{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Мы решили сделать для студентов хакатон — с чего начать?

Хакатоны как элемент обучения

Онлайн-семинар. Студенты не включили камеры, активность низкая. Знакомо?

Подходы к проведению занятий, которые использовались в системе высшего образования в офлайн-формате, в онлайне зачастую не работают. Традиционные лекции и семинары, когда преподаватель транслирует знания, а студенты конспектируют или по очереди высказываются, сегодня не удерживают внимание. В итоге студенты недовольны, преподаватели выгорают.

Убедились в этом, уйдя в 2020 году в интернет, многие образовательные институции. Мы в Zavtra.Online уверены в том, что современное образование должно быть ориентировано на практику! И работаем по принципу Learn by doing. Наши студенты получают не только необходимые теоретические материалы, но и пространство для практики. Мы проводим онлайн-хакатоны, практические семинары, даем задачи от реальных работодателей.

В этом тексте мы, команда Zavtra.Online, расскажем о том, как провели свой первый хакатон — Дататон. Поделимся опытом: как мы его организовали, какие подводные камни успели вовремя обойти, в чем все-таки ошиблись, как исправим это в будущем — и почему главным условием успешной реализации является слаженная командная работа.

Что такое хакатоны и зачем они нужны

Хакатон — это короткий интенсивный период, когда над студентами во время работы нет внешней экспертизы. Участники, объединившись в группу, сообща решают одну общую задачу — и представляют в качестве результата совместный проект.

Цель этого формата — дать студентам набор знаний, которые сложно получить в ходе обычного обучения. Для успеха в работе нужны не только предметные навыки, востребованные в области Data Science, но и soft skills — коммуникационные и организационные. На хакатонах прокачивается критическое мышление, умение работать в команде и в стрессовых ситуациях, преподносить результаты своей работы в понятном виде, навык презентаций, а также навыки product и project-менеджмента в IT-проектах.

Именно поэтому хакатоны — это отличный формат для людей с теоретическими знаниями, желающими получить реальный опыт и уже сейчас пополнить свое портфолио первым проектом.

Как прошел наш первый Дататон

Программа магистратуры "Наука о данных" НИТУ МИСиС рассчитана на два года — то есть четыре семестра. И раз в семестр для студентов мы организуем хакатон. Первый мы посвятили сбору датасета, поэтому и назвали его соответственно — Дататон.

Всего в Дататоне приняло участие 90 наших студентов. Перед ними поставили задачу — собрать датасет, который может использоваться в продукте, основанном на Data Science.

Идею для сбора датасета предлагали сами студенты, с оглядкой на потребности общества или бизнеса — так что актуальность стала одним из главных критериев оценки и выбора победителей.

Оценивать команды мы позвали менторов — специалистов уровня middle и выше из известных в индустрии компаний: Align Technology, Мерлин АИ, Лаборатория Касперского, Huawei и не только.

Студенты разделились на 18 команд по 5-6 человек. По два человека в каждой команде взяли на себя роли product- (фокус на продукте, его актуальности и качестве реализации) и project-менеджеров (фокус на планировании, распределении обязанностей внутри команды, соблюдении сроков) — это было одним из наших условий. Разбились на группы студенты самостоятельно, с учетом личных предпочтений, но с нашей поддержкой — мы организовали этот процесс и следили за тем, чтобы никто не остался без команды.

Вообще же, деление на команды, по мнению сотрудников отдела сопровождения студентов Zavtra Online, оказалось самым сложным этапом: не все сразу готовы смириться с тем, что навыки у членов команды на разном уровне, не все инициативны.

Части сильных студентов мы предложили подумать о лидерстве примерно за неделю до Дататона. Студент, желающий выступить лидером, писал о себе небольшое резюме. И все, кто захотел работать с ним, писали ему в личку. Так собирались команды. Важным условием было, чтобы в каждой команде оказалось не больше двух опытных студентов — нам хотелось, чтобы все команды были в равных условиях.

Хакатон длился шесть дней — за это время команда, чтобы выйти в финал, должна была пройти четыре чекпоинта. За каждый пройденный чекпоинт начислялись баллы. Следить за прогрессом команды могли в специальной таблице, доступной всем участникам и менторам. В последний день студенты защищали собранные датасеты перед приглашенными экспертами. Менторы оценили результаты и дали фидбек.

Собранные датасеты и документацию к ним команды загрузили на GitHub. И каждый участник команды заложил первый кирпичик в свое портфолио дата-сайентиста. Но это не все итоги. Кто-то смог отточить навыки, которые в обычное время использовать приходится редко — например, парсинг данных. Кто-то проникся командным духом. А кто-то радовался уже тому, что смог — преодолел неуверенность в своих силах, на драйве сделал то, что даже не предполагал. Обо всем этом студенты по завершении писали кураторам.

Вот датасеты четырех команд, вышедших в финал. Все они разные: кто-то исследует музыкальный рынок, кто-то — рынок труда IT-специалистов, а кто-то и вовсе — домашних кошек. Но каждый из этих проектов актуален в своей сфере, и может быть использован для того, чтобы что-то усовершенствовать в привычном ходе работы. Датасет с кошками, например, поможет судьям на выставках.

Как мы проектировали свой Дататон

Первые наброски для фреймворка хакатона мы сделали еще в августе, а основную часть работы мы сделали в начале октября — за три недели до старта.

Мы сразу обозначили ряд узких мест в нашей организационной рамке — тех моментов, которые в будущем могут вызвать проблемы. Этот список мы превратили в план действий — и отработали все пункты:

  • неясно, что будет заставлять студентов день за днем идти к цели

Для работы со студентами у нас есть отдел сопровождения. Его команда следит и за мотивацией студентов — отвечает на вопросы, поддерживает и помогает не сдаться на полпути. Такую же поддержку мы обеспечили и всем участникам хакатона — напоминали о чек-поинтах, отвечали на постоянно возникающие вопросы.

  • без примеров выполненных заданий можно столкнуться с их неверной интерпретацией — и с последующей потерей мотивации

Мы составили такие примеры. И добавили баллы за выполнение заданий в срок — для дополнительной мотивации.

  • не прописаны четкие требования к MVP проекта

Мы прописали четкие задачи на каждый чекпоинт и обозначили все критерии оценки.

  • не хватало менторов

Мы быстро нашли людей благодаря email-рассылке по всем участникам ассоциации РУССОФТ — спасибо Ярославу Ромашко, директору по развитию ассоциации.

Совсем без неожиданностей не обошлось. Например, уже накануне Дататона оказалось, что мы не до конца продумали момент с подсчетом голосов — ручной подсчет требует слишком много времени. Помочь вызвалась Елена, руководитель команды проведения и богиня экселя — уже на следующий день у нас появилась таблица для автоматического подсчета баллов из нескольких разрозненных источников.

По сути, успешно завершенный хакатон — результат эффективного взаимодействия команд проведения и продукта. Каждая команда взяла в проработку задачи из своей зоны ответственности, но при этом мы всегда были готовы прийти друг-другу на помощь и помочь советом. Повезло нам и с менторами, которые задавали студентам важные и сложные вопросы и вообще отнеслись к участию очень внимательно и серьезно.

Большинства возможных ошибок мы избежали, просто проработав все узкие места на этапе проектирования — и максимально подробно прописав регламент. Но остались и моменты, которые можно улучшить:

  • Сам процесс защиты в полуфинале/финале может быть более зрелищным. Как это сделать? Например, выводить на экран списки команд с названиями датасетов, добавить элементы интерактива с теми участниками, которые в данный конкретный момент не представляют результаты проделанной работы, а просто слушают;
  • Некоторых участников смутило, что в оценке полуфиналистов принимали участие не только менторы, но и другие команды. Поскольку мы в такой подход верим, для нас это задача коммуникативная - в следующий раз лучше доносить смысл придуманных нами правил;
  • Поняли, что хотим больше заботиться о менторах: обеспечим для них возможность в течение недели проведения дататона отслеживать результаты команд на миро-досках и гитхабе, а за день до защиты отправим результаты команд для предварительного изучения.
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда