Graph Search как объявление войны (мнение)

До прошлого вечера Фейсбук интриговал всех не только фактом внеочередности мероприятия, но и его закрытостью — допущены были только представители англоязычной прессы. Все ожидали дикой сенсации а-ля поглощающего живого бизона Марка или представления ФБсмартфона на потеху Тиму Куку. Все оказалось, с одной стороны, проще, а с другой — интереснее.


Широкой публике в 100-150 человек был представлен новый социальный поиск: крутой и переработанный.

В последние годы нам приходилось читать (больше читать, чем видеть на самом деле) о желании Фейсбука конкурировать с Гуглом: успешнейшая соцсеть планеты против лучшего поисковика. По факту, каждый из оппонентов пошел в другую сферу. И если опыт Г+ можно так и назвать Г, но без знака плюс, то новый социальный поиск, разработанный командой Цукерберга за год, внушает более-менее устойчивый оптимизм.

Фактически он объединил все то, чем силен ФБ: данные. При таком их количестве важнее всего простота поиска и его социальность. Никаких ключевых запросов и максимум социальности. Если вы ищете «Пляжные фото Светы Перетуриной из торгового техникума», то вы найдете их без других Свет и других Перетуриных. По словам Цукерберга и Ко, социальный поиск позволяет найти не только нужное среди друзей, но и новых единомышленников. По сути, это поисковик для чайников, поскольку чайникам не надо думать ровным счетом ни о чем. Разве что запрашивать результаты голосом нет возможности и пока не будет (Кук расслабился).

Но самое главное в социальном графе вовсе не это. Сейчас это доступный для тестирования (по ссылке можно записаться в лист ожидания) сервис, да и разработчики еще и близко не реализовали все задуманное. Самое интересное здесь не столько продукт, сколько идея. А идея заключается в войне, объявленной, во-первых, Гуглу. Всерьез. Ведь если пользователь вдруг не сможет найти что-то в поисковике на ФБ, ему поможет Bing. Объединившись с одним из главных конкурентов Гугла, Марк не оставил пути даже для формального отступления. Даже когда ему задали вопрос из зала в стиле «а чейта вы с Майкрософтом работали, а не с Гуглом», он отметил, что Bing им ближе (#подколол).

Далее на очереди ЛинкедИн. О Фейсбуке как инструменте по поиску сотрудников писали давно и много, но социальный граф теперь выдает более структурированные данные. Получайте, хедхантинговые сервисы.

Форсквер. Мы надеемся, что этот сервис кому-то еще нужен, кроме студентов, пьющих кофе в Старбаксе на деньги родителей и обсуждающих собственные стартапы. Если мы правы, то все равно сервису придется непросто. Для рядового пользователя-нехипстера (есть и такие) нет ничего такого, чего бы Форсквер выдал, а ФБ нет.






Объявив войну всем своим социальным графом, ФБ рискнул, но не очень. То есть, если все провалится, все равно это будет сервис общения номер один. А если нет... мы будем наблюдать за интересным противостоянием гигантов IT-индустрии (глядишь, и Одноклассники вырастут в Киргизии на 17%). Главное сейчас — не переоценить на волне эйфории сам сервис. Его представили фактически сырым: мало того, что разработчики признали эту самую сырость, но еще и неготовность мобильной версии супер-поисковика. Ее попросту нет, и когда она будет реализована – неизвестно. Крутой IT-продукт без мобильной версии вызывает вопросы.

Мы напряженно следили за Домом Зингера, в котором базируется ВКонтакте, и выловили контраргумент:


Получи, Марк!