и обнаруживаете, что потеряли купюру в 10$. Вы пойдете в кино в таком случае?

Только 12% респондентов ответили, что не пойдут. У 84% потеря денег не повлияла на их желание пойти в кино.

Сценарий 2. Представьте, что вы собираетесь пойти в кино и заранее купили билет за 10$. Но при входе в кинотеатр обнаруживаете, что потеряли билет. Купите ли вы еще один билет?

54% опрошенных ответили, что нет. И лишь 46% респондентов решили, что купят еще один билет и все же пойдут в кино.

Формально обе ситуации идентичны. Человек теряет бумажку ценностью в 10$. Но в первом случае потеря денег не сказывается на желании посмотреть фильм, а во втором играет значительную роль.

Фидбек клиентов позволяет исключить процесс «угадывания» и понять, как нужно совершенствовать проект, чтобы улучшить его продажи.

Вывод: сразу после запуска проекта необходимо наладить диалог с клиентами. Проще всего это сделать с помощью соцсетей и форм обратной связи. Если прислушиваться к мнению аудитории, то проект быстрее наберет необходимый минимум лояльных клиентов, который поможет ему удержаться на плаву.

Вы видели комиксы «Сова — эффективный менеджер»? Если вдруг нет — посмотрите.

Так вот, один такой «эффективный менеджер» способен загубить весь проект еще на стадии запуска. Но даже и без него нужна высокая слаженность всех членов команды на этапе запуска и соответствие их навыков поставленным задачам.

Ведь даже гуру в программировании на C++ не сможет написать даже несложное приложение на Android.

Правда, даже идеальное соответствие и высокая квалификация участников проекта не гарантируют, что будет легко.

К примеру, один из сооснователей Apple Рональд Уэйн, ушел из проекта уже через 2 недели. Так как он в основном занимался оформлением документов, особого урона это не нанесло. Но что если бы отделился, к примеру, Стив Возняк? Вряд ли Apple было бы сейчас одним из лидеров рынка.

При максимальном энтузиазме и мотивированности все равно есть человеческий фактор. Кто-то из команды может захотеть уйти — и это право каждого. Подобные казусы сложно прогнозировать, но можно смягчить последствия, если вовремя обращать внимания на зарождающиеся конфликты и решать их до того, как они станут причиной серьезных ссор.

Вывод: договариваться про выход из проекта нужно «на берегу», еще до его запуска. Важно, чтобы все участники понимали свой уровень ответственности. И даже минимальные конфликты интересов нужно решать сразу же.

Плохо, когда стартап не нашел финансирования. Но еще хуже, когда полученных денег не хватает для полноценного запуска.

Нарицательным примером подобного можно считать историю проекта Flud.

Flud был создан в 2010 году как агрегатор новостей для мобильных платформ.

На самом старте проект собрал 2,1 миллионов долларов инвестиций — огромная сумма для стартапа. Flud сразу привлек огромное внимание прессы. В первые месяцы после релиза количество новых регистраций доходило до 25 000 за сутки. Проект сразу получил огромную аудиторию — и оказался к ней не готов.

Серверы не выдерживали нагрузок и падали, из-за большого спроса вылезали баги, а пользователи получали негативный опыт и уходили. На исправление багов потребовались большие вложения, но это не спасало — сервис терял аудиторию.

Создатели Flud затем решили выйти в нишу b2b и даже успешно — за полгода заработали полмилиона долларов. Но снова столкнулись с проблемами. Денег снова не хватало, а привлечь новые инвестиции не получилось. Поэтому в 2013 году перспективный проект, который поднял большой хайп на старте, закрылся.

Причины могут быть разные: нерациональное использование средств, плохая финансовая аналитика или даже давление более крупных конкурентов. Но когда деньги заканчиваются прямо посреди запуска, то проект практически всегда обречен.

Вывод: к финансовому планированию нужно подходить тщательно. С инвестором стоит обсудить возможность привлечения дополнительных инвестиций, а после создания MVP можно зайти на краудфандинговые платформы. Но делать это нужно до момента, когда финансы закончатся.

Самая частая причина, почему проекты проваливаются. Если на рынке нет потребности в продукте, то его никто не будет покупать.

При этом сама идея может выглядеть как угодно перспективно, но рынок все равно решит по-своему. Даже топовые проджект-менеджеры не могут точно предсказать, как именно проект будет воспринят целевой аудиторией.

В 2011 году энтузиасты из Болгарии создали абсолютно новый продукт для любителей мобильных игр — руль для iPhone и iPad.

Девайс получил имя KOLOS и был предназначен для удобства игр в гоночки на телефоне. Для компьютеров подобные «гоночные станции» с рулем и педалями продавались на ура, поэтому энтузиасты посчитали, что и для мобильных игр подобный девайс найдет свою аудиторию.

Они ошиблись. Разработка проекта длилась целых три года, но он полностью провалился на стадии краудфандинга. Стационарный руль оказался никому не нужен. Он был слишком громоздким, чтобы играть в общественных местах, а дома такой девайс всецело проигрывал компьютерным гоночным станциям.

И хорошо, если бесполезность продукта выяснится на этапе сбора средств или маркетингового исследования. Ведь если нет, то релиз проекта расставит все точки над «i», но тогда вложенных денег уже не вернуть.

Вывод: какой бы крутой и перспективной ни была идея, нужно проводить детальное маркетинговое исследование, чтобы оценить спрос на нее. Иначе есть шанс, что продукт окажется никому не нужен.

Все эти и еще огромное количество нюансов должен учитывать продакт-менеджер еще на стадии разработки идеи. Конечно, если он хочет, чтобы проект достиг успеха.

И все это только для того, чтобы не допустить провала. А чтобы сделать проект успешным, нужно знать и уметь еще больше. Научиться этому можно на курсе «Product Manager в IT» от SkillFactory.

На курсе вы научитесь:

  • Оперировать топовыми инструментами создания продукта;
  • Использовать бизнес-модели и строить стратегии для развития проекта;
  • Определять потребности и анализировать целевую аудиторию;
  • Проводить исследования, которые реально будут делать продукт лучше;
  • Работать с продуктовой командой и каждым отдельным специалистом;
  • Анализировать продуктовые метрики;
  • Искать рынки для запуска продукта и работать с рисками;
  • Запускать продукт с нуля.

Все это на практике и с детальной проработкой реальных кейсов. Подключайтесь и получите одну из самых высокооплачиваемых профессий современности: https://bit.ly/3jc3hZZ

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null