{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему МООК — тупиковая ветвь онлайн-образования?

Почему студенты регистрируются на онлайн-программы и не заканчивают их? Почему не возвращаются после одного пройденного курса? Есть ли альтернативы массовым открытым онлайн-курсам? Делимся опытом команды Zavtra.Online, подразделением SkillFactory по работе с вузами.

МООК, они же MOOC, Massive Open Online Courses — это интерактивные образовательные курсы, доступные широкой аудитории онлайн. Каждый студент получает комплект видеолекций, текстовых конспектов, домашних заданий и тестов. И работает с ними самостоятельно. Прослушав курс и изучив информацию, участники таких программ, как правило, сдают итоговый экзамен. Именно по этой схеме работает большинство онлайн-курсов — хотя исследования раз за разом показывают, что такое обучение неэффективно.

В этом тексте мы, команда Zavtra.Online, расскажем, опираясь на научные исследования, о том, почему МООК не работают. И о новой системе, которая придет им на смену — исходя из собственного опыта по организации онлайн-программ. Важной частью этой системы мы считаем запуск отдела сопровождения студентов. И расскажем, как сами его выстроили в онлайн-магистратуре «Наука о данных» Zavtra.Online и НИТУ МИСиС, и как обойти подводные камни, которые возникают в процессе.

Набирать популярность МООК начали еще в 2012 году. Проанализировать эффективность этого подхода решили Джастин Райх и Хосе Руиперез-Вальенте, исследователи MIT, изучив статистику крупнейших образовательных платформ Coursera и edX и других образовательных программ и проанализировав данные с 2012 по 2018 год.

И вот какие проблемы МООК они обозначили:

● Эти курсы не удерживают внимание студентов

Среди студентов, начавших проходить бесплатные курсы, в среднем доводят их до конца только 4%. Даже платные программы завершают не все: в 2017-2018 годах сделали это только 46 % учащихся.

● Пройдя один курс такого формата, студенты не приходят на новый

Возвращаются к формату, по оценкам на 2016-2017 годы, всего семь процентов опробовавших его.

● Они не делают образование более демократичным или доступным

Онлайн-программы должны были дать доступ к престижному образованию тем, кто по разным причинам, в том числе финансовым или географическим, не мог себе его позволить. Но среди студентов онлайн-программ престижных школ 70 процентов по-прежнему составляют жители «богатых» стран. Из развивающихся же — всего 1,43 процента студентов.

● И в целом не меняют и не развивают систему образования

Они поддерживают уже существующие системы и образовательные организации. Но не дают того нового взгляда и нового подхода, которого от них ждали.

Последние два пункта — тема для отдельной беседы о путях развития EdTech как индустрии. Пока сосредоточимся на первых двух. Почему же студенты программ МООК не заканчивают обучение, даже оплатив его? Почему не возвращаются после прохождения одного курса?

МООК удобны для самих образовательных институций и для преподавателей — достаточно один раз записать курс, информацию не нужно повторять, не требуется личное присутствие. Но на удобство для студентов этот формат не ориентирован. Теоретически МООК должны облегчить им жизнь: можно заниматься из любой точки мира, самому строить стратегию обучения. Но на практике студенты просто оказываются брошены со всем объемом информации один на один. Такие курсы требуют очень высокого уровня самоорганизации, развитых soft skills — без этого пройти программу просто невозможно. А организаторам, в свою очередь, сложно следить за реальным прогрессом студентов, оценить их вовлеченность и мотивацию, вовремя поддержать.

Чтобы учеба в онлайн-формате была эффективна, показывает наш опыт, не обойтись без отдела сопровождения для студентов.

Мы постоянно проводим опросы среди студентов онлайн-магистратуры по Data Science. И делаем выводы из их ответов. Один из ключевых вопросов — что делает образовательный опыт более комфортным для вас? Часто студенты говорят, что очень важна возможность быстро получать ответы на возникающие в ходе работы вопросы. Все их можно разделить на три основных группы. Первая — вопросы обо всем, что касается самого образовательного процесса: расписаний, сроков, учебных планов и так далее. Вторая — о сложностях с недостатком времени или дисциплины. И, наконец, третья — затруднения с решением задач.

Когда студенты не получают быстрой обратной связи и помощи, они теряют запал и мотивацию учиться. Отдел сопровождения мы создавали, чтобы обеспечить системную оперативную поддержку студентам. Главные роли в нем играют эксперты курсов и кураторы студенческих групп.

Эксперты курсов — это специалисты, которые разбираются в темах учебных дисциплин. Они помогают студентам, если у тех возникают трудности в академических вопросах. Эксперты не выдают готовых верных ответов, а подталкивают учеников к пониманию темы. Их задача — дать комментарии по представленному решению, указать на недочеты, подсказать, на что обратить внимание. Также эксперты следят и за исправлением технических ошибок с нашей стороны, связываясь с авторами заданий и верстальщиками.

Кураторы студенческих групп решают вопросы из первых двух блоков. Они знают всё о своей группе студентов, информируют их о новых задачах и других изменениях, поддерживают в учебном процессе, если видят падение мотивации. Чтобы понимать, насколько успешно куратор взаимодействует с группой, мы опять же проводим опросы — каждую неделю. Респонденты могут не только оценить работу куратора по шкале классического NPS, но и оставить комментарий-характеристику. Часто достаточно и одного слова, чтобы уловить настроение студента.

Страшно ли собирать обратную связь? Очень! Но это лучший способ узнать, как студенты на самом деле восприняли материал. Было ли им слишком легко или слишком трудно, довольны ли они общением с куратором, понятно ли объяснял тему преподаватель. Для нас это возможность стать лучше, усовершенствовать программу и в целом свой подход.

Благодаря таким интервью мы обозначили еще три сферы, над которыми стоило поработать.

Мы недостаточно обеспечили поддержку по учебным задачам.

Мы представляли, что наши студенты — работающие люди, которые будут заниматься в основном вечерами. И поддержка экспертов им понадобится в то же время. Однако некоторые учились и в обеденный перерыв среди рабочего дня. Ответа эксперта им приходилось ждать до вечера. Для многих это критичный момент — вынужденный простой в учебе, потеря ценного времени.

Решение: оперативно запустили поиск новых специалистов и за полторы недели усилили команду.

Проблема: не все студенты оказались готовы к интенсивной учебной нагрузке, необходима была программа адаптации.

Решение: мы предположили внеучебные мероприятия и нетворкинг, чтобы студенты лучше узнали друг друга и быстрее привыкли к учебному ритму. За сентябрь мы провели несколько таких встреч — ведут их кураторы студенческих групп. Первым был Speed dating — быстрые знакомства с заданной темой обсуждения. На «Что? Где? Когда?» студентам предложили задачки, которые им предстояло решать в компании ещё не до конца знакомых коллег. И, наконец, мы устроили мотивационную встречу, где каждый мог поделиться своей историей успеха и решения трудностей.

Мы положились на наш стандартный отработанный годами механизм поддержки.

Проблема: несмотря на отработанную систему письменных консультаций опросы сигнализировали: студентам непонятны ответы, они не всегда довольны помощью экспертов. Мы провели несколько интервью, и поняли, что студенты хотят получать консультации устно.

Решение: мы подключили устные консультации, и это был game changer. Теперь студенты могли выбрать время и забронировать личную консультацию с экспертом. Важный момент в их организации: устные консультации требуют рамок. Нельзя выделить на одного студента 2 часа, а остальных заставить ждать ответа. Поэтому мы продумали график, настроили инструменты для записи (звонки в Slack/Skype/Zoom), ввели правила подготовки вопросов для эксперта перед консультацией. Нам это было важно, чтобы обеспечить комфортный процесс не только студенту, но и сотрудникам, и не допустить выгорания.

Что мы поняли после запуска онлайн-магистратуры? Во-первых, нужно постоянно быть готовыми к переменам. Всех тонкостей предугадать невозможно, но одно понятно точно: без системы сопровождения и управления качеством образовательный процесс сегодня невозможен. Во-вторых, важна постоянная работа со студентами — именно их мнения, их обратная связь помогает наладить работу.

Делать онлайн-образование сегодня — значит в первую очередь строить качественное сопровождение ученика: учитывать его потребности и особенности, контекст его жизни. МООК, которые игнорируют эти важные вещи — формат не современный и не актуальный. Ведь нацелены такие курсы вовсе не на то, что нужно самим студентам.

В Zavtra.Online наша цель — строить современное качественное образование, а значит пробовать новые форматы, быть на связи со студентами, привлекать лучших экспертов и партнеров. И только вперед.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда